С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины





Скачать 278.25 Kb.
НазваниеС. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации12.10.2013
Размер278.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования


«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор /И. С. Суровцев/

« » 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Философия

(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Направление подготовки

(шифр и наименование направления)

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


Воронеж

2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования



(указывается шифр и наименование укрупненной группы)

направления (профиля)

(указывается шифр и наименование направления (профиля)

Программу составили:



доцент кафедры философии, социологии и истории, к.и.н Е. А. Волкова

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Заведующий кафедрой, профессор, доктор философских наук А. А. Радугин

(фамилия, и. о., подпись)

«_____» 2011г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии, социологии и истории «_____» 2011 г. протокол №

Заведующий кафедрой

(фамилия, и. о., подпись)
1. Цели освоения дисциплины

1.1 Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования у студента общекультурных и профессиональных компетенций и применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни.

1.2 Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами;

  • введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием;

  • умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

  • умение использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

  • умение использовать в практической жизни философские и общенаучные методы мышления и исследования;

  • умение демонстрировать способность и готовность к диалогу по проблемам общественного и мировоззренческого характера, способность к рефлексии;

  • овладение навыками анализа и восприятия текстов, имеющих философское содержание;

  • овладение навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации;

  • овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи;

  • овладение базовыми принципами и приемами философского познания.


2. Mecтo дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Философия в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Философия» (1.1.1.) относится к базовой (обязательной) части Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б.1)

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Дисциплина «Философия» призвана сформировать широкий мировоззренческий горизонт

будущего специалиста, а также заложить методологические основы и послужить теоретической базой для дальнейшего получения глубоких знаний по другим предметам социально-гуманитарного цикла, таких как «Социология», «Политология», «Культурология».

2.2.Межпредметная связь

Научный понятийный аппарат

Философские темы и понятия

1

2

Физический контекст: механика, инерция, движение, покой, понятие атома, закон всемирного тяготения.


Античная философия (первоосновы мира, атомистическая теория), философия эпохи Возрождения и Нового времени (механицизм, деизм, понятия субстанций), учение о бытии (картина мира). Учение о развитии.

Логический контекст: диалектическая логика. Гносеология. Методы мышления, математические и экспериментальные методы. Понятие тезиса и антитезиса.


Античная философия (формальная логика Аристотеля). Философия эпохи средневековья (возможности познания, проблемы доказательства бытия божьего), Нового времени и немецкой классической эпохи (диалектика, ее категории и формула, методы философского исследования), философия XX в.

Исторический контекст: история развития мировых цивилизаций. Социально-исторические формации. Формы государственного правления.

История философской мысли. История философии науки и техники. Исторический материализм философии XX в. Будущее человечества.

Психологический контекст: понятие души, духовности, сознание, подсознание, воображение, идея, мотивация, внутренняя свобода, совесть, понятие страха, целеполагание.

Античный антропоцентризм и современная антропология. Проблемы познания (гностики, агностики, скептики) и сознания. Этические проблемы философии XIX – XX вв. Психоанализ.

Астрономический и географический контекст: солнечная система, планеты, географические открытия, географическое положение.

Генезис философии. Геоцентризм и гелиоцентризм, космоцентризм и космизм в философии античности, Возрождения и на современном этапе.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

3.1. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК – 2);

- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, профессионального саморазвития и самосовершенствования. (ОПК – 11);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства (ОПК – 3).

3.2 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OK-1);

-способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

-способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-З);

-способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (OK-11);

- способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8);

- способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (ОК-1З)

3.3 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем (ПК - 1)

-способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания

гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ПК-2);

- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ПК-6);

- способностью использования отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- предмет философии, место роль философии в культуре, основные направления, школы

философии и этапы ее исторического развития; структуру философского знания;

- общее представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- теоретические представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе; о системах религиозных, нравственных и интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях; о роли духовных ценностей в творчестве и повседневной жизни человека;

- о многообразии рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

- структуру и методы научного познания, в том числе и социально-гуманитарного, современные философские модели научного знания;

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в

человеке, отношения человека к природе, возникших в современную эпоху противоречий технического развития и кризиса существования человека в природе;

- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

- глобальные проблемы современности;

- содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного

развития;

- иметь представление о взаимодействии цивилизаций и сценарии будущего.

Уметь:

- грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию представленной

научной дисциплины;

- мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, педагогической и социально-политической информации;

- логично мыслить, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- критически оценивать различные теории, гипотезы и методы научно-гуманитарного

знания;

- оценивать окружающие социальные явления с точки зрения моральных ценностей;

- демонстрировать понимание профессиональной и этической ответственности;

- демонстрировать понимание влияния профессиональных проблем и их решений на

общество и мир в целом;

- демонстрировать понимание необходимости и стремления обучаться в течение всей

жизни;

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские

проблемы.

Владеть:

- элементарным философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий

философии);

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной

точки зрения;

- приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.

4. Структура и содержание дисциплины «Философия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов (из них: 70

часов аудиторной нагрузки – 40 часов лекции, 24 часа семинары, 6 часов КСР; 38 часов –

самостоятельной работы).

Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (4), включает лекционные, практические занятия, КСР и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины «Философия» разделено на три модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.


№ п/п

Раздел дисциплины

(D

Неделя, семестр




Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной атте­стации (по семестрам)










Л

П С.Р К. Р.




1

Философия и ее роль в жизни общества





















Тестирование

2

Философские проблемы и категории. Бытие, сознание и познание


познание.



















Тестирование

3

Человек и общество в философии



















Тестирование




Темы, разделы дисциплины

Количество часов (зачетных единиц)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество компетенций

Раздел 1

Философия и ее роль в жизни общества




ОПК-2

ОК - 1

ПК - 1

ОПК-3

ПК- 2

ПК-6

ОПК - 11

О К - 2

ОК - 3

ПК - 10

10

1.1. Философия в системе мировоззрения




ОК - 1

ОПК - 2

ПК - 1

ПК - 2

ПК - 6




ОПК - 3










6

1.2 Исторические типы философии




ОПК - 11

ОК - 2

ПК - 10

ПК - 1



















4

1.3. Современная философия Основные направления и школы




ОК - 3

ОК - 1

ОПК - 2

ПК - 2

ПК - 6

ПК - 10

ОПК - 3










7

Раздел 2. Философские проблемы и категории. Бытие, сознание и познание




ОК - 8

ОПК - 2

ПК - 1

ПК - 2

ОПК - 3

ОПК - 11

ПК - 6

О - 11К

ОК - 13




9

2.1. Онтология (учение о бытии). Диалектика (учение о развитии)




ОК - 8

ОК - 11

ОПК - 2

ПК - 1

ПК - 2
















5

2.2. Проблема сознания в философии. Гносеология (учение о познании).




ОК - 13

ОПК - 3

ПК - 6

ПК - 1



















4

2.3. Научное познание. Философские проблемы науки и техники.




ОК - 8

ОК - 11

ПК - 2

ОПК - 11



















4

Раздел 3 . Человек и общество в философии.




ОК - 1

ОК - 2

ОК - 3

ПК - 6

ОПК - 2

ПК - 10

ПК - 1

ПК - 2

ОПК - 3

ОПК - 11

10

3. 1. Философская антропология. Природа человека и смысл его существования.




ОПК - 2

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 3

ОПК - 3 - 2
















5

3.2 .Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).




ОПК - 11

ОК - 3

ПК - 6

ОПК - 2



















4

3.3. Учение об обществе. Социальная философия. Будущее человечества.




ОК - 2

ОК - 1

ОПК - 3

ПК - 10

ПК - 1

ОПК - 11













6

5 Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:

Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками, контекстная лекция.

Семинарские занятия: кейс-технология, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.

Самостоятельная работа:  логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач, выполнение познавательных заданий.

5.1.

п/п


Модули и разделы дисциплины


Темы занятий, трудоемкость

1

1.1

Семинар 1 (2 часа) Философия. Ее предмет и методы. Функции философии.

Семинар 2 (2 часа) Мировоззрение. Его структура. Типы мировоззрения.

1.2

Семинар 3 (2 часа) Исторические типы философии. Античность, Средневековье, Возрождение.

Семинар 4 (2 часа) Исторические типы философии. Новое время. Просвещение. Немецкая классическая философия. Русская философия.

1.3

Семинар 5 (2 часа) Современная западная философия.

Семинар 6 (2 часа) Современная отечественная философия. Итоги модуля 1.

2

2.1

Семинар 7 (2 часа) Онтология.

Семинар 8 (2 часа) Диалектика.

2.2

Семинар 9 (2 часа) Отражение и сознание.

Семинар 10 (2 часа) Гносеология.

2.3

Семинар 11 (2 часа) Научное познание.

Семинар 12 (2 часа) Наука и техника. Итоги модуля 2.

3

3.1

Семинар 13 (2 часа) Философская антропология.

Семинар 14 (2 часа) Человек как биосоциальное существо.

3.2

Семинар 15 (2 часа) Ценности. Этика.

Семинар 16 (2 часа) Защита групповых проектов.

3.3

Семинар 17 (2 часа) Социальная философия и философия истории.

Семинар 18 (2 часа) Будущее человечества. Устойчивое развитие. Итоги модуля 3 и курса "Философия".

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6. 1. Вопросы для текущего контроля:

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconИфп / В. М. Журавлев / 2011 г. Согласовано: Директор ицмиМ / В. М....
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол от «26»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины культурология 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Форма рабочей программы дисциплины утверждена Методическим советом академии 03. 10. 2011 г
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, «26»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Русского...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины информатика 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100400....
Технологии туристско рекреационного проектирования и освоения территорий: рабочая программа учебной дисциплины / Н. Г. Корнева. Оренбург...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык 2011 г
Рабочая программа дисциплины огсэ. 03. Иностранный язык (английский) разработана на основе Федерального государственного образовательного...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2011
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура 2011. г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220700. 62, утвержденным приказом Минобрнауки от...
С. Суровцев/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220700. 62, утвержденным приказом Минобрнауки от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск