РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 151902.03 Станочник.
Организация-разработчик: ФГУ СПО «Тамбовский политехнический техникум» Разработчик:
Проскурякова И.С.- преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 15
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 17
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО: 151902.03 Станочник (металлообработка). 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина является профильной общеобразовательной. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цели:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа;
самостоятельной работы обучающегося 41 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 145
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 104
| в том числе:
|
| практические занятия
| 61
| контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 41
| в том числе:
|
| индивидуальное проектное задание
| 13
| работа с учебной и справочной литературой
| 3
| подготовка доклада
| 4
| подготовка реферата
| 9
| решение вариативных задач
| 9
| подготовка отчета
| 3
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
| 1
| 1
| Раздел 1. Информационная деятельность человека
|
| 14
|
| Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
| Содержание учебного материала
| 2
| Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
| 1
| Практические занятия
| 3
|
| Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка доклада на тему: «Поколения ЭВМ».
| Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека
| Содержание учебного материала
| 2
| Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
| 1
| Практические занятия
| 3
|
| Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернет.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 2 Информация и информационные процессы
|
| 48
|
| Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
| Содержание учебного материала
| 3
| Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
| 1
| Представление информации в двоичной системе счисления.
| 2
| Практические занятия
| 5
|
| Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления».
Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в различных системах счисления».
| Тема 2.2. Основные информационные процессы
| Содержание учебного материала
| 6
| Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
| 1
| Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
| 2
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| Практические занятия
| 14
|
| Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.
Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Передача информации между компьютерами.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 6
| Индивидуальное проектное задание на тему: «Система объектно-ориентированного программирования Delphi»
| Тема 2.3. Управление процессами
| Содержание учебного материала
| 1
| Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
| 1
| Практические занятия
| 5
|
| АСУ различного назначения, примеры их использования. Оборудование с числовым программным управлением. Использование различных видов АСУ на практике.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка реферата на тему: «Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
|
| 37
|
| Тема 3.1. Архитектура компьютеров
| Содержание учебного материала
| 4
| Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
| 1
| Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
| 2
| Практические занятия
| 6
|
| Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 5
| Подготовка реферата на тему: «Многообразие компьютеров».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Устройства обработки видео- и аудиоинформации».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера».
| Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть
| Содержание учебного материала
| 2
| Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
| 2
| Практические занятия
| 3
|
| Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Работа с сетевыми операционными системами. Системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
|
| Контрольная работа по темам 3.1 и 3.2
| 1
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| Подготовка доклада на тему: «Сетевые операционные системы».
Подготовка отчета на тему: «Администрирование локальной компьютерной сети».
| Тема 3.3. Безопасность. Защита информации
| Содержание учебного материала
| 2
| Защита информации, антивирусная защита.
| 1
| Практические занятия
| 2
|
| Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка доклада на тему: «Эргономика программного обеспечения».
| Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
| 38
| Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
| Содержание учебного материала
| 1
| Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
|
| Подготовка доклада на тему: «Системы искусственного интеллекта».
| Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем
| Содержание учебного материала
| 1
| Настольные издательские системы: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
| 1
| Практические занятия
| 4
|
| Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| Индивидуальное проектное задание на тему: «Основы работы в издательской системе PageMaker».
| Тема 4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц
| Содержание учебного материала
| 3
| Динамические (электронные) таблицы. Математическая обработка числовых данных.
| 1
| Практические занятия
| 5
|
| Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Решение вариативных задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
| Тема 4.4. Представление об организации баз данных и СУБД
| Содержание учебного материала
| 1
| Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
| 2
| Практические занятия
| 4
|
| Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Индивидуальное проектное задание: «База данных «Студенты техникума».
| Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики
| Содержание учебного материала
| 1
| Программные среды компьютерной графики и черчения, мультимедийные среды.
| 1
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| Практические занятия
| 6
|
| Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.
Демонстрация систем автоматизированного проектирования.
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Индивидуальное проектное задание: «Создание фильма»
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
|
| 21
| Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
| Содержание учебного материала
| 2
| Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Методы создания и сопровождения сайта.
| 1
| Практические занятия
| 1
|
| Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
Создание и сопровождение сайта.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка реферата на тему: «Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа».
|
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях
| Содержание учебного материала
| 3
|
| Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
| 1
| Практические занятия
| 1
|
| Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Индивидуальное проектное задание на тему: «Видеоконференция, интернет-телефония».
| Зачет
| 2
| Всего:
| 145
|
|