Департамент образования Вологодской области
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»
______________ Е.О. Быкова
«____» ___________20____г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО). Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ (базовый уровень) 2008г. для специальностей 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (химическая отрасль), 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Организация - разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчик: Каштанова Оксана Геннадьевна - преподаватель первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО с
методической комиссией
Руководитель:
_______________/О.А.Балдычева/
и рекомендовано к применению
«__» _______20__г.
№ _______
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации программы учебной дисциплины | 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ (базовый уровень) 2008г. в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) для специальностей 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (химическая отрасль), 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы. Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению эстетических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 124
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 95
| в том числе:
|
| практические занятия
| 48
| контрольные работы
| 8
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 29
| в том числе:
| систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям преподавателя);
поиск и использование необходимой информации из различных источников для подготовки рефератов;
подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ;
проведение исследовательских работ.
| Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
|
| Раздел 1. Информация и информационные процессы
| 35/9
|
| Тема 1.1. Информация и ее свойства
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
| 1
| Информация. Основные свойства информации. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике.
|
| 2
| Измерение информации. Представление информации. Представление числовой информации. Системы счисления. Кодирование информации.
|
| 3
| Логическая информация. Основы логики. Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера
|
| Практические занятия
| 8
| 1
| Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, При вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
| 2
| Представление информации в компьютере. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы в другую, вычисления в позиционных системах счисления.
| 3
| Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
| 4
| Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Решение логических задач.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| 1
| Поиск и использование информации из различных источников для подготовки реферата по теме «Информация и ее свойства»
| Тема 1.2. Информационные процессы
| Содержание учебного материала
| 5
| 2
| 1
| Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора
|
| 2
| Хранение информации, выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Управление.
| 3
| Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Защита информации. Методы защиты.
|
| 4
| Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
| 5
| Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции.
| Практические занятия
| 8
| 2
| 1
| Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
|
| 2
| Поиск информации. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
| 3
| Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
| 4
| Составление алгоритмов для решения различного типа задач.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| 2
| 1
| Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ
|
| Тема 1.3. Информационные модели
| Содержание учебного материала
| 3
| 2
| 1
| Основные этапы моделирования. Формализация и структурирование задач из различных предметных областей в соответствии с поставленной целью. Оценка адекватности модели.
|
| 2
| Понятие информационной модели как модели, описывающей информационные объекты и процессы. Информационные модели внешнего и внутреннего представления информации.
| 3
| Построение информационной модели данной задачи. Информационная модель информационного объекта, сопоставленного с реальностью. Использование информационных моделей.
| Практические занятия
| 5
| 2
| 1
| Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация задач из различных областей. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
|
|
| 2
| Исследование моделей. Определение результатов выполнения алгоритма по его блок-схеме
|
| 3
| Моделирование процессов управления. Управление работой формального исполнителя.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| 2
| 1
| Создание информационных моделей на графах и табличных информационных моделей.
|
| Контрольная работа «Информация и информационные процессы»
| 2
| 3
| Раздел 2. Информационные технологии
| 55/17
|
| Тема 2.1. Средства информационных и коммуникационных технологий
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
| 1
| Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
|
| 2
| Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
| 3
| Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
| Практические занятия
| 6
| 2
| 1
| Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройки BIOS и загрузка операционной системы.
|
| 2
| Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
| 3
| Работа в локальной сети
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| 2
| 1
| Поиск и использование информации из различных источников для подготовки рефератов по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий»
|
| Зачетная работа за 1 семестр
| 2
| 3
| Тема 2.2. Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Содержание учебного материала
| 9
| 2
| 1
| Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
|
| 2
| Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
|
|
| 3
| Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
| 4
| Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
| Практические занятия
| 18
| 2
| 1
| Создание и преобразование информационных объектов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида
|
| 2
| Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.
| 3
| Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
| 4
| Создание и форматирование растровых и векторных графических изображений.
| 5
| Создание мультимедийных презентаций
| Самостоятельная работа обучающихся
| 10
| 2
| 1
| Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ
|
| 2
| Создание электронного портфолио личных достижений обучающихся
| 3
| Создание учебной презентации по любому из изучаемых предметов
| Тема 2.3. Телекоммуникационные технологии
| Содержание учебного материала
| 9
| 2
| 1
| Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
|
| 2
| Методы создания и сопровождения сайта.
| 3
| Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
| Практические занятия
| 3
| 2
| 1
| Создание Web-страницы. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Формирование текста и размещения графики. Гиперссылки на Web-страницах.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| 2
| 1
| Разработка Web-сайта на заданную тему.
|
| Контрольная работа по теме «Информационно-коммуникационные технологии»
| 2
| 3
| Раздел 3. Социальная информатика
| 5/3
|
| Тема 3.1. Информационная деятельность человека
| Содержание учебного материала
| 3
| 2
| 1
| Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
|
| 2
| Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.
| 3
| Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| 2
| 1
| Поиск и использование информации из различных источников для подготовки проекта «Знания которые нужны»
|
| Итоговый дифференцированный зачет
| 2
| 3
| Всего:
| 95/29
|
|
|