Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и
информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в профессиональной
деятельности
2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 050141 «Физическая культура». Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» Разработчик:
Емельянова М.С., преподаватель информатики и ИКТ ТОГОУ СПО «Педагогический колледж».
Рекомендована научно-методическим советом ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» Протокол научно-методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации учебной дисциплины | 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в профессиональной
деятельности 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050141 «Физическая культура».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах по профессиональной подготовке по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 050148 «Педагогика дополнительного образования», 050144 «Дошкольное образование». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является частью математического и общего естественнонаучного цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных образовательных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 126
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 84
| в том числе:
|
| лабораторные работы (не предусмотрены)
| -
| практические занятия
| 36
| контрольные работы
| 6
| курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 42
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)
| -
| Подготовка рефератов, докладов, сообщений
| 5
| Практические работы
| 15
| Работа с дополнительными электронными источниками
| 3
| Творческие, проектные, исследовательские работы
| 3
| Контрольные работы
| 1
| Внеаудиторная самостоятельная работа
| 15
| Итоговая аттестация в форме экзамена
| 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
| Информационные технологии и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
| 56
|
| Тема 1.1 Технические
средства
информационных технологий
| Содержание учебного материала
| 5
| 1
| Устройство компьютера
Архитектура ПК. Устройства ввода, вывода, памяти. Внутренние устройства ПК.
| 2
| 2
| История развития вычислительной техники.
Поколения ЭВМ, основные характеристики каждого поколения. Классификация ПК. Сферы применения современных компьютеров.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Архитектура персонального компьютера. Принципы фон Неймана.
2. Настройка аппаратного обеспечение персонального компьютера
3. Виртуальное путешествие в историю компьютера
| 3
| Контрольные работы (не предусмотрены)
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление и оформление реферата по одному из видов аппаратного обеспечения ПК
2. Составление и оформление структурно-логических схем по пройденной теме
3. Создать презентацию по Истории развития ЭВМ (Примерные темы: «Характеристика первого (второго, третьего, четвертого) поколения ЭВМ», «Устройства вывода (ввода) информации», «Устройства памяти», «Сферы применения современных компьютеров»)
| 4
| Тема 1.2. Программное
обеспечение
информационных
технологий
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Базовое программное обеспечение (ПО)
Классификация ПО для современного ПК. Операционная система. Сервисное ПО. Программы технического обслуживания. Инструментальное ПО
| 3
| 2
| Прикладное программное обеспечение
Прикладное ПО общего назначения, методо-ориентированное ПО, проблемно-ориентированное ПО. Прикладное ПО глобальных сетей.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Организация работы в среде ПСПО. Справочная система
2. Установка программного обеспечения в ОС Linux
3. Подбор программного обеспечения в соответствии с предстоящим видом деятельности
4. Защита от компьютерных вирусов
| 3
| Контрольные работы
1. Контрольная работа по темам «Технические средства информационных технологий», «Программное обеспечение информационных технологий»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление и оформление реферата по одному из видов программного обеспечения ПК
2. Работа с дополнительными источниками информации
3. Создать презентации о компьютерных вирусах, о способах защиты информации
4. Выполнить исследовательскую работу «Соответствие программного обеспечения ОС Windows и Linux»
| 6
| Тема 1.3. Компьютерные
сети
| Содержание учебного материала
| 14
|
| 1
| Базовые принципы организации компьютерных сетей
Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Протоколы.
| 3
| 2
| Информационные ресурсы сети Интернет
Всемирная паутина. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Электронная почта. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
| 3
| Возможности использования сети Интернет в профессиональной деятельности
Роль Интернет для решения информационных задач. Форумы, чаты, телеконференции. Достоинства и опасности Интернет. Интернет и авторское право. Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Образовательные Интернет-проекты негосударственных учреждений. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы (обзор).
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Передача и получение данных по локальной сети
2. Работа с электронной почтой
3. Поиск информации в Интернете (приемы простого поиска информации, морфология языка запросов, использование знака «+», знака «-», кавычки в построении запроса)
4. Обзор образовательных сайтов и порталов
5. Файловые архивы
6. Электронная коммерция
| 5
| Контрольные работы
1. Контрольная работа (тестирование) по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся:
| 10
| 1. Провести сравнительный анализ задаваемых запросов в браузере
2. Отправить поздравительную открытку другу, преподавателю электронным письмом
3. Определить значение некоторых слов средствами электронных словарей, энциклопедий
4. Регистрация на образовательном портале учителей
5. Реферат «Аппаратное обеспечение проводных и беспроводных сетей», «Программное обеспечение сетей», «История развития сети Интернет»
6. Создать презентации на темы «Топология сетей», «Услуги Интернета»
7. Творческая работа «Интернет – друг или враг?»
|
|
| Раздел 2.
| Современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий
| 16
|
| Тема 2.1 Методика использования технических средств обучения, контроля и оценки в работе с детьми
| Содержание учебного материала
| 5
| 1
| Использование вычислительной техники в обучающем процессе.
Санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности при использовании ТСО. Основные виды технических средств обучения, контроля и оценки.
| 2
| 2
| Методика использования электронно-вычислительной техники в работе с детьми
Использование вычислительной техники в обучающем процессе. Методика использования компьютерных программ в работе с детьми.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Разработка сценария занятия с использованием современных технических средств в воспитании и обучении детей
2. Визуальные технические средства. Работа с проекционной аппаратурой. Использование интерактивной доски.
3. Разработка сценария занятия с использованием новых информационных технологий
4. Ознакомление с учебно-методическими комплексами и программными продуктами
| 4
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
| Контрольные работы
| 1
| 1. Контрольная работа по теме «Методика использования технических средств обучения, контроля и оценки в работе с детьми»
| Самостоятельная работа учащихся
1. Оформить памятку о правилах безопасности при использовании компьютера
2. Разработка сценария занятия с использованием традиционных технических средств в воспитании и обучении детей
3. Компьютерно-игровое занятие со школьниками на выбранную тему
4. Работа с дополнительными источниками информации
5. Выполнить домашнюю контрольную работу
| 6
| Раздел 3.
| Основные технологии работы с информационными объектами
| 54
| Тема 3.1 Технология
подготовки
текстовых
документов
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Классификация и возможности текстовых редакторов, процессоров
Текстовые процессоры. Текстовые редакторы. Возможности. Виды текстовых процессоров и редакторов. Форматы текстовых документов
|
| 3
| 2
| Основные приемы работы в текстовом процессоре
Редактирование и форматирование текста. Создание, редактирование и форматирование таблиц, формул, диаграмм и рисунков.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Редактирование и форматирование документа, создание списков, колонок
2. Создание и форматирование таблиц
3. Организация печати документа
| 5
| Контрольные работы (не предусмотрены)
|
| Самостоятельная работа учащихся
1. Выполнение практических заданий по пройденному материалу
2. Выполнение тестирования по теме «Текстовые редакторы»
| 4
| Тема 3.2.
Технология
обработки
числовых
данных
| Содержание учебного материала
| 3
| 1
| Классификация и возможности табличных процессоров
Виды табличных процессоров. Элементы электронных таблиц. Типы данных. Функции и формулы.
| 3
| 2
| Основные приемы работы в табличных процессорах
Абсолютная и относительная адресация ячеек. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм. Решение вычислительных задач с помощью табличного процессора. Применение ЭТ в математике и физике.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Ввод текстовых и числовых данных, формул, функций
2. Создание тестов в среде ЭТ
3. Построение графиков функций
4. Решение вычислительных задач, логических задач
5. Составление отчета преподавателя с помощью ЭТ и текстового процессора
| 6
| Контрольные работы
1. Контрольная работа по темам «Технология подготовки текстовых документов», «Технология обработки числовых данных»
| 1
| Самостоятельная работа учащихся
1. Выполнение практических заданий по пройденному материалу
2. Составление и оформление структурно-логических схем по пройденной теме
| 3
| Тема 3.3.
Технология
использования
систем
управления
базами
данных
| Содержание учебного материала
| 3
| 1
| Понятие базы данных
База данных. Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных. Свойства баз данных
| 3
| 2
| Системы управления базами данных
Классификация и возможности систем управления базами данных. Элементы СУБД. Этапы создания СУБД. Обработка данных в базе данных. Реляционные базы данных.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
| -
|
| Практические занятия
1. Создание и редактирование структуры таблицы
2. Создание запросов для работы с записями базы данных
3. Создание форм и отчетов по работе с записями базы данных
4. Создание подчиненных форм в базе данных
| 4
| Контрольные работы (не предусмотрены)
|
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Создание базы данных своей группы
2. Создать запросы (простые и сложные) по имеющейся базе данных класса
3. Подготовка рефератов «История создания СУБД»
| 3
| Тема 3.4.
Технология
работы
с мультимедийными
презентациями
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Современные способы организации презентаций
Понятие презентации, мультимедиатехнологий. Структура компьютерных презентаций.
| 3
| 2
| Основные приемы работы в ПО для создания презентаций
Разработка презентаций. Вставка рисунков, диаграмм. Различные макеты слайдов. Анимация в презентации. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Создание тематических компьютерных презентаций
2. Создание тематической компьютерной презентации с использованием анимации
| 3
| Контрольные работы
1. Контрольная работа по темам «Технология использования систем управления базами данных», «Технология работы с мультимедийными презентациями»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление и оформление тематического теста в среде программы для создания презентаций
2. Выполнение практических заданий по пройденному материалу
| 4
| Тема 3.5.
Технология
обработки
графических
данных
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Классификация и возможности графических редакторов
Растровая и векторная графика. Графические редакторы. Форматы графических редакторов.
| 3
| 2
| Основные приемы работы в векторных и растровых графических редакторах
Редактирование изображений в растровых и векторных графических редакторах. Сохранение графических файлов.
| Лабораторные работы (не предусмотрены)
|
|
| Практические занятия
1. Работа со встроенным векторным редактором
2. Создание и редактирование растрового изображения
3. Работа с фрагментом растрового изображения
| 3
| Контрольные работы
1. Итоговая контрольная работа по темам раздела 2 «Современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление и оформление тематического кроссворда по пройденному материалу
2. Выполнение практических заданий по пройденному материалу
| 2
| Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)
| -
|
| Всего:
| 126
|
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лабораторий «Информатики и информационно-коммуникационных технологий», мастерских не предусмотрено, кабинетов не предусмотрено. Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
- информационные стенды,
- учебные столы, мягкие стулья,
- учебная доска,
- комплект учебно-методической документации,
- наглядные пособия,
- блок диагностических методик (в том числе и на электронных носителях),
- аудиоматериал,
- видеоматериал. Технические средства обучения:
- персональные компьютеры с выходом в Интернет, - музыкальный центр,
- DVD-плеер,
- телевизор,
- цифровой фотоаппарат,
- музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 187 с.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие для студ.сред.проф.образования / Е.В.Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
Информатика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; под ред. Е.К.Хеннера. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 848с.
Практикум по информатике. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; под ред. Е.К.Хеннера. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608с.
Информатика. Задачник-практикум в 3 частях. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том.2. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 294 с.: ил.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб.пособие для сред.проф.образования / Е.В.Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256с.
Практикум по информатике: учеб.пособие для сред.проф.образования / Е.В.Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 192с.
Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб.пособие для средних учебных заведений / А.В.Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
Дополнительные источники:
Информатика. 10 класс / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 165 с.
Информатика. 11 класс / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 139 с.
Информатика: учебник. 3-е перераб.изд. / Под ред.проф. Н.В.Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2006. 768 с.
Интернет-источники:
http://download.iteach.ru/education/common/en/resources/eo/course_resources /Search/Research/Educational/Educational_Sites.htm
Образовательный сервер тестирования http://www.rostest.runnet.ru
Открытый колледж (химия, математика, физика, астрономия и т.д.) http://www.college.ru
Каталог образовательный ресурсов на федеральном «Российском общеобразовательном портале» http://www.school.edu.ru/catalog.asp
Электронный учебник по информатике. Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. http://inf/e-alekseev.ru/text
Электронный учебник по информатике. Шауцукова Л.З. http://book.kbsu.ru
Электронный учебник по базам данных и электронным таблицам. http://www.school120.pisem.net/inform_s.html
Электронный учебник по информатике http://informaks.narod.ru/index.htm
Преподавание информатики школьникам. Материалы и задания к занятиям 10-х классов http://updates.msiu.ru/pub/education/FSF-Windows/materials/schools/10.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
1. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
|
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Творческая работа
Практическая работа
Контрольная работа
| 2.Применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;
| 3. Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
| Знания:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
| Практическая работа Практическая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Практическая работа
Тестирование
Практическая работа
| - основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных образовательных программных средств;
| - возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности
| - назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности
|
Разработчики:
ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» преподаватель Емельянова М.С.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|