Рабочая учебная программа по информатике для 10-11 классов. Пояснительная записка. Программа рассчитана на изучение курса “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” в основной и полной средней школе как профильной (на базовом уровне), так и универсальной.
Нормативной основой для данной программы является “Обязательный минимум содержания основных образовательных программ”, утвержденный приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089
Предлагаемая программа имеет системно-информационный характер; ее целью является формирование у учащихся системно-информационного взгляда на мир, включающего абстрагирование, моделирование и алгоритмическое мышление, а также навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), достаточных для успешной последующей деятельности в условиях информационного общества.
Курс содержит 3 содержательные линии, проходящие через все темы курса: мировоззренческую, логико-алгоритмическую и Интернет-технологическую.
Мировоззренческая линия формирует у обучаемых системно-информационную картину мира, рассматривающую функционирование систем различной природы на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Логико-алгоритмическая линия формирует навыки алгоритмического и логического мышления, проектной работы и моделирования.
Интернет-технологическая линия формирует навыки использования всего многообразия цифровых вычислительно-информационных ресурсов.
Элементы каждой из линий могут присутствовать в материалах одного урока.
Содержание программы. Учебно-тематический план для 10 классов №
| Разделы, темы.
| Кол.
час.
| Формы деятельности учащихся.
| Формы и виды контроля.
| Сроки.
| 0
| Введение в курс информатики 10 класс. Техника безопасности.
| 2
| Лекция.
| Создание теста по ТБ.
| 1.09-
12.09
| 1
| Информация
| 6
| Лекция, просмотр презентации, решение задач.
| Контрольное тестирование №1,
Контрольная работа №1
| 13.09-
3.10
| 2
| Системы исчисления.
| 6
| Лекция, просмотр презентации, решение задач.
| Контрольное тестирование №2,
Контрольная работа №2
| 4.10-
24.10
| 3
| Аппаратное и программное обеспечение ПК.
| 8
| Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа.
| Контрольное тестирование №4,
Практическая контрольная работа №4
| 25.10-
21.11
| 4
| Операционная система
| 6
| Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа.
| Контрольное тестирование №,
Практическая контрольная работа №4
| 22.11.-
12.12
| 5
| Компьютерные сети
| 6
| Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа.
| Контрольное тестирование №5
Практическая контрольная работа №5
| 13.12-
1.01
| 6
| Текстовая информация и компьютер.
| 8
| Лекция, практическая работа по созданию реферата
| Защита реферата
| 17.01-
13.02
| 7
| Компьютерные презентации.
| 8
| Лекция, практическая работа по созданию презентации.
| Демонстрация презентации
| 14.02-
13.03
| 8
| Табличные вычисления на компьютере.
| 8
| Лекция, практическая работа.
| Контрольное тестирование №5
Практическая контрольная работа №5
| 14.03-
17.04
| 9
| Основы построения WEB-сайта
| 10
| Лекция, практическая работа по созданию сайта.
| Контрольное тестирование №6
Демонстрация WEB-сайта.
| 18.04-
29.05
| ИТОГО:
| 68
|
|
|
|
Учебно-тематический план для 11 классов №
| Разделы, темы.
| Кол. час.
| Формы деятельности учащихся.
| Формы и виды контроля.
| Сроки.
№ уч. Недели.
| 0
| Введение в курс информатики 11 класса
| 2
| Лекция.
| Создание теста по ТБ.
| 1.09-
12.09
| 1
| Кодирование информации
| 6
| Лекция, просмотр презентации, сам. работа.
| Контрольное тестирование №1
| 13.09
3.10
| 2
| Логические основы ЭВМ
| 6
| Лекция, просмотр презентации, сам. работа.
| Контрольная работа №2
| 4.10
24.10
| 3
| История развития ЭВМ
| 8
| Лекция.
| Контрольное тестирование №3
| 25.10
28.11
| 4
| Программное обеспечение компьютера.
| 6
| Лабораторная работа.
Самостоятельные работы «Изучаем Windows» , «Изучаем Word», «Изучаем Internet Explorer»
| Контрольная работа №4
| 29.11
19.12
| 5
| Системы управления Базами данных
| 12
| Лекция, лабораторная работа по созданию базы данных
| Лабораторная работа
Контрольное тестирование №5
Контрольная практическая работа №5
| 20.12
6.02
| 6
| Алгоритмизация
| 6
| Лекция, практическая работа, просмотр презентации.
| Контрольное тестирование №6.
Контрольная практическая работа №6
| 7.02
27.02
| 7
| Введение в программирование
| 16
| Лекция, практическая работа, просмотр презентации, лабораторная работа.
| Лабораторные работы
Контрольное тестирование №5.
Контрольная практическая работа №5.
Контрольное тестирование №6.
Контрольная практическая работа №6
| 28.02
1.05
| 8
| Подготовка к ЕГЭ
| 6
| Решение тестов
| Тренажер для ЕГЭ
| 2.05
20.05
| Итого:
| 68
|
|
|
| Содержание разделов тем. Информатика как наука Базовые понятия информатики, Основные информационные процессы. Измерение объёма информации. Защита информации. Криптография.
Операционная система Операционная система Linux. Начало работы с Windows XP. Управление файлами и папками. Поиск файлов и папок. Встроенные редакторы Windows XP. Управление Windows XP. Элементы безопасности Windows XP.
Текстовая информация и компьютер. Правила оформления реферата в Microsoft Office Word 2003. Создание структуры реферата. Создание введение реферата. Заполнение основной части реферата. Вставка рисунков, картинок, формул, таблиц, графиков.
Компьютерные презентации. Создание презентации. Настройка анимации. Вставка картинок, формул, таблиц и графиков. Настройка анимации. Настройка структуры презентации.
Табличные вычисления на компьютере. Создание электронной таблицы. Основные правила работы с электронной таблицей. Вычисления в электронных таблицах. Создание диаграмм.
Передача информации в компьютерных сетях Компьютерные сети. Обмен данными в локальной сети. Глобальные сети. Электронная почта. Аппаратное и программное обеспечение глобальной сети. Internet и World Wide Web.
Основы построения WEB-сайта Технология HTML. Форматирование текста в HTML. Создание таблиц на web-странице.
Информация и информационные процессы Информационные процессы. Измерение информации.
Устройство компьютера Устройство компьютера. Определение конфигурации компьютера. Знакомство с прайс-листом. Сборка компьютера по пайс листу.
Повторение пакета программ Microsoft Office Повторение программы Word. Повторение программы Excel. Повторение программы Power Point.
Базы данных Хранение и обработка информации. Система управления БД. Создание и заполнение БД. Создание запросов в БД. Создание отчётов в БД.
Алгоритмизация Введение в предмет «Вычислительная математика». Типы данных. Погрешность вычислений. Построение графиков. Поиск корней уравнения методом перебора и методом половинного деления Поиск минимального и максимального элемента в массиве. Сортировки одномерных массивов. Численное интегрирование. Генератор случайных чисел
Введение в программирование Изучение среды Turbo Pascal. Элементы языка: алфавит, лексемы, синтаксис, оформление программы. Организация действий над данными: типы данных, построение арифметических выражений. Организация действий над данными: ввод-вывод данных, обработка данных. Организация действий над данными: графический режим. Организация действий над данными: операторы ветвления. Организация действий над данными: циклические операторы. Основные принципы и функции работы со строковыми данными. Подпрограммы. Массивы.
По окончании первого года обучения учащиеся должны: • уметь приводить примеры информационных процессов из окружающей среды;
• понимать взаимосвязь понятий “сообщение” и “информация”, знать свойства информации, единицы ее измерения;
• знать принцип записи чисел в позиционной системе счисления, уметь переводить величины из одной системы в другую (в частности, для систем с основанием 10, 2, 8, 16);
• знать принципы ЭВМ фон Неймана, форматы представления чисел в ЭВМ, основы компьютерной арифметики;
• понимать магистрально-модульную архитектуру компьютера, представлять его основные функциональные элементы и их логическую структуру, основные и периферийные устройства, знать технику безопасности, правила работы на компьютере и правила сетевой безопасности в кабинете вычислительной техники;
• знать пользовательский интерфейс ОС, уметь работать в ней с файловой подсистемой штатными средствами;
• уметь создавать графические объекты в стандартных приложениях;
• иметь представление о графических моделях растровой и векторной графики, основных цветовых моделях;
• уметь использовать средства текстового процессора для создания различных типов текстовых и комбинированных документов в расчете на различные формы конечного представления;
• иметь представление о табличной модели хранения данных, знать назначение и возможности электронных таблиц, уметь использовать их в экономических и математических расчетах и задачах, в документообороте и деловой графике;
• уметь искать информацию в Интернете при выполнении заданий и проектов.
• знать историю создания и развития сетей разных уровней (Интернет, локальные, территориальные);
• знать основные сетевые службы, уметь регистрироваться в качестве клиента Сети на удаленном компьютере, уметь работать с электронной почтой и “всемирной паутиной” (WWW).
По окончании второго года обучения учащиеся должны: • иметь представление о моделировании как методе познания, знать классификации моделей;
• иметь представление о структурированных моделях представления данных, об информационных системах, знать назначение, возможности, объекты и режимы работы реляционной БД;
• уметь разрабатывать и исследовать компьютерные модели;
• уметь составлять алгоритмы решения задач и знать их свойства;
• знать и иметь навык соблюдения принципов структурного программирования, уметь использовать при написании программ метод последовательной детализации;
• знать основные форматы представления данных в компьютере;
• уметь реализовывать на языке программирования решение типовых расчетных задач;
• Знать и уметь использовать в компьютерном моделировании простейшие численные методы.
Перечень литературы для учителя и для учащихся. Мачульский В.В. и др. Культура информационной деятельности: Учебное пособие для основной школы (9 класс). – Екатеринбург. Учебная книга, 2003. – 480с.
Иванова И.А. Информатика. 10 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. – 128 с.
Иванова И.А. Информатика. 11 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. – 112 с.
Информационная культура: Учебное пособие для средней школы. Часть I. Т.А. Матвеева, А.Г. Гейн и др. – Екатеринбург, 2006. – 392с.
Перечень дополнительной литературы по содержанию курса. Информатика. Базовый курс. /Под ред.Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.:БИНОМ. Ла-боратория знаний, 2001
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.
Преподавание базового курса информатики в средней школе./Под ред.И.Семакина, Т.Шейна – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
Бешенков С.А. Моделирование и формализация: Метод. пособие / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Просвещение, 2002.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Универсальный курс. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2003.
С. Симонович, Г. Евсеев. Эффективная работа: Познай свой компьютер. – СПб.: Питер, 2004.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Windows: Лаборатория мастера. – М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком – Пресс, 2002.
Симонович С.В., Мураховский В.И. Интернет у вас дома: Полное руководство начи-нающего пользователя. – М.: Аст-Пресс Книга, Инфорком-Пресс, 2003 г.
|