Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе





Скачать 206.35 Kb.
НазваниеПроблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе
Дата публикации02.08.2013
Размер206.35 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат


Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3

Проблематика философии мифологии в отечественной  послеоктябрьской философской литературе ………………………………….. 5

Предметы и задачи философии мифологии …………………………….. 5

Философия мифологии в античном мире ………………………………. 8

Философия мифологии в средневековье ………………………………. 11

Философия мифологии в эпоху Возрождения ………………………... 13

Философия мифологии Нового времени и эпохи Просвещения …….. 14

Заключение ……………………………………………………………………... 18

Список используемой литературы ……………………………………………. 19

Философский словарь …………………………………………………………. 20

Введение
Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Мифология - первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы. Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников.


Проблематика философии мифологии в отечественной  послеоктябрьской философской литературе
В отечественной  послеоктябрьской философской литературе  проблематике философии мифологии  - в силу прежде всего политико-идеологических причин - уделялось крайне недостаточное внимание.  К ней относились с недоверием, с опаской, без должного уважения. Не усвоенными в достаточной мере оказались  блестящие достижения   западноевропейских и отечественных исследований ХХ вв., многие  из которых попросту замалчивались. История философии мифологии по сути не излагалась, не разрабатывался концептуальный аппарат философии мифологии. Все эти обстоятельства актуализируют задачу воссоздания философии мифологии, придают этой задаче статус одной из важнейших, ключевых в русле творческого обновления отечественной философской мысли. Рецензируемая работа  является заметной вехой на этом пути. В ней осуществлена попытка воспроизвести логику  развития философии мифологии в культурно-историческом контексте, представить эволюцию данной отрасли философии как захватывающую «драму идей» от античности до эпохи романтизма.
Предметы и задачи философии мифологии
Несколько слов о понимании предмета и задач философии мифологии. Сама установка на философский анализ мифа предполагает, с одной стороны, опору на конкретные данные различных дисциплин и их интеграцию, с другой – предельно широкий уровень обобщения. Философский подход всегда направлен на прояснение оснований явления, о котором идет речь. Философия мифологии может пониматься как раскрытие структур и взаимосвязей самого мифа. Большинство работ следует как раз по этому пути, не касаясь вопроса об истории и традиции осмысления мифологии в разные исторические эпохи.  Тем не менее, попытки осмысления мифологии сами имеют определенную логику, и эта логика отличается от логики мифа, хотя и может коррелировать с ней. В последнем случае философия мифологии превращается в  анализ восприятия мифологии в культуре. Это означает одновременно рефлексию, и рефлексию рефлексии, так как речь идет о том, чтобы прояснить одновременно и основания мифотворчества, и движение мысли, направленной на прояснение этого основания.

Одновременное соединение и прояснение смысла мифа как формы деятельности, и рассмотрение усилий по осмыслению мифа, предпринимавшихся в разные эпохи, как в западной, так и в отечественной культуре. Таким образом, предметом монографии является становление философии мифологии, ее возникновение и развитие (наряду и параллельно с развитием форм самого мифотворчества) в истории (медленно рационализирующейся) цивилизации.

Миф выступает как универсальный момент сознания, его постоянная и неотъемлемая часть. Такой способ рассуждения о мифологии предполагает предельно широкую трактовку самого понятия «миф». Действительно, полисемантичность мифа представляет собой его неотъемлемое свойство. Многообразие значений, которые одновременно или последовательно присутствуют в понятии мифа, выражает сложность и многозначность как самого явления, так и отношений к нему.  

Предмет философии мифологии определяется как «основания мифотворчества и закономерности их исторического развития» (5,с.31), понимая при этом под мифотворчеством  глубоко заложенную в духовности человека универсальную форму сознания (духовный элемент структур повседневности,  действенный фактор культурной жизни), историческим пьедесталом которой выступает первобытная мифология. Главная особенность такой формы - продуцирование конкретно-чувственной образности, для которой характерно то, что отношения ее оснований к условиям - объективным и (или) субъективным - ее генезиса и функционирования самому субъекту рационально-понятийным образом в полном содержании принципиально не проявляются. Они не охватываются рефлексией. Они в значительной мере переживаются сознанием, но не объясняются и не интерпретируются им. Кроме того, такая образность является до- и внетеоретическим обобщением мира. И, наконец, она несет в себе и  явно выраженную заинтересованность  в ней субъекта, на нее  направлены волевые интенции субъекта, она  является объектом волевого самоопределения субъекта. Первобытная мифология - исторически первая, но не единственная форма проявления такой образной деятельности сознания. К числу таких форм относятся фольклорные и мифопоэтические  структуры, которые развивались, трансформировались и сменяли друг друга в историко-культурных пластах вплоть до настоящего времени (неомифология).

Рассматривая, с одной стороны, роль мифотворчества в культуре на разных исторических этапах и, с другой стороны, попытки рефлексии над мифом, начиная с самых ранних форм такой рефлексии. Такая предельно широкая установка приводит к тому, что  повествование разворачивается на широком историческом материале и сплетает в единое целое множество тем: основания цивилизации; генезис философии, который тесно связывается автором с генезисом философии мифологии; закономерности  культурно-исторической трансляции мифов;  причины  демономании эпохи Возрождения; сущность тайны как формы духа и мистицизма как ее разновидности; особенности и истоки неомифотворчества, квазинаучного мифотворчества (по мнению автора при оценке и идентификации современных фольклорно-мифопоэтических структур нельзя забывать, что они имеют в качестве доминирующей не познавательную, а художественно-образную основу) и др.

Исторический и историко-культурный фон настолько широк, что возникает впечатление избыточности, чрезмерного богатства. Понимание цивилизации как постепенной демифологизации культуры, увеличения доли рациональности в духовной культуре. Однако, с другой стороны, миф, мифологическое измерение человеческого сознания – неотъемлемая и глубинная сторона человеческого бытия, демифологизация сознания никогда не станет абсолютной.

Одна из ведущих идей - понимание  исторического периода развития философии мифологии от античности до эпохи романтизма как рефлексию над одной из великих тайн духа - мифотайной, или тайномифом. Тайна - особое состояние человеческого духа, воспроизводящее  некоторый  тип отношений человека с миром; мистериальность несут в себе те  универсальные отношения в системе «Мир - Человек», в которых проявляется глубинное внутреннее единство человека и мира, природа, общество и человек непосредственно выступают взаимозависимыми частями единого целого, превращаются в тотальность. В той мере, в какой такие универсальные отношения преломляются через бытие  человека, тайна с неизбежностью становится тайной человека, обретая при этом  форму мифа.

Определение  тайны как особой формы духа невольно привлекает внимание. По-видимому, речь идет о том, чтобы объяснить миф, не редуцируя его к иным формам психики, как в себе заключенную форму. Подобная интерпретация мифотворчества  восходит к немецкому романтизму.

Вполне логичным выглядит, тот факт, что рассмотрение романтической концепции мифа оказывается как бы завершающим – логически и методологически -  по крайней мере, историческую ее часть. Именно романтизм, завершил философскую интерпретацию мифа как особого состояния человеческого духа, связанного с переживанием тайны.
Философия мифологии в античном мире
Миф как тайна представляет собой экзистенциальное измерение человеческого бытия. Само это измерение шире мифа как такового, оно захватывает и вовлекает в себя разные формы человеческой психики - мистику, магию, оккультизм, квазинаучные и квазирелигиозные формы. Тайна, таинственное являются одним из существенных моментов религиозного чувства. Однако обычно тайна или, точнее, переживание тайны, рассматривается только как один из составляющих элементов определенного духовного явления – будь то религия, магия или мистика. Особенность рецензируемой книги в том, что здесь тайна, или вернее, Тайна с большой буквы, берется в качестве исходного понятия. Тайна рассматривается как форма человеческого духа, характеризующая наиболее универсальные отношения человека и мира. Тайна, точнее переживание тайны, возникает на стыке противоположностей – бытия и ничто, хаоса и порядка, свидетельствуя о наличии ситуации принципиальной неразрешимости. Тайна противостоит проблеме, которая представляет собой задачу, доступную рациональному разрешению. В конечном счете, само существование тайны определяется иррациональной потребностью, и главное отношение к тайне – ее переживание.

Однако анализ мифологи в данной работе не ограничивается указанием на миф как особую форму духа. Это – только один из способов прояснения смысла мифа как формы сознания и формы культуры.  Миф рассматривается автором, прежде всего, как особая деятельность сознания; при этом различные формы мифологии, как и ее осмысления, предстают лишь проявлениями этой постоянной деятельности. Эта деятельность раскрывается как «продуцирование различных форм конкретно-чувственной образности». Причем, каждая историческая эпоха по-своему понимала и интерпретировала подобное продуцирование.

В историческом развитии философии мифологии от античности до эпохи романтизма сложился  целый ряд трактовок сущности мифа, концепций мифотворчества. В них миф и мифотворчество представляются в самых различных ипостасях: как подлинная реальность; как божественное откровение; как сон; как поэзия древних и поэзия вообще; как аллегория; как сознательная конструкция, призванная правильно воспитывать людей «методом от противного»; как бессмысленный полет фантазии, как пустое воображение; как неправильно истолкованное событие; как историческая память о деятельности великих людей, ставшая фактором властно-идеологических отношений общества; как символ; как волевая устремленность в будущее; как продукт синтеза удивления, подражания и удовольствия; как результат врожденной установки на обожествление мира; как внутренне противоречивая, бессмысленная и сама себя опровергающая форма сознания; как модель структурной организации Космоса; как принцип духовного оформления чувственных вещей в пространстве и времени (в этом случае философия мифологии становится мифологией философии); как языческое извращение христианского учения; как полученная через Откровение аллегория, которая может быть многоуровневой; как художественно-образное воображение; как философия древних; как жанр народного фольклора; как басня, сказка с аллегорическим смыслом; как заблуждение в процессе познания, как орудие власти; как недопонимание Бога; как поэтическая  «метафизика», лежащая в основании культуры; как «поэтическая абсолютность» в определенных культурно-исторических условиях; как выражение бессознательных оснований культуры; как символизм бесконечного; как синтез схематизма и аллегоризма; как важнейшая часть народной культуры, форма коллективного, бессознательного творчества, тесно связанная с его языком и поэзией; как особая форма древней культуры, специфика которой постигается  конкретно-научным познанием (в рамках определенных философских оснований, мировоззренческих и методологических установок).

Проблему перехода «от Мифа к Логосу» и связанную с ней проблему генезиса философии. «Под «переходом от Мифа к Логосу», - отмечает В.М. Найдыш,- мы понимаем процесс нарастающей рационализации, абстрагирования когнитивной составляющей сознания (включая сюда способность к теоретической рефлексии и самосознанию), который был вызван радикальными преобразованиями социума в условиях неолитической революции. Началом этого процесса («Мифом») выступает мифологическое сознание мезолита. Его завершением («Логосом») - время, когда сам миф становился объектом рационального познания, формируется обратный путь в сфере духовности: «От Логоса к Мифу». Иначе говоря, становление Логоса заканчивается не просто с формированием способности к теоретической рефлексии и самосознания (это весьма абстрактная характеристика такого перехода), а тогда, когда Логос оказывается способным рационально постигать сам Миф, т.е. с формированием философии мифологии» (2, с.73). В свою очередь формирование философии мифологии увязывается с возникновением из теокосмогонической прозаической традиции аллегорической трактовки мифа (Ферекид из Сироса, V1 в. до н.э.) (2, с. 190). В работе проводится мысль о том, что возникновение философии мифологии следует рассматривать как неотъемлемый и важнейший момент генезиса философского сознания как такового. Свежо и интересно выглядит анализ развития философии мифологии в эпоху античной классики, концепций мифотворчества в эпоху эллинизма, философской демонологии этого времени, частности, вывод о том, что «в неоплатонизме философия мифологии мистифицируется и трансформируется в мифологию философии» (2, с.278).

Философия мифологии в средневековье
Обобщая большой массив эмпирических данных и концептуальных разработок о мифологическом континууме средневековья, следует отметить ограниченность средневековой рефлексии над мифом, эволюцию представлений о чудесном (его дифференциацию на собственно чудесное, чудотворное и магическое) (1, с.303 - 307). Указывая на противоречивый характер оценок аллегорической трактовки мифа средневековыми мыслителями, необходимо показать, что эта трактовка тем не менее в принципе не могла быть преодолена средневековым стилем мышления (1, с.342).

Закономерности трансформации мифологии в формы средневекового фольклорного творчества, трансляции этих форм - через исторические пласты культуры - в современное массовое сознание. В частности, это касается такого фольклорного жанра как былички. «Сравнительный анализ приводит к несколько неожиданным на первый взгляд результатам: по видимому, отдаленное жанровое наследие быличек представлено и некоторыми формами современного квазинаучного мифотворчества. По крайне мере, некоторая часть современных квазинаучных мифологем обнаруживает идейное, структурное и генетическое родство с быличками... Это касается квазинаучных мифологем об НЛО и НЛО-навтах, таких форм квазинаучного мифотворчества, как полтергейст, общение с покойниками, «жизнь после жизни», реинкарнации и др.» (4, с.326). Таким образом, рецензируемая работа не ограничивается историческим контекстом. В основе авторской установки на своего рода «злободневность» лежит понимание современной культурной ситуации как всплеска  ремифологизации культуры.

Рассмотрим вопрос о демифологизации и ремифологизации культуры. Значимость этой темы ощутима. Ведь действительно, современное мифотворчество связано как с традиционными формами, так и с новыми проявлениями массовой психологии. Традиционные формы, возникающие на стыке мифологического и мистического сознания,  – это европейский оккультизм с его глубокими историческими корнями, магия и все формы мистических и оккультно-мистических проявлений. Особенность современной ситуации в том, что мифологическое мышление получает импульс и от рациональных форм сознания, от науки, точнее говоря, популярно понятой «научности»,  наукообразности. С одной стороны, это результат высокого статуса науки. С другой – несомненное следствие того, что современная наука окончательно перестала быть доступна обыденному мышлению, здравому смыслу. Сочетание двух этих мотивов приводит к тому, что наука в современном массовом сознании воспринимается как несомненная ценность, но ценность, принявшая эзотерический характер. В результате наука как ценность массовым сознанием подчас превращается в сакральный предмет, и подвергается характерному для сакральных предметов обращению. К ней относятся одновременно с уважением и насмешкой, почтением, страхом и пренебрежением. Все это порождает феномен, который обозначается как «квазинаучные формы культуры». 

Эта позиция – по отношению к современным мифологиям – явно критична. Время от времени критический настрой преобладает. Это, без сомнения, результат «злободневного» подтекста.
Философия мифологии в эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения - это период становления когнитивно-доминирующего типа сознания (3, с.352), а демономания и дьяволизм, выступали теми консервативными культурными формами, которые тормозили продвижение когнитивно-доминирующих структур и функционалов сознания. «Дьволизм дегуманизировал человека и выступал мифологической формой культурного сопротивления утверждению нового, когнитивно-доминирующего, рационального типа сознания, который складывался по мере зарождения индустриальной цивилизации. Все остальные факторы, о которых шла речь выше (остатки магического сознания, пережитки традиций гонений идолопоклонников, элитарный характер культуры Возрождения, Реформация и религиозные войны, атмосфера страха, присущая той эпохе и др.) лишь усиливали эту главную причину, глубинное основание демономании эпохи Возрождения» (3, с.379).

Что касается ренессансных концепций мифа, то, долгое время господствовавшая  в философии мифологии аллегорическая трактовка мифа именно в эпоху Ренессанса исчерпала свой идейный потенциал и пришла к самоотрицанию. «И хотя еще и в ХV11 в., и в ХV111 в. нередко мыслители обращались к аллегорической трактовке мифа, но такие обращения были данью прошлому и не принадлежали передовому фронту поисков в сфере философии мифологии» (3, с.390).
Философия мифологии Нового времени и эпохи Просвещения
Новоевропейская философия мифологи подразделяет сложившиеся в это время концепции мифа на два типа. Первый из них определялся идеалами классицизма, второй - идеалами барокко (наиболее ярким его выражением была философия мифологии Дж. Вико). Просветители ХV111 в. обогатили понятийный аппарат концепций мифотворчества идеями развития и цивилизации (гл.Х1), акцентируя при этом  внимание на гносеологических различиях мифотворчества и научного познания мира, а также на идеологических функциях мифа.

Таким образом, продолжаем развитие двух линий. С одной стороны, это анализ путей, по которым шло осмысление феномена мифа в европейской культуре. Вторая линия, проводимая подспудно, и, тем не менее, явно, - это рассмотрение некоторых основных установок, делающих возможным мифологическое сознание. Такое построение придает книге внутренний динамизм. Мифология и усилия по осмыслению мифа оказываются тесно взаимосвязаны, а временами почти перетекают друг в друга. Такое взаимопроникновение  - факт очень интересный, он свидетельствует о том, что миф, мистицизм и другим иррациональные феномены никогда не являются нейтральными объектами изучения. Напротив, они оказывают серьезное влияние на характер исследования.  Романтизм здесь опять оказывается ключевым феноменом. Ведь романтизм создал не только новый взгляд на мифологию – он как бы ремифологизировал миф, поместив его в совершенно иное пространство – пространство эстетического восприятия. Побочным результатом (а может быть, и прямым) оказалось то, что само эстетическое восприятие изменило свой характер, приобретя напряженность и значимость, совершенно незнакомые в другие эпохи.

С интересом воспринимаются факты, посвященные романтическим трактовкам мифологии, в которых миф рассматривается  как горизонт человеческого самоопределения, как символ трансцендентного бытия и др. Анализ символической концепции мифа Ф. Шеллинга, завершается, в частности, выводом о ее актуальности: «Особенно глубокими и значимыми для современности являются рассуждения Шеллинга о продуктивной способности мифологии и ее пророческих возможностях... Она способна пророчески предвосхищать и наперед согласовывать будущие условия и основания многообразного творчества культурных форм. Как форма универсальная и бесконечная, мифология не только изображает прошлое, объясняет настоящее, но и способна предсказывать будущее, прокладывать его пути» (4, с.472-473). (Миф в своей прогностической функции обычно выступает в форме утопии. На наш взгляд, рассмотрение вопроса о соотношении мифа и утопии обогатило бы аналитическую часть книги).

Именно романтики подвели философию мифологии к тому рубежу, начиная с которого изучение мифа и мифотворчества приобрело качественно новую форму - конкретно-научного анализа данной проблемы на базе эмпирических и теоретических методов гуманитарного познания. Ключевой здесь явилась индоевропейская проблема.

Наконец, нужно упомянуть интересный историко-культурный факт, посвященный малоизученной теме – отечественной философии мифологии.  Этот раздел содержит интересный материал, посвященный восприятию в русской культуре античной и собственной славянской мифологии, а также первым попыткам рационального анализа мифологии в отечественной культуре в XVIII-XIX веках. Возникновение отечественной философии мифологии связано, прежде всего, с творчеством П.Строева - археографа, историка, мыслителя, одного из блестящих представителей «Румянцевского кружка», автора работы «Краткое обозрение мифологи славян российских»: «Несмотря на небольшой объем и во многом эскизный характер данной работы Строева, тем не менее именно 1815 г., год выхода ее в свет, можно считать годом зарождения отечественной философии мифологии. В этой работе Строева впервые поставлены философско-методологические проблемы изучения восточнославянской мифологии... Отечественная философия мифологии формировалась прежде всего как частная теория философии мифологии, призванная отразить качественные особенности лишь славянской мифологии, ее своеобразие по отношению к всеобщим характеристикам мифотворчества» (4, с.515-516). Возможны и иные точки зрения по данному вопросу, в частности, отнесение возникновения отечественной философии мифологии к 40-м гг. Х1Х в. (Н.И.Костомаров, Ф. И. Буслаев, И.И. Срезневский и др.).

Мистицизм - это раздел, момент исключительно лишь религиозной жизни, возможно изживающий себя, но в любом случае абсолютно чуждый культурному прогрессу. Мистицизм является относительно самостоятельной (имеющей глубинные корни в динамике сознания, психики человека) традицией, линией духовной культуры, существующей наряду и параллельно с магистральной линией рационализации культуры. «Настало время, - отмечает В.М. Найдыш, - посмотреть на мистицизм как на некоторую закономерную линию культурно-исторического развития, своеобразным образом дополняющую магистральную линию рационализма. Неуклюжие попытки замалчивания, вытравливания мистицизма, оценки его как исключительно негативного феномена, а как следствие - создание деформированного образа культуры, конечно же, обречены всей историей культурно-исторического процесса. Но неправомерна и другая крайность, когда реалистические попытки обоснования закономерного характера мистицизма как культурно-исторической традиции сопрягаются с приписыванием ему чересчур широкой гаммы конструктивных черт (вплоть до характеристики его как полноценного типа знания, неосторожного приписывания ему прогностических возможностей и др.)... Самобытность мистицизма определяется прежде всего его предметом, каковым является Тайна как форма духовности. Именно здесь, в природе Тайны, коренятся и несомненный мощный обновленческий потенциал мистицизма, его способность гармонизировать переживания индивидом своих отношений с миром» (1, с.526). Отсюда - связь мистицизма и философии, определяющая, в частности, отношения между философией мифологии и мифологией философии. «Философия мифологии относится к тайне, с необходимостью облаченной в миф, как к предмету рационального познания, превращает ее в научно-философскую проблему. А мифология философии, относясь к тайне как к предмету переживания и образного воплощения, наоборот, культивирует тайну как миф, как источник творческой образности и таким образом дерационализирует универсальные отношения человека с миром» (1, с.533).


Заключение
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.

Глубокая абстрактная категориально-концептуальная разработка непростой проблематики органично сочетается с большим массивом конкретно-исторических наглядно-иллюстративных материалов из древнегреческой и славянской мифологии, истории первобытного общества, цивилизаций древности, средневековья, Возрождения, новоевропейской и отечественной культуры. Мы получаем возможность еще раз углубиться в гомеровское творчество, в поэтику и идеологию Гесиода, сблизиться с личностным переживанием мифа древнегреческими лириками, оценить мощную волну ремифологизации культуры на закате античного общества, «царство грез» средневекового сознания, воссоздать для себя психологический портрет ведьмы, попытаться посмотреть на проблему демономании глазами В.Шекспира, углубиться в мировоззрение романтизма («воспоминание о будущем как предвосхищение прошлого»), еще раз оценить истоки и перспективы индоевропейской проблемы и др.

          Философия мифологии  представляет собой важную, интересную и перспективную область исследования.

Список используемой литературы
1. История философии в кратком изложении. -М.: Мысль, 1991.
2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., Черо, 1998

3. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991.

4. Найдыш В. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма. СПб.: Гардарика, 2003

5. Фролов Э.Д. Русская наука об античности. М., 2000.

Философский словарь
Анализ – (греч. - разложение) мысленное или фактическое разложение целого на составные части. Движение мысли от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству.

Бытие – философское понятие, обозначающие существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Иррационализм - (от лат. - неразумный) философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт.

Культура – (от лат. – возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей. Созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Логика - логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развитие и изменение объективного мира, о закономерностях познания истины.

Мистицизм – (от греч. - таинство) религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

Мифология – (от греч. – повествование. сказание) фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

Религия- фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними, в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.

Романтизм – (от лат. - римский) художественный метод, в котором ярко выражено отношение художника к изображаемым явлениям, что придает произведению искусства известную приподнятость, особую эмоциональную направленность.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.

Тайна - особое состояние человеческого духа, воспроизводящее  некоторый  тип отношений человека с миром.

Философия – (от греч. - любомудрие) наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие так и мышление человека, процесс познания. Отражает проблему отношения мышления к бытию, сознания к материи.

Экзистенциализм – философия существования – иррационалистическое направление в буржуазной философии. Возникшее как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе icon1. История философии Античная философия
Античная философия выросла из мифологии и пропитана мифологией. Можно даже сказать, что она во многом – ветвь мифологии, не просто...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconМетодические указания к изучению курса «История мифологии»
...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconТемы вашего учебного проекта
Немецкая классическая философия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconЖенские образы в языческой мифологии древних славян
Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Онтологическая и гносеологическая проблематика в итальянской и испанской философии
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconРеферат по истории зарубежной философии. Тема: Основные проблемы...
Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconКонцепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля
Работа выполнена на кафедре философии Самарского государственного технического университета
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconПринцип соборного единства в истории философской мысли монография
Исторические предпосылки философской разработки понятия о соборном единстве
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconУрок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной…
Формировать у учащихся представление о великой Отечественной войне, исторических событиях
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconИнструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки
Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе icon1. Предмет
Изучение дисциплины осуществляется на основе исследований теории культуры, философии культуры, социологии культуры; естественных...
Проблематика философии мифологии в отечественной послеоктябрьской философской литературе iconПрограмма учебной дисциплины
Основой курса служат фундаментальные работы по философии языка (Хайдеггер, Фуко, Делез, Деррида, Бодрийяр, Хабермас, и др.). Особое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск