Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник





Скачать 235.95 Kb.
НазваниеМатериалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник
Дата публикации02.08.2013
Размер235.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Материалы к урокам.

1
. Х. Бидструп. Юный художник.


2
. Х. Бидструп. Рыбий жир.

3
. Х. Бидструп. Уборка.

4
. Х. Бидструп. Чудесный день.

5
. Х. Бидструп. Гость.

6
. Х. Бидструп. Солнечный удар.

7
. Х. Бидструп. Осторожно, окрашено!

8
. Х. Бидструп. Победитель.

Урок 3. Внешность и характер. Описание человека.

Можно использовать фотографии:

Л.Ф.Волков-Ланнит. Искусство фотопортрета. – М.: “Искусство”, 1987.

  1. М.Дмитриев. Странник (с.58).

  2. М.Окушко. Невеста (с.110).

  3. Л.Лазарев. С.Я.Маршак (с.162).

  4. В.Малышев. Народный артист СССР М.М.Яншин (с.179).

  5. А.Штеренберг. В.В.Маяковский на выставке “20 лет работы” (с.192).

  6. М.Шмеркович. Портрет мальчика (с.192).

Сергей Морозов. Творческая фотография. – М.: “Планета”, 1985.

  1. А.Картье-Брессон. Маленький парижанин (с.259).

  2. А.Маркей. Невеста (с.280).

  3. Н.Плёссер. За пивом (с.281).

  4. Д.Крюгер. После наводнения (с.299).


Урок 4. Искусство сравнивать.

Задание. Опишите с помощью сравнений:

  1. Фото 1.

  2. Фото 2.

  3. Фото 3.

Урок 5. Основы юмора.
Попробуйте выполнить задания:

  1. Перенесение.

А) Есть выражение «Вся жизнь ушла в …» (обычно говорят – «в песок»), т.е. прошла напрасно, без радости и смысла, ничего не удалось сделать.

Попробуйте сказать о богатом человеке, который всю жизнь занимался преумножением своего богатства – делал деньги – КУДА ушла его жизнь?
Б) Есть такие консервы «Завтрак туриста». Попробуйте придумать ироническое выражение, заменив слово «турист» другим словом (выбери из списка: гангстер, идиот, дармоед, тунеядец).
В) Все знают, кто такой солидный человек. Попробуйте перенести слово «солидный» на кого-то, кто вовсе не солидный, чтобы было смешно.
Г) Бывает «высококалорийная пища». А что еще может быть высококалорийным (в сатирическом смысле)?


  1. Парадокс.

А. Попробуйте закончить фразу, чтобы было смешно:

Чем больше украл – тем меньше ………………….

Полный кошелек – пустая …………………………


  1. Каламбур.

А/ Допишите фразу, чтобы было смешно:

Он вышел из себя, зашел в ……………………., да там и остался.

Раз уж тебе море по колено, то почему бы тебе не стать………………………….?

Сколько можно вешать мне лапшу на уши? Повесил бы хоть раз ……………….

Мой друг Виктор оказал мне медвежью услугу: подарил ………………………..
Б/ Попробуйте придумать юмористический рассказик, обыграв прямое значение выражений «золотые руки», «уши развесил», «уши вянут» или «валять дурака».
4. Неожиданность (нелогичность).

Один поэт придумал стишок:

Весна идет! Весна идет!

Картошка скоро вся сгниет!!

Почему это смешно?

Попробуйте придумать маленький рассказик о весне (или зиме, или о лете) в том же стиле (радостным приподнятым тоном, но не о том, что хорошего в весне, а как раз о плохом).


  1. Возвышение низкого.

Попробуйте придумать приказ по школе, который написал двоечник и третьегодник Костя Шкелет, когда его на один день назначили директором школы.


  1. Снижение высокого.

Попробуйте описать футбольный матч в темном подвале между двумя стаями крыс (в таком стиле, как говорят футбольные комментаторы).


  1. Словотворчество.

А) Если муж стрекозы – это стрекозел, то как можно назвать мужей мухи, мыши, свиньи?

Б) Одна маленькая девочка была убеждена, что белку нельзя называть «белкой»: она не белая. Как вы думаете, как же она ее называла?

В) Попробуйте придумать подходящую кличку для маленькой собачки, которая на всех нападает (должно быть понятно, что она маленькая, смешная и агрессивная, но ее нападения никого не пугают, а только забавляют). Можно образовать ее от слов: ужас, кошмар, крокодил – или каких-то др.

Г) Образуйте новое прилагательное сложением слов «глупый» и «морда»

Как вы думаете, к кому оно подходит?

Д) Как-то сын после обеда собирал в пакет для собаки косточки, кусочки хлеба и пр. Мама его спросила: «Зачем тебе эти объедки?» А он ответил: «Кому объедки, а кому и …………….!» Какое новое слово у него получилось?


  1. Небывальщина.

Попробуйте описать урок в школе, на котором происходит всякая небывальщина.

Урок 6. Скрытые значения речи. Индивидуальные особенности речи.
Переделайте в стиле Совы.

Покупатель. Здравствуйте! У вас есть гвозди?

Продавщица. Да, есть.

Покупатель. Каких размеров?

Продавщица. Всяких.

Покупатель. Мне побольше, пожалуйста. Самых больших.

Продавщица. Больше трех метров у нас нет.

Покупатель. Нет?

Продавщица. Нет.

Покупатель. Хм… Может, можно приклеить друг к другу два гвоздя, чтобы получился хотя бы шестиметровый?

Продавщица. Нет.

Покупатель. Жалко. Ну что ж, пойду поищу в других магазинах.

Переделать в стиле Незнайки.
Знайка. Ты откуда это идешь?

Незнайка. С футбола.

Знайка. А ты что там делал?

Незнайка. Играл.

Знайка. Да разве ты умеешь играть в футбол?

Незнайка. Да.

Знайка. Кем же ты играл?

Незнайка. Один тайм вратарем.

Знайка. А другой?

Незнайка. Нападающим.

Знайка. А судьей ты не был?

Незнайка. Нет.

Знайка. А тренером?

Незнайка. Нет.

Знайка. Ну, будь здоров, хвастунишка!

. . .
Урок 7. Урок-дискуссия.
Возможные темы дискуссий.

Литературные:

  1. Кто такой Тарас Бульба: народный герой или изувер, убийца и грабитель?

  2. Лесковский Левша – комически нелепый персонаж или человек, достойный всяческого уважения?

Свободные:

  1. Какие взрослые нужны детям?

  2. Где можно приобрести больше знаний: в школе или «в жизни»?

Урок 8. Лингвистическая работа с опорой.


слитно СЛОЖ. дефис

сущ. и прил.



*водовозный

*вело- мото-

кино- фото-

зоо- гидро-

агро- аэро-
агротехник

мотоциклетный

р.п.

*пятилетка

пятилетний
*голубоглазый
(голубые глаза)



*диван-кровать (2 назн.)
*ЕД. ИЗМЕР.

грамм-молекула

киловатт-час

с

север-восток

*з в

юго-восточный

ю
*мать-и-мачеха

Иван-да-марья

Ростов-на-Дону
*ИНОЯЗЫЧ. Обер-

унтер- вице- экс-
вице-президент
*светло-голубой

(слож.цв.)
(и)

*выпукло-вогнутое



Опорные конспекты А.С.Меженко.

Конспект-2. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.

Левый блок. Слитно пишутся: сложные существительные, полученные сложением основ с помощью соединительных гласных, и образованные от них сложные прилагательные; сложные существительные и образованные от них прилагательные с первым корнем вело-, мото- и т.д.; сложные существительные с первым корнем – числительным в родительном падеже, а также образованные от них прилагательные; сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания с зависимым словом.

Правый блок. Дефис употребляется, если имя существительное обозначает: предмет двойного назначения; единицу измерения; стороны света. Дефис пишется в существительных типа мать-и-мачеха, в существительных с первым иноязычным корнем; в сложных прилагательных, обозначающих сложные цвета, и в случаях, когда имя прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз «и».


>пр-к< Степени сравнения пр-к

<<

cравнительная


КРАСИВЕЕ(-ЕЙ) П КРАСИВЕЙШИЙ

(К//Ч) ЛЕГЧЕ Р (К//Ч)Легчайший

плохой – хуже? О плохой -?

Не изм. по Р.,Ч.,П. С изм. по Р.,Ч.,П.

Т.




С

Более КРАСИВЫЙО самый

Изм. по Р.,Ч.,П. С НАИболее красивый

Т. менее


превосходная


Конспект-3. Степени сравнения качественных прилагательных.

Контур конспекта. Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.

Левая часть. Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –ее (-ей) и –е, перед которыми происходит чередование согласных. Некоторые прилагательные образуют форму простой сравнительной степени от других основ. Эти прилагательные не изменяются по родам, числам, падежам; в предложении бывают сказуемыми.

Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением слов более или менее к начальной форме прилагательного. В таких прилагательных второе слово изменяется по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями.

Правая часть. Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса –ейш- (-айш-), перед которым происходит чередование согласных. Прилагательные в такой форме изменяются по родам, числам и падежам; в предложении бывают определениями.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее, наименее и начальной формы прилагательного. Прилагательные в такой форме также изменяются по родам, числам и падежам, слово наиболее (наименее) не изменяется.







Конспект-4. Числительное.

Верхний блок. Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов (количественные), а также их порядок при счете (порядковые). Другими словами – это слова со значением числа. Имена числительные изменяются по падежам. Окончания порядковых числительных определяются как и окончания прилагательных.

Средний блок. Числительные, которые обозначаются одним словом, называются простыми. Сложными называются числительные, образованные сложением основ; они имеют два корня. Числительные, состоящие из двух и более слов, называются составными.

Числовое значение, кроме числительных, могу иметь и другие части речи. Однако числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи нельзя.

Нижний блок. На примерах показано, что числительные могут быть разными членами предложения.





Конспект 5. Причастие.

Верхний блок. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» Причастие имеет признаки как прилагательного, так и глагола. Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Причастие, подобно глаголу, имеет вид, время, управляет словом, может иметь постфикс –ся.

Нижний блок. Причастие с зависимым словом образует причастный оборот. Если причастный оборот стоит после определяемого слова в конце предложения , то перед причастным оборотом ставится запятая. Если причастный оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, то и перед ним, и после него ставятся запятые. Если же причастный оборот стоит в начале предложения перед определяемым словом, то запятая после него не ставится. Но если причастный оборот имеет добавочное значение причинности (можно вставить «потому что» или «хотя»), после него может ставиться запятая. Например, «командир не покинул поля боя», хотя был ранен в плечо. А может быть, «командир не покинул поля боя», потому что был ранен в плечо (потерял много крови, и у него не было сил уйти). В этом случае причастный оборот «раненый в плечо» имеет добавочное значение причинности.

И одиночное причастие и причастный оборот в предложении является определением.



Конспект 6. Действительные и страдательные причастия.

Действительными называют те причастия, которые обозначают признак предмета по действию, которое этот предмет совершает сам. Например, «работающий телевизор». Телевизор сам работает. Это действительное причастие. Если же причастие обозначает признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает со стороны, то это страдательное причастие. Например, «разбитый телевизор». Телевизор не сам себя разбил, кто-то его разбил.

Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов I cпряжения, имеют суффиксы –ущ- или –ющ- (идущий, работающий). Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов I спряжения, имеют суффиксы –ом- или –ем- (несомый, колеблемый). Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения, имеют суффиксы –ащ- или –ящ- (молчащий, видящий). Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения, имеют суффикс –им- (видимый).

Действительные причастия прошедшего времени имеют суффиксы –ш- или –вш- (шедший, игравший). Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы –т-, -нн- или –енн- (разбитый, вырванный, законченный).




Конспект 7. Деепричастие.

Верхний блок. Деепричастие – это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Деепричастие имеет признаки как глагола, так и наречия. Как и глагол, деепричастие имеет вид, может иметь постфикс –ся, управляет словом, с частицей «не» пишется раздельно. Подобно наречию деепричастие является неизменяемым словом.

Средний блок. Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?» и обозначают законченное добавочное действие. Они имеют суффиксы –в-, -ши- или –вши- (закончив, испекши, рассмеявшись).

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?» и обозначают незаконченное добавочное действие. Они имеют суффиксы –а- или –я- (дыша, находя), кроме деепричастия от глагола «быть», которое имеет суффикс –чи- (будучи).

Нижний блок. Деепричастие с зависимым словом (или словами) образует деепричастный оборот. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется запятыми. Деепричастия и деепричастные обороты являются обособленными членами предложения (обособленными обстоятельствами) и выделяются по смыслу и интонацией.



Конспект 8. Наречие.

Верхний блок. Наречие – часть речи, обозначающая признак действия (глагола или деепричастия), признак другого признака (прилагательного, причастия или наречия) или, в редких случаях, признак предмета (существительного).

Средний блок. По значению наречия делятся на наречия образа действия, отвечающие на вопросы «как? каким образом?»; наречия меры и степени, отвечающие на вопросы «в какой степени? насколько?»; наречия места, отвечающие на вопросы «где? куда? откуда?»; наречия времени (когда? как долго?); наречия причины (почему? отчего?) и наречия цели (зачем? для чего?).

Нижний блок. Наречия не изменяются. В предложении наречия бывают обстоятельствами, определениями и сказуемыми.

Урок 11. Смысловое структурирование текста.

Чем человек отличается от животного?
Что такое «человек»? Чем он отличается от животных?

Древние китайцы говорили: «Все, что есть в животных, есть и в человеке, но не все, что есть в человеке, есть в животных».

То есть человек – это животное плюс еще что-то. Человек тоже стремится быть сытым и здоровым – как животное. Он избегает страданий, опасностей, тяжелых испытаний – как животное. Но есть в человеке и что-то такое, чего в животных нет. Что же это?

Американские ученые долгие годы экспериментировали с самыми близкими к человеку, т.н. «человекообразными», обезьянами – шимпанзе. Оказалось, что они даже могут научиться говорить!

Правда, шимпанзе не в состоянии освоить звучащую речь: их гортань (горло) не приспособлена для этого. Они могут издавать всего несколько простых звуков. Но ученым удалось научить обезьян языку глухонемых: языку жестов.

Выяснилось, что среди обезьян, так же, как и среди людей, есть очень способные и умные. Самой способной оказалась самка по имени Уошо: она выучила несколько сот слов! Именно столько слов нужно знать, чтобы уметь в простых ситуациях объясниться на иностранном языке.

Спустя 5 лет после начала обучения Уошо могла уже «произносить» целые предложения. Например, она могла «сказать»: «Привет, Билл! Это я, Уошо! Нет ли у тебя банана? Уошо хочет есть!»

Уошо, кроме того, умела пить из стакана и есть из тарелки ложкой. Она ходила в туалет. Она научилась сидеть на стуле. Она открывала кран, мылась, даже вытиралась полотенцем. Она носила одежду (комбинезончик).

Вообще она вела себя как живая шаловливая 3-летняя девочка из приличной семьи.

Так, может быть, Уошо стала человеком? Экспериментаторы убеждены, что нет, не стала.

Почему же они так думают?

Да, Уошо научилась ходить в туалет, открывать кран, мыть руки. Но ее оказалось невозможно научить закрывать кран и спускать за собой воду после того, как она «сделала свои дела».

Хотя Уошо научилась говорить, она никогда не пользовалась этим своим умением иначе, как для того, чтобы получить какое-то удовольствие или выгоду. «Просто общаться» с кем-то, как это делают люди, она не стремилась.

Уошо очень хорошо кормили. Но когда ее поместили в большой вольер, где жили другие шимпанзе, и попробовали научить делиться с ними едой – угощать их – это тоже оказалось невозможно. Как бы голодны ни были маленькие шимпанзе (чужие малыши – не дети Уошо), и как бы сыта ни была Уошо, и сколько бы раз на ее глазах экспериментатор ни давала малышам еду, Уошо этого делать не хотела. Наевшись до отвала и получив еще одну связку бананов, она играла ими или припрятывала: засовывала куда-нибудь и ревниво следила, чтобы кто-нибудь их не «украл».

Так что Уошо действительно не стала человеком.

Впрочем, так же, как и некоторые на вид вполне «цивилизованные» люди.

. . .
Есть ли Бог?
О том, существует ли Бог, люди думают уже очень давно.

Вообще-то люди почти всегда верили, что Бог (или боги, множество богов) есть. Вера в Бога – обычное нормальное состояние человечества. Но и такие люди, которые в Бога не верят (их называют «атеистами», т.е. «безбожниками»: «тео» – это «Бог», «а» – то же, что приставка «не» или «без»), тоже были всегда.

Некоторые философы пытались доказать существование Бога.

Они говорили, что:

  1. Любые сложные материальные объекты, если за ними не следить, портятся и разрушаются. Если построить дом и бросить его на 100-150 лет, он совсем или почти совсем разрушится. А ведь Земля и вся Вселенная неизмеримо сложнее какого-то дома. Почему же Земля не разрушается? Потому что о ней заботится разумное существо - Бог.

  2. Такое сложное существо, как человек, не могло возникнуть само собой. Не могли сами собой возникнуть и животные, и вся природа. Значит, все это создал Бог.

  3. В нашей душе есть Совесть, которая подсказывает нам, как нужно поступать. Откуда же она взялась в нас? От Бога.

Но другие, не менее умные, философы спорили с ними.

Они говорили, что:

  1. Земля со временем обязательно разрушится, но это будет через многие миллионы лет. Земля и даже вся Вселенная на самом деле постепенно разрушаются, но очень медленно, незаметно для нас.

  2. И растения, и животные, и человек появились сами собой, в результате эволюции.

  3. Совесть есть не у всех людей: это видно по их поступкам. Бессовестных даже больше, чем совестливых. Значит, совесть – результат воспитания, потому что, если бы ее дал Бог, то она бы была у каждого человека.

Так до сих пор люди и не договорились друг с другом: по-прежнему одни верят в Бога, а другие нет. И каждому человеку приходится самому для себя решать вопрос: есть ли Бог?

. . .

Иррациональное и рациональное рабство.
Русский писатель Иван Бунин как-то сказал о своем народе: «Мы тысячу лет пашем землю, но так и не выучились ее пахать». И действительно, сельское хозяйство в России традиционно неэффективно. Россия, огромная страна, вынуждена ввозить зерно и сельхозпродукты.

А вот маленькая Голландия, почти вся расположенная на осушенных болотах и отвоеванных у моря землях, не только сама себя обеспечивает всем необходимым, но и экспортирует кое-что (например, свинину), в том числе в Россию.

Замечательный русский философ Николай Бердяев объяснял это так: существует рациональное и иррациональное рабство. «Рациональное» – значит «разумное», целесообразное. «Иррациональное» – «неразумное», бесцельное. В Европе рабство рациональное, в России иррациональное.

«Господа довольны господством над своими рабами, которые не менее довольны, подчиняясь им», - писал Бердяев.

Понятно, чем довольны «господа»: им нравится быть Самыми Главными, чувствовать себя важными и значительными. И их даже не волнует, хорошо ли работают ли их рабы, много ли и качественно ли. Им все равно. Для них важно только, чтобы рабы их почитали, слушались, признавали их величие.

А чем же довольны рабы? Тем, что живут легкой и беспечной жизнью. Угодил барину – и у тебя все в порядке. Хорошо работать не обязательно. Что-то самому решать и нести ответственность за свои решения не нужно.

Вот это и есть иррациональное рабство.

При рациональном же рабстве важно, как работают рабы, важно, чтобы они делали больше и наилучшего качества. Потому что тогда «господа» получат больше прибыли.

Вот поэтому в Европе давно научились «пахать землю», а в России нет.

Но в то же время и в Европе, и в России есть люди, которые работают не ради зарплаты или прибыли, а для того, чтобы придать смысл своей жизни, чтобы сделать что-то хорошее. И если когда-нибудь таких людей станет много, большинство, то закончится Эпоха Рабства: одни люди перестанут подчинять себе других, пользуясь ими для своей выгоды и удовольствия, словно это не живые существа, а мертвые вещи.

Только тогда, по мнению Бердяева, на нашей планете начнется эпоха подлинно человеческой истории человечества.

(По материалам журнала «Путь»)

. . .
Экстраверты и интроверты.
Мир, в котором мы живем, состоит как бы из двух «половинок»: мира, внешнего по отношению к нам, и нашего внутреннего мира, мира нашей души.

Ученые установили, что некоторые люди живут почти исключительно внешними интересами, а другие, наоборот, больше погружены в своей внутренний мир. Первых они назвали «экстравертами» (повернутыми к внешнему: «экстра» – значит «наружу»); вторых – «интровертами» (погруженными в себя: «интро» – значит «внутрь»).

Экстраверты любят что-то делать, любят веселые компании; не откажутся вкусно поесть и поразвлечься. Они не выносят тишины, безделья и одиночества.

Интроверты много читают и размышляют, равнодушны к еде и развлечениям, избегают шумных компаний, у них мало друзей, и они даже любят одиночество.

Но самое любопытное, что есть целые страны, даже целые цивилизации, которые можно назвать «экстравертивными» и «интровертивными».

Западная – европейская – цивилизация экстравертивна. Она стремится познать, главным образом, внешний мир: здесь главными науками считаются физика и химия. Она хочет строить, производить материальные ценности. Здесь придается огромное значение внешним – бытовым – удобствам. Люди всегда куда-то спешат, у них масса дел. Остаться наедине с собой, заняться своей душой им некогда, да и в голову не приходит.

А вот Восток – например, Индия – интровертивен. Индийцы так глубоко изучили душу и внутреннее устройство человека, что еще 2 тысячи лет назад создали йогу. Индийский йог может полностью отрешиться от внешнего мира, сосредоточиться на своих размышлениях – настолько, что не будет замечать ничего, что происходит вокруг него. В таком состоянии он может находиться не только много часов, но и суток. Он способен снизить температуру своего тела и даже приостановить работу сердца, без всякого вреда для себя.

Индийцы – удивительно мудрый народ, они написали великие философские и религиозные книги. Но в то же время Индия остается промышленно отсталой и очень бедной страной. Внешняя жизнь людей здесь устроена плохо.

Европейцы же хорошо устроили свою внешнюю жизнь: они живут обеспеченно, даже богато, в благоустроенных домах; у них хорошо работают полиция и суды, так что люди чувствуют себя защищенными. Но своей душой они не занимаются, все их усилия сосредоточены на внешнем благоустройстве. Поэтому они эгоистичны, беспокоятся только о своей выгоде, равнодушны к людям, живущим не только далеко от них, но и рядом с ними. Экономически они процветают, но люди они не очень хорошие.

Немецкий врач и мыслитель Альберт Швейцер считал, что в нынешнем своем виде ни Запад, ни Восток нежизнеспособны. Обе эти цивилизации могут погибнуть, как погибли уже десятки великих цивилизаций, если они не найдут в себе сил измениться.

По мнению Швейцера, по-настоящему здоровым обществом будет то, которое, уделяя достаточно внимания внешнему устройству жизни, будет при этом видеть свою главную цель все-таки в том, чтобы люди были Людьми, добрыми и человечными; чтобы они заботились о своей душе.

Но пока такого общества на Земле нет.

(По книгам А.Швейцера «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» и «Культура и этика»)

. . .

Самая лучшая мама.
Какая мама самая лучшая?

Любой ребенок на этот вопрос ответит: «Моя мама!» И будет, во многом, прав. Ведь только его мама любит его, заботится о нем. Только его мама так нужна ему, так важна для его жизни.

Но это чисто субъективная точка зрения. Объективно же все мамы, конечно, разные.

Любая мама сильно влияет на своих детей. Но – как влияет?

Американские и немецкие психологи исследовали больше тысячи семей в США и Германии и установили, что некоторые мамы любят только послушных детей. Таких мам много: около 10% в США и почти 35% в Германии. Такая мама хочет, чтобы ребенок слушался ее всегда, безоговорочно и беспрекословно, за непослушание всегда наказывает. Если ребенок пытается что-то сделать сам, по собственной воле, мама сердится, шлепает его или перестает с ним разговаривать.

Ученые назвали таких мам «авторитарными». Оказалось, что их дети несамостоятельны, неуверены в себе, боятся любых неожиданностей, многие из них мучаются разными страхами.

Видимо, такая мама плохо влияет на своего ребенка.

В то же время ученые считают, что эти женщины не виноваты. «Авторитарное» поведение, оказывается, свойственно одиноким и не очень счастливым женщинам, у которых не сложилась личная жизнь. Такая женщина очень боится, что с ее ребенком что-то случится, и поэтому не хочет, чтобы он действовал самостоятельно и пытается исключить из его жизни всякий риск.

Кроме того, в некоторых странах, например, в Германии, авторитарное поведение взрослых по отношению к детям считается правильным: вот почему в Германии так много «авторитарных» мам.

Другие мамы любят (хотя и сами этого не осознают), когда их дети болеют: тогда мама самоотверженно ухаживает за ребенком, и ей это приятно: она чувствует себя Хорошей Мамой. У таких мам дети действительно часто болеют.

Есть мамы, которые заняты собой, а на ребенка почти не обращают внимания. Их дети нервные, вспыльчивые, неуверенные в себе, внутренне одинокие, они трудно сходятся с людьми и склонны к депрессиям.

Но есть и такие мамы, которые не боятся во многих случаях давать свободу своим детям, не наказывают каждый раз за непослушание, при этом внимательны к своему ребенку, интересуются его внутренним миром. У них, как правило, все в порядке в личной жизни, они не чувствуют себя несчастными. И их дети словно заражаются от них уверенностью и счастьем.

Любая мать любит своего ребенка. Но далеко не всякая способна на него положительно влиять. Все зависит от того, какой человек эта женщина и как сложилась ее жизнь.

Мать играет в жизни своего ребенка огромную роль. Но эта роль может быть как положительной, так и отрицательной.

Об этом следует помнить каждой женщине, которая решила завести ребенка.

(По материалам журнала «Science»)

. . .
Рождение и смерть.
Люди всегда задумывались над тем, что такое смерть. Полное ли это уничтожение человека, переход от существования к несуществованию? Или умирает только тело, только материальная оболочка нашей души, а сама она продолжает существовать?

Все религии мира утверждают, что душа не умирает. А вот люди, называющие себя «материалистами», не верят в бессмертие души.

Уже в наше время в этот спор неожиданно вмешалась наука.

Французские ученые провели исследование психологии и поведения новорожденных детей, детей в момент рождения и даже еще не родившихся, находящихся в утробе матери.

Уже у 3-4-месячного плода формируются первые зачатки психики. 6-7-месячный же ребенок психологически мало чем отличается от новорожденного. Он обладает теми же чувствами: ощущает боль, тепло и холод, может реагировать на них; может страдать, может наслаждаться.

Но в отличие от новорожденного плод в материнской утробе находится в совершенно особых условиях. Там всегда одинаково тепло: 36-37оС. Там царит полутьма (какое-то количество света все же проникает туда, но его ничтожно мало). Ребенок плавает там в околоплодной жидкости: это состояние, близкое к невесомости – ему очень легко и приятно. Поэтому ученые называют 4-5-месячного ребенка словом «фоэтус» (по гречески – «плавающий»). Конечно, ребенок там защищен от всего, что может ему угрожать.

Но и более того. Ребенку в материнской утробе даже не нужно есть и дышать: мать это делает за него!

Так что ребенок там очень хорошо себя чувствует.

Но вот его «дом» начинает сжиматься, «стены» приближаются к нему и сдавливают его. Конечно, еще не родившийся ребенок не умеет мыслить и не понимает, что это он сам увеличивается в размерах, растет. Он уже не может свободно плавать, как раньше. Ему становится все более тесно.

Ребенок не знает иного мира, кроме того, в котором живет. И для него это – всемирная трагедия, мировой кризис – кризис его мира.

А потом наступает катастрофа! «Стены дома» начинают с силой сжиматься, выталкивая ребенка. Ему очень больно и страшно. Это начались роды.

И ребенок выходит из материнского лона в иной мир, вытолкнутый в него непонятной ему силой. Ему приходится впервые вдохнуть воздух: это очень больно, воздух обжигает его нежные легкие – ребенок чувствует примерно то же, что мы, если бы вдохнули раскаленный дым или пар. Он ослеплен резким безжалостным светом. Он видит вокруг себя что-то огромное, бесформенное и страшное. К его телу прикасаются жесткие руки; его обертывают грубой, как наждачная бумага, пеленкой.

И, конечно, если бы ребенок мог мыслить и говорить и мы спросили бы его, что с ним происходит, он ответил бы: «Я гибну! Я умираю!»

Но это не смерть – это рождение.

И тот мир, в который он пришел, неизмеримо сложней, разнообразней «утраченного рая» материнской утробы. Здесь нужно дышать самому, есть самому, двигаться самому. Здесь жить трудней, но и несравненно интересней.

Но при чем же тут смерть?

Дело в том, что наша земная жизнь для нашей души – то же, что материнская утроба для тела. В материнской утробе, в особых комфортных условиях, тело развивается из зародыша, растет, становится телом человека, способным жить в иных, более трудных, условиях. И точно так же за время нашей земной жизни растет и развивается наша душа.

Земля – тоже материнская утроба. Здесь очень незначительные колебания температур: не более 100о, - в то время, как в Космосе они могут достигать нескольких тысяч градусов (если сравнить температуру на Солнце и в открытом космическом пространстве). Здесь есть атмосфера, защищающая от метеоритов и космических лучей; здесь есть растения и животные, которыми мы питаемся.

Здесь все приспособлено для нашей жизни: недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал Землю «Планетой Людей».

Но так же, как не может ребенок вечно жить в материнской утробе, так не может человек вечно оставаться на Земле. Приходит его срок, и он исчезает – «умирает», как мы это называем.

Называем потому, что люди обычно умирают в муках. Потому что мы не знаем, куда они уходят, и тоскуем по ним.

Но ведь и ребенок, находясь в материнской утробе, не в состоянии представить себе тот мир, в который родится и в котором будет жить. И ему нельзя этого «объяснить»: никакое «общение» с плодом в утробе матери невозможно.

Вот так и мы, находясь на Земле, не понимаем, что ждет нас за ее пределами.

Но «смерть» – это все-таки не смерть. Это рождение. Рождение не тела, а души.

Правда, нужно сделать одну оговорку.

Бывают младенцы, которые рождаются нежизнеспособными. Они или сразу умирают, или через несколько дней, недель, месяцев. Ученые называют таких новорожденных «физиологически незрелыми». То есть их тело настолько слабо развито, что жить они могут только в материнской утробе и нигде больше.

Но есть ведь и развитие души, взросление, есть человеческая зрелость и незрелость. Что, если человек здесь, на Земле, не успевает достичь духовной зрелости? Видимо, тогда он не будет готов к продолжению жизни после «смерти», и для него смерть – это действительно смерть.

Так современная наука неожиданно для самой себя подтвердила те выводы, которые были сделаны мировыми религиями тысячи лет тому назад.

(По книге Е.В.Субботского «Ребенок открывает мир»)

. . .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconМоу «Гимназия №5» г. Юбилейного
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»
Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconТема Имя файла
Братышева\Братышева\Уроки информатики\Материалы к урокам\ Кодирование текст информации ppt
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconЦифровые ресурсы, используемые Беловой С. С. при подготовке к урокам
Химическая наука и образование в России": "Электронная библиотека по химии" chem msu su (раздел "Материалы для школьников") и "Школьное...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. И. Сёмке. Физика, 8 класс. Занимательные материалы к урокам. Москва, «Издательство нц энас», 2004
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconРазмещаются различные материалы по истории: методические разработки...
Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconУрок внеурочной деятельности «Юный художник» в 1 классе тема: Мой дом
Вашим домам около тридцати – пятидесяти лет. Из чего сделаны стены в домах? ( из кирпича, камня). Вообще каменное строительство на...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Материалы к урокам. Х. Бидструп. Юный художник iconБоу спо во «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»...
Родился 31 марта 1823 года в Москве на Малой Ордынке, район Замоскворечье часть города за Москвой-рекой (населенный в основном представителями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск