1653
| Финансовый менеджмент
| Управление доходами и рентабельностью предприятия
| Курсовая
|
| 33
| 2007
|
| 800
| Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru
Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru
Содержание
Введение 2
1. Теоретические основы управления доходами и рентабельностью предприятия 3
1.1. Понятие и виды доходов предприятия 3
1.2. Понятие и показатели рентабельности предприятия 7
2. Анализ управления доходами и рентабельностью предприятия 11
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 11
2.2. Анализ динамики и структуры доходов предприятия 15
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия 16
3. Основные направления повышения доходов и рентабельности предприятия 19
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 27
Введение Актуальность темы исследования определяется тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов. Доходы и рентабельность составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Показатели рентабельности и доходов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.
Цель курсовой работы – проанализировать доходы и показатели рентабельности предприятия, а также разработать рекомендации по их улучшению.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие и виды доходов предприятия;
2. рассмотреть понятие и показатели рентабельности предприятия;
3. провести анализ управления доходами и рентабельностью предприятия;
4. определить основные направления повышения доходов и рентабельности предприятия.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «Микояновский мясокомбинат». Предметом исследования выступают доходы предприятия и показатели рентабельности.
1. Теоретические основы управления доходами и рентабельностью предприятия 1.1. Понятие и виды доходов предприятия Доходами организации считается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).1
Доходы предприятия - это та часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая:
поступает на безвозвратной основе;
становится собственностью предприятия;
не связана с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия;
включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и подлежит включению в налогооблагаемую прибыль (за исключением чрезвычайных доходов и в соответствии с требованиями налогового учета).
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на:2
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) операционные доходы;
3) внереализационные доходы.
Два последних вида доходов организации образуют группу прочие доходы, в которую могут входить и чрезвычайные доходы. Классификация доходов представлена в табл. 1.
…..
Доходами не являются поступления от других юридических и физических лиц:
налогов и аналогичных обязательных платежей;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала;
в порядке предварительной оплаты продукции ^товаров, работ, услуг;
авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.
Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколько устойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеет прибыль (возможно, и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенности в отношении привлечения дополнительных источников финансирования. Иными словами, не только текущее финансовое состояние, но и решения стратегического характера в значительной степени зависят от эффективности постоянной рутинной деятельности, суть которой является генерирование прибыли. Устойчивая текущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение уровня благосостояния собственников предприятия.
Подготовку рекомендаций, выполнение которых позволит максимально возможно увеличить доход владельцев предприятия в предстоящем периоде, целесообразно выполнить в два этапа.3
На первом этапе необходимо определить динамику изменения за прошедший период основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, а именно:
- дохода владельцев предприятия и его составляющие;
- рентабельности производства, как в среднем для всех видов изготавливаемых изделий, так и для каждого из них.
Причем продолжительность расчетного периода должна быть не менее 6 - 8 шагов расчета. Шаг расчета: квартал, полугодие или год. Если расчетный период содержит менее 6 шагов, то статистическая обработка исследуемых параметров становится неэффективной и их тренды определяются на основе экспертной оценки. Выполнение рекомендаций, полученных на основе 1 - 2 шагов расчета, может привести к негативным для фирмы последствиям.
Анализ и статистическая обработка данных за прошедший период позволяют оценить не только устойчивость текущей платежеспособности фирмы, рассмотренную в предыдущем разделе, а также рекомендовать оптимальную величину необходимых запасов: готовой продукции и материальных ресурсов.
Весьма важный вопрос, который может быть рассмотрен на этом этапе, - оценка возможности снижения себестоимости производимых изделий в основном за счет снижения наиболее затратных ее составляющих. Что позволит на следующем этапе подготовить план модернизации используемых технологий.
Таким образом, на основе анализа полученных результатов может быть дана оценка эффективности управления фирмой, ее привлекательности для деловых партнеров и выявлены основные проблемы, которые необходимо решить в предстоящем периоде.
Основная задача второго этапа состоит в подготовке на долгосрочный период (5 - 10 лет) наиболее доходного для владельцев фирмы плана финансово-хозяйственной деятельности. Такой план может быть разработан с помощью экономико-математической модели, используя которую проводится анализ возможных вариантов развития фирмы и определяется оптимальная инвестиционная и дивидендная политика. Для реализации стратегии развития на длительный срок необходимо использовать скользящий метод планирования, который предполагает разработку на основе долгосрочного плана среднесрочного и краткосрочного планов.
Среднесрочный план (на 2-3 года) предоставит возможность своевременно провести мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства товаров или оказания услуг.
Программой действий для руководства фирмы является краткосрочный план на полугодие - год, выполнение которого позволит продвинуться в направлении достижения намеченных долгосрочных целей. При тщательной подготовке исходных данных расхождение фактических результатов выполнения краткосрочного плана от расчетных может не превышать 2-3%. При увеличении срока прогноза ошибка планирования финансово-хозяйственной деятельности существенно возрастает за счет изменений возможных темпов инфляции и ценовой структуры. Кроме того, в предстоящем периоде у фирмы могут появиться и новые возможности, например за счет технического прогресса в смежных областях: появления более совершенного оборудования, разработки новых материалов и технологий, позволяющих уменьшить себестоимость производства, усовершенствовать и расширить потребительские качества производимой продукции или оказываемых услуг.
Суть скользящего метода планирования состоит в том, что по фактическим результатам выполнения очередного краткосрочного плана в случае необходимости среднесрочный и долгосрочный планы уточняются, а краткосрочный составляется заново.
Использование такого подхода позволит управлять доходом владельцев фирмы за счет:
- управления номенклатурой и объемами производства продукции;
- планомерного снижения себестоимости производимых изделий;
- разработки порядка и сроков замены малопроизводительного оборудования и внедрения новых технологий;
- оптимизации величины быстро ликвидных активов, резервного фонда и материальных запасов;
- определения приемлемых условий привлечения кредитов и дополнительного акционерного капитала;
- разработки наиболее доходной инвестиционной и дивидендной политики предприятия;
- подготовки оперативных и долгосрочных планов развития производства;
- сравнения и выбора для реализации наиболее перспективных и доходных инвестиционных предложений и проектов;
- оценки надежности и привлечения новых деловых партнеров, например производителей более качественного сырья или комплектующих.
|