Скачать 338.24 Kb.
|
Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономикиФакультет Бизнес-информатика Программа дисциплины«Управление ИТ-инфраструктурой предприятия» для направления 523100 Бизнес-информатикаподготовки магистраАвтор: Олейник А.И. (aoleynik@hse.ru) Одобрена УМС Одобрена на заседанииСекция бизнес-информатики кафедры УправленияПредседатель информационными ресурсамипредприятияЗав. кафедрой ________________ Г.А. Левочкина _________________А.П.Сериков “___” __________ 2006 г. “___” __________ 2006 г. УтвержденаУченым Советом факультета бизнес-информатикиУченый секретарь_____________________________________«___»______________2006 г.Москва, 2006 г.
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Архитектура ИТ-инфраструктуры. Разновидности моделей архитектуры. Координация бизнеса и ИТ. Аппаратно-программная платформа ИТ – инфраструктуры. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Системное прикладное программное обеспечение. Создание интегрированной системы управления. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы. Процессный подход в управлении организацией. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Сервисный подход при организации работ. ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ. Управление бизнес-сервисами. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктурой. Система управления ИТ – MOF (Microsoft Operations Framework). Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Техническое обслуживание информационных систем (ИС). Гарантийное обслуживание. Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Регламентные мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Контроль и диагностика технического состояния оборудования. Сервисные центры. Передовые методы организации работы ИТ-службы. Эффективность информационных систем. Внутрикорпоративные стандарты. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Необходимость эффективной системы управления и контроля над ИТ. Стандарт CobiT: управление и аудит ИТ. Модели зрелости. Критические Факторы Успеха. Ключевые Индикаторы Цели. Ключевые Индикаторы Результата. Инструментальные средства управления ИТ-инфраструктурой. Структура принципов аудита CobiT. Взаимосвязь CobiT и других требований и стандартов. Основные функции службы ИТ-предприятия. Организационная структура службы ИТ. Плоская структура службы ИТ. Соглашение об уровне сервиса. Его значения в процессе управления сервисами. Задачи и структура управления службой ИТ предприятия. Основные функции службы ИТ-предприятия. Оценка результативности службы ИТ. II. Пояснительная записка Программа разработана на кафедре «Управление информационными ресурсами предприятия» Автор программы: к.т.н., доцент Олейник Александр Иванович Аннотация: Целью изучения дисциплины является получение студентами теоретических знаний в области построения, развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия, а также практических навыков, позволяющих описывать бизнес-процессы ИТ-службы, обосновывать оптимальную архитектуру информационной системы, вырабатывать требования к системе поддержки, определять и минимизировать затраты на ИТ. Задачи, решаемые в процессе изучения дисциплины, направлены на овладение студентами современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Дисциплина изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов. На лекциях студенты приобретают теоретические знания по основным подходам к построению ИТ-инфраструктуры, по составу и характеристикам программно-аппаратного комплекса, современным методологиям организации обслуживания информационных систем и предоставления ИТ-услуг, по основным международным стандартам в области информационных технологий и формированию внутрикорпоративных стандартов, по вопросам построения и применения систем управления ИТ-инфраструктурой. На практических занятиях студенты приобретают умения проектирования и комплексного исследования ИТ-инфраструктуры предприятия, изучают основные инструментальные средства управления ИТ-инфраструктурой, применяют методы оценки, обеспечения и повышения надежности аппаратных и программных средств ИС, получают практические навыки по расчету показателей эффективности и экономичности информационных технологий. На семинарах студенты приобретают навыки выступлениями с докладами и презентациями, а также навыки ведения дискуссии по обсуждаемым вопросам. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют проработку теоретического материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе, выполняют промежуточные индивидуальные задания и контрольные домашние задания. Программа дисциплины состоит из 6 тем. III. Требования к студенту и учебная задача дисциплины Изучение дисциплины базируется на знаниях студентами основ вычислительной техники, сетей и телекоммуникаций, основ программного обеспечения, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, менеджмента организации, управления персоналом. В результате изучения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ:
- классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;
- рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; -основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем;
- принципы и методы аудита информационных систем; - методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. УМЕТЬ:
- анализировать показатели эффективности информационных систем;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о взаимосвязи эффективности, надежности информационных систем и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
ОБЛАДАТЬ НАВЫКАМИ:
- определения ресурсов, необходимых для обеспечения надежности функционирования информационных систем; - анализа показателей эффективности информационных систем; - организации работ по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. IV. Тематический расчет часов
V. Структура учебных тем
VI. Формы текущего контроля и структура итоговой оценки Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: - Домашнее задание. - Контрольная работа. - Письменный экзамен. Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:
Оит = 0.2*Oдз + 0.3*Oкр + 0.5* Oэ При выставлении итоговой оценки Оит за дисциплину средневзвешенная оценка округляется до большего целого, если дробная часть оценки не ниже 0.5, в противном случае оценка округляется до меньшего целого. При выставлении итоговой оценки ОИТ5 по 5-балльной шкале используется решающее правило:
VII. Литература 1.Базовый учебник
1.2. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml 2 .Дополнительная 2.1. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml 2.2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.
2.4. Фишер Л. Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес- процессами и workflow. М.: Весть-Метатехнология, 2000.
2.10. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.:ДМК Пресс, 2002.
2.18. Методология HP ITSM, http://www.hp.ru/telecom/itsm/methodology/ 2.19. Принципы Microsoft Operations Framework, http://www.microsoft.com/rus/business/solutions/ infrastructure/ mof.asp 2.20. Астахов А.М., Аудит безопасности информационных систем, ISACA.RU, 2002 2.21. Астахов А.М., Введение в COBIT, Директор ИС №7, 2003 2.22. Гарусов В., Иваненко И., «Архитектура сервисов предприятия в SAP Net Weaver», Byte Magazine Online. 2.23. Калянов Г.Н., «Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования». 2.24. Галактионов В. «Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия», «Директор ИС», № 05 2002. 2.25.Коваль Д., Полукеев О., «Моделирование бизнеса и архитектура информационной системы», Системы Управления Базами Данных # 4/95 стр. 81-95. 2.28. Фингар Питер, «Предприятие реального времени», «Intelligent enterprise» № 18, от 05-10-2005. 2.29. Черняк Леонид, «Архитектура систем по Захману», Журнал "Открытые системы", №12, 2001 год 2.30. Липунцов Ю.П. «Управление процессами», ИТ экономика. ДМК Пресс, 2003. 2.32. Эталонная модель НР по управлению информационными услугами. Jet Info 2001. 2.33. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.
2.35. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г. 2.36. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению. 2.37. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями. 2.38. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2.40.ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ВНИИС.
2.45. Finkelstein Clive, «Zachman Framework and Enterprise Portals», DM Review Enterprise Column - April 2000. 2.46. META Group. «Executive Insights. Enterprise Architecture Desk Reference», 2002. 2.47. CIO Council. A Practical Guide to Federal Enterprise Architecture, 2001. 2.48. Gregg Kreizman, Christopher H. Baum, Edward Anthony Fraga «Gartner Enterprise Architecture Framework for Government» 28 July 2003 2.49. Greta A. James, Robert A. Handler, Anne Lapkin, Nicholas Gall «Gartner Enterprise Archit ecture Framework: Evolution 2005» 25 October 2005 2.50. Carol O'Rourke, Neal Fishman, and Warren Selkow «Enterprise Architecture Using the Zachman Framework». ISBN 0-619-06446-3 Published by Course Technology, 2003. 2.51. Wagter Roel, van den Berg Martin, Luijpers Joost, «Dynamic Enterprise Architecture: How to Make It Work», SOGETI 2005 2.52. Gartner: Презентация «Оценка стоимости EA», 2006. 2.53. Steven H. Spewak «Enterprise Architecture Planning: Developing a Blueprint for Data, Applications, and Technology (Paperback)» ISBN: 0471599859, John Wiley & Sons Canada, Ltd. (Sep 24 1993). 2.54. TOGAF Version 8: “Enterprise Edition”, www.togaf.org 2.55. Gartner: «Gartner Enterprise Architecture: A home for e- government», 2003 2.56. COBIT 3rd Edition Framework, July 2000 2.57. Zachman Framework, http://www.zifa.com/ , 2006. 2.58. Gartner: «External Service Providers' SOA Frameworks and Offerings: HP Services» 21 September 2005 2.59. Kruchten P. Architecture Blueprints – The “4+1” model of software archicecture, IEEE Software, 12.11.1995. 2.60. Microsoft, (www.microsoft.com), IT Solutions. Core IT Services, 2006. 2.61. Greta A. James Michael J. Blechar «Gartner: Comparing Suites and Best-of-Breed Tools in EA Evaluations» 2 May 2006 VIII. Содержание программы Тема 1. Разработка архитектуры ИТ как элемента построения эффективной системы управления предприятием Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Понятие архитектуры предприятия. Бизнес – архитектура предприятия. Стратегические цели и задачи предприятия. Процесс разработки архитектуры предприятия. ИТ - архитектура предприятия. Архитектура приложений. Информационная архитектура (EIA). Архитектура прикладных решений (ESA). Техническая архитектура предприятия (ETA). Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Принципы построения архитектуры предприятия. Современные методики описания архитектуры предприятия: Захмана, META Group, Gartner, TOGAF, Модель «4+1» представления архитектуры, стратегическая модель архитектуры SAM, методики Microsoft. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ – инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия. Литература [2.11], [2.12], [2.17], [2.23], [2.24], [2.27], [2.54], [2.55], [2.56], [2.57]. Контрольные вопросы
Тема 2. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия Применение процессного подхода при совершенствовании управления. ИТ-инфраструктурой. Функциональный и процессный подходы к управлению.Управление бизнес-процессами.Методика внедрения процессного подхода. Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL. Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса. Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk – организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий. Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу. Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management. Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management. ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ. Современные концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Бизнес-ориентированное управление ИТ на современном предприятия. Литература [1.2], [2.1] [2.11], [2.12], [2.23], [2.34], [2.36], [2.41], [2.44], [2.45], [2.56], [2.57]. Контрольные вопросы
10.В чем заключается основная идея внедрения ITSM. Тема 3. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Модели организации управления ИТ-инфраструктурой Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления. MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки. Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ. Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ. Литература: [1.1], [2.8], [2.9] [1.2], [2.5] [2.8], [2.14], [2.19], [2.24], [2.26], [2.33], [2.41], [2.45], [2.50] Контрольные вопросы по теме:
Тема 4. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем. Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы. Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание. Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования. Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk. Литература: [2.3] - [2.7], [2.15] [2.16] [2.18], [2.24], [2.29], [2.34], [2.41], [2.45], [2.50] Контрольные вопросы по теме:
Тема 5. Управление и аудит информационных технологий Современные подходы к организации управления и контроля над информационными технологиями. Необходимость аудита ИТ. Особенности современного стандарта по организации управления и контроля над информационными технологиями. Необходимость эффективной системы управления и контроля над ИТ. Стандарт CobiT: управление и аудит ИТ. Стандарт CobiT: принципы управления ИТ. Модели зрелости. Критические Факторы Успеха. Ключевые Индикаторы Цели. Ключевые Индикаторы Результата. Стандарт CobiT: принципы аудита ИТ. CobiT Advisor 3rd Edition (Audit). Этика аудитора ИТ. Структура принципов аудита CobiT. Взаимосвязь CobiT и других требований и стандартов. Практические рекомендации. Литература: [2.13] - [2.17], [2.25] [2.36] [2.38], [2.44], [2.46] Контрольные вопросы по теме:
Тема 6. Управление службой ИТ предприятия Задачи и структура управления службой ИТ предприятия. Организационная структура управления ИТ предприятия. Современные подходы к оценке эффективности управления службой ИТ предприятия. Основные функции службы ИТ-предприятия. Организационная структура службы ИТ. Плоская структура службы ИТ. Развернутая структура службы ИТ. Оценка результативности службы ИТ. Использование системы сбалансированных показателей для оценки работы ИТ-службы предприятия. Соглашение об уровне сервиса. Значения SLA в процессе управления сервисами. Литература: [2.3] - [2.9], [2.15] [2.26] [2.29], [2.30], [2.46] Контрольные вопросы по теме:
IX. Примерная тематика для контроля
1. Архитектура информационных технологий.
30. Современные концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия |
Управление доходами и рентабельностью предприятия Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли.... | Рабочая программа по дисциплине Управление стоимостью предприятия... Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии... | ||
Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | Содержание Введение 3 Заключение 5 Список литературы 6 Эффективное управление оборотными средствами предприятия имеет огромное значение для достижения максимально возможного уровня прибыльности... | ||
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии... | Учебное пособие экономика гостиничного, ресторанного и туристического... Тема Место и значение дисциплины «Экономика предприятия» в экономической науке 7 | ||
Программа дисциплины Совершенствование архитектуры предприятия Для... ... | Экономический факультет ИТ) на структуру и управление предприятием, на организацию работы и управление персоналом предприятия, с основными тенденциями в... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «финансы предприятия» Целью дисциплины является обучение основам устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе... | Рабочая программа дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» Задачами преподавания дисциплины "Внешнеэкономическая деятельность предприятия " являются следующие | ||
Естественные науки в целом 5 Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии... | Рабочая программа дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» Целью преподавания дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» является | ||
Место дисциплины в структуре ооп Изучение дисциплины «Управление стрессами в трудовой деятельности» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в... | Предпринимательская деятельность Руководитель предприятия. Отношения руководителя предприятия и собственников предприятия | ||
В. М. Аскинадзи Рынок ценных бумаг Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии... | Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 08050465 Государственное и муниципальное управление, утвержденными 17 марта 2000, №233 эк/сп |