«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации»





Название«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации»
Дата публикации12.07.2014
Размер84.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Тема: «Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации».

Вид урока: объяснительно-демонстрационный.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  1. сформировать понятие кипения, как парообразования;

  2. выявить и объяснить особенности кипения с точки зрения молекулярно-кинетической теории;

  3. добиться усвоения учащимися понятия кипения как второго способа парообразования;

  4. дать сравнительную характеристику двум способам парообразования.

 Задачи:

Образовательные:

  1. в ходе урока усвоение понятия «кипение»;

  2. ввести понятие «удельная теплота парообразования и конденсации»;

  3. выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.

  4. продолжить формировать умение учеников применять основные положения МКТ в объяснении физических явлений.

Развивающие:

  1. формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;

  2. формировать умение самостоятельно приобретать знания;

  3. развитие логического мышления учащихся;

  4. развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  1. усилить интерес к предмету;

  2. расширить кругозор;

  3. формировать мировоззрение.

Демонстрации:

  1. наблюдение этапов кипения.

Оборудование: спиртовка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день! Я рада приветствовать Вас в классе, где сегодня проведём урок физики.

«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперемента».

Цель нашего урока- изучить необыкновенное явление под названием кипение. Поэтому

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к родникам-

Ничто не повториться.

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумление.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновение.

В дорогу мы возьмём багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

2.Актуализация опорных знаний. Напишите, согласны ли вы со следующими утверждениями( да или нет):

1. Испарением называется переход молекул из жидкости в пар (да).

2. Испарение происходит при температуре кипения (нет).

3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то её температура при испарении понижается (да).

4.Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет).

5.Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет).

6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да)

7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии (да)

3. Изучение новой темы.

Мы сегодня с вами пронаблюдаем за процессом кипения и попробуем открыть тайну кипения воды.

. Опыт: Наливаем в колбу воду и начинаем нагревать . Сначала измерим температуру воды в колбе. Запишите в тетрадь t1= 20ºС. Постоянно измеряем температуру.                              Ученикам          задаём  вопросы:                                                                                             Учитель: Мы видим, что вода нагревается и поднимается вверх. Почему?

Ученик: Плотность горячей воды меньше, чем холодной, поэтому вследствие конвекции потоки теплой жидкости поднимаются вверх.

Учитель: При дальнейшем повышении температуры в воде, что мы видим?

Ученик: В воде образуются пузырьки воздуха.

Учитель: Откуда появляются эти пузырьки? Откуда в воде воздух?

Ученик: В воде всегда растворен воздух.

Учитель: Пузырьки чаще всего зарождаются на неоднородностях и микротрещинках поверхности. Характерные их размеры до закипания воды порядка 1мм (при кипении они значительно возрастают и могут доходить до 1см).

Учитель: Пока вода в колбе нагревается, попробуем предположить, что будет происходить с пузырьками по мере нагревания воды . Проследим за одним из пузырьков.

Объяснение появления шума, предшествующего кипению.

Учитель: Образовался пузырек, его окружает вода. При нагревании вода начинает испаряться, и водяной пар попадает в пузырек. Пузырек заполняется водяным паром, расширяется и под действием силы Архимеда поднимается вверх, попадая в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды. Заполняющий пузырек насыщенный пар при этом охлаждается, его давление падает и уже не может компенсировать внешнего давления на пузырек со стороны воды. В результате пузырек быстро лопается или просто сильно сжимается. Лопание одновременно большого числа таких пузырьков, гибнущих в верхних слоях воды, воспринимается как шум.

Слушаем шум.

Еще в ΧVIII веке шотландский ученый Джозеф Блэк изучал «пение» нагретых сосудов и установил причину шума, предшествующего кипению..

 Учитель: Вода продолжает прогреваться. Пара в пузырьках становится больше. Размеры их увеличиваются. Пузырьки всплывают. Непосредственно перед кипением пузырьки пара перестают лопаться даже в верхних слоях воды. Давление в пузырьках становится больше внешнего, и пузырьки взрываются и пар выходит наружу. Вода закипает.

Учитель: Вода закипела. Термометр показывает 100ºС, значит температура кипения воды 100ºС. Запишите в тетрадь tºкип.=100ºС.

Что образуется над поверхностью воды?

Ученик: Интенсивно образуется пар.

Учитель: Обратите внимание, что при кипении пар образуется над поверхностью жидкости и в пузырьках. Так что же такое кипение?

Ученик: Это переход жидкости в пар.

Учитель: Испарение это тоже переход жидкости в пар. Чем же кипение отличается от испарения?

Вывод:

Ученик: Кипение происходит при определенной температуре. Парообразование происходит и с поверхности жидкости и внутри, по всему объему жидкости.

Учитель: Мы составили определение для кипения. А теперь найдите его в учебнике §18, прочитайте .

Найдите определение tºкип. Ниже определения курсивом написан очень важный вывод. Прочитайте его. То, что температура жидкости во время кипения не изменяется,  мы можем проверить, посмотрев на термометр. На нем опять 100ºС. Запишите в тетрадь tº3=100ºС. На что же расходуется энергия, подводимая жидкости во время ее кипения?

Ученик: На парообразование.

Учитель: Действительно. Поэтому при приготовлении пищи, после закипания воды, газ у плиты нужно убавить.

Учитель: Ребята, найдите на стр.45 в учебнике таблицу. В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Найдите температуру кипения спирта, эфира. Сделайте вывод.

Ученик: У разных жидкостей tºкип. разные.

Учитель: Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.

Ученик: Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.

Учитель: Последняя фраза очень важна. Температура кипения воды равна 100ºС, можно подумать, что это неотъемлемое свойство воды, что вода, где бы и в каких условиях она ни находилась, всегда будет кипеть при 100ºС. Но это не так. Можно создать такие условия, при которых вода закипит при температуре меньше чем 100ºС.

Интересные факты.

Учитель: Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. На самой высокой горе – Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при 70 С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120С при давлении 200кПа. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды. А если спустится в шахту на глубину 300м , то там вода закипит при tº =101C, на глубине 600м при tº=102ºС Попробуйте сделать вывод. От чего же будет зависеть температура кипения жидкости.

Вывод:

Ученик: От атмосферного давления. С высотой атмосферное давление уменьшается, температура кипения жидкости тоже уменьшается. И наоборот, с глубиной атмосферное давление увеличивается, температура кипения увеличивается.

Учитель: А теперь сравним процессы испарения и кипения.                                                            

- В чем сходство процессов?                                                                                                            -Где происходит парообразование?                                                                                               -При какой температуре происходит парообразование?                                                              -Что происходит с температурой жидкости при испарении и кипении?

СРАВНИМ:

Испарение

Кипение

Процесс парообразования

Процесс парообразования

Парообразование происходит с поверхности жидкости

Парообразование происходит по всему объему жидкости

Происходит при любой температуре

Происходит при температуре кипения

Температура понижается

Температура не изменяется

Учитель: Как изменяется внутренняя энергия жидкости при испарении?                                  Ученик: Любой процесс испарения идет с понижением внутренней энергии. Поэтому как только прекращается доступ энергии для кипения жидкости, процесс испарения посредством кипения прекращается.

Учитель: Так как кипение идет при постоянной температуре, то вся энергия идет на сообщение жидкости той энергии, при которой пузырьки с паром могли подниматься вверх.

Опытным путем было  установлено, что при нормальных условиях для превращения 1кг воды в пар при температуре кипения нужно 2,3 МДж энергии.  

Под удельной теплотой парообразования r  понимают то количество теплоты, которое необходимо для превращения в пар 1 кг жидкости при температуре кипения.

L  = [  Дж/кг]. Для различных жидкостей значения удельной теплоты парообразования определены и являются табличными величинами.

Учитель: Что означает, что удельная теплота парообразования воды равна 2,3 . 10 6 Дж/кг?

Ученик: Это значит: для превращения воды массой 1 кг в пар при температуре кипения требуется    2,3 . 10 6 Дж энергии.

Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения, нужно удельную теплоту парообразования Lумножить на массу m:

Q=Lm

4.Закрепление.  Ученикам предлагается ответить на вопросы теста.

1.Какое явление называется кипением? Это явление, при котором происходит…

а) испарение не только с поверхности, но изнутри жидкости.

б)переход молекул из жидкости в пар.

в) переход молекул из пара в жидкость.

2.во время кипения температура жидкости…

а) не изменяется.

б) увеличивается.

в) уменьшается.

3.в чём разница между испарением и кипением? При испарении образование пара происходит…, а при кипении…

а) внутри… на поверхности жидкости.

б) на поверхности… внутри жидкости.

в) на поверхности… внутри и на поверхности жидкости.

4. В каком агрегатном состоянии будет находиться цинк при температуре кипения ртути и нормальном атмосферном давлении?

а)в твёрдом.

б) в жидком.

в) в газообразном.







5.Рефлексия. Звучит музыка.

1.Мне было не понятно.

2.Мне было интересно.

3. Мне было скучно.

4.Мне было всё понятно.

5. Я усвоил материал.

6. Домашнее задание: §18, 20.

7.Подведение итогов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconУрок по физике в 8 классе Тема: «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Учебный материал с указанием заданий на урок по теме: “ Кипение. Удельная теплота парообразования ”
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» icon«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока
Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить учащихся с явлением кипения; объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории; ввести понятие...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconУрок физики в 8 классе. Тема: Удельная теплота парообразования. Количество...
Продолжить формировать умение учеников применять основные положения мкт в объяснении физических явлений
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconИспарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования
...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconУрок по физике на тему «Кипение»
Углубить, изученное ранее, понятие «кипение»; объяснить процесс «кипения» с точки зрения молекулярно – кинетической теории, дать...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков,...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать понятие кипения как парообразования, выявить основные особенности кипения
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconЭнергия топлива
Теплота сгорания топлива, зависимость теплоты сгорания от рода топлива и его массы. Удельная теплота сгорания. Ана­лиз таблицы удельной...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconЭнергия топлива. Удельная теплота сгорания
Изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconУрок физики в 8 классе. Тема: Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания
Цели: а развивающая: развивать у учащихся ключевые компетенции умение выделять главное, анализировать, навыки самостоятельной работы...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconУрок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива»
На опыте установить различие в теплоте, выделившейся при сгорании различных видов топлива
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить зависимость количества теплоты, нужного для превращения жидкости в пар, от удельной теплоты парообразования и...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить с явлением кипения, рассмотреть особенности кипения, познакомить с применением явления
«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» iconТема «Кипение»
Испарение. Кипение”– Москва “Спектр-М” 2009г. Электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск