Скачать 32.54 Kb.
|
План-конспект урока физики в 8 классе. Урок №19/19 Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Цель урока: Образовательная – познакомить учащихся с явлением кипения; объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории; ввести понятие «удельная теплота парообразования и конденсации». Развивающая- развитие логического мышления учащихся, научить анализировать наблюдаемые явления. Воспитательная- профориентационное воспитание учащихся, применение величины «удельная теплота парообразования и конденсации» в повседневной жизни, в технике, в производстве. Тип урока: Изучение новой темы. Оборудование: стёкла на каждую парту, спиртовка, колба с водой, насос, подставка, карта Республики Татарстан. Ход урока:
- сообщение дежурного ученика -Физическая минутка ( ученики отвечают на вопросы в карточках) 2. Актуализация опорных знаний. Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводна течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Вопросы ученикам: -Как весь процесс называют в народе? -Исходя из каких явлений физики можно объяснить этот процесс? -Какое явление называется испарением? -Какие молекулы могут покинуть жидкость? -Что происходит с температурой жидкости при испарении? Приведите примеры , где применяется (Один из учеников выступает с темой «Устройство и работа холодильника» -От чего зависит скорость испарения жидкости? -Возьмите стёкла с парт и дуйте на них. Что видите? Объясните. 3. Изучение новой темы. 1) Кипение. Опыт: Наливаем в колбу воду и начинаем нагревать. ( Можно на дно положить кусочки марганцовки). Постоянно измеряем температуру. Ученикам задаём вопросы : -Мы видим , что вода нагревается и поднимается вверх. Почему? -При дальнейшем повышении температуры в воде, что мы видим? -Откуда появляются эти пузырьки? -Почему они поднимаются вверх? Откуда появился шум? -Какой процесс называется кипением? Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости , называется кипением. 2) Температура кипения. -При какой температуре вскипела вода? Во время кипения температура жидкости не изменяется. Но с ростом давления температура кипения жидкости увеличивается, и наоборот. Как мы знаем, давление воздуха уменьшается с увеличением высоты над уровнем моря. Следовательно в горах воду можно вскипятить при более низкой температуре , чем 100 градусов. В сахарных заводах Буинска, Заинска, Нурлата свекольную массу парят при низком давлении. При этом сахар не подгорит. Разные вещества имеют разные температуры кипения. (Рассмотрим температуры кипения некоторых веществ приведенных в таблице.) Это применяется для разделения жидкостей. У нас в Республике в городе Нижнекамск имеется завод «Нефтехимия», и такой же завод имеется возле Альметьевска. Там нагревают нефть. Сперва выделяют эфир (у него температура кипения меньшее). Потом – бензин, лигроин, керосин, солярка и мазут. 3) Удельная теплота парообразования и конденсации. Q=L*m -физкультминутка. 4. Закрепление изученной темы. 1) Какое количество теплоты требуется для превращения в пар 5 кг воды при температуре 20ºС? 2)Какая жидкость кипит при наиболее низкой температуре –вода, ртуть или эфир? 5. Обобщение урока и выставление оценок. 6 Домашнее задание. §18,20. Упр.10(4,6) |