Конспект урока «Удельная теплота парообразования и конденсации.»
Класс: 8
Цель урока: изучить зависимость количества теплоты, нужного для превращения жидкости в пар, от удельной теплоты парообразования и конденсации.
Задачи урока: сформировать умение решать типовые задачи, графически интерпретировать тепловые процессы, выдвигать гипотезы, выполнять операции анализа, совершенствовать вычислительные навыки, продолжить формирование умений комплексного применения знаний при решении заданий 3 уровня (уровень применения изученного материала в изменённой ситуации). Способствовать нравственному развитию учащихся (умение сотрудничать, вырабатывать совместный план действий, сообща идти к намеченной цели и т.д.).
Подготовка к уроку: класс делится на группы: «теоретик», «консультант», «экспериментатор», «инженер», «математик». Задания для каждой группы составлены так, чтобы вызвать учебные затруднения у учащихся. Для решения поставленных вопросов необходимо коллективное обсуждение, размышление, выдвижение гипотез и их проверка. Данный урок, урок – изучение новых знаний, поэтому составлены задания, требующие активной умственной деятельности, ученики добывают знания.
Оформление классной доски: записана тема урока, информация о домашнем задании, плакат с задачей-проблемой (условия задачи выполнены в виде схемы).
Оборудование к уроку: на партах карточки с названиями групп, лабораторное оборудование для проведения опыта группой «Экспериментатор», диапроектор, наглядные пособия (плакаты для составления схемы).
План урока:
!. Организационный момент(2 минуты).
2. Подготовка к основному этапу знания (4 минут).
3.Изучение нового материала (15 минут).
4.Закрепление знаний (6 минут).
5.Итог урока (7 минуты).
6. Инструкция о выполнении домашнего задания (2 минуты).
Ход урока. № этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1 2
3
4 5
6
| Учёт отсутствующих. Постановка проблемы, инструктаж о способах получения новых знаний.
Координация деятельностью учащихся, акцентирование главного и взаимосвязей в материале.
Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей.
| Готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Активные действия учащихся с содержанием обучения (самостоятельное выполнение заданий в группах, формулирование ответов для обмена информацией с учащимися класса).
Первыми рассказывают о результатах своей деятельности «Теоретики», затем «Консультанты» (учитель сопровождает ответ учащихся составлением схемы на доске). «Экспериментаторы» демонстрируют опыт, объясняют наблюдаемые процессы. «Инженеры» чертят на плакате график тепловых процессов, о которых идёт речь в задаче-проблеме. «Математики» решают задачу и показывают своё решение через проектор. На доске записываем лишь то действие, которое является изучаемым на данном уроке.
Учащиеся составляют и задают по 1 вопросу классу в соответствии с тематикой задания их группы. За правильный ответ присуждается 1 балл (личный зачёт, используется накопительная система).
Обобщение знаний (фронтальный тест с выбором правильного ответа) и формулирование выводов.
Выбор задания.
|
Домашнее задание.
Обязательное задание: Параграф 20, №4 (выучить формулу вычисления количества теплоты нужного для превращения жидкости в пар). Вписать необходимые данные в таблицу «Тепловые процессы».
Творческое: восстановить решение задачи-проблемы, составить 2 задачи и решить их.
Карточки с заданиями
Группа «Теоретик».
Подготовить устный ответ по вопросам.
Что называют парообразованием?
Что такое кипение?
Что можно сказать о температуре жидкости во время процесса кипения?
На что расходуется энергия, подводимая к жидкости для кипения?
Сколько энергии требуется для испарения воды массой 1 кг при температуре 100° С? (см. стр. 48).
Сравните внутренние энергии 1 кг стоградусного водяного пара и 1 кг воды при той же температуре?
|
Группа «Консультант».
Подготовить устный ответ по вопросам.
Сколько потребуется энергии для парообразования спирта массой 1 кг при температуре кипения? (см. стр. 49 таблица 6)
Как называется эта физическая величина? (см. стр. 48)
Сколько потребуется энергии для парообразования спирта массой 2 кг при температуре кипения? (см. первый вопрос и на странице 49, таб. 6)
По какой формуле можно рассчитать количество теплоты необходимое для обращения в пар любого вещества при температуре кипения? (см. стр. 50)
|
Группа «Экспериментатор».
Продемонстрировать парообразование и конденсацию.
С помощью учебника сделайте вывод о количестве теплоты отданного паром при конденсации. (стр. 49)
|
Группа «Инженер».
Изобразить процессы о которых говорится в задаче графически.
Какое количество теплоты пошло на приготовление кипятка из льда массой 4 кг, взятого при температуре - 20° С? В результате кипения вода превратилась в
пар. Определите количество теплоты, израсходованное для обращения льда в пар?
|
Группа «Математик».
Решить задачу.
Какое количество теплоты пошло на приготовление кипятка из льда массой 4 кг, взятого при температуре - 20° С? В результате кипения вода превратилась в
пар. Определите количество теплоты, израсходованное для обращения льда в пар?
| |