Скачать 62.17 Kb.
|
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Вид урока: комбинированный (с компьютерной поддержкой). Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний. Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, План урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний – самостоятельная работа: физический диктант 3. Изучение нового материала 4. Работа с учебником 5. Физкультминутка 6. Закрепление 7. Итог урока.Домашнее задание Ход урока 1.Организационный момент. На интерактивной доске открыта мультимедиа «Кипение. Удельная теплота парообразования»( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf) 2. Актуализация знаний Парообразованием называют переход молекул из жидкости в пар (да) Испарение происходит при температуре кипения (нет). Если нет притока энергии к жидкости извне, то температура при испарении понижается (да). Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет). Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет). Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да) Учитель: Что может быть лучше горячего, хорошо заваренного чая?! И все знают, как правильно заварить чай. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Таким образом, тема нашего с вами сегодняшнего урока – «Кипение» 3. Изучение нового материала. Учитель: Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в колбе и периодически будем измерять температуру воды. (во время демонстрации пронаблюдать за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков. Объяснить причину их возникновения. Проследить за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность) Пока нагревается жидкость обсудим как происходит нагревание жидкости? Учитель: Все загадочные явления, сопровождающие кипение жидкости, которые нам не удалось рассмотреть, пока кипел чайник, мы еще раз посмотрим на видеоролике «Что такое кипение». (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/212c3cb0-88cd-4a6e-b641-4328bf7be103/view/) Так что же такое кипение? Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара. Какую температуру будем называть температурой кипения? – Температура кипения – температура, при которой кипит жидкость. Из проведенного опыта мы выяснили, что во время кипения жидкости ее температура не меняется. Как это мы можем изобразить графически? (Ученики в тетради чертят график кипения жидкости). – Каждой жидкости соответствует своя температура кипения
Анализ таблицы «Кипения жидкости» – А как вы думаете от чего может зависеть температура кипения жидкости? Ответ: от давления На самой высокой горе Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при температуре 70о С. В кастрюле скороварке температура кипения – равна 120о С при давлении 200 кПа. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4c68405-adfd-40f5-9902-bf0892b66a53/%5BPH10_06-027%5D_%5BPD_73%5D.swf) Учитель: Для исследования зависимости температуры кипения от давления сделаем небольшую виртуальную лабораторную работу (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c507fb2-ee1c-4582-a91d-29988e2522b5/common/shell.htm?vepressurecooker2#0) Приготовление пищи в скороварке имеет массу преимуществ по сравнению с обычными способами варки в обычной кастрюле. Процесс приготовления пищи происходит при температуре 120о С и время приготовления значительно сокращается. Каким образом температуру кипения удается повысить до 120о С? Чтобы предотвратить взрыв кострюли, в ней делают отверстие для выхода пара. – Почему температура жидкости во время кипении не изменяется? Ответ: Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование. – Кипение есть то же испарение, только оно сопровождается быстрым образование и ростом пузырьков пара. Во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара. – Давайте проведем мысленный эксперимент подумает: если взять разные жидкости массой 1 кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения. – Различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для их обращение в пар при температуре кипения. Это характеризует физическая величина называемая удельной теплоемкостью, обозначается L. Удельная теплота парообразования – физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры. Работа с таблицей № 6 стр. 49 учебника Чему равна удельная теплота парообразования ртути? Что означает это число? – Кипение происходит с поглощением теплоты. Большая часть подводимой теплоты расходуется на разрыв связей между частицами вещества, остальная часть – на работу, совершаемую при расширении пара. – Мы знаем, что обратный процесс парообразованию – конденсация. Что происходит с энергией? (Конденсация происходит с выделением теплоты) 5. Физкультминутка При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх) При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз) При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх) Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости (понижением , руки вниз) При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз). Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны) Упражнения на вращения головой: Учитель: Учиться будем хорошо? Учащиеся кивают головой «Да, да, да». – Нарушать дисциплину не будем? Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет». – А что будем делать, если не получиться? Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю». – А чтобы у нас все получилось, давай прослушаем сказку и ответим на вопрос. 6. Закрепление В I веке до н.э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал: И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза. О каком физическом явлении говорится в отрывке? 7. Итоги урока. Домашнее задание: § 18, 20 упр.10 № 1-4. Найти ответ на вопрос «Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?» – Итак, мы с вами рассмотрели процесс парообразования, который происходит двумя способами: испарение и кипение. Рассмотрели в чем разница между испарением и кипением. – Продолжите, пожалуйста, фразу: – Сегодня на уроке я узнал… – Сегодня на уроке я познакомился… – На уроке мне понравилось… Использованные источники:
|
Урок по физике в 8 классе Тема: «Кипение. Удельная теплота парообразования» Учебный материал с указанием заданий на урок по теме: “ Кипение. Удельная теплота парообразования ” | «Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» Тема: «Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации» | ||
Урок физики в 8 классе. Тема: Удельная теплота парообразования. Количество... Продолжить формировать умение учеников применять основные положения мкт в объяснении физических явлений | Испарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования ... | ||
Урок физики в 8 классе. Тема: Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания Цели: а развивающая: развивать у учащихся ключевые компетенции умение выделять главное, анализировать, навыки самостоятельной работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить учащихся с явлением кипения; объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории; ввести понятие... | ||
Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» На опыте установить различие в теплоте, выделившейся при сгорании различных видов топлива | Энергия топлива Теплота сгорания топлива, зависимость теплоты сгорания от рода топлива и его массы. Удельная теплота сгорания. Анализ таблицы удельной... | ||
Урок по физике на тему «Кипение» Углубить, изученное ранее, понятие «кипение»; объяснить процесс «кипения» с точки зрения молекулярно – кинетической теории, дать... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания Изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива | Урок физики в 9 классе Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | ||
Конспект урока физики в 8 классе по теме: «Удельная теплоёмкость.... «Удельная теплоёмкость. Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении.» | Урок физики в 7 классе. Тема: Сила трения Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе | ||
Конспект урока физики с применением эор в 8 классе по теме «Плавление... Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления... | Урок «Ученик бионической мастерской» Цель урока Цель урока: выяснить, в чем суть приспособленности животных с точки зрения различных наук: биологии, математики и физики |