«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока





Скачать 62.17 Kb.
Название«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока
Дата публикации12.07.2014
Размер62.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе.
Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить изучение процесса парообразования,

  • рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления;

  • ввести понятие удельной теплоты парообразования и формулу для расчета количества теплоты, необходимого для испарения жидкости, взятой при температуре кипения.

Развивающие:

  • научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;

  • формировать умение проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;

  • расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Вид урока: комбинированный (с компьютерной поддержкой).

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран,

План урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний – самостоятельная работа: физический диктант

3. Изучение нового материала   
4. Работа с учебником
5. Физкультминутка
6. Закрепление
7. Итог урока.Домашнее задание
Ход урока

1.Организационный момент.

На интерактивной доске открыта мультимедиа «Кипение. Удельная теплота парообразования»( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf)
2. Актуализация знаний

Парообразованием называют переход молекул из жидкости в пар (да)

Испарение происходит при температуре кипения (нет).

Если нет притока энергии к жидкости извне, то температура при испарении понижается (да).

Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет).

Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет).

Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да)

Учитель: Что может быть лучше горячего, хорошо заваренного чая?! И все знают, как правильно заварить чай. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Таким образом, тема нашего с вами сегодняшнего урока – «Кипение»
3. Изучение нового материала.

Учитель: Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в колбе и периодически будем измерять температуру воды. (во время демонстрации пронаблюдать за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков. Объяснить причину их возникновения. Проследить за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность)
Пока нагревается жидкость обсудим как происходит нагревание жидкости?
Учитель: Все загадочные явления, сопровождающие кипение жидкости, которые нам не удалось рассмотреть, пока кипел чайник, мы еще раз посмотрим на видеоролике «Что такое кипение». (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/212c3cb0-88cd-4a6e-b641-4328bf7be103/view/)
Так что же такое кипение?

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара.
Какую температуру будем называть температурой кипения?
– Температура кипения – температура, при которой кипит жидкость. Из проведенного опыта мы выяснили, что во время кипения жидкости ее температура не меняется. Как это мы можем изобразить графически? 

(Ученики в тетради чертят график кипения жидкости).



– Каждой жидкости соответствует своя температура кипения

Азот

- 196

Кислород

- 183

Вода

100

Молоко

100

Эфир

35

Спирт

78

Ртуть

357

Свинец

1740

Медь

2567

Железо

2750



Анализ таблицы «Кипения жидкости»
– А как вы думаете от чего может зависеть температура кипения жидкости?

Ответ: от давления

На самой высокой горе Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при температуре 70о С.

В кастрюле скороварке температура кипения – равна 120о С при давлении 200 кПа.

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4c68405-adfd-40f5-9902-bf0892b66a53/%5BPH10_06-027%5D_%5BPD_73%5D.swf)

Учитель:

Для исследования зависимости температуры кипения от давления сделаем небольшую виртуальную лабораторную работу (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c507fb2-ee1c-4582-a91d-29988e2522b5/common/shell.htm?vepressurecooker2#0)

Приготовление пищи в скороварке имеет массу преимуществ по сравнению с обычными способами варки в обычной кастрюле. Процесс приготовления пищи происходит при температуре 120о С и время приготовления значительно сокращается. Каким образом температуру кипения удается повысить до 120о С?
Чтобы предотвратить взрыв кострюли, в ней делают отверстие для выхода пара.
– Почему температура жидкости во время кипении не изменяется?
Ответ: Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование.


– Кипение есть то же испарение, только оно сопровождается быстрым образование и ростом пузырьков пара. Во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара.
–  Давайте проведем мысленный эксперимент подумает: если взять разные жидкости массой 1 кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения.
– Различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для их обращение в пар при температуре кипения. Это характеризует физическая величина называемая удельной теплоемкостью, обозначается L.

Удельная теплота парообразования – физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения  температуры.   



Работа с таблицей № 6 стр. 49 учебника
Чему равна удельная теплота парообразования ртути?

Что означает это число?
– Кипение  происходит с поглощением теплоты. Большая часть подводимой теплоты расходуется на разрыв связей между частицами вещества, остальная часть – на работу, совершаемую при расширении пара.
– Мы знаем, что обратный процесс парообразованию – конденсация. Что происходит с энергией? (Конденсация происходит с выделением  теплоты)
5. Физкультминутка
При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ...  (увеличивается, руки вверх)

При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз)

При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх)

Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости  (понижением , руки вниз)

При конденсации жидкости энергия ...  (выделяется, руки вниз).

Температура жидкости во время кипения … (не изменяется,  руки в стороны)

Упражнения на вращения головой:

Учитель: Учиться будем хорошо?
Учащиеся кивают головой «Да, да, да».
– Нарушать дисциплину не будем?
Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».
– А что будем делать, если не получиться?
Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю».
– А чтобы у нас все получилось, давай прослушаем сказку и ответим на вопрос.
6. Закрепление

В I веке до н.э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда,  а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части, 
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

О каком физическом явлении говорится в отрывке?
7. Итоги урока. Домашнее задание:

§ 18, 20 упр.10 № 1-4.

Найти ответ на вопрос «Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?»

– Итак, мы с вами рассмотрели процесс парообразования, который происходит двумя способами: испарение и кипение. Рассмотрели в чем разница между испарением и кипением.
– Продолжите, пожалуйста, фразу: 
– Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке я познакомился…
– На уроке мне понравилось…


Использованные источники:


  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 

  2. Единая Коллекция ЦОР Кипение. Удельная теплота парообразования (N 205984) ФГУП "Издательство "Просвещение"

  3. Единая Коллекция ЦОР "Что такое кипение" (N 186485) ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

  4. Единая Коллекция ЦОР Изучение зависимости температуры кипения воды от давления (N 184486) ООО "Фрам"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок по физике в 8 классе Тема: «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Учебный материал с указанием заданий на урок по теме: “ Кипение. Удельная теплота парообразования ”
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока icon«Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации»
Тема: «Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации»
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок физики в 8 классе. Тема: Удельная теплота парообразования. Количество...
Продолжить формировать умение учеников применять основные положения мкт в объяснении физических явлений
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconИспарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования
...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок физики в 8 классе. Тема: Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания
Цели: а развивающая: развивать у учащихся ключевые компетенции умение выделять главное, анализировать, навыки самостоятельной работы...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить учащихся с явлением кипения; объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории; ввести понятие...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива»
На опыте установить различие в теплоте, выделившейся при сгорании различных видов топлива
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconЭнергия топлива
Теплота сгорания топлива, зависимость теплоты сгорания от рода топлива и его массы. Удельная теплота сгорания. Ана­лиз таблицы удельной...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок по физике на тему «Кипение»
Углубить, изученное ранее, понятие «кипение»; объяснить процесс «кипения» с точки зрения молекулярно – кинетической теории, дать...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconКонспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и...
Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции)
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconЭнергия топлива. Удельная теплота сгорания
Изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок физики в 9 классе
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconКонспект урока физики в 8 классе по теме: «Удельная теплоёмкость....
«Удельная теплоёмкость. Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении.»
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок физики в 7 классе. Тема: Сила трения
Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconКонспект урока физики с применением эор в 8 классе по теме «Плавление...
Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления...
«Кипение. Удельная теплота парообразования». Урок физики в 8-ом классе. Цель урока iconУрок «Ученик бионической мастерской» Цель урока
Цель урока: выяснить, в чем суть приспособленности животных с точки зрения различных наук: биологии, математики и физики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск