Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 Урок физики в 9 классе
Реактивное движение
Учитель: Кузнецова О.Н.
Дата проведения: 07.12.2010 год
Цели урока: • Образовательные:
- ввести понятие реактивного движения, рассмотреть примеры проявления его в природе, использования в технике, продолжить обучение решению задач на закон сохранения импульса;
- способствовать формированию умений выполнять физические опыты, объяснять их, готовить информационные сообщения по теме урока.
• Развивающие:
- способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
-способствовать развитию интереса учащихся к физике, используя дополнительный материал;
-продолжить работу по формированию умений анализировать, самостоятельно добывать знания. • Воспитательные:
-воспитывать умение выступать перед аудиторией;
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование:
• Демонстрационное:
Прибор для изучения закона сохранения импульса; компьютер, мультимедиапроектор, экран; воздушные шарики у каждого учащегося, нить, 2 штатива, трубочка для коктейля;
теннисный шарик, насос; тарелка с водой; бутылка пластмассовая с водой. • Дополнительное: конспекты на каждый стол. Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний
с опорой на инициативу учащихся.
Ход урока. 1.Введение в тему.
У.: Ребята, сегодня у нас урок изучения новой темы. Материал темы связан с понятием импульса и законом сохранения импульса. Поэтому повторим все, что изучили на прошлом уроке, решим вычислительную задачу с использованием экспериментальных данных, будем изучать новый материал , используя подготовленные вами сообщения, презентации, опыты ; в ходе урока решим качественные и вычислительные задачи; в заключении вы выполните творческую работу: составите синквейн по новой теме, несколько человек защитят свою работу.
2.Фронтальная беседа.
-Что такое импульс тела?
-Прочитайте формулу импульса.
-В каких единицах измеряется импульс?
-Сформулируйте физический смысл импульса.
-Импульс- векторная величина или скалярная?
-Куда направлен импульс тела? ( Сонаправлен с вектором скорости)
Задача№1. (Устно)
Кто знает свою массу? Чему равна ( 1чел.)твоя масса? Чему равен импульс этого ученика относительно нас? ( Нулю.) Почему?
Задача №2.(Устно)
Найдите импульс тела массой 200г, движущегося со скоростью 72 км/ч.
(4 кг*м/с).
-Можно ли изменить импульс тела? (Да)
-Как изменить импульс тела? (Подействовать силой)
-От чего зависит при этом результат действия силы? ( От силы и времени).
-Как называется произведение силы на время ее действия?(Импульс силы).
- Как связан импульс тела с импульсом силы?( Изменение импульса тела равно импульсу действующей силы).
Задача №3 (Устно)
Зачем спортсмен, перед тем, как метнуть диск, вначале раскручивается? ( Увеличивает время действия на диск, чтобы увеличить импульс диска).
- А может ли импульс сохраняться?
- В каких системах сохраняется импульс? Какие системы называются замкнутыми?
- Сформулируйте закон сохранения импульса.
А теперь решим задачу, чтобы проверить закон сохранения импульса на практике.
3.Экспериментальная задача.
Задача №4( письменно)
( Работа заранее подготовлена учеником. Выполняется и объясняется учеником, учащиеся класса записывают решение в тетрадь)
Приборы: прибор для проверки ЗСИ, весы с разновесами, сантиметровая лента, 2 листа белой бумаги, 2 листа копировальной бумаги.
Вначале заряды покоятся, общий импульс системы равен нулю. Стреляем, снаряды движутся в противоположные стороны (падают на копировальную бумагу, оставляют след). По горизонтали на снаряды не действуют силы, значит, в проекции на горизонтальную ось выполняется ЗСИ.
0=m1v1-m2v2
m1v1= m2v2
m2 / m1 = v1 /v2 (*)
Т.к. движение по горизонтали равномерное, скорость прямо пропорциональна дальности полета снарядов, поэтому можно заменить отношение скоростей отношением s2/s1.
Остается измерить дальности полета снарядов с помощью измерительной ленты , массы с помощью весов и проверить равенство: m1 / m2 = s2/s1.
Дано: Решение:
m1 =18,60 г 1.В СИ можно не переводить( сокращение).
m2 =37,4 г 2. m2 / m1 =2,01
s2 =18 см 3. s1/s2. =2,00= v1 /v2
s1 =. 3 6 см 4. Проверили ЗСИ 4. Актуализация темы.
А теперь отдохнем от задач. У вас на столах лежат воздушные шарики. Я попрошу их надуть и держать отверстием вниз. (Выполняют).
-Что внутри шарика?
-Как заставить шарик двигаться, от чего ему оттолкнуться?
-Чему равен импульс системы воздух- шарик вначале?
Будем считать, что воздух из шарика выходит мгновенно. Систему можно назвать замкнутой. Чему будет равен импульс системы после выпускания воздуха? (0)
При этом шарик получил импульс? Воздух получил импульс? Т.е.от системы( тела) отделилась его часть. Такое движение, при котором от тела отделяется часть, называется реактивным движением. Давайте пронаблюдаем за таким движением. Отпустите шарики.
Тема сегодняшнего урока- «Реактивное движение» ( Пишут в тетрадях ,и на доске записывает тему учитель). Где же в природе проявляется реактивное движение?
5.Изучение нового материала.
1/ Доклад ученика с презентацией ( движение кальмаров, медуз, каракатиц, осьминогов; «бешеный огурец»).
- А знаете ли вы, что впервые принцип реактивного движения использовался в тепловых двигателях?
Послушаем сообщения.
Учащийся подготовил рисунок сегнерова колеса и рассказал о первом его использовании.
2/ У. : А с помощью каких опытов можно пронаблюдать такого вида реактивное движение?
( Все приборы и опыты подготовлены учениками как исследовательские работы, показываются и объясняются учениками).
Опыт№1.
Оборудование: шарик теннисный, куски стержня без пасты, согнутые под углом 90градусов-2 штуки, стержень без пасты, штатив, насос.
В теннисном шарике нагретой спицей сделаны 2 отверстия по диаметру, в них вставлены куски стержня, повернутые на 180 градусов по отношению друг к другу. У основания стержня проделаны отверстия, на него одевается теннисный шарик.С помощью насоса, укрепленного в штативе, в шарик через треть отверстие подается воздух. Под действием реактивной силы шарик вращается на стержне.
Опыт№2.
Оборудование: бутылка, трубочки для коктейля (согнутые, обрезанные), вода, нить, штатив.
У основания бутылки с помощью нагретой спицы друг напротив друга делаем отверстия, продеваем согнутые трубки для коктейля, располагая их под углом 180 градусов по отношению друг к другу. Наполненную водой бутылку подвесим с помощью нити к штативу.
Разворачиваем пробку, из бутылки выливается вода, бутылка вращается реактивно в противоположную воде сторону. Здесь «сегнерово колесо» вращается за счет действия воды.
Опыт №3.
Оборудование: тарелка с водой, воздушный шарик, колпачек шприца. Надуваем шарик, предварительно вставив в отверстие согнутую под углом 90 градусов трубочку для коктейля шарик завязан, закрываем колпачком шприца отверстие трубочки. Кладем шарик в тарелку с водой, снимаем колпачёк. Шарик реактивно вращается в тарелке.
Сообщение о первой повозке, перемещающейся по принципу реактивного движения.
( Рисунок учащегося на доске представлен).
У.: мы посмотрели опыты, демонстрирующие реактивное движении. А где же сегодня в технике используется реактивное движение?
Сообщение ученика с презентацией «Ракета».
(Рассказ о строении ракеты, вывод формулы для скорости движения оболочки ракеты).
Анализ:
-от чего зависит скорость оболочки?
Посмотрите в конспекты, еще раз для себя повторите строение ракеты и вывод формулы скорости.
6.Закрепление материала.
Задача №5.
Найдите массу детской ракеты, если масса выбрасываемых газов 15г, скорость газов равна , скорость при этом равна .
( Ответ: )
Опыт№ 4.
Оборудование: шарик. Трубочка для коктейля, шелковая нить, 2 штатива.
Начинали мы изучение темы с полета шариков. Но летели они в разные стороны в зависимости от направления движения воздуха из сопла. А теперь посмотрим направленное движение ракеты- шарика.
Надуем шарик (на перемене надули), завяжем шелковой нитью. С помощью скотча прикрепим шарик к трубочке для коктейля, в нее проденем длинную шелковую нить, концы которой привяжем к штативам. Установим штативы на расстоянии длины шелковой нити друг от друга (как можно дальше). Развяжем «сопло» шарика; воздух выбрасывается в одну сторону, шарик движется в противоположную сторону- «ракета». У.: а теперь я прошу вас составить синквей на тему «Реактивное движение».
Дети работают в парах : составляют синквейн по новой теме.
3 учащихся защищают свои работы. Из всех работ выбирается лучшая, синквейн записываем на доске (То, что написано курсивом):
1.Существительное- реактивность
2.2 прилагательных- сильный, мощный
3.3 глагола- изменяется, сохраняется, взаимодействует
4.Отношение к теме- интересное применение закона сохранения импульса
5. одно слово, характеризующее суть- ракета.
7. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы изучили новую тему «Реактивное движение». Поднимите руки, если вы согласны с этим утверждением:
мне было интересно и комфортно на уроке;
я понял(а) тему сегодняшнего урока;
я принимал(а) активное участие во всех этапах урока.
8.Домашнее задание: параграф 6 , упр. 22 (1,2)
Индивидуально: подготовить краткие сообщения на тему
1/Вклад Циолковского в развитие ракетного движения.
2/Королев- основоположник практической космонавтики.
3/Гагарин- первый летчик- космонавт.
4/Значение космических полетов и исследований для человека.
Спасибо за урок.
Оценки выставлены учащимся, которые готовили сообщения, опыты, презентации;
3-м учащимся, защищавшим синквейн; ученикам(2), решившим задачи на доске.
|