Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг»





Скачать 126.4 Kb.
НазваниеМбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг»
Дата публикации24.09.2014
Размер126.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
БАГАЙ-ООЛ ОЛЧА, 11 «А» кл. 2013г.

МБОУ «СОШ №2» с.Мугур-Аксы

«ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ТОМАС ЮНГ»

URL:http://ichef.bbci.co.uk/arts/yourpaintings/images/paintings/rin/large/wmrii_rin_riic_0492_large.jpg
13 июня 1773 г. в городке Милвертон графства Сомерсет родился знаменитый английский физик, физиолог и египтолог Томас Юнг. Он был старшим из десяти детей в уважаемой семье торговца тканями и банкира Томаса Юнга-старшего и Сары Дэвис, имевших репутацию безупречно честных и справедливых людей. В первые годы жизни мальчик воспитывался у дедушки по материнской линии Роберта Дэвиса, прославившегося в среде коммерсантов своим неординарным отношением к досугу: посвящал его чтению произведений классиков литературы, причём в подлинниках. Под влиянием деда у внука, обладавшего удивительной памятью, довольно рано проявились филологические склонности: бегло читать по Библии Томас начал уже в двухлетнем возрасте. В четыре года, в промежутках между частными занятиями у школьной учительницы, он выучил наизусть множество стихотворений английских поэтов, а также стихи на латыни, хотя в то время и не понимал этот язык. На всю жизнь остались у него в памяти слова дедушки, всячески поощрявшего всё возраставшую тягу мальчика к учению: «Учиться мало и кое-как – ужасная вещь!..». Поэтому едва одарённому ребенку минуло шесть лет, он начал изучать латинскую грамматику, при этом его письменные работы отличались прекрасной каллиграфией. В нём рано открылись и другие таланты: упорство в достижении цели и совершенно недетская самостоятельность.

Домашние занятия, направляемые дедом и тёткой, а также уроки в начальной деревенской школе вскоре перестали удовлетворять юного ученика, и в 7,5 лет его отдали в школу-интернат вблизи Бристоля. Довольно рано Томас впервые соприкоснулся и с азами науки: живший по соседству землемер иногда брал с собой на участок прибывшего на каникулы школьника и разрешал ему там играть с геодезическими и физическими приборами. Мальчик быстро научился с помощью этих инструментов измерять высоту предметов, к которым невозможно было подойти, и расстояния до них. Сосед стал пускать его в свою библиотеку, и тот взялся за чтение математического словаря, чтобы внести ясность в результаты своего увлечения.

В 1782 г. Юнга-младшего поместили в пансион профессора Томпсона в г. Комптоне. Считалось, что обучение здесь было поставлено неплохо: немного математики и бухгалтерии, а остальное время, как то было принято в английских школах, отдавалось подробному изучению культуры Греции и Рима и языкам: греческому, древнееврейскому, латыни. В течение всех лет учёбы Томас в своем классе шёл первым: благодаря самообразованию он постигал науки гораздо быстрее и в большем объёме, чем одноклассники. «У меня было правило, – вспоминал он впоследствии, – вставать летом на час раньше моих товарищей, а зимой ложиться часом позже их, чтобы углубить пройденное за день». За эти годы он прочитал большую часть произведений Гомера, Вергилия, Горация, Цицерона и Федра, попутно изучив ещё и несколько языков. Французский и итальянский Томас выучил случайно, для удовлетворения любопытства одного из товарищей (да и своего тоже), который, имея много изданных в Париже книг, захотел знать их содержание; еврейский – для того, чтобы читать Библию в оригинале; арабский, персидский, сирийский, халдейский и шумерский – для решения вопроса: точно ли восточные языки резко отличаются от европейских?

Один из младших учителей пансиона, Иосиф Джефри, научил мальчика работать на токарном станке, чертить, шлифовать стёкла, изготовлять краски и переплетать книги. Он же познакомил Томаса с некоторыми работами И. Ньютона, помог ему изготовить несколько оптических инструментов. Проводя как-то расчёты конструируемого им микроскопа, Юнг натолкнулся в алгебраических формулах оптики на непонятные ему символы флюксий, после чего по трудам Ньютона самостоятельно изучил эту наиболее раннюю непростую форму дифференциального и интегрального исчисления.

Следующие пять лет жизни Томас провёл в семье состоятельного человека Дэвида Барклая (Barcley) в графстве Гертфорд – в то время было обычным делом подбирать ребёнку школьного возраста, занимающемуся на дому с приглашённым наставником, товарища по занятиям примерно такого же возраста, но уже отличившегося успехами в учёбе. Наслышанный о необыкновенных способностях Томаса, Барклай пригласил его в сотоварищи к своему внуку. А чтобы удостовериться, какой у маленького квакера (так его впоследствии называл хозяин дома) почерк, велел ему переписать несколько фраз из книги. Юнг, видимо уязвлённый этим, попросил разрешения удалиться... Мистер Барклай уже начинал терять терпение, когдаТомас, наконец, вернулся. Каллиграфически безукоризненным почерком он написал указанные английские фразы на девяти языках. Обучая своего младшего друга греческой и римской литературе, Юнг и сам продолжал совершенствоваться в языках, много читал научных книг, пользуясь имеющейся в доме богатой библиотекой. Помимо Ф. Фенелона, П. Корнеля, Ж. Расина, В. Шекспира и Дж. Мильтона юноша прочёл «Принципы» и «Оптику» Ньютона, математические работы Евклида, ботанические – Линнея, химические – Лавуазье и Блэка, а также серию медицинских книг. При этом он делал выписки на каждую прочитанную книгу и писал критическую аннотацию. Его дневник содержит записи и выписки на тринадцати языках. Приблизительно в это же время, используя только подлинники, он составил подробный обзор многочисленных философских систем Древней Греции, восхищавший всех, кто с ним знакомился. Таким образом, вундеркинд-ребёнок превращался в вундеркинда-юношу.

Наступил момент, когда всесторонне развитому молодому человеку всё-таки следовало определиться со своей будущей профессией. По совету дяди – известного лондонского врача и члена Королевского общества Юнг выбрал медицинскую карьеру, надеясь, что она даст ему средства и независимость, к которой он всегда стремился. Осенью 1792 г. Томас переехал в Лондон и приступил к занятиям в знаменитой Хантеровской медицинской школе (в то время квакеры не могли обучаться в престижных Оксфордском или Кембриджском университетах), совмещая их с работой в больнице Святого Варфоломея. Первая его научная работа была посвящена физиологической оптике – механизму аккомодации глаза при рассматривании предметов, находящихся на различных расстояниях. Уже в мае 1793 г. он прочитал в Королевском обществе доклад «Наблюдения над процессом зрения», основанный на экспериментальных данных, в котором объяснил аккомодацию человеческого глаза деформацией хрусталика. Его исследование вызвало такую резкую критику со стороны крупных научных авторитетов, что начинающий учёный усомнился в своей правоте и даже поначалу отказался от сделанного вывода (позднее новой серией опытов он всё же подтвердил свою правоту). Эта история закончилась более чем благополучно: 19 июля 1794 г. Томас Юнг был избран членом Королевского Общества (в 21 год, будучи студентом!), а в 1802–1829 гг.был его секретарём. Ему принадлежит также первое количественное исследование и объяснение явления астигматизма глаз. В настоящее время работы учёного по геометрической оптике глаза считаются в офтальмологии основополагающими.

Своё медицинское образование Юнг продолжил в Эдинбургском университете (1794). Здесь он пристрастился к танцам, театру и музыке, чему прежде не уделял особого внимания, активно занимался гимнастикой. Через год он перешёл в одно из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени – Геттингенский университет (октябрь 1795). Кроме занятий медициной, Томас посещал лекции по экспериментальной физике профессора Г.-К. Лихтенберга (знаменит открытием электрических фигур, названных его именем, и введением обозначений положительного («+») и отрицательного («−») зарядов). В Геттингене он расширил и свою общеобразовательную программу: дважды в неделю брал уроки танцев, дважды в неделю занимался музыкой и рисованием и четыре раза – верховой ездой. Вольтижировка доставляла ему такое удовольствие, что он инкогнито даже выступал в цирке. 16 июля 1796 г. Юнг с блеском на латыни защитил диссертацию «О силах, сохраняющих человеческое тело», получив степень доктора медицины, хирургии и акушерства, и после полугодового путешествия по Германии вернулся на родину.

А вот дома его поджидала неожиданность: во время отсутствия в стране были приняты изменения в правилах ведения врачебной практики, которые не позволяли молодому доктору приступить к работе. Нужно было отучиться ещё два года в отечественном университете. Юнг выбрал колледж Эммануэля в Кембридже и поступил туда на правах вольнослушателя, предварительно покинув Религиозное общество Друзей (квакеров). Своим наставникам он был представлен как «ученик, способный читать вам лекции». Занятия «феноменальный Юнг» – такое прозвище он получил в колледже – практически не посещал, ибо ничего нового к полученным в немецких университетах знаниям ему здесь просто не могли дать. Его желание заниматься чисто научными исследованиями всё время вступало в противоречие с занятиями практической медициной. Вскоре он получил большое наследство от своего дяди, позволявшее ему не рассматривать медицину как источник существования. Весной 1799 г. Т. Юнг закончил обучение в Кембридже и начал частную врачебную практику в Лондоне, которая, впрочем, не приносила ему удовлетворения: он не пользовался успехом у клиентов, которые считали его слишком учёным и нерешительным при постановке диагноза.

Тем не менее наступил главный период его научного творчества: учёный-медик занялся исследованием акустических и оптических явлений (интерес к акустике был связан с любовью к музыке – Томас играл практически на всех музыкальных инструментах того времени). Юнг писал: «Я изучал не теорию духовых инструментов, а теорию воздуха и провёл новые, как мне думается, наблюдения над гармониками».Занимаясь изучением колебания струн, он обратил внимание на усиление и ослабление звука при сложении звуковых волн. А аналогия между многими явлениями акустики и оптики (обматывал струны серебряной нитью и рассматривал в темноте, направляя на определённые точки струны яркий луч света) убедила его в справедливости волновых представлений о свете. Свои исследования в данном направлении Юнг подытожил в трактате «Опыты и проблемы по звуку и свету» (1800), где выступил в защиту волновой теории света, подвергнув критике корпускулярную теорию Ньютона; тут же впервые указал на усиление и ослабление звука при наложении звуковых волн (интерференция звука). Он отметил также, что при суперпозиции звуковых волн могут получаться комбинационные тона и биения.

В 1801 г. по рекомендации Б. Румфорда Т. Юнг занял должность профессора натуральной философии Королевского института, где в течение трёх лет читал курс из 50 лекций по математической физике (они были разделены на четыре части: механика, гидродинамика, физика и математика). Правда, среди студентов его лекции не пользовались особой популярностью, ибо были основаны (по их отзывам) «на знании, а не на незнании своих слушателей».

К самому началу XIX в. относятся и гениальные работы учёного по интерференции (термины «интерференция» и «физическая оптика» принадлежат Юнгу). Он сумел понять и объяснить то, что не смогли сделать до него ни Ф.-М. Гримальди, ни Р. Бойль, ни Р. Гук, ни знаменитый И. Ньютон. О своем открытии он писал: «В мае 1801 года, размышляя над прекрасными опытами Ньютона, я открыл закон, который, как мне кажется, объясняет гораздо большее количество интересных явлений, чем когда-либо ранее известный оптический принцип». А начинал учёный с того, что отказался от представления, будто волны, налагаясь, способны только усиливаться – напротив, при определённых условиях они могут и ослабить, и даже уничтожить друг друга. Так возникают тёмные полосы на тонких плёнках, и так образуются известные «кольца Ньютона». Появление центрального тёмного пятна Юнг истолковал изменением фазы колебаний при отражении от более плотной среды. Свою теорию он проверил опытом, налив между линзой из кронгласа и пластинкой из флинтгласа каплю сассафрасового (сассафрас – кустарник из семейства лавровых) масла. В этой установке световой луч проходил последовательно через три среды в направлении убывания их показателей преломления, и центральное пятно становилось белым. Периодичность колец учёный объяснял так: частицы света, проникнув в прозрачное тело, вызывают в нём сгущения и разрежения эфира. Попав на сгущение или разрежение, корпускулы испытывают соответственно либо «приступ лёгкого отражения», либо «приступ лёгкого прохождения».

Юнг чётко сформулировал не только обязательное условие интерференции – когерентность волн (интерферируют только «две части одного и того же света»), но и саму сущность волновой теории света: «Излучаемый свет состоит из волнообразных движений светоносного эфира» (Бэкеровская лекция «Теория света и цвета», 1801). Закон интерференции формулировался им следующим образом: «Везде, где две части одного и того же света попадают в глаз различными путями, либо точно, либо весьма близко по направлению, свет становится более сильным там, где разность путей есть целое кратное некоторой длины, и наименее сильным в промежуточных состояниях интерферирующих частей; и эта длина различна для света различных цветов».

Связав интерференцию с дифракцией и измеряя ширину полос, Юнг смог измерить длину световой волны – оказалось, что волны красного света длиннее, чем синего и фиолетового. Это были первые в истории физики определения длины волны, которые оказались для красного света равными 1/36 000 дюйма (0,7 мкм), и для крайнего фиолетового – 1/60 000 (0,42 мкм). Тем самым Юнг дал экспериментально точное и обоснованное объяснение цветов света, связав это явление с длиной световой волны (такое объяснение предлагалось еще Л. Эйлером, но он не мог указать, длина каких волн больше – красных или синих), положившее начало спектрометрии.

В том же 1801 г. Т. Юнг сформулировал идею о наличии в сетчатке глаза трёх светочувствительных элементов, воспринимающих три основных цвета: красный, зелёный и синий, – и получающих все остальные цвета радуги за счёт синтеза этих цветов, по аналогии с опытом живописцев. Его трёхцветовая теория цветного зрения, развитая затем Гельмгольцем, является основой современной цветной фотографии и телевидения. Он открыл и один из дефектов зрения – дальтонизм. (По иронии судьбы это медицинское открытие обессмертило имя не врача Юнга, а физика Дальтона, который оказался первым, у кого обнаружился этот дефект.) Проводил он и эксперименты с короткой трубкой, заполненной водой и оснащённой биконвексной линзой (трубка ДекартаЮнга), – с помощью этого приспособления компенсировались недостатки рефракции глаза (прообраз контактной линзы).

В 1803 г. Т. Юнг предпринял попытку объяснить дифракцию света от тонкой нити, связывая её с интерференцией; открыл интерференцию ультрафиолетовых лучей; показал, что при отражении луча света от более плотной среды происходит потеря полуволны. Для этого он проецировал кольца Ньютона на бумагу, пропитанную ляписом, – на ней возникали три тёмных кольца. Своеобразным итогом работ Юнга по волновой оптике стало изобретение им эриометра – прибора, в котором использовался дифракционный спектр для измерения средней величины мельчайших частиц, таких как кровяные шарики, капельки эмульсии, волокон шерсти и т.д.

В 1804 г. Томас Юнг обосновал теорию капиллярных явлений на принципе поверхностного натяжения. Он также наблюдал постоянство угла смачивания жидкостью поверхности твёрдого тела (краевого угла) и нашёл количественное соотношение, связывающее краевой угол с коэффициентами поверхностного натяжения соответствующих межфазных границ (формула Юнга).

В 1807 г. в двухтомном труде «Курс лекций по натуральной философии и механическому искусству» Юнг обобщил результаты теоретических и экспериментальных работ по физической оптике и изложил свои исследования по деформации сдвига. Он ввёл числовую характеристику упругости при растяжении и сжатии (модуль Юнга), обратив внимание на то, что закон Гука сохраняет своё значение лишь до известных пределов. Им была разработана теория изгиба консольной и простой балок, проведены исследования упругих и неупругих деформаций, развита теория разрушения твёрдых тел ударом. Томас Юнг является одним из основоположников науки о сопротивлении материалов. Он первым рассмотрел механическую работу как величину, пропорциональную энергии (и ввёл это термин!) На вращающемся цилиндре им была произведена графическая запись звуковых вибраций камертона (1807) – одна из первых в истории попыток создания звукозаписывающего аппарата.

Научная деятельность Т. Юнга затрагивала также вопросы астрономии. В своих лекциях 1807 г. он посвятил ей шесть тем: «О неподвижных звёздах», «О Солнечной системе», «О законах гравитации», «О видимых движениях небесных тел», «О практической астрономии», «Об истории астрономии». В этих работах учёный коснулся вопроса о существовании пустоты, связывая её с проблемой природы света; оценил число звёзд, видимых невооружённым глазом, и дал их классификацию по блеску; указал, что общее число звёзд бесконечно – ближайшая находится на расстоянии около 1014 миль; осветил проблемы строения туманностей; рассмотрел собственные движения звёзд; звёздные системы Гершеля и яркость звёзд (переменные звёзды и вспышки сверхновых). Предложил выделить новое созвездие между Дельфином, Малым Конём и Пегасом и назвать его «Вольтова батарея» в честь гальванического элемента, изобретенного итальянцем А. Вольта. А созвездию, которое помещалось на хвосте Гидры, вместе с Вороном и Чашей, дал название «Пересмешник». Правда, эти его инициативы признания не нашли.

С 1811 г. Юнг практиковал в качестве врача в лондонской больнице Святого Георгия, совмещая (с 1818) свои обязанности с работой на посту секретаря Бюро долгот (под его редакцией вышел «Морской календарь»). В 1817 г. он высказал мысль о поперечности световых волн.

Если посмотреть на список основных работ Томаса Юнга (а их более 100), то может сложиться впечатление , что это старания целого научного коллектива. Ведь о чём он только ни писал: о физике, химии, физиологии, медицине, астрономии, геофизике, технике, филологии, музыке, живописи; о жёлтой лихорадке и плотницком мастерстве; о заводах, вырабатывающих железо, и о гидравлике; о средствах укрепления остова линейных кораблей и об атмосфере Луны; о способах вычисления затмений и о роли сердца и артерий в явлении циркуляции; о трении в осях машин и о теории приливов и отливов; о тепловом флюиде и о восстановлении и переводе греческих надписей; об опыте составления грамматики и о теории эпициклоидальных кривых; о нравах пауков и капиллярности; о ежегодной ренте и прочности мостовых ферм. Кроме того, Юнгом написаны десятки биографий учёных для приложения к Британской энциклопедии. Большая часть его работ была опубликована анонимно, так как он не хотел, чтобы его пациенты знали, что сердце учёного вовсе не лежит к медицине.

В январе 1829 г. здоровье Юнга заметно ухудшилось – всё чаще повторялись симптомы астмы и общей слабости. Он скончался 10 мая 1829 г. от редкой болезни – «окостенения аорты в направлении к сердцу» и был похоронен в скромном фамильном склепе Максвеллов, родственников жены. Позднее в Вестминстерском аббатстве (усыпальнице великих британцев) был установлен монумент с его профилем и надписью «Посвящается памяти Томаса Юнга – доктора медицины, члена и секретаря по иностранной переписке Королевского Общества, члена Национального Института Франции, человека, одинаково выдающегося почти в каждом разделе человеческого знания, терпеливо и непрерывно трудившегося, одарённого способностью интуитивного понимания, проявившего равное мастерство в наиболее глубоких исследованиях, как литературы, так и науки».
ЛИТЕРАТУРА


  1. Араго Ф. Из истории физики. Томас Юнг. Биография, читанная на публичном заседании Академии наук 26 ноября 1832 г.// Успехи физических наук. 1937. Т. 18. Вып. 2 [Электронный ресурс] URL:http://ufn.ru/ufn37/ufn37_6/russian/r376_c.pdf

  2. Кляус E.M. Томас Юнг. Творцы физической оптики: Сб. статей. // Сер. АН СССР «Из истории мировой культуры». М.: Наука, 1973 [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/YOUNG.HTM

  3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. / 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982 [Электронный ресурс] URL:http://www.eduspb.com/public/books/knigi_phys/kurs_istorii_fiziki_rulit_net.pdf

  4. Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1980 [Электронный ресурс] URL: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st027.shtml

  5. Филонович С.Р. Томас Юнг и астрономия. (К вопросу о становлении профессионального подхода к научной деятельности). Историко-астрономические исследования. Вып. XVII / Отв. Ред. Л.Е. Майстров. М.: Наука.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconИнформация о проведении празднования Дня знания в мбоу сош №2№ с....
По приказу «О мерах по организованному проведению празднования Дня знаний и обеспечению безопасности и проведения правопорядка в...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconО проведении мероприятий по здоровому образу жизни вмбоу сош №2 с. Мугур-Аксы
«Наше здоровье в наших уроках». Тематика уроков здоровья были различными. Классные руководители начальных классов проводили единые...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconС. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Конспект открытого урока...
«Мои увлечения», совершенствование и систематизация лексических единиц по теме «Interests. Hobbies» в устной речи посредством различных...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconОтдел образования администрации Дубровского района Брянской области...
«Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconКонкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош»
Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо учителей Заместитель директора Директор мбоу разинской сош мбоу разинской сош мбоу разинской сош протокол 1 Кузнецова В. Ф. Буяров...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу учителей естественно-математического цикла мбоу «Рудницкая сош» «Рудницкая...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПриказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного...
Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93"
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconИнформация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский...
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПроект модульного урока г. Северодвинск, мбоу «сош№30»
Северодвинск, мбоу «сош№30» Жук В. В., мбоу «Общеобразовательный лицей №17» Коренев А. Е
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconВ мбоу сош №8 с. Николаевка
План проведения «Недели вежливости и воспитанности» в мбоу сош №8 с 31 октября по 6 ноября 2012 года
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconОтчет о результатах самообследования мбоу сош №20 г. Новочеркасск
Рассмотрен и рекомендован к утверждению решением педагогического совета мбоу сош №20
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назаровского района, управленцы и учителя школ Назаровского района, управленцы и учителя мбоу «Крутоярская сош» Ужурского района,...
Мбоу «сош №2» с. Мугур-Аксы «всеобъемлющий томас юнг» iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №30»
«средняя общеобразовательная школа №30 Рассмотрена и принята на заседании педсовета мбоу «сош №30»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск