
МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т.Тенишево
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» « Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ учителей естественно-математического цикла МБОУ «Рудницкая СОШ» «Рудницкая СОШ» МБОУ «Рудницкая СОШ» п.г.т.Тенишево п.г.т.Тенишево
п.г.т Тенишево _______ /Миннигалеева.А.Н./ _________ / Хусаинова С.В./ _____/ ХафизоваР.Х./
Протокол №1 от « « _________ 2013г. « « _________2013г. «____»________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для 10-11класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена на основе примерной программы
по физике,использован сборник нормативных документов
«Федеральный компонент государственного стандарта по физике»2008год
. К учебникам ГЯ.Мякишев,Б,Б,Буховцев,Н,Н.Сотский.
Разработала:
Тимиргалиева Наталья Геннадьевна.
Учитель физики
первой квалификационной категории. 2013г.
Рабочие программы по физике 10-11 классы на основе программы ГЯ Мякишева
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2006).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 (10 класс) - 68(11 класс) часов.
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
Основное содержание (140 – 136 часов)
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
*
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно – методический комплект
1. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский НН. Физика. 10- 11 класс, - М.: Просвещение, 2010 год.
2. Тулькибаева НН, Пушкарев АЭ. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкеевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2006
4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
5. КИМ – 2009, КИМ – 2010.
6.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н.И.Зорин. – М.: ВАКО,2007.-334с
7.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
8.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
9.Физика весь курс: для выпускников / В.С.Бабаев, А.В.Тарабанов. – М.:Эксмо, 2008.-399с.
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 10 классе -105 часов
№
| Тема урока
| Тип урока
| Метод
обучения,
| Форма работы
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Средства обучения, демонстрации
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
|
| по плану
| факти
чески
|
| МЕХАНИКА (35ч)
В результате изучения темы ученик должен знать/понимать /уметь
смысл понятий: взаимодействие,
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, мощность
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса
описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли.
|
| 1)КИНЕМАТИКА(14 ч.) |
|
|
| Кинематика точки (12ч)
Цель: а)создать условия для формирования в сознании учащихся представлений о методах познания их отличий и особенностях
б) создать условия для: 1) освоения учащимися кинематического подхода в описании движения тела,
2) составления и применения учащимися в практической ситуации алгоритма решения задач по кинематике.
|
| 1
| Введение. Что такое механика Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
| Комби-
нирован
ный
| Инфор -
мационно-развивающий
| Лекция
| Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
| Сформировать представление о механике как о системе знаний, имеющих границу применимости
| Решение задач
| Демонстрационные опыты
| Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Кинематика»
| 2)Введение. 3) с. 3-4р конспект
4)п.1 - 2
| 4.09.
| 4.09
|
| 2
| Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета Решение задач
| Комби-
нирован
ный
| Частично-поисковый
| Эвристичесая беседа
| Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета
| Понятия о макроскопических телах, системе отсчета;
Определение мех. движения; Понятие о векторных и скалярных величинах, моделях;
Умение выделять мех. Движение и описывать его в системе отсчета;
Уметь находить проекцию вектора на ось, складывать и вычитать вектора.
| Решение задач
| Демонстрационные опыты
| Сборники познавательных и развивающих заданий .
| п.3,4,5
р.8,14
| 6.09.
| 6.09
|
| 3
| Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Решение задач Вводный инструктаж по технике безопасности
| Комбинированный
| Информационно-развивающий
| Эвристическая беседа
| Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения.
| Знать, понимать сущность моделирования физических явлений и процессов,
Уметь определять и характеризовать движение, вычислять скорость и перемещение
| Разбор типовых задач
тесты
| Демонстрационные опыты
| Р. 11, 14,17
Инструктаж по т/б
| п.1,6,7 упр №1 (2)
| 8.09
|
|
| 4
| Решение задач на применение уравнения прямолинейного равномерного движения
| Комбинированный
| Решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа
| Равномерное движение
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач
| Решение типовых задач
|
| Сборники познавательных и развивающих заданий
| Повторить п.6-8
| 11.9
|
|
| 5
| Решение графических задач на равномерное движение
| Комбинированный
| Решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа
| Равномерное движение
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач
| Решение типовых задач
|
| Сборники познавательных и развивающих заданий
| Р-21
| 13.9
|
|
| 6
| Мгновенная скорость. Сложение скоростей Решение задач
| Комби-
нирован
ный
| Инфор -
мационно-развивающий
| Эвристичесая беседа
| Мгновенная скорость. Сложение скоростей
| Понятие о мгновенной скорости;
Применять правило сложения скоростей
| Решение задач
| Экранно-иллюстрирующие пособия
| Сборники познавательных и развивающих заданий .
| п.9.10 упр. №2
(2)
| 15.9
|
|
| 7
| Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Решение задач
| Комбинированный
| Создание проблемной ситуации, опрос, решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа, КМД
| Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением
| Понятие об ускорении;
Умение описывать движение мат. точки с постоянным ускорением. Умение выделять ускоренное движение и описывать его.
| Решение задач,
тесты
| Демонстрационные опыты
| Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Кинематика»
| п.11,12,13,14
упр №2 (3)
| 18.9
|
|
| 8
| Решение задач на движение тела с ускорением
| Комбинированный
| Решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа,
| Ускорение
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач
| Решение задач
|
| Сборники познавательных и развивающих заданий .
| Повторить п.14
| 20.9
|
|
| 9
| Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Решение задач.
| Комбинированный
| Создание проблемной ситуации, опрос
| Эвристическая беседа
| Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
| Уметь выделять характеристики свободного падения тела; рассмотреть разные виды движения
| Решение задач, тесты
| Демонстрационные опыты
| Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Кинематика»
| П.15,16 упр №4 (2)
| 22.9
|
|
| 10
| Решение задач на равноускоренное движение
| Комби-
нирован
ный
| Решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа,
| Равноускоренное движение
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач
| Решение типовых и экспериментальных задач
|
| Сборники познавательных и развивающих заданий,
| Р-67
| 26.9
|
|
| 11
| Решение задач на движение по окружности
| Комби-
нирован
ный
| Решение разноуровневых задач
| Фронтальная работа,
| Движение по окружности
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач
| Решение типовых и экспериментальных задач
|
| Сборники познавательных и развивающих заданий,
| Р-123
| 27.9
|
|
| 12
| Равномерное движение точки по окружности. Решение задач
| Комби-
нирован
ный
| Творчески-репродуктивный
| Фронтальная работа, КМД
| Равномерное движение точки по окружности.
| Основные характеристики криволинейного движения;
Сформировать умение решать задачи. Уметь изображать и читать графики различных типов движений, рассчитать ускорение, конечную скорость движения тела, координату, перемещение в усложненной ситуации., строить рисунок по условию задачи
| Решение типовых и экспериментальных задач
| Демонстрационные опыты
| Сборники познавательных и развивающих заданий,
КИМ 2010
| п.17
р. №93
| 29.9
|
|
| Кинематика твердого тела.(2ч)
|
|
|
|
|
| Умение выделять и описывать простейшие механические явления.
| |