Скачать 262.44 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Уральский государственный педагогический университет»Институт физики и технологии Кафедра общей физики и естествознания РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ООП «050100 – Педагогическое образование» Направление: Технология и предпринимательство Б.2.Б.03 Математический и естественный цикл Базовая часть
Заочная форма обученияКурс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 2 практические занятия – 6 самостоятельная работа – 100 Зачет – 6 семестр Екатеринбург 2011Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 21 с. Составитель: Константинова Н.Ю., доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общей физики и естествознания УрГПУ Протокол № … от ..2011 Зав. кафедрой ____________П.С. Попель Директор Института физики и технологии________ П.В. Зуев 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины: подготовка к выполнению задач профессиональной деятельности бакалавра, установленных ФГОС ВПО. Задачи изучения дисциплины:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Естественнонаучная картина мира» является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана при подготовке бакалавров педагогического образования. Основные требования к входным знаниям, умениям студентов вытекают из ее роли в системе естественнонаучного образования, начиная со школы, через высшее образование к профессиональной педагогической деятельности. Для овладения дисциплиной студент должен обладать общекультурными компетенциями: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9). Естественнонаучная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» одна из важнейших, которая изучается параллельно с дисциплинами «Информационные технологии», «Основы математической обработки информации», «Алгебра», «Геометрия», «Элементарная математика», «Основы исследования в физико-математическом образовании», «Возрастная физиология и здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Социология», «Психология» и «Философия». 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) способен вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6) готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
Уметь:
Владеть:
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. 2. Учебно-тематическое планирование Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. Содержание дисциплины 3.1. Введение. Тема лекции Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса. 3.2. Логика и методология научного познания. Тема лекции Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Методы научного познания. Формы научного знания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания. 3.3. Понятие естественнонаучной картины мира. Исторические типы естественнонаучной картины мира. Тема лекции Понятие естественнонаучной картины мира. Характерные черты естественнонаучной картины мира. Формирование и развитие естественнонаучной картины мира. Функции естественнонаучной картины мира. Основные изменения естественнонаучной картины мира. Фундаментальные основы новой естественнонаучной картины 3.4. Научные революции. Место научных революций в формировании естественнонаучной картины мира. Тема лекции Понятие научной революции. Научные революции как путь к прогрессу. Научные революции и смена естественнонаучных картин мира. Три глобальных научных революции: Аристотелевская революция; Ньютоновская революция; Эйнштейновская революция. 3.5. Структурная организация живой и неживой материи Тема лекции Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи: микромир, макромир, мегамир. Физические законы, действующие в микромире, макромире, мегамире. Уровни организации живой материи: популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера 3.6. Физико-химическая картина мира Тема лекции Физико-химическая картина мира. Становление классической механики. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Корпускулярно-волновой дуализм. Материя и движение, время и пространство. Виды фундаментальных взаимодействий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики. Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии. Мир элементарных частиц. Атомно-молекулярный уровень организации материи. Темы лабораторных занятий
3.7. Биологическая картина мира Тема лекции Биологическая картина мира. Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы. Зарождение экспериментальной биологии во второй половине ХIХ века. Интеграция биологических наук. Расшифровка процессов саморегуляции. Онтогенез и филогенез. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Ковариантная редупликация и биологический прогресс. Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов. Отличие живого от неживого. Свойства живых систем. Клетка. Воспроизводство живого. Генетические законы и факторы эволюции. Учение Вернадского о биосфере. Типы сред, действие факторов среды. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем. 3.8. Астрономическая картина мира Тема лекции Астрономическая картина мира. Элементы эволюции Вселенной: первая теория гравитации; фотометрический парадокс; предпосылки создания новой теории гравитации; космологические модели Вселенной; теория горячей Вселенной Г.Гамова; элементарные частицы и происхождение Вселенной; распространенность химических элементов во Вселенной; реликтовое излучение; красное смещение; модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; эволюция и типы звезд; эволюция Вселенной. Строение и эволюция Галактики: строение Галактики; эволюция Галактики; источники энергии Солнца и звезд; строение, происхождение, эволюция Солнечной системы; Солнце (строение, солнечные пятна, протуберанцы, хромосферные вспышки); Солнечно-земные связи. Внутреннее строение и история геосферных оболочек. 3.9. Синергетика. Тема лекции Синергетика. Принцип универсального эволюционизма. Самоорганизация в живых и неживых системах. Условия самоорганизации. Флуктуации. Точка бифуркации. 3.10. Человек как предмет естественнонаучного познания Тема лекции Человек как объект естественнонаучного познания. Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека. История развития цивилизации. Современные глобальные проблемы человечества. 4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
Примерные темы теоретических коллоквиумов и контрольных работ
Примерные вопросы для зачета
Примерные темы рефератов
5. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
5.2. Информационное обеспечение дисциплины Интернет-сайты: www.en.edu.ru www.elementy.ru www.sovnauka.ru ru.wikipedia.org nauka.relis.ru www.netbook.perm.ru/nauka.html www.nkj.ru 6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины Учебные и специализированные лекционные аудитории с мультимедиапроектором. 7. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы Константинова Наталья Юрьевна доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ рабочий телефон: 371-46-56 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ООП «050100 – Педагогическое образование» Направление: Математика Б.2.Б.03 Математический и естественный цикл Базовая часть Подписано в печать Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. . Тираж экз. Заказ . Уральский государственный педагогический университет. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. |
Министерство образования и науки российской федерации Целями освоения дисциплины (модуля) «Естественнонаучная картина мира» ( Б. 3) являются | Рабочая программа Учебная дисциплина б 3 Естественнонаучная картина мира Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина б 3 Естественнонаучная картина мира Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Рефератов и требования к их оформлению по дисциплине «современная... Вступление (исторические справки, разъяснение общих понятий) и заключение (выводы, заключения, резюме) должны в сумме занимать не... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Сазанова Т. В. Естественнонаучная картина мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Сазанова Т. В. Естественнонаучная картина мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения... | ||
Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира Книга предназначена для углубленного изучения курса "Экономическая и социальная география мира", который преподается в 10 классе... | ||
Контрольная работа по дисциплине «Культурология» «Картина мира» в сознании человека культуры. Их историческое разнообразие: мифологическое, религиозное, мистическое, научное понимание... | Петр Мансуров Сотворение мира Богом и естественнонаучная проблема происхождения жизни на Земле Материалистическая парадигма естествознания в свете современной науки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слайд-альбом из серии «Географическая картина мира» «Население мира. Географическая | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез... | ||
Астрономическая картина мира и ее творцы «Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района Республики Татарстан» | Реферат на тему: «Цветовая картина мира М. Цветаевой» Синтагматика цветообозначений (синонимический ряд с общим значением красного цвета) 10 | ||
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений... Знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают... | Тема Содержание материала Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение |