Скачать 172.43 Kb.
|
Приложение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Физический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, профессор __________________________ Е.Г. Елина "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Естественнонаучная картина мира Направление подготовки Педагогическое образование 050100 Профиль подготовки Физика и информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2011 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Целями освоения дисциплины (модуля) «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б.3) являются: формирование интереса к изучению современного естествознания, понимания его важнейшей роли в развитии различных сфер человеческой деятельности (производственной, экономической и экологической), формирование готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, -систематизация знаний о материальном мире во всех его проявлениях; -развитие критического, научного мышления через совершенствование умений работы с веществом, полями, информацией; - активное владение концепциями ЕНКМ; -ориентирование будущих учителей на использование в учебном процессе современных образовательных технологий и методов обучения с целью оптимизации образовательного процесса; -развитие навыков эффективной самостоятельной работы 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б.3). Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Высшая математика», «Астрофизика». Освоение данной дисциплины является основой для подготовки к итоговой государственной аттестации. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Естественнонаучная картина мира. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15). Общепрофессиональные: - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Учебная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» изучается во 4 и 5 семестрах. 5.1. Темы и их аннотации Тема 1. Мировосприятие и научное мировоззрение (2ч) Предмет и задачи курса. Мировосприятие и научное мировоззрение. 1 т.1, 2 гл.1. Тема 2. Методологические основы современной науки (10ч) 2.1. Материя и её виды. Научный метод познания материального мира. 1 с.25-28. 2.2. Модели представления материального мира – аристотелева, атомистическая, полевая, информационная. 2 с.5-10. 2.3. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. 2 с.412-420. 2.4. Взаимодействие и его виды. 2 с.61-111. 2.5. Порядок и беспорядок в природе. Энергия и энтропия; принцип возрастания энтропии. 2 с.445-446,471-487. 2.6. Фундаментальные законы и принципы современной научной картины мира (законы сохранения, динамические и статистические закономерности в природе, точки бифуркации; принципы относительности, неопределенности, дополнительности, суперпозиции, симметрии.). 1 с.253-259, 2 с.61-111. 2.7. Представления о пространстве и времени. Теорема Нётер. 1 т.6. Тема 3. Космологические представления современной научной картины мира (6ч). 3.1. Вселенная, её зарождение и эволюция. 1 с.264-285. 3.2. Звездные системы и их характеристики. Млечный путь. 3.3. Солнечная система и эволюция представлений о ней. 1 т.4. 3.4. Земля, как космический объект. Общие представления о строении Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни. Гидросфера, атмосфера. 1 т.4. Тема 4. Научные картины мира и их эволюция (12ч) 4.1. Научные картины мира и их суть. Принципиальные особенности современной научной картины мира. 1 с.290-304, 2 с.456-470. Биологические, химические и механические представления, как основа научных картин мира. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы. Циклические процессы в природе. 2 с.445-446. 4.3. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принцип универсального эволюционизма. 2 гл.15. 4.4. Предмет познания химической науки. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Концепции познания в химии. Самоорганизация и эволюция химических систем. 2 гл.5-9. 4.5. Закономерности в механике, как проявление концептуальных представлений СНКМ. 4.6. Информационная картина мира. 2 с.412-420. Тема 5. Человек как космо-, био-, социальное существо (6ч). 5.1. Естественнонаучные гипотезы происхождения жизни и человека. 5.2. Человек, биосфера и космические циклы. Представление о ноосфере. 1 т.12-13, 2 гл.18. 5.3. Человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность, воспитание. Биоэтика. 5.4. Психологические основы участия человека в информационных процессах. 5.2. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане) Нет 5.3. Планы лабораторного практикума (при наличии в учебном плане) нет 5.4. Программа самостоятельной работы студентов Структура СРС
Образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основным видом самостоятельной работы является изучение лекционного материала и, при необходимости, дополнительной литературы, написание рефератов и подготовка докладов. Список литературы и интернет-ресурсов указан в п. 7. Вопросы для проверки знаний
БИЛЕТЫ по дисциплине «естественнонаучная картина мира» билет 1
билет 2
билет 3
билет 4
билет 5
билет 6
билет 7
билет 8
билет 9
билет 10
билет 11
билет 12
билет 13
билет 14
билет 15
билет 16
билет 17
билет 18
Темы докладов и рефератов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Естественнонаучная картина мира Литература а) Основная
б) Дополнительная
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. http://school-collection.edu.ru/ 2. www.phys.spb.ru 3. www.nature.ru 4. http://phys.web.ru 5. www.collegge.ru 6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для изучения дисциплины должны быть подготовлены следующие помещения: специализированная аудитория для чтения лекций, оборудованная доской, мультимедийным проектором, персональным компьютером, экраном, плакатами; дисплейный класс, оснащенный обучающими и контролирующими программами для самоподготовки студентов. Автор (ы) проф. Бурова Т.Г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 от 22.12.2009 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Педагогическое образование профиль «Физика и информатика» Программа одобрена на заседании _кафедры физики и методико-информационных технологий от 9 марта 2011 года, протокол № 9. Подписи: Зав. кафедрой Декан факультета/Директор Института (факультет/Институт, где разрабатывалась программа) Декан факультета/Директор Института (факультет/Институт, где реализуется программа) |
Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | ||
Министерство образования и науки российской федерации Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | В федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство... Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства... | ||
Министерство образования и науки российской федерации приказ от 8... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | Министерство образования и науки российской федерации приказ от 10... Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на... | Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
Министерство образо вания и науки российской федерации федеральное... Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе | ||
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе | Министерство образования российской федерации Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... |