Министерство образования и науки российской федерации





Скачать 172.43 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата публикации07.03.2015
Размер172.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Физический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

профессор
__________________________ Е.Г. Елина
"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Естественнонаучная картина мира
Направление подготовки

Педагогическое образование

050100
Профиль подготовки

Физика и информатика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов

2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целями освоения дисциплины (модуля) «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б.3) являются:

формирование интереса к изучению современного естествознания, понимания его важнейшей роли в развитии различных сфер человеческой деятельности (производственной, экономической и экологической),

формирование готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности,

-систематизация знаний о материальном мире во всех его проявлениях;

-развитие критического, научного мышления через совершенствование умений работы с веществом, полями, информацией;

- активное владение концепциями ЕНКМ;

-ориентирование будущих учителей на использование в учебном процессе современных образовательных технологий и методов обучения с целью оптимизации образовательного процесса;

-развитие навыков эффективной самостоятельной работы
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б.3).

Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Высшая математика», «Астрофизика».

Освоение данной дисциплины является основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Естественнонаучная картина мира.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

Общепрофессиональные:

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные этапы развития естественнонаучной картины мира;

  • выдающихся представителей естественных наук, основные достижения их научного творчества и роль в развитии естественнонаучного познания;

  • ключевые эксперименты, приведшие к изменению представлений об окружающем мире;

  • основные направления развития современных естественных наук;

уметь:

  • использовать научную информацию для описания фрагментов естественнонаучной картины мира;

  • применять знания физики и других естественных наук для описания естественнонаучной картин мира;

  • использовать знания о естественнонаучной картине мира для анализа научно-популярных публикаций и сообщений в средствах массовой информации;

владеть:

  • навыками структурирования естественнонаучной информации, используя представления о современной естественнонаучной картине мира;

  • навыками анализа природных явлений и процессов с помощью представлений о естественнонаучной картине мира.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.





п/п


Разделы, темы, дисциплины


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости


Л.

Пр.

Лаб.

Сам.

раб

Семестр

1.

Тема 1




2







2




2.

Тема 2




10







10




3.

Тема 3




6







6




4.

Тема 4




12







12




5.

Тема 5




6







6







Всего




36







36






5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» изучается во 4 и 5 семестрах.
5.1. Темы и их аннотации

Тема 1. Мировосприятие и научное мировоззрение (2ч)

Предмет и задачи курса. Мировосприятие и научное мировоззрение. 1 т.1, 2 гл.1.
Тема 2. Методологические основы современной науки (10ч)

2.1. Материя и её виды. Научный метод познания материального мира. 1 с.25-28.

2.2. Модели представления материального мира – аристотелева, атомистическая, полевая, информационная. 2 с.5-10.

2.3. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. 2 с.412-420.

2.4. Взаимодействие и его виды. 2 с.61-111.

2.5. Порядок и беспорядок в природе. Энергия и энтропия; принцип возрастания энтропии. 2 с.445-446,471-487.

2.6. Фундаментальные законы и принципы современной научной картины мира (законы сохранения, динамические и статистические закономерности в природе, точки бифуркации; принципы относительности, неопределенности, дополнительности, суперпозиции, симметрии.). 1 с.253-259, 2 с.61-111.

2.7. Представления о пространстве и времени. Теорема Нётер. 1 т.6.
Тема 3. Космологические представления современной научной картины мира (6ч).
3.1. Вселенная, её зарождение и эволюция. 1 с.264-285.

3.2. Звездные системы и их характеристики. Млечный путь.

3.3. Солнечная система и эволюция представлений о ней. 1 т.4.

3.4. Земля, как космический объект. Общие представления о строении Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни. Гидросфера, атмосфера. 1 т.4.
Тема 4. Научные картины мира и их эволюция (12ч)

4.1. Научные картины мира и их суть. Принципиальные особенности современной научной картины мира. 1 с.290-304, 2 с.456-470. Биологические, химические и механические представления, как основа научных картин мира. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы. Циклические процессы в природе. 2 с.445-446.

4.3. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принцип универсального эволюционизма. 2 гл.15.

4.4. Предмет познания химической науки. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Концепции познания в химии. Самоорганизация и эволюция химических систем. 2 гл.5-9.

4.5. Закономерности в механике, как проявление концептуальных представлений СНКМ.

4.6. Информационная картина мира. 2 с.412-420.
Тема 5. Человек как космо-, био-, социальное существо (6ч).

5.1. Естественнонаучные гипотезы происхождения жизни и человека.

5.2. Человек, биосфера и космические циклы. Представление о ноосфере. 1 т.12-13, 2 гл.18.

5.3. Человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность, воспитание. Биоэтика.

5.4. Психологические основы участия человека в информационных процессах.

5.2. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане)

Нет
5.3. Планы лабораторного практикума (при наличии в учебном плане)

нет
5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы




Тема 1




Срс

2

Осн. лит-ра,

доп. ресурсы согласно 7.




Тема 2




Срс

10







Тема 3




Срс

6







Тема 4




Срс

12







Тема 5




Срс

6




Всего










36







п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1










Л

Лаб

Пр

Сам





2

























3










36







36

Экзамен 4 ч


Образовательные технологии


п/п

Виды учебной работы

Образовательные технологии

(формы, методы, приемы)

1

2

3



Лекция

проблемная, визуализация, учебные фильмы, электронная презентация, мини-лекции с участием студентов



Семинар

диспут, дискуссия, круглый стол, тренинг, взаимообучение, обсуждение результатов, работа с литературой, взаимооценивание.



Презентация

постановка цели, определение методов решения проблемы; изложение результатов исследований, анализ и выводы; обсуждение (дискуссия)



Тестирование

бумажные и компьютерные варианты тестов с системой оценивания их результатов


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основным видом самостоятельной работы является изучение лекционного материала и, при необходимости, дополнительной литературы, написание рефератов и подготовка докладов. Список литературы и интернет-ресурсов указан в п. 7.
Вопросы для проверки знаний

  1. Материя и её виды.

  2. Научный метод познания материального мира.

  3. Модели представления материального мира – аристотелева, атомистическая, полевая, информационная.

  4. Структурные уровни организации материи.

  5. Микро-, макро- и мегамиры.

  6. Взаимодействие и его виды.

  7. Порядок и беспорядок в природе.

  8. Энергия и энтропия; принцип возрастания энтропии.

  9. Фундаментальные законы и принципы современной научной картины мира

  10. Законы сохранения, динамические и статистические закономерности в природе

  11. Точки бифуркации

  12. Принципы относительности и неопределенности

  13. Принципы дополнительности, суперпозиции, симметрии.

  14. Представления о пространстве и времени. Теорема Нётер.

  15. Вселенная, её зарождение и эволюция.

  16. Звездные системы и их характеристики. Млечный путь.

  17. Солнечная система и эволюция представлений о ней.

  18. Земля, как космический объект. Общие представления о строении Земли.

  19. Литосфера как абиотическая основа жизни. Гидросфера, атмосфера.

  20. Научные картины мира и их суть. Принципиальные особенности современной научной картины мира.

  21. Биологические, химические и механические представления, как основа научных картин мира.

  22. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции.

  23. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

  24. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы.

  25. Циклические процессы в природе.

  26. Необратимость времени.

  27. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принцип универсального эволюционизма.

  28. Предмет познания химической науки. Химические процессы.

  29. Реакционная способность веществ.

  30. Концепции познания в химии. Самоорганизация и эволюция химических систем.

  31. Закономерности в механике, как проявление концептуальных представлений СНКМ.

  32. Информационная картина мира.

  33. Естественнонаучные гипотезы происхождения жизни и человека.

  34. Человек, биосфера и космические циклы.

  35. Представление о ноосфере.

  36. Человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность, воспитание. Биоэтика.

  37. Психологические основы участия человека в информационных процессах.


БИЛЕТЫ

по дисциплине «естественнонаучная картина мира»
билет 1

  1. Научный метод познания материального мира.

  2. Человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность, воспитание.


билет 2

  1. Модели представления материального мира.

  2. Представление о ноосфере.


билет 3

  1. Материя и её виды.

  2. Психологические основы участия человека в информационных процессах.


билет 4

  1. Структурные уровни организации материи.

  2. Человек, биосфера и космические циклы.


билет 5

  1. Микро-, макро- и мегамиры.

  2. Естественнонаучные гипотезы происхождения жизни и человека.


билет 6

  1. Взаимодействие и его виды.

  2. Информационная картина мира.


билет 7

  1. Порядок и беспорядок в природе.

  2. Закономерности в механике, как проявление концептуальных представлений современной научной картины мира.


билет 8

  1. Энергия и энтропия; принцип возрастания энтропии.

  2. Концепции познания в химии.


билет 9

  1. Фундаментальные законы и принципы современной научной картины мира.

  2. Самоорганизация и эволюция химических систем.



билет 10

  1. Законы сохранения, динамические и статистические закономерности в природе.

  2. Химические процессы. Реакционная способность веществ.



билет 11

  1. Принципы относительности и неопределенности.

  2. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принцип универсального эволюционизма.


билет 12

  1. Принципы дополнительности, суперпозиции, симметрии.

  2. Точки бифуркации



билет 13

  1. Представления о пространстве и времени. Теорема Нётер.

  2. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы.


билет 14

  1. Вселенная, её зарождение и эволюция.

  2. Необратимость времени.


билет 15

  1. Звездные системы и их характеристики. Млечный путь.

  2. Циклические процессы в природе.


билет 16

  1. Солнечная система и эволюция представлений о ней.

  2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.


билет 17

  1. Земля, как космический объект. Общие представления о строении Земли.

  2. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции.


билет 18

  1. Литосфера как абиотическая основа жизни. Гидросфера, атмосфера.

  2. Биологические, химические и механические представления, как основа научных картин мира.


Темы докладов и рефератов

  1. Научные революции.

  2. Роль математики в современном естествознании.

  3. Модели в физике и математике.

  4. Место и роль науки в общественной жизни современного человека.

  5. Симметрия и асимметрия в природе.

  6. Понятие энтропии и концепция эволюции Клаузиуса.

  7. Основные положения учения Дарвина.

  8. Происхождение жизни на Земле.

  9. Генетика и самовоспроизводство жизни. Проблема клонирования.

  10. Аналитическая психология К.Юнга.

  11. Психоанализ З.Фрейда.

  12. Проблемы этнологии и теория пассионарности Л.Гумилева.

  13. Учение о биосфере.

  14. Естественнонаучные взгляды В.И.Вернадского.

  15. Концепция ноосферы.

  16. Проблемы экологии городов.

  17. Радиоактивное воздействие на биосферу.

  18. Проблемы происхождения и развития Земли.

  19. Галактики и структура Вселенной.

  20. Картина мира Н.Коперника.

  21. Жизнь и творчество Дж. Бруно.

  22. Современные проблемы астрофизики.

  23. Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО.

  24. Основные проблемы современной химии.

  25. Естественнонаучные взгляды К.А. Тимирязева.

  26. Жизнь и творчество Вавилова Н.И. и Вавилова С.И.

  27. Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи.

  28. А.Эйнштейн: жизнь и творчество.

  29. И.Ньютон и его роль в развитии науки.

  30. Работы Н.Н. Семенова.

  31. Норберт Винер и кибернетика.

  32. Н.Бор: жизнь в науке.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Естественнонаучная картина мира
Литература
а) Основная


  1.   Концепции современного естествознания [Текст] : курс лекций : учебник / С. Г. Хорошавина. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 478, [2] с.

  2.   Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. С. И. Самыгина. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 412, [4] с.


б) Дополнительная


  1. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов. - М. : Центр, 2001. - 205, [3] с.

  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.КНОРУС, 2009.-669.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/

2. www.phys.spb.ru

3. www.nature.ru

4. http://phys.web.ru

5. www.collegge.ru

6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для изучения дисциплины должны быть подготовлены следующие помещения:

 специализированная аудитория для чтения лекций, оборудованная доской, мультимедийным проектором, персональным компьютером, экраном, плакатами;

 дисплейный класс, оснащенный обучающими и контролирующими программами для самоподготовки студентов.

Автор (ы) проф. Бурова Т.Г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 от 22.12.2009 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Педагогическое образование профиль «Физика и информатика»
Программа одобрена на заседании _кафедры физики и методико-информационных технологий от 9 марта 2011 года, протокол № 9.

Подписи:
Зав. кафедрой

Декан факультета/Директор Института (факультет/Институт, где разрабатывалась программа)

Декан факультета/Директор Института (факультет/Институт, где реализуется программа)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск