1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) регламентирует требования к основной образовательной программе (ООП) и уровню подготовки бакалавра по направлению подготовки 651100 – «Техническая физика» (далее – бакалавр).
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г. 1.2. Перечень образовательных программ подготовки бакалавров по специальностям, реализуемых в рамках данного направления:
070200 – «Техника и физика низких температур»
070700 – «Теплофизика»
073600 – «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»
101000 – «Атомные электрические станции и установки» 1.3. Квалификация выпускника – бакалавр.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения – 4 года.
Сроки освоения основной образовательной программы при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год. 1.4. Квалификационная характеристика выпускника
1.4.1.Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 651100 – «Техническая физика» включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией аппаратов и установок, преобразующих и использующих тепловую энергию.
1.4.2.Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 651100 – «Техническая физика» являются тепловые процессы, протекающие в устройствах для преобразования и использования энергии, элементах конструкций приборов, аппаратов и установок, которые разрабатываются, создаются и применяются в различных областях новой техники и технологии; атомные электрические станции, термоядерные реакторы и другие ядерные энергетические установки как объекты человеческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией.
1.4.3. Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра
Бакалавр должен быть подготовлен к выполнению следующих видов и задач профессиональной деятельности: 1.Проектно-конструкторская деятельность
Формулирование целей проекта решения задач, выбор критериев и показателей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач.
Разработка вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, планирование реализации проекта.
Разработка проектов узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований, использование в разработке технических проектов новых информационных технологий.
Проектирование основного оборудования атомных электростанций, термоядерных реакторов и других энергетических установок с учетом экологических требований и безопасной работы.
Разработка режимов работы и расчет экономических решений при производстве тепловой и электрической энергии с использованием ядерного топлива. 2.Исследовательская деятельность
Разработка методов прогнозирования количественных характеристик процессов, протекающих в конкретных технических системах на основе существующих методик с использованием имеющихся в литературе исходных данных.
Моделирование высокотемпературных и низкотемпературных тепловых процессов в конкретных технических системах, проведение физического и численного эксперимента, разработка с этой целью соответствующих экспериментальных стендов или программ расчета на ЭВМ.
Получение новых данных о количественных характеристиках высокотемпературных и низкотемпературных тепловых процессов на основе известных методов экспериментальных и расчетно-теоретических исследований, создание с этой целью необходимых экспериментальных установок или программ расчета на ЭВМ.
Исследование и испытание основного оборудования атомных электростанций в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации. 3. Монтажно-наладочная деятельность
Планирование монтажно-наладочных работ по вводу в эксплуатацию оборудования, разработка программ и проведение приемо-сдаточных испытаний оборудования.
Проведение испытаний и определение работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования.
Выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации и выбор оптимальных режимов его работы. 4.Организационно-управленческая деятельность
Организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений.
Нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и нахождение оптимального решения.
Оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции.
Организация экспертизы технической документации, выявление резервов, исследование причин неисправностей оборудования, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования.
Выполнение работ по стандартизации и сертификации технических средств, материалов и оборудования. 5.Сервисно-эксплуатационная деятельность
Проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта.
Приемка и освоение вводимого оборудования.
Составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт.
Составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний. 1.4.4.Перечень должностей, которые может занимать бакалавр
Бакалавр может занимать следующие должности, определенные квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: мастер участка, инженер, инженер-лаборант, инженер по качеству, инженер по наладке и испытаниям, инженер по научно-технической информации, инженер по подготовке производства. 1.5. Компетенции бакалавра
1.5.1.Выпускник, успешно освоивший образовательную программу подготовки бакалавра, имеет следующие компетенции:
1) социально-личностные;
2) экономические и организационно-управленческие;
3) общенаучные;
4) общепрофессиональные (инвариантные к области профессиональной
деятельности);
5) специальные.
Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, обеспечивающим мобильность выпускника на рынке профессионального труда и его способность к продолжению обучения на второй (магистерской) ступени ВПО, а также по программам дополнительного и послевузовского образования.
Специальные компетенции (профессионально ориентированные знания, умения и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимыми для решения установленных в пункте 1.4.3 задач профессиональной деятельности выпускника. Основой формирования специальных компетенций являются научные знания и общетехническая образованность. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения циклов естественно-научных и математических дисциплин, а также дисциплин, общих для образовательных программ в сфере техники и технологий.
1.5.2.Бакалавр по направлению «Техническая физика» должен иметь следующие компетенции, характеризующие его академическую подготовленность:
1. Социально-личностные:
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни, понимание ценности культуры, науки, производства, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности;
2. Экономические:
- знание основных законов экономики, умение определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений, оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения;
4. Общенаучные:
- знание основных понятий и методов математического анализа аналитической геометрии, линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, векторного анализа и элементов теории поля, гармонического анализа, дифференциальных уравнений, функций комплексного переменного, теории вероятностей и основ математической статистики, уравнения математической физики; способность использовать аналитические и численные методы решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений; умение рассчитывать основные характеристики случайных величин; знание статистических методов обработки экспериментальных данных;
- знание основных законов механики, колебаний и волн, молекулярной физики и термодинамики, электричества и магнетизма, квантовой механики и статистической физики, физики атомного ядра и элементарных частиц; умение решать задачи применительно к реальным процессам;
- знание основных химических законов, химических систем и протекающих в них процессов, умение составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами;
- знание основных закономерностей функционирования биосферы и человека, глобальных проблем окружающей среды и экологических принципов рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий; умение выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения.
1.5.3.Бакалавр должен иметь следующие профессиональные компетенции:
1) Организационно-управленческие:
- знание основных категорий и понятий производственного менеджмента, систем управления фирмой, организации маркетинговой, научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства и производственных процессов, умение проводить организационно-управленческие расчеты, осуществлять организацию и техническое оснащение рабочих мест, разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений;
2) Общепрофессиональные:
- знание характеристик технических и программных средств реализации информационных технологий, методов решения вычислительных задач, процедур алгоритмизации и программирования, языков программирования высокого уровня и баз данных; умение использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ПЭВМ;
- знание элементов начертательной геометрии и инженерной графики, основ оформления конструкторской документации, умение представить техническое решение средствами компьютерной графики и геометрического моделирования;
- знание основ теории сплавов, диаграмм состояния и свойств основных сплавов, применяемых при создании аппаратов и устройств новой техники и энергетики; знание основных способов обработки металлов и сплавов литьем, резанием и давлением; знание основных видов сварки и пайки; умение производить основные виды сварки и пайки;
- знание теоретических основ механики машин и механизмов, типовых деталей и узлов, способов их сопряжения, умение выбрать способ передачи движения, рассчитать и спроектировать конструкцию редуцирующего устройства, назначить допуски и посадки;
- знание основных понятий и законов электрических и магнитных цепей, методов анализа цепей постоянного и переменного токов, умение применять численные методы расчета электрических цепей с использованием пакетов прикладных программ; знание принципов работы электрических машин различного типа; знание физических основ электроники, принципов действия полупроводниковых и электронных приборов; умение использовать их в простейших электронных цепях;
- знание теоретических основ метрологии и сертификации средств измерения; умение использовать технические средства для измерения тока, напряжения, мощности; знание основ теории погрешности измерений; умение оценивать основные погрешности измерений;
- знание основ физиологии труда и безопасности жизнедеятельности; умение грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь пострадавшим;
- знание основных методов решения систем алгебраических уравнений: прямые, итерационные, вариационные методы, методы минимизации функций; умение обрабатывать данные эксперимента методом аппроксимации функций; знание вариационно-разностных методов для обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка; умение решать краевые стационарные задачи;
- знание основных понятий, моделей и аксиом механики, элементарной статики, условий равновесия тела; умение проводить прочностные расчеты на растяжение (сжатие), жесткость, изгиб и кручение; знание условий усталостного разрушения, умение проводить оценки возникновения разрушения, знание основ теории устойчивости элементов конструкций, элементов прикладной теории колебаний;
3) Специальные:
3.1) Компетенции, общие для всех специальностей направления:
-знание основных методов измерения параметров состояния энергетических объектов: температуры, давления; умение пользоваться основными серийными средствами измерения параметров состояния; знание основных способов и средств измерения расхода жидкости, газа и пара;
- знание основных законов передачи тепла в объектах: теплопроводность, конвективный и лучистый теплообмен; умение решать задачи о передаче тепла в различных условиях; знание основных законов тепломассопереноса в двухфазных системах; умение решать задачи по расчету теплообмена при кипении и конденсации;
- знание основных законов термодинамики, умение проводить термодинамические расчеты реальных теплоэнергетических систем;
- знание общих сведений о ЭВМ, операционных системах, программах – оболочках, языков программирования, программных сред конечного пользователя; умение решать типовые расчетные задачи, вводить экспериментальные данные в компьютер, использовать программные средства и сетевые технологии для решения конкретных задач.
3.2) Компетенции, связанные с конкретными специальностями:
Компетенции, связанные с конкретными специальностями, определяются в соответствии и в дополнение п. 3.1. Специальность 070200 «Техника и физика низких температур»
- знание основных положений теории теплопроводности, конвективного теплообмена, конвективного теплообмена при фазовых превращениях, теплообмена излучением , совместных процессов тепло- и массообмена; умение использовать критерии подобия и дифференциальные уравнения для расчета полей температуры, скорости, массы в данных процессах; умение выполнять способы интенсификации теплопередачи, например, с помощью оребрения;
- знание основ общей теории рефрижераторов и ожижителей, общих принципов построения схем криогенных установок; умение в использовании методики расчета и термодинамической оптимизации установок, работающих по обратному циклу Стирлинга, Гиффорда-Мак-Магона, Вюлемье-Такониса; знание вспомогательного оборудования криогенных установок;
- знание роли тепломассообменных аппаратов в криогенной технике, классификации тепломассообменных аппаратов, влияния эффективности тепломассообменных аппаратов на эффективность криогенных установок, материалов аппаратов криогенной техники, теплоносителей криогенной техники; умение в проведении расчeтов тепломассообменных аппаратов, вычислении среднего температурного напора , коэффициента теплопередачи в тепломассообменных аппаратах, показателя качества тепломассообменных аппаратов; в разработке конструкций тепломассообменных аппаратов;
- знание вопросов теплопереноса в низкотемпературной изоляции, физико- математических моделей нестационарных теплогидравлических процессов, переходных процессов в обогреваемом канале, теплогидравлических процессов в криогенных трубопроводах; теплофизических процессов в криорезервуарах; умение проводить расчеты по равновесной модели для указанных процессов и расчеты испарителя- газификатора, захолаживания и заполнения резервуара жидкостью;
- знание принципов разделения воздуха, основ конденсационно-испарительного метода, процесса ректификации, криогенного обеспечения процесса ректификации, принципиальных схем существующих воздухоразделительных установок, конструкций ректификационной колонны, тарелок; умение выполнять расчеты ректификационной колонны, системы очистки воздуха от примесей, регенераторов воздухоразделительных установок;
-знание классификации холодильных установок, конструкций холодильных компрессоров, холодильных камер и крупных холодильников, электрооборудования для автоматизации низкотемпературных установок, вопросов эксплуатации и регулирования низкотемпературных установок; умение подбирать оборудование и проектировать холодильные установки.
Специальность 070700 «Теплофизика»
-знание основных положений теории теплопроводности и методов расчета температурных полей в твердых телах, уравнений и методов решения задач конвективного тепломассообмена для внешнего обтекания тел и для течения в трубах, теплообмена при кипении и конденсации; умение проводить расчеты тепловых процессов;
-знание основ статистической термодинамики, теории фазовых равновесий в смесях (растворах), теории поверхностных явлений в чистых веществах и растворах, процессов переноса в разреженных газах, в плотных газах и жидкостях; умение проводить расчеты термодинамических и переносных свойств газов и жидкостей;
-знание принципов построения автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), особенностей измерительной и управляющей аппаратуры, способов подключения датчиков к АСНИ; умение проводить экспериментальные исследования теплофизических свойств веществ и процессов тепломассообмена в автоматизированном режиме;
-знание основ термодинамики слабонеидеальной плазмы, уравнения Саха, уравнения Больцмана, уравнения Власова, уравнений гидродинамики для плазмы, характеристик электрической дуги, волновых процессов в низкотемпературной плазме, методов удержания плазмы; умение проводить расчеты характеристик плазмы;
Специальность 073600«Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»
-знание взаимодействия частиц и излучения с веществом, методов экспериментального и расчетно-теоретического исследования высоко- и низкотемпературной плазмы, ее взаимодействия с поверхностью; умение разрабатывать методы диагностики плазмы, экспериментальные и расчетно-теоретические способы исследования процессов взаимодействия корпускулярных потоков и излучения с конструкционными материалами;
- знание методов и способов расчета и проектирования устройств и установок с высоко- и низкотемпературной плазмой, структуры крупных электрофизических установок, методик расчета и моделирования электрических и магнитных полей, создаваемых в установках управляемого термоядерного синтеза; умение создавать экспериментальные установки и программы расчета количественных характеристик установок на ЭВМ, разрабатывать соответствующие электромагнитные системы экспериментальных стендов;
- знание техники высокотемпературных и низкотемпературных измерений; методов экспериментального и расчетно-теоретического исследования тепловых и электромагнитных процессов; умение проводить физические эксперименты по исследованию технологических воздействий плазмы;
- знание основ ядерной и нейтронной физики, нейтронного цикла в ядерном реакторе, энергетического баланса ядерных энергетических установок, гибридных систем синтеза-деления; умение проводить нейтронно-физический расчет реакторов, расчет энерговыделения в реакторах различных типов.
- знание методов современных информационных технологий, назначения и областей применения АСНИ, структуры и типовых компонентов АСНИ, основных методов обработки экспериментальных данных и моделирования физических процессов; умение работать с пакетами прикладных программ вычислительной математики и САПР, разрабатывать техническую, научную и конструкторскую документацию, использовать математические пакеты для обработки экспериментальных данных, для построения и расчетов различных физических моделей.
Специальность 101000 «Атомные электрические станции и
установки»
знание назначения парогенератора в тепловой схеме АЭС и требований, предъявляемых к ним, конструкционных схем и принципов их разработки, особенностей процессов в парогенераторах АЭС, методов теплового, гидравлического, конструкционного расчетов и их особенностей при проектировании парогенераторов различных типов, закономерностей поведения примесей в рабочем теле, основных положений обеспечения экономичности и надежности парогенераторов АЭС; умение разработать конструктивную схему парогенератора, произвести основные проектные расчеты с учетом требований экономичности и надежности;
знание принципа работы, состава и принципиальной компоновки реактора, конструкций и физических особенностей реакторов различных типов, особенностей топливных загрузок, перспектив развития реакторов, принципов и способов организации теплоотвода, эффектов реактивности, режимов работы энергетических реакторов, принципов управления и методов контроля, основных принципов обеспечения безопасности; умение выполнять теплогидравлические расчёты реакторов, в том числе – с использованием современных программных комплексов, осуществлять выбор средств предупреждения и локализации аварий;
знание состояния и перспектив развития АЭС, требований к АЭС по экономичности и надежности, по работе в энергосистеме, по охране окружающей среды, структуры тепловых схем основных технологических установок, управляемых параметров и подходов к их обоснованному выбору, основных характеристик оборудования основного технологического цикла, видов и способов расчета тепловых схем, технологических систем АЭС, обеспечивающих режимы нормальной эксплуатации, защитных, локализующих, по управлению авариями, принципов компоновки и требований к генеральному плану; умение разработать тепловые схемы как основных технологических установок, так и АЭС в целом, обоснованно выбрать значения управляемых параметров, произвести расчет тепловой схемы с определением технико-экономических показателей, составить развернутую тепловую схему АЭС, включающую резервное оборудование и основные технологические системы, обеспечивающие основной технологический цикл АЭС;
знание основных проблем по обеспечению безопасности АЭС, принципов управления и регулирования безопасности использования атомной энергии, системы правовых и нормативных документов, принципов глубоко эшелонированной защиты, требований к проектированию атомных станций, нормы и правила радиационной безопасности, основных положений детерминистского подхода и вероятностного анализа безопасности; умение построить и обосновать концепции обеспечения безопасности АЭС в соответствии с установленными требованиями.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА 2.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик, а также требования к выпускной квалификационной работе. 2.2. Основная образовательная программа предусматривает изучение дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (национально-регионального) и вузовского компонентов и дисциплин по выбору студента. Содержание основной образовательной программы, включая региональный, вузовский компоненты, дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины, должно соответствовать квалификационной характеристике выпускника, установленной в п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта. При реализации основной образовательной программы в конкретном вузе необходима гармонизация содержания подготовки, используемых методов и технологий обучения и оценки его результатов с целью формирования у выпускников знаний, умений и навыков, соответствующих установленным в п.1.5 компетенциям бакалавра. 2.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна включать следующие циклы дисциплин:
цикл ГСД – Гуманитарные и социальные дисциплины;
цикл ЭОУД – Экономические и организационно-управленческие дисциплины;
цикл ЕНМД – Естественно-научные и математические дисциплины;
цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД – Специальные дисциплины;
цикл ФД – Факультативные дисциплины. 2.4. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
Теоретическое обучение – не менее 134 недель;
Сессии – не менее 16 недель;
Производственная практика – не менее 4 недель;
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы – не менее 4 недель;
Каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска – не менее 31 недели.
2.5. Максимальный объем учебной нагрузки студента при освоении основной образовательной программы устанавливается равным 54 академическим часам в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. 2.6. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 академических часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 2.7. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю, а при заочной форме – не менее 160 часов в учебном году. 2.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году для всех форм обучения должен составлять не менее 7 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
3.1. Требования к обязательному минимуму содержания ООП
Код
|
Наименование
| Всего
часов
| 1
| 2
| 4
| ГСД-0.00
| Гуманитарные и социальные дисциплины | 950
|
| Дисциплины цикла участвуют в формировании следующих компетенций:
Коммуникативные навыки в родном языке.
Способность к критике и самокритике.
Способность работать в команде.
Межличностные навыки.
Способность работать в междисциплинарной команде.
Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.
Способность работать в международном контексте.
Приверженность этическим ценностям.
|
| ГСД-1.00
| Федеральный компонент | 748
| ГСД-1.01
| Иностранный язык:
лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение;
виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСД-1.02
| Физическая культура:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента;
особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
| 408
| ГСД-1.03
| История и теория мировой культуры:
культура: сущность, содержание и формы; основные законы и этапы развития мировой культуры; типология культур; понятие цивилизации, восточная и западная цивилизации, особенности европейской цивилизации, место России в мировом культурном процессе.
|
| ГСД-1.04
| Отечественная история:
сущность, формы, функции исторического знания; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть мировой истории; основные этапы становления российской государственности; Реформы Петра 1; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; становление индустриального общества в России; Россия в начале ХХ века;
российские реформы в контексте общемирового развития; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; осуществление политических и экономических реформ в послевоенные годы; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в 60-80-х гг.; нарастание кризисных явлений;
перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и его провал; Беловежское соглашение; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия XXI на пути радикальной социально-экономической модернизации.
|
| ГСД-1.05
| Правоведение:
государство и право; Конституция Российской Федерации, законы и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми, организациями, обществом и природой; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
|
| ГСД-1.06
| Политология:
понятие политики; роль и место политики в жизни современных обществ; политическая система общества; политические отношения и институты, основные формы организации политической власти, ведущие политические течения и партии; мировая политика и международные отношения.
|
| ГСД-1.07
| Социология:
социология как наука; законы общественного развития и социального взаимодействия; виды социальных общностей; социальная структура общества, социальные группы и институты; социальное неравенство и социальная мобильность; теории общественного прогресса; социальные революции и реформы; личность и общество.
|
| ГСД-1.08
| Психология личности:
психика, поведение и деятельность; содержание и особенности функционирования когнитивной и эмоционально-волевой структур психики; структура личности, закономерности становления характера, влияние пола, возраста, темперамента на психику и поведение, взаимосвязь наследственности и среды в развитии интеллекта, способностей, эмоциональных и волевых реакций; основные типологии личности;
законы, нормы и технологии человеческого общения; личностная и предметная рефлексия, саморегулирование, самосовершенствование и саморазвитие личности.
|
| ГСД-1.09
| Этика и психология профессиональной деятельности:
история становления и развития человеческой нравственности, основные этические категории, нравственные нормы, правила, запреты, регулирующие взаимодействие личности и общества, профессиональной группы, семьи; знание особенностей профессиональной психологии и профессиональной этики, делового этикета, правил, норм деловых и межличностных отношений в профессиональной среде.
|
| ГСД-1.10
| Психология делового и межличностного общения:
содержание и особенности межличностного и делового общения; содержание и особенности формирования и развития дружеских, любовных и враждебных отношений, способы оптимизации межличностного общения; основные психологические механизмы совместной деловой деятельности, деловых поведенческих стилей мужчин и женщин, специфика психологии группы и команды, способы понимания и передачи вербальных и невербальных сигналов; коммуникативные барьеры и психологические защиты, потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения.
|
| ГСД-2.00
ГСД-3.00
| Национально-региональный компонент
Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов
| 202
| ЭОУД-0.00 | Экономические и организационно-управленческие дисциплины | 250
|
| Дисциплины цикла участвуют в формировании следующих компетенций:
Способность к организации и планированию.
Способность принимать решения.
Способность работать в междисциплинарной команде.
Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
Способности к адаптации к новым ситуациям.
Способность к лидерству.
Способность к разработке проектов и их управлению.
Способность к инициативе и предпринимательству.
Ответственность за качество. |
| ЭОУД-1.00
| Федеральный компонент | 175
| ЭОУД-1.01 | Экономическая теория:
экономические агенты, собственность и хозяйствование, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, экономические блага и их классификация, товар и его свойства, деньги и их функции.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя; общий средний и предельный доход фирмы; издержки и доходы фирмы, максимизация общего объема прибыли фирмы, минимизация ее убытков и решение вопроса о закрытии бизнеса; монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; рынки факторов производства, рента, заработная плата; провалы в регулировании рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережений и инвестиций; национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор; адаптивные и рациональные ожидания; деньги, сеньораж, количественная теория денег;
государственный бюджет, его дефицит и профицит, налоговая система, закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла.
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.
| 175
| ЭОУД.1.02
| Экономика организации:
задачи, сущность и особенности экономической деятельности организаций различных областей деятельности (производственной, научно–исследовательской, конструкторской); продукция организации и ее показатели; имущество организаций: состав и структура; финансовые ресурсы организации и источники формирования; состав, структура и амортизация основных средств организации; оценка эффективности использования основных средств и пути улучшения использования; оборотные средства организации: понятие, состав и структура; пути ускорения оборачиваемости; персонал организации: состав, структура и расчет численности; оплата труда персонала; производительность труда: понятие, показатели и методы расчета; пути повышения производительности труда;
себестоимость продукции: ее виды и методы расчета; факторы, определяющие величину себестоимости единицы продукции; роль разработчиков продукции в формировании затрат на ее изготовление; цена продукции и ее виды; факторы, определяющие величину цены конкретного изделия; доход и прибыль организации: их виды и методы определения; факторы, влияющие на величину дохода и прибыли организации; анализ результатов финансово–хозяйственной деятельности организации: цель, задачи и методы; оценка экономической эффективности научно-исследовательских, конструкторских и технологических проектов; особенности экономической оценки инвестиционных проектов; методы экономической оценки инвестиционных проектов, основанные на дисконтированных и учетных оценках.
|
| ЭОУД.1.03
| Производственный менеджмент:
производственный менеджмент: сущность, задачи, функции; фирма как объект менеджмента и система, функции, структура, внутренняя и внешняя среда фирмы; организация инновационных процессов; комплексная подготовка производства, маркетинговая разработка, уровень качества, конкурентоспособность, жизненный цикл новых товаров; организация производственных процессов; производственный цикл; типы производства и их характеристики; организация технологически и предметно специализированных участков серийного производства, поточных линий, гибких автоматизированных систем; процесс управления фирмой: сущность, структура, виды, иерархические уровни; управленческий цикл; стратегическое, текущее и оперативное управление производством; системы оперативного управления производством, системы управления запасами, календарно-плановые нормативы; системы планирования производства MRPI и MRPII; управление инновационными процессами и инвестициями на фирме; бизнес-план: содержание и порядок разработки, научно-техническое прогнозирование, программно-целевое и тематическое планирование; методы сетевого планирования; инвестиционные расчёты.
|
| ЭОУД.1.04
| Управление качеством:
развитие и современное значение управления качеством: потребительское понимание термина «качество»; качество как фактор конкурентоспособности; стандарты на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000;
планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества как составные части менеджмента качества; принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками; требования к системе менеджмента качества;
разработка систем управления качеством: анализ технологических и бизнес-процессов предприятия; основные инструменты контроля; документация системы менеджмента качества предприятия; анализ основных затрат на качество. Внедрение систем управления качеством: структура и основные критерии оценки систем качества предприятий; аудиты качества; сертификация систем менеджмента качества.
|
| |