МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской
Федерации
_________ В.Д. Шадриков
“_27_”__марта__ 2000 г. Регистрационный номер 278 тех/дс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста
657400 – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника
Квалификация - инженер
Вводится с момента утверждения
Москва 2000г.
Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста
“Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от
02.03.2000 г. № 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
-
101500
| – Вакуумная и компрессорная техника физических установок;
| 121100
| – Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика.
| 1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Машиностроение, связанное с созданием технологического оборудования, энергетического оборудования, объектов авиационной и космической техники, транспортных и строительно-дорожных машин, а также других технических устройств.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности:
гидравлические машины и аппараты;
гидро- и пневмоприводные системы;
системы гидро- и пневмоавтоматики;
компрессоры;
вакуумные откачные установки;
исполнительные устройства систем управления машин, установок, двигателей и аппаратов;
вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование гидравлической, пневматической, компрессорной и вакуумной техники;
нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий и систем.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Выпускники по направлению “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” подготовлены к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
разработка узлов и элементов гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок;
расчет элементов гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок;
разработка вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, планирование реализации проекта;
использование информационных технологий при проектировании и конструировании гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок;
разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний;
формулирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач;
разработка обобщенных вариантов решения проблем и их анализ, прогнозирование последствий, отыскание компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта.
Производственно-технологическая деятельность:
организация и проведение входного, текущего производственного и выходного контроля качества изделий, контроль параметров технологических процессов;
проведение установленных государственными и отраслевыми стандартами испытаний, включая сертификационные испытания образцов гидравлической, пневматической, вакуумной и компрессорной техники;
разработка и метрологическая проверка средств измерений, экспериментального оборудования и средств обработки результатов эксперимента;
выбор материалов и оборудования для реализации производственных процессов.
Организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
внедрение инженерных и конструктивных решений в практику;
осуществление технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов ИСО 9000;
нахождение компромисса между различными требованиями (к стоимости, качеству, безопасности и срокам исполнения) как при долговременном, так и при краткосрочном планировании.
Научно-исследовательская деятельность:
исследование рабочих процессов в гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машинах, аппаратах и установках;
исследование и наладка гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок по заданным программам;
создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов деятельности;
разработка планов и программ проведения испытаний гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок;
применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества, испытаний и сертификации продукции;
использование компьютерных технологий моделирования и обработки результатов;
анализ состояния и динамики объектов деятельности;
разработка и использование систем автоматизированного проведения эксперимента.
Для решения профессиональных задач инженер:
выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
способствует полезному использованию природных и материальных ресурсов;
проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием и потоками информации;
разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, контрольные карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность;
оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
методы исследования, правила и условия выполнения работ;
основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;
методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей области знаний;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
основы трудового законодательства;
правила экологической безопасности и нормы охраны труда;
правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
“Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД- Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
цикл ФТД- Факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основой образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста
“Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника”
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего
часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ.00
| Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины.
| 1800
| ГСЭ.Ф.00.
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01.
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.02.
| | |