Министерство образования и науки российской федерации





Скачать 142.76 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата публикации22.12.2014
Размер142.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по специальности 271101

проф. А.Г.Протосеня


_______________________

Зав.кафедрой ВД

проф. Г.П. Парамонов



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплинЫ

«ТЕХНОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ

ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

Направление подготовки: 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений

Специальность: 271101Строительство уникальных зданий и сооружений
Специализация: Строительство подземных сооружений
Квалификация (степень) выпускника Специалист

Форма обучения: очная

Составитель: доцент кафедры ВД В.Н.Ковалевский


Санкт-Петербург

2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель изучения дисциплины – дать будущему специалисту совокупность знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения работ, связанных с проектированием и применением современных технологий взрывных работ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым, подземным способами и в строительстве

Задачей изучения дисциплины является получение четкого представления о системе обеспечения безопасности в горном деле и строительстве при эксплуатации опасных производственных объектов и путях снижения опасного воздействия взрывов на окружающую среду, людей, здания и сооружения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла СЗ

Студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и компетенциями:

Общекультурными:

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9).

Профессиональными:

- быть готовым использовать научные законы и методы при оценке состояния окружающей среды в сфере функционирования, производства по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-3);

- владеть методами анализа, знаниями закономерностей поведения и управления свойствами горных пород и состоянием массива в процессе добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ПК-6).

Дисциплина «Технология и безопасность взрывных работ» предшествует изучению таких дисциплин, как «Технология строительства горных выработок» и «Cтроительство подземных сооружений».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Общекультурных:

  • проявлять способность к поиску правильных и организационно-управленческих решений и нести за них ответственность (ОК-6);

  • использовать нормативные правовые и инструктивные документы в своей деятельности(ОК-7);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности
    (ОК-12).

    Профессиональных:

    При производственно-технологической деятельности:

    - осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами, а также работами по обеспечению функционирования оборудования и технических систем горного производства (ПК-10);

    - использовать нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов (ПК-12).

    При организационно-управленческой деятельности:

    - владеть способностью разрабатывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение горных, горно-строительных и буровзрывных работ, осуществлять контроль качества и обеспечивать правильность выполнения их исполнителями, заполнять необходимые отчетные документы в соответствии с установленными формами (ПК-17).

    При научно-исследовательской деятельности:

    - изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21).

    При проектной деятельности:

    - разрабатывать необходимую техническую и нормативную документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно контролировать соответствие проектов требованиям стандартов, техническим условиям и других нормативных документов промышленной безопасности; разрабатывать, согласовывать и утверждать в установленном порядке технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок, качество и безопасность выполнения горных, горно-строительных и взрывных работ (ПК-26);

    - проектировать системы защиты человека от опасных и вредных факторов производственной среды горных предприятий на основе научно-обоснованных методов и нормативных документов безопасного ведения горных и взрывных работ при применении различных технологий разработки месторождений, освоения подземного пространства (ПСК-12-3).


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Способность:

  • разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);

  • анализировать механизмы воздействия опасностей на человека (ПК-16),

  • определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны промышленного риска
    (ПК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • номенклатуру промышленных ВВ и средств инициирования и правила безопасности при обращении с ними,

  • технику, технологию и организацию безопасного производства взрывных работ,

  • методы проектирования взрывных работ.

    Уметь:

  • проектировать взрывные работы;

  • осуществлять контроль безопасного ведения взрывных работ.

    Владеть:

    • навыками технико-экономического анализа и выбора эффективных и безопасных условий проведения взрывных работ в горном деле и строительстве.


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6

Аудиторные занятия (всего)

85

85

В том числе:

-

-

Лекции

51

51

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

23

23

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы:

-

-

Подготовка к экзамену

23

23

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

4

4


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Теория взрыва и ВВ.

Общая характеристика взрыва и ВВ. Классификация. Основные константы ВВ: теплота, температура, объем и давление газов взрыва. Реакции взрывчатого превращения и кислородный баланс. Состав продуктов взрыва. Ядовитые газы взрыва. Начальный импульс и чувствительность ВВ к тепловому, механическому и взрывному импульсу. Основы теории детонации. Определение параметров детонационной волны. Понятие о критическом диаметре и критической плотности ВВ. Бризантное, фугасное и кумулятивное действие взрыва. Промышленные ВВ и их классификация. Основные компоненты ВВ. Аммиачная селитра. Свойства и составы ВВ на ее основе заводского и местного приготовления (игданиты, гранулиты и др.). Нитросоединения: тротил гексоген, тетрил. Смеси и сплавы ВВ на основе нитросоединений. ВВ на основе смесей аммиачной селитры и нитросоединений: аммониты.аммоналы,граммотолы,граммониты. Водосодержащие ВВ: акватолы, и эмульсионные ВВ. Нитроэфиросодержащие ВВ: детониты. Основные компоненты, свойства и область применения. Заряды для контурного взрывания.

2.

Средства и способы взрывания зарядов

Инициирующие взрывчатые вещества. Основные свойства, область применения, классификация. Огневой, электроогневой и бескапсюльный способы инициирования. Устройство средств взрывания. Правила безопасности. Электрическое взрывание зарядов. Электродетонаторы, взрывные сети, источники тока и контрольно-измерительная аппаратура. Схемы и расчет электровзрывных сетей. Технология производства работ и правила безопасности. Неэлектрические системы инициирования зарядов. Особенности электрического взрывания при проходке стволов шахт.

3.

Методы и технология взрывных работ

Действие взрыва в горной породе и принципы расчета зарядов. Способы управления действием взрыва. Короткозамедленное взрывание. Методы взрывных работ. классификация, условия применения. Шпуровой метод ведения взрывных работ при проведении горных выработок. Типы врубов, принципы расположения шпуров в забое и расчет зарядов. Паспорта буровзрывных работ. Контурное взрывание и предварительное щелеобразование. Технология и организация производства работ. Правила безопасности. Разработка котлованов и выемок сооружений. Особенности взрывных работ при строительстве атомных и тепловых электростанций. Взрывные работы при подготовке строительных площадок: рыхление вечной мерзлоты, взрывное уплотнение посадочных грунтов в основании сооружений, устройство камуфлетных свай. Взрывание грунтов в стесненных условиях. Взрывание с защитными укрытиями.

4.

Организация и безопасность взрывных работ

Типовой проект производства взрывных работ (содержание, оформление).. Выбор типа ВВ и установление удельного расхода ВВ. Обоснование расчетной линии наименьшего сопротивления, Расчет типовых элементов расположения зарядов, массы скважинных зарядов, их конструкции; установление интервала замедления и схемы короткозамедленного взрывания. Механизация заряжания и забойки шпуров и скважин на открытых работах и в подземных условиях. Дробление негабарита. Безопасные расстояния при взрывных работах. Оценка сейсмической безопасности взрывных работ и мероприятия по снижению сейсмического воздействия.. Ликвидация отказавших зарядов.Безопасность взрывных работ при строительстве подземных хранилищ. Доставка ВМ к местам работ. Дополнительные требования безопасности при ведении специальных взрывных работ на объектах, расположенных в подземных условиях.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Технология подземного строительства

+

+

+

+

2.

Технология строительства подземных сооружений специальными способами




+

+

+

3

Сейсмостойкость сооружений







+

+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1.

Теория взрыва и ВВ

9

3

6

-




18

2.

Средства и способы взрывания зарядов

14

4

8

-




26

3.

Методы и технология взрывных работ

12

4

3

-




19

4.

Организация и безопасность взрывных работ

16

6

-

-




22


6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных занятий

Трудоемкость

(час.)

1.

1

Определение термохимических констант ВВ

4

2.

1

Определение чувствительности ВВ к удару. .Определение скорости детонации ВВ.

2

3.

2

Измерение сопротивлений электровзрывных сетей при различных схемах монтажа, изучяение устройства и принципа работы контрольно-измерительных приборов, взрывных машинок.

8

4.

3

Изучение схем и выполнение монтажа взрывных сетей из ДШ и неэлектрических систем инициирования. Изготовление боевиков, промежуточных детонаторов.

3


7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


п/п

раздела дисциплины

Наименование практических занятий

Трудоемкость

(час.)

1.

2

Ознакомление с современным ассортиментом ВВ и СИ. Методы испытаний ВМ.

3

2.

3

Расчет параметров БВР при взрывании у нижнего контура котлованов ответственных сооружений.

4

3.

3

Расчет параметров буровзрывных работ и составление паспорта БВР на проходку выработки. Расчет параметров БВР при скважинной отбойке в в подземных условиях.

6

4.

4

Расчет зон разрушения массива взрывом при строительстве объектов на скальных основаниях. Расчет сейсмобезопасной массы заряда.

4


8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература

1. Кутузов Б.Н. Разрушение горных пород взрывом. // МГГУ, М.: 2007.

2. Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ-13-407-01). 2002.

3. Эткин Н.Б., Азаркович А.Е. Взрывные работы в энергетическом и промышленном строительстве. М.: изд. Горная книга, 2004.

б) дополнительная литература

1. Безопасность взрывных работ в промышленности. // Под ред. Кутузова Б.Н. // Недра, М.: 1992.

2. Е.Б.Шевкун. Технология и безопасность взрывных работ на карьерах. // изд.ХГТУ, Хабаровск: 2005.

в) программное обеспечение – Не предусмотрено

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Базы данных «Кодекс» Интернет-ресурс – http://kodeks.spmi.edu.ru:3000/.
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
Используется оборудование лабораторий «Физико-технологические процессы разрушения горных пород» и «Физика взрыва», контрольно-измерительная аппаратура, муляжи средств инициирования и наглядные пособия по безопасности взрывных работ, мультимедийная установка, учебные плакаты, стенды.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предусматривается использование расчетной программы на ЭВМ «Константы ВВ», просмотр кинофильмов «Промышленные ВВ», «Средства и способы взрывания зарядов», «Взрывные работы на карьерах», «Технология взрывных работ», презентации фирм «Орика», «Форсит», специализирующихся по производству ВМ.
Разработал:

доцент кафедры ВД В.Н.Ковалевский



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск