Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533»





Скачать 369.92 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533»
страница1/4
Дата публикации02.03.2015
Размер369.92 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИКЕ

Данная программа предназначена для обучающихся в ГОУ «Лицей No 533» классов, созданных на основе договора с математико-механическим факультетом СПбГУ. Контингент обучающихся составляют дети, ранее занимавшиеся в математических кружках Юношеской математической школы при СПбГУ. Профилем класса является физико-математический, на стадии предпрофильного обучения проводится соответствующая профилизация и профориентация – введен курс «Экспериментальная физика», работают кружки по физике.

Основной спецификой обучения физике в классах «ЮМШ» являются:

  • Ориентированность учебного процесса на учебные планы и исследовательские программы Санкт-Петербургского государственного университета;

  • Вовлеченность учащихся в исследовательскую работу, проводимую совместно с сотрудниками СПбГУ и других вузов;

  • Согласованность курсов физики и математики и высокая математическая компетентность учащихся;

  • Высокая мотивированность учащихся;

  • Развитые навыки учащихся самостоятельного поиска и систематизации информации;

  • Свободное владение современными информационными технологиями (электронные библиотеки, Интернет, виртуальные лаборатории);

  • Контингент учащихся, из которых более половины ежегодно являются победителями районного тура олимпиад по физике, а значительная часть является призерами городского тура Всероссийской олимпиады по физике;

  • Преемственность программ, вызванная сохранением контингента учащихся на всех уровнях обучения, в том числе – на переходе в профильную школу.

Курс физики призван решить задачу по формированию целостной естественнонаучной картины мира, ознакомлению обучающихся с современными методами научного познания и методологией, характерной для физико-математических наук. Для решения этой задачи акцент в обучении сделан не на формальной передаче суммы готовых знаний, а на знакомство с методами научного познания природы, постановки проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В учебной программе отражена триадная структура современной науки, включающая в себя экспериментальную, теоретическую и вычислительную физику.

Авторы программы придают особое значение формированию у учащихся информационной компетентности. Речь идет о подготовке будущих специалистов, умеющих находить необходимую ему информацию в условиях ее обилия, критически ее осмысливать и усваивать в виде новых знаний. Учащиеся развивают свою компетентность через стимулирование их природной любознательности и всемерное мотивирование их интереса к самостоятельному приобретению новых знаний. Наряду с систематическим предметным обучением используется метод индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Учащиеся вовлекаются в подготовку докладов, рефератов и иных творческих работ.

Изучение физики ставит также целью овладение умениями самостоятельно планировать и проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливая границы их применимости; применять знания по физике для объяснения принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации естественнонаучного содержания.

Повышенное внимание уделяется педагогически целесообразному использованию информационных технологий в преподавании физики, контролю эффективности роста у учащихся профессиональной компетентности и иных важнейших характеристик, определяющих их способность обучаться: общеучебных знаний, умений и навыков, мотивации, самооценки, и др.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, решения количественных задач (в том числе, повышенного уровня) на этапе предпрофильного образования (9 класс).

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

На уроках физики школьники должны приобрести умения задавать вопросы и находить на них ответы, выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и исследовать зависимости между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально. С этой целью в программе определяет не только содержание изучаемого материала, но и дает минимальный перечень фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.

Формирование навыков решения задач, ведения научного диалога, умения задавать вопросы и выдвигать обоснованные предположения достигается введением часов, на которых класс делится на две группы (семинарские занятия)

Базовым пособием для учащихся основной школы является учебник А.В.Перышкина (7-8 кл.), А.В.Перышкина, Е.М.Гутника (9 кл.), сборник задач по физике Г.Н.Степановой (7-8 кл.). Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса осуществляется по учебным пособиям М.Л.Шифмана «Алгоритмические методы решения задач», И.А.Соловейчика «Механика».

Изучение физики в старшей школе на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Требования к знаниям и умениям учащихся третьей ступени образования углубленного уровня представлены в форме перечня понятий, явлений, законов, которые учащиеся должны знать, уметь объяснять и применять при решении практических задач. Однако изучение физики должно опираться, прежде всего, на овладение методами познания основных законов и явлений материального мира в процессе наблюдения физических явлений, самостоятельного выполнения физических экспериментов и анализа их результатов.

Из наблюдений и опытов учащиеся должны самостоятельно прийти к выводам, что для количественного описания наблюдаемых природных явлений необходимо введение таких физических понятий, как расстояние, время, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, температура и других. Основные физические понятия должны формироваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физические законы должны открываться в их собственных опытах и исследованиях.

Подлежащие усвоению физические явления, понятия и законы должны рассматриваться не столько как цель, сколько как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся, умений логически мыслить, приобретения опыта планирования практических действий с предметами материального мира с использованием современных технических средств и приборов. При успешной организации самостоятельной, познавательной деятельности школьников на уроках физики выполнение обязательных требований к знаниям и умениям школьников будет естественным следствием процесса их умственного развития с использованием изучения физики в качестве средства достижения этой цели.

Базовыми учебными пособиями для учащихся 10-11 классов являются:

  • учебник под редакцией А.А.Пинского 10-11

  • учебник под редакцией Г.Я.Мякишева «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электродинамика», «Колебания и волны», «Оптика и квантовая физика».

  • Сборник задач по физике под редакцией Г.Н.Степановой (10-11).


Содержание представленной программы соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта основной ступени общего образования и средней (полной) ступени общего образования (профильное обучение).
Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего образования // Учительская газета - №3. – 27.01.04г.

  2. Болотов В.А. Переход средней школы на профильное обучение учащихся в старших классах (ответы на вопросы читателей) // Физика в школе. – 2003. - №8. – С.3-8.

  3. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность в профильном обучении. Санкт-Петербург 2005.

  4. Фрадкин В.Е., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе(пособие для учителей) Санкт-Петербург 2005..

  5. Журнал «Профильная школа» 2006-2008г.

ФИЗИКА - VIII КЛАСС (136 часов, 4 часа в неделю)
ОБЩАЯ ФИЗИКА (136 часов, 4 часа в неделю)*
Введение (2 часа)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности из­мерений.

Демонстрации

  1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  2. Физические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Определение цены деления измерительного прибора.


Первоначальные сведения о строении вещества (4 часа)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяс­нение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел (10 часов)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плот­ность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графиче­ское изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Относительность движения.

  3. Свободное падение тел в трубке Ньютона.

  4. Явление инерции.

  5. Взаимодействие тел.

  6. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  7. Сложение сил.

  8. Сила трения.

  9. Невесомость.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение плотности твердого тела.

  2. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.


Давление твердых тел, жидкостей и газов (16 часов)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представле­ний. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравличе­ский пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации

  1. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опо­ры.

  2. Обнаружение атмосферного давления.

  3. Измерение атмосферного давления барометром — анероидом.

  4. Закон Паскаля.

  5. Гидравлический пресс.

  6. Закон Архимеда.

  7. Простые механизмы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


Работа и мощность. Энергия (10 часов)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механиз­мы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью враще­ния. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движуще­гося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Демонстрации

  1. Рычаг, блок, полиспаст.

  2. Наклонная плоскость.

  3. Винт.

  4. Превращение энергии при механических процессах.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconГосударственное общеобразовательное учреждение лицей №533

Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПоложение об оценивании рефератов в гоу рмэ лицей «Мегатех»
Положение основано на Законе Российской Федерации “Об образовании” (с изменениями от 16 ноября 1997 г.), Уставе гоу рмэ лицей «Мегатех»...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся мбоу «Лицей№4»
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт -петербурга
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 красногвардейского района города санкт-петербурга
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники: финансовые команды (6-8 человек) из гоу сош №152, 213, 238, 725, 1112, 1125, гоу цо №1409, гоу лицей №1575, гоу гимназии...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, учебного плана гбоу лицей №533 на 2013-2014 учебный год. Программа соответствует...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconОтчет гоу спо «Прокопьевский строительный техникум» о проведенной...
Гоу спо «Киселевский горный техникум» 1 чел., гоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 3 чел., Гоу «крирпо» 1 чел.,...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185, Уставом мбоу лицей имени В. Г. Сизова, с учётом мнения...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Требования к одежде и внешнему виду обучающихся в муниципальном бюджетном учреждении общеобразовательной школе-интернате...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconГоу рмэ «Лицей им. М. В. Ломоносова», ул. Успенская 15-а
Регистрация участников конференции, выездная торговля книгоиздательской продукцией
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск