Скачать 369.92 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИКЕ Данная программа предназначена для обучающихся в ГОУ «Лицей No 533» классов, созданных на основе договора с математико-механическим факультетом СПбГУ. Контингент обучающихся составляют дети, ранее занимавшиеся в математических кружках Юношеской математической школы при СПбГУ. Профилем класса является физико-математический, на стадии предпрофильного обучения проводится соответствующая профилизация и профориентация – введен курс «Экспериментальная физика», работают кружки по физике. Основной спецификой обучения физике в классах «ЮМШ» являются:
Курс физики призван решить задачу по формированию целостной естественнонаучной картины мира, ознакомлению обучающихся с современными методами научного познания и методологией, характерной для физико-математических наук. Для решения этой задачи акцент в обучении сделан не на формальной передаче суммы готовых знаний, а на знакомство с методами научного познания природы, постановки проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В учебной программе отражена триадная структура современной науки, включающая в себя экспериментальную, теоретическую и вычислительную физику. Авторы программы придают особое значение формированию у учащихся информационной компетентности. Речь идет о подготовке будущих специалистов, умеющих находить необходимую ему информацию в условиях ее обилия, критически ее осмысливать и усваивать в виде новых знаний. Учащиеся развивают свою компетентность через стимулирование их природной любознательности и всемерное мотивирование их интереса к самостоятельному приобретению новых знаний. Наряду с систематическим предметным обучением используется метод индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Учащиеся вовлекаются в подготовку докладов, рефератов и иных творческих работ. Изучение физики ставит также целью овладение умениями самостоятельно планировать и проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливая границы их применимости; применять знания по физике для объяснения принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации естественнонаучного содержания. Повышенное внимание уделяется педагогически целесообразному использованию информационных технологий в преподавании физики, контролю эффективности роста у учащихся профессиональной компетентности и иных важнейших характеристик, определяющих их способность обучаться: общеучебных знаний, умений и навыков, мотивации, самооценки, и др. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. На уроках физики школьники должны приобрести умения задавать вопросы и находить на них ответы, выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и исследовать зависимости между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально. С этой целью в программе определяет не только содержание изучаемого материала, но и дает минимальный перечень фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома. Формирование навыков решения задач, ведения научного диалога, умения задавать вопросы и выдвигать обоснованные предположения достигается введением часов, на которых класс делится на две группы (семинарские занятия) Базовым пособием для учащихся основной школы является учебник А.В.Перышкина (7-8 кл.), А.В.Перышкина, Е.М.Гутника (9 кл.), сборник задач по физике Г.Н.Степановой (7-8 кл.). Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса осуществляется по учебным пособиям М.Л.Шифмана «Алгоритмические методы решения задач», И.А.Соловейчика «Механика». Изучение физики в старшей школе на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:
Требования к знаниям и умениям учащихся третьей ступени образования углубленного уровня представлены в форме перечня понятий, явлений, законов, которые учащиеся должны знать, уметь объяснять и применять при решении практических задач. Однако изучение физики должно опираться, прежде всего, на овладение методами познания основных законов и явлений материального мира в процессе наблюдения физических явлений, самостоятельного выполнения физических экспериментов и анализа их результатов. Из наблюдений и опытов учащиеся должны самостоятельно прийти к выводам, что для количественного описания наблюдаемых природных явлений необходимо введение таких физических понятий, как расстояние, время, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, температура и других. Основные физические понятия должны формироваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физические законы должны открываться в их собственных опытах и исследованиях. Подлежащие усвоению физические явления, понятия и законы должны рассматриваться не столько как цель, сколько как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся, умений логически мыслить, приобретения опыта планирования практических действий с предметами материального мира с использованием современных технических средств и приборов. При успешной организации самостоятельной, познавательной деятельности школьников на уроках физики выполнение обязательных требований к знаниям и умениям школьников будет естественным следствием процесса их умственного развития с использованием изучения физики в качестве средства достижения этой цели. Базовыми учебными пособиями для учащихся 10-11 классов являются:
Содержание представленной программы соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта основной ступени общего образования и средней (полной) ступени общего образования (профильное обучение). Литература
ФИЗИКА - VIII КЛАСС (136 часов, 4 часа в неделю) ОБЩАЯ ФИЗИКА (136 часов, 4 часа в неделю)* Введение (2 часа) Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Демонстрации
Фронтальные лабораторные работы
Первоначальные сведения о строении вещества (4 часа) Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Взаимодействие тел (10 часов) Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Демонстрации
Фронтальные лабораторные работы
Давление твердых тел, жидкостей и газов (16 часов) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Демонстрации
Фронтальные лабораторные работы
Работа и мощность. Энергия (10 часов) Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. Демонстрации
|
Государственное общеобразовательное учреждение лицей №533 | Положение об оценивании рефератов в гоу рмэ лицей «Мегатех» Положение основано на Законе Российской Федерации “Об образовании” (с изменениями от 16 ноября 1997 г.), Уставе гоу рмэ лицей «Мегатех»... | ||
Положение о промежуточной аттестации обучающихся мбоу «Лицей№4» Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт -петербурга | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 красногвардейского района города санкт-петербурга | Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники: финансовые команды (6-8 человек) из гоу сош №152, 213, 238, 725, 1112, 1125, гоу цо №1409, гоу лицей №1575, гоу гимназии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, учебного плана гбоу лицей №533 на 2013-2014 учебный год. Программа соответствует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования... | ||
Отчет гоу спо «Прокопьевский строительный техникум» о проведенной... Гоу спо «Киселевский горный техникум» 1 чел., гоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 3 чел., Гоу «крирпо» 1 чел.,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185, Уставом мбоу лицей имени В. Г. Сизова, с учётом мнения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие Требования к одежде и внешнему виду обучающихся в муниципальном бюджетном учреждении общеобразовательной школе-интернате... | Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения... | ||
Гоу рмэ «Лицей им. М. В. Ломоносова», ул. Успенская 15-а Регистрация участников конференции, выездная торговля книгоиздательской продукцией | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной... |