Курс по выбору «в мире солнечного света»





Скачать 94.53 Kb.
НазваниеКурс по выбору «в мире солнечного света»
Дата публикации02.04.2015
Размер94.53 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИЛЮГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Оренбургской области, Бугурусланского района, с. Пилюгино, ул. Чапаевская, 54


Курс по выбору
«В МИРЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА»
программа составлена для учащихся 9 класса

физико-математического профиля


Программа составлена учителем

физики первой категории МОУ «Пилюгинская СОШ»

Оренбургской области,

Бугурусланского района

Кошелевой Т.А. Утверждена на заседании РМО учителей физики

протокол № 2 от 25.08.2009





Бугуруслан

2009

Пояснительная записка

Мирозданье постигая,

Всё познай, не отбирая:

Что внутри, во внешнем сыщешь;

Что вовне внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Гёте

Программа предназначена для учащихся 9-х классов, выбирающих
профиль обучения в старших классах. Современная практика преподавания
физики не соответствует специфики этой науки. Демонстраций и особенно
лабораторных работ становится всё меньше, наблюдения и исследования
организуются чрезвычайно редко. Сказывается отсутствие интересных
физических коллекций веществ и приборов. Курс физики в старших классах
слишком стал математизирован. А ведь приступая к изучению физики,
ребята надеются узнать много интересного о природе, явлениях,
закономерностях. Однако на любых экзаменах главное внимание уделяется
умению решать задачи, поэтому учитель большее внимание уделяет на
уроках решению задач. В результате этого определение «физика - это наука о
природе » не реализуется в практике преподавания предмета. У учащихся
падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как
ученик не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать
потребность в математических изысканиях.

Для развития и формирования высокого уровня мышления необходимо
очень важное качество у учащихся - стремление к познанию,
любознательный ребёнок способен самостоятельно приобретать
недостающие знания. Введение данного предпрофильного курса помогает
решить эти проблемы. При изучении курса «В мире солнечного света»
учащиеся не решают задач, а объясняют обычные, часто встречающиеся
явления с научной точки зрения, в увлекательной форме, экспериментируют,
осваивают новые физические понятия, что способствует прогрессивному
развитию мышления учащихся. Данный курс направлен на развитие
увлечённости познанием законов природы, а также учащиеся пополнят и
расширят свои знания. Программа рассчитана на 17 часов.
Цели предпрофильного курса:

создание ориентационной и мотивационной основы в самоопределение учеников относительно профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

• ознакомление школьников с основными тенденциями развития науки;

• создание в представлении учащихся общей картины мира с единством
живого и неживого мира;

• ознакомление учащихся с физическими методами исследования и воздействия.

• показ единства законов природы;

• привитие интереса к физике;

• углубление знаний о материальном мире;

• показать применимость законов физики к повседневной жизни человека.

Ведущие идеи разделов:

Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, её
содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации,
творческие задания, проекты, презентации, экскурсии, в конце приводится
список литературы. Обобщающее занятие можно провести в виде
конференции, защиты проектов, презентаций.

Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные
учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами
опережающего обучения. Занятия могут проводиться в разнообразной форме.
Ведущими занятиями являются лекции, семинары, практические занятия.
Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом можно
проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений,
опытов, исследований. Домашние задания предполагаются в основном
творческого характера: проведение экспериментов, наблюдений, решение в быту практических задач.

Формы и методы работы:

1. Лекции и беседы

2. Ученический эксперимент

3. Игровые моменты

4. Постановка проблемы и её решение

5. Подготовка проектов и презентаций, рефератов, творческих заданий.

6. Использование занимательного материала.

7. Работа с поисковыми системами, с Интернет-ресурсами.

7. Научная конференции.
Содержание курса

1. Старые и новые загадки небесного свода.

Понятие солнечного луча и света. Солнце как источник света. Ослабление
солнечных лучей в атмосфере. Почему небо голубое. Почему Солнце красное.

Атмосферная дымка. Состав света.
Основные виды работ:

• проведение входной диагностики;

• лекция;

• изготовление наглядных пособий.

• наблюдение разложения света в спектр.

2. Рассеяние солнечного света и его законы.(2 ч.)

Как происходит рассеяние света? Атмосферный аэрозоль.
Количественные характеристики рассеянного света. Видели вы голубую
Луну или зелёное Солнце? Почему возможно применение радиолокации в
облаках и туманах?
Основные виды работ:

• лекция;

• изготовление наглядных пособий;

• защита рефератов.

3. Венцы. Глории. Нимбы. (2 ч.)

Понятие о венцах, глориях, нимбах. Брокенский признак. Кольцо Бишопа.
Основные виды работ:

• лекция;

• изготовление наглядных пособий;

• зашита рефератов.

4. Радуги.

Сколько бывает радуг. Как возникает радуга. Посему радуга бывает разной.
Преломление и отражение света. Интерференция света.
Основные виды работ:

  • лекция;

  • наблюдение преломления и интерференции света,

  • исследование отражения света.

  • ученический эксперимент.

5. Наше зрение. (2 ч.)

Глаз как приёмник света. Дневное и ночное зрение. Цветовое зрение. Эффект Пуркинье. Острота зрения.
Основные виды работ:

• лекция;

• наблюдение за цветами дневное и ночное время

• демонстрации иллюзорного изображения;

• ученический эксперимент.

6. Глаз и видимость.

Яркостные и цветовые различия предметов. «Белая тьма». Почему ночью
плохо видно. Метеорологическая дальность видимости. Зрение в космосе.
Основные виды работ:

• лекция;

• наблюдение за цветами через стёкла разного цвета;

• демонстрация

7. Миражи.(2 ч.)

Понятие миражей. Верхние миражи. Нижние миражи. Боковые миражи.

Фата-моргана.

Основные виды работ:

• лекция;

• просмотр презентации миражей.

8. Дневной свет.

Цвет окружающих нас предметов. Дневная освещённость. Световой климат.
Освещённость других планет.
Основные виды работ:

• лекция;

• исследование цвета предметов при различной освещённости;

• ученический эксперимент.

9. Сумерки. Заря.(2 ч.)

Виды сумерек. Освещенность Земли в сумерки. Серебристые облака. Сияние
зари. Пурпуровый свет. Лучи Будды. Где создаётся заря.
Основные виды работ:

• лекция;

• изготовление наглядных пособий;

• творческие задания.

10. Свечение ночного неба.

Освещённость лунным светом. Звёздный свет. Почему воздух светится
ночью. Полярные сияния. Путешествия в пространстве и во времени.
Основные виды работ:

• лекция;

• творческие задания;

• изучение карты созвездий.

11. Научная конференция. (2 ч.)

Защита проектов, презентаций, рефератов. Выходная диагностика.



Наименование раздела и тем курса

Всего
часов

Формы проведения

Форма контроля

1

Старые и новые загадки небесного свода

1

лекция

Вводная диагностика

2

Рассеяние солнечного света и его законы

2

Лекция

Практическая работа




3

Венцы, глории, нимбы.

2

лекция

ученический эксперимент

защита рефератов

4

Радуги.

1

лекция

ученический эксперимент




5

Наше зрение.

1

лекция




6

Глаз и видимость

2

лекция

ученический эксперимент




7

Миражи.

2

лекция

практическая работа




8

Дневной свет

1

лекция




9

Сумерки. Заря.

2

лекция

ученический эксперимент




10

Свечение ночного неба

1

лекция

Выходная диагностика

11

Научная конференция

2

Защита проектов,

презентаций, рефератов




Всего 17 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (17 ч.)
Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:

  • знать основные определения и законы;

  • понимать сущность изученных физических явлений;

  • уметь работать в группе;

  • уметь самостоятельно работать с дополнительными
    источниками информации;

  • понимать сущность проводимых исследований и экспериментов;

  • уметь проводить исследовательскую деятельность и представлять результаты работы.

  • уметь сознательно самоопределяться в выборе дальнейшего
    профиля обучения.

Данный курс поможет подготовить учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации за курс основной школы.

Литература

  1. Зверева СВ. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.

  2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение,1988.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. М.: Наука, 1983.

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. М.: Наука,1983.

  5. Майер В.В. Полное отражение света в простых опытах.М.: Наука,1986.

  6. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. М.: Просвещение, 1986.

  7. Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991.

  8. Билимович Б.Ф. Физические викторины. М.: Просвещение, 1968.
  9. Н. З. Алиева. Физика цвета и психология зрительного восприятия. Академия, 2008.


  10. М. Миннарт. Свет и цвет в природе.

11. О.С. Литвинов, В.С. Горелик. Электромагнитные волны и оптика.

12.МГТУ им. Н.Е.Баумана, 2006.

  1. А.П. Муранов. Волшебный и грозный мир природы, М., Просвещение,94

  2. Л.В. Тарасов. Беседы о преломлении света. М.: Наука, 2008.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс по выбору «в мире солнечного света» iconИнтернет – конкурс на лучшее исследовательское сочинение «Наши истоки»
Мордовия, богатая своими зелёными поймами, лугами, бескрайними полями, тихими, прозрачными реками и озёрами, густыми, полными птичьего...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconКоррекция фотографии
Ее цвета тусклы, часто один цвет доминирует над другими (старые цветные фотографии печатались на некачественной бумаге, и на них...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconУрока в 5 классе Тема : «Семь чудес света»
Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconУрок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconКурс по выбору в мире профессий
Также курс направлен на повышение уровня компетентности учащихся за счет полученных знаний о себе, умения соотносить полученные результаты...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconСолнечные и лунные затмения и влияние их на жизнь на Земле
Цель работы: формирование понятий о космических и небесных явлениях, связанных с обращением Луны вокруг Земли и видимым движением...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconПланирование по физике в 12 "А,Б" классе. Заочное обучение. I полугодие:...
Электромагнитная природа света. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Закон отражения света
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconТест по физике для 8 класса Тема: Источники света. Распространение света к
В трудах какого учёного были обнаружены первые высказывания о прямолинейном распространении света?
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconЗакон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения...
Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconУрок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение...
Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconЦель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях...
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconРабочая программа Элективного курса по «обществознанию»
Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская...
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Курс по выбору «в мире солнечного света» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, привести их к выводу о законе прямолинейного распространения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск