Скачать 94.53 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИЛЮГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Оренбургской области, Бугурусланского района, с. Пилюгино, ул. Чапаевская, 54 Курс по выбору «В МИРЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА» программа составлена для учащихся 9 класса физико-математического профиля Программа составлена учителем физики первой категории МОУ «Пилюгинская СОШ» Оренбургской области, Бугурусланского района Кошелевой Т.А. Утверждена на заседании РМО учителей физики протокол № 2 от 25.08.2009 Бугуруслан 2009 Пояснительная записка Мирозданье постигая, Всё познай, не отбирая: Что внутри, во внешнем сыщешь; Что вовне внутри отыщешь. Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки. Гёте Программа предназначена для учащихся 9-х классов, выбирающих профиль обучения в старших классах. Современная практика преподавания физики не соответствует специфики этой науки. Демонстраций и особенно лабораторных работ становится всё меньше, наблюдения и исследования организуются чрезвычайно редко. Сказывается отсутствие интересных физических коллекций веществ и приборов. Курс физики в старших классах слишком стал математизирован. А ведь приступая к изучению физики, ребята надеются узнать много интересного о природе, явлениях, закономерностях. Однако на любых экзаменах главное внимание уделяется умению решать задачи, поэтому учитель большее внимание уделяет на уроках решению задач. В результате этого определение «физика - это наука о природе » не реализуется в практике преподавания предмета. У учащихся падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как ученик не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать потребность в математических изысканиях. Для развития и формирования высокого уровня мышления необходимо очень важное качество у учащихся - стремление к познанию, любознательный ребёнок способен самостоятельно приобретать недостающие знания. Введение данного предпрофильного курса помогает решить эти проблемы. При изучении курса «В мире солнечного света» учащиеся не решают задач, а объясняют обычные, часто встречающиеся явления с научной точки зрения, в увлекательной форме, экспериментируют, осваивают новые физические понятия, что способствует прогрессивному развитию мышления учащихся. Данный курс направлен на развитие увлечённости познанием законов природы, а также учащиеся пополнят и расширят свои знания. Программа рассчитана на 17 часов. Цели предпрофильного курса: создание ориентационной и мотивационной основы в самоопределение учеников относительно профиля дальнейшего обучения. Задачи: • ознакомление школьников с основными тенденциями развития науки; • создание в представлении учащихся общей картины мира с единством живого и неживого мира; • ознакомление учащихся с физическими методами исследования и воздействия. • показ единства законов природы; • привитие интереса к физике; • углубление знаний о материальном мире; • показать применимость законов физики к повседневной жизни человека. Ведущие идеи разделов: Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, её содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации, творческие задания, проекты, презентации, экскурсии, в конце приводится список литературы. Обобщающее занятие можно провести в виде конференции, защиты проектов, презентаций. Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами опережающего обучения. Занятия могут проводиться в разнообразной форме. Ведущими занятиями являются лекции, семинары, практические занятия. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом можно проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов, исследований. Домашние задания предполагаются в основном творческого характера: проведение экспериментов, наблюдений, решение в быту практических задач. Формы и методы работы: 1. Лекции и беседы 2. Ученический эксперимент 3. Игровые моменты 4. Постановка проблемы и её решение 5. Подготовка проектов и презентаций, рефератов, творческих заданий. 6. Использование занимательного материала. 7. Работа с поисковыми системами, с Интернет-ресурсами. 7. Научная конференции. Содержание курса 1. Старые и новые загадки небесного свода. Понятие солнечного луча и света. Солнце как источник света. Ослабление солнечных лучей в атмосфере. Почему небо голубое. Почему Солнце красное. Атмосферная дымка. Состав света. Основные виды работ: • проведение входной диагностики; • лекция; • изготовление наглядных пособий. • наблюдение разложения света в спектр. 2. Рассеяние солнечного света и его законы.(2 ч.) Как происходит рассеяние света? Атмосферный аэрозоль. Количественные характеристики рассеянного света. Видели вы голубую Луну или зелёное Солнце? Почему возможно применение радиолокации в облаках и туманах? Основные виды работ: • лекция; • изготовление наглядных пособий; • защита рефератов. 3. Венцы. Глории. Нимбы. (2 ч.) Понятие о венцах, глориях, нимбах. Брокенский признак. Кольцо Бишопа. Основные виды работ: • лекция; • изготовление наглядных пособий; • зашита рефератов. 4. Радуги. Сколько бывает радуг. Как возникает радуга. Посему радуга бывает разной. Преломление и отражение света. Интерференция света. Основные виды работ:
5. Наше зрение. (2 ч.) Глаз как приёмник света. Дневное и ночное зрение. Цветовое зрение. Эффект Пуркинье. Острота зрения. Основные виды работ: • лекция; • наблюдение за цветами дневное и ночное время • демонстрации иллюзорного изображения; • ученический эксперимент. 6. Глаз и видимость. Яркостные и цветовые различия предметов. «Белая тьма». Почему ночью плохо видно. Метеорологическая дальность видимости. Зрение в космосе. Основные виды работ: • лекция; • наблюдение за цветами через стёкла разного цвета; • демонстрация 7. Миражи.(2 ч.) Понятие миражей. Верхние миражи. Нижние миражи. Боковые миражи. Фата-моргана. Основные виды работ: • лекция; • просмотр презентации миражей. 8. Дневной свет. Цвет окружающих нас предметов. Дневная освещённость. Световой климат. Освещённость других планет. Основные виды работ: • лекция; • исследование цвета предметов при различной освещённости; • ученический эксперимент. 9. Сумерки. Заря.(2 ч.) Виды сумерек. Освещенность Земли в сумерки. Серебристые облака. Сияние зари. Пурпуровый свет. Лучи Будды. Где создаётся заря. Основные виды работ: • лекция; • изготовление наглядных пособий; • творческие задания. 10. Свечение ночного неба. Освещённость лунным светом. Звёздный свет. Почему воздух светится ночью. Полярные сияния. Путешествия в пространстве и во времени. Основные виды работ: • лекция; • творческие задания; • изучение карты созвездий. 11. Научная конференция. (2 ч.) Защита проектов, презентаций, рефератов. Выходная диагностика.
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:
Данный курс поможет подготовить учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации за курс основной школы. Литература
11. О.С. Литвинов, В.С. Горелик. Электромагнитные волны и оптика. 12.МГТУ им. Н.Е.Баумана, 2006.
|
Интернет – конкурс на лучшее исследовательское сочинение «Наши истоки» Мордовия, богатая своими зелёными поймами, лугами, бескрайними полями, тихими, прозрачными реками и озёрами, густыми, полными птичьего... | Коррекция фотографии Ее цвета тусклы, часто один цвет доминирует над другими (старые цветные фотографии печатались на некачественной бумаге, и на них... | ||
Урока в 5 классе Тема : «Семь чудес света» Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире | Урок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света" Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных... | ||
Курс по выбору в мире профессий Также курс направлен на повышение уровня компетентности учащихся за счет полученных знаний о себе, умения соотносить полученные результаты... | Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия) Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору | ||
Солнечные и лунные затмения и влияние их на жизнь на Земле Цель работы: формирование понятий о космических и небесных явлениях, связанных с обращением Луны вокруг Земли и видимым движением... | Планирование по физике в 12 "А,Б" классе. Заочное обучение. I полугодие:... Электромагнитная природа света. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Закон отражения света | ||
Тест по физике для 8 класса Тема: Источники света. Распространение света к В трудах какого учёного были обнаружены первые высказывания о прямолинейном распространении света? | Закон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения... Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как... | ||
Урок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение... Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света | Цель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях... Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения | ||
Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | Рабочая программа Элективного курса по «обществознанию» Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская... | ||
Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, привести их к выводу о законе прямолинейного распространения... |