Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический





Скачать 351.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический
страница1/3
Дата публикации02.04.2015
Размер351.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3
ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения РФ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор УГМА по учебной работе
_________________ Давыдова Н.С.

«____»___________________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ, ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Факультет педиатрический

Специальность 060103 - Педиатрия

Кафедра глазных болезней

Курс IV

Семестр VIII

Лекций 16часов

Практические занятия 60 часов

Курсовой экзамен VIII семестр
Всего часов 76


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г. и с типовой Программой по офтальмологии для студентов высших медицинских учебных заведений (составители проф. А.П.Нестеров, проф Е.А.Егоров и др., М., 2003г.).


г.Екатеринбург

2012

Составители:

Д.м.н., профессор Коротких С.А.,

Д.м.н., профессор Михеева Е.Г.,

К.м.н., доцент Степанянц А.Б.,

К.м.н., ассистент Бобыкин Е.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней ГОУ ВПО УГМА «__»____________201_г.

Рецензент – зав. кафедрой урологии ГОУ ВПО УГМА, д.м.н., профессор ____________________________________ Журавлев В.Н..

Одобрено цикловой методической комиссией специальности «Педиатрия»: протокол №____________

Председатель ЦМК __________ ___________ ___. ___.2012г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Целью обучения на кафедре офтальмологии студентов педиатрического факультета является приобретение ими необходимого минимума знаний по детской офтальмологии, умение оказать неотложную врачебную помощь при повреждени­ях или острых заболеваниях глаз, умение выявить больных, нуждающихся в консультации и лечении у врача-офтальмолога и всем этим предупредить развитие тяжелой формы инвалид­ности - слепоты.

1.2. Основные задачи. Врач-педиатр должен знать анатомо-физиологические возрастные особенности органа зрения; диагностику, клинику, лечение и принципы коррекции аномалий рефракции; профилактику, диагностику, клинику и лечение ос­новных заболеваний органа зрения (конъюнктивиты, дакриоцис­титы, кератиты, увеиты, глаукома, онкологические заболева­ния, невриты зрительных нервов и др.); изменения глазного дна при некоторых общих заболеваниях (сахарный диабет, ги­пертоническая болезнь, патология крови и др.); методы профилактики, диагностики, клиники и оказания первой помощи при травмах глаз.

Врач-педиатр общего профиля должен уметь:

- обследовать состояние органа зрения у больных детей (терапевтических, хирургических и др.) в амбулаторных усло­виях без использования сложной аппаратуры (осмотр, исследо­вание остроты зрения, поля зрения, внутриглазного давления и др.);

- поставить предварительный диагноз распространенных .глазных заболеваний и повреждений;

- оказать неотложную врачебную помощь при контузиях, прободных и непрободных ранениях глаз, ожогах глаз и принять решение о последующей врачебной тактике;

- выявить среди терапевтических, хирургических, невроло­гических и других больных детей, нуждающихся в консульта­ции и лечении у специалиста-офтальмолога и своевременно на­править к нему;

- выполнять некоторые манипуляции на органе зрения (про­мывание конъюнктивального мешка, инстилляции глазных капель, закладывание мазей, удаление поверхностных инородных тел с роговицы и конъюнктивы, наложение глазной повязки).
1.3. Преподавание курса офтальмологии должно интегри­роваться со знаниями, полученными на теоретических и меди­ко-биологических кафедрах:

- нормальной анатомии - строение глазного яблока, глазни­цы, век, наружных мышц глаза и слезных органов;

- гистологии - функциональная гистология оболочек глазно­го яблока;

- нормальной физиологии - физиология рецепторного отдела зрительного анализатора, оптическая система глаза;

- патологической анатомии - морфологические признаки меланом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий,

- физики - глаз как оптическая система, виды рефракции, цветное и сумеречное зрение;

- фармакологии - механизм действия на зрачок холинолитиков и холиномиметиков;

- биохимии - гемералопия как проявление гиповитаминоза А;

- терапевтических кафедр - гипертоническая болезнь и са­харный диабет, изменение глазного дна при этих заболеваниях;

- нервных болезней - изменение полей зрения при патологии зрительно-нервных путей. Застойные соски, первичная и вто­ричная атрофия зрительных нервов при патологии ЦНС. Окуломоторные расстройства;

- акушерства и гинекологии - ретинопатии при токсикозах второй половины беременности, угроза отслойки сетчатки при родах при наличии высокой осложненной близорукости;

- детских болезней - ознакомление с осложнениями со сторо­ны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (патология почек, гемоцистинурия, синдром Марфана и др.);

- военно-полевой хирургии - химические, термические и лу­чевые поражения органа зрения в условиях военного времени;

- детских инфекционных болезней - напоминание об осложне­ниях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.
II. ВИД И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Документ

Всего часов

(трудоем-кость)

Из них самостоя-тельная работа

Аудиторная работа

в часах

Контроль-ные работы

Курсовые работы

Т р у д о е м к о с т ь

в часах

в кредитах*

в часах

в кредитах*

всего

Из них

лекций

Из них

практ.

занятий

в часах

в кредитах*

в часах

в кредитах*

ГОС ВПО – «Офтальмология»

114

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Учебный план ГОУ
ВПО УГМА

114

-

38

-

76

-

-

-

-

-

-

Типовая программа по дисциплине 2003 года

114

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Рабочая программа кафедры

114

-

38

-

76

16

60

-

-

-

-



III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Тематический план лекций по глазным болезням для студентов педиатрического факультета:

№ п/п

Название лекции

Краткое содержание

Объем в час.

3.1.1.

Краткий исторический очерк оте­чественной офтальмологии. Место офтальмологии среди клиниче­ских дисциплин. Учение о слепоте Анатомия зрительного анализатора.


Значение органа зрения для человека. Выдающиеся отечественные офтальмо­логи XIX века. Корифеи советской офтальмологии. Учение о слепоте. Группы инвалидности. Анатомия сетчатки. Четыре нейрона зрительного анализатора

2

3.1.2.

Зрительные функции и их возрастная динамика. Клиническая рефракция и ее возрастная динамика. Близорукость у детей. Нарушения бинокулярного зрения. Косоглазие.

Механизм зрительного акта. Пять зрительных функций: центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение. Оптическая система глаза. По­нятие о физической и клиниче­ской рефракции. Три вида клини­ческой рефракции, Механизм аккомодации. Современное представление о происхождении мио­пии. Коррекция миопии. Клини­ка и лечение высокой осложнённой близорукости. Профилактика близо­рукости, у детей.

Бинокулярное зрение и его нарушения. Нормальная и аномальная корреспонденция сетчаток. Виды косоглазия, степени амблиопии, плеоптика и ортоптика. Консерва­тивное и хирургическое лечение косоглазия.

2

3.1.3.

Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов у детей.

Краткая анатомия конъюнктивы, общие симптомы острых конъюнктивитов, клиника и лечение их. Конъюнктивит Кох-Уикса, пневмокок­ковый конъюнктивит, аденовирусный конъюнктивит, гонобленоррея ново­рожденных и взрослых. Дифтерия. Воспалительные заболевания век и слезных органов, принципы их лече­ния у детей.

2

3.1.4.

Заболевания роговой оболочки у детей.

Заболевания сосудистого тракта у детей.

Возрастные особенности роговой оболочки, ее свойства. Классификация заболеваний роговицы. Клиника и лечение ползучей язвы ро­говицы, люетического и туберку­лезного паренхиматозных кератитов, фликтенулезный туберкулезно-аллергический кератит. Классификация герпетической болезни глаза, клини­ка и лечение. Исходы заболеваний роговой оболочки и лечение послед­ствий кератитов.

Особенности кровоснабжения сосудистого тракта глаза. Классификация увеитов. Общие симптомы и ос­ложнения передних увеитов. Клини­ка и лечение гематогенных и токсико-аллергических увеитов. Клини­ка и лечение хориоидитов. Особен­ности клинического течения увеи­тов у детей

2

3.1.5.

Патология хрусталика у детей и взрослых.

Глаукома у детей и взрослых.

Анатомические особенности хрусталика у детей. Классификация заболеваний хрусталика: врожденные и приобретенные катаракты. Катарак­ты травматические, их патогенез. 4 стадии старческих катаракт. Ме­дикаментозное лечение старческих катаракт в начальной стадии. Хи­рургическое лечение катаракт: эк­стра- и интракапсулярный способ экстракции катаракты. Афакия и различные виды ее коррекции, имп­лантация интраокулярных линз, особенности коррекции афакии у детей.

Обмен жидкости в глазу. 0сновные симптомы глаукомы. Врожденная,

вторичная и первичная глаукома. Классификация врожденной и пер­вичной глауком. Клиника врожденной глаукомы, принципы лечения. Клиника первичной глаукомы, принципы лече­ния. Значение раннего выявления глаукомы, диспансеризация, профилактика слепоты от глаукомы.

2

3.1.6.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва. Глазные проявления общей патологии у детей.

Краткие данные об особенностях строения сетчатки в возрастном аспекте. Отслойка сетчатки. Пигментная дистрофия сетчатки. Невриты зрительного нерва, застойный сосок, клиника и лечение. Первичная и вторичная атрофия зрительного нерва. Изменения глазного дна при сахарном диабете, гипертонической болезни, нефрозо-нефрите, болезнях крови у детей. Врожденные изменения глаз у детей, синдром Марфана и Мархезани, связанные с аномалиями развития, ретролентальная фиброплазия.

2

3.1.7.

Повреждения глаз у детей.

Классификация травм глаз. Контузии глазного яблока, клиника и лечение. Прободные ранения глаз и их виды (проникающие роговичные, роговично-склеральные, склеральные; сквоз­ные ранения; разрушение глазного яблока). Диагностика прободных ра­нений (прямые и косвенные призна­ки). Скорая и неотложная помощь на догоспитальном этапе, основы спе­циализированной помощи,

первичная хирургическая обработка, цели ее и задачи. Негнойные и гнойные ослож­нения прободных ранений. Клиника, этиология и профилактика симпатической офтальмии. Ожоги глаз, классификация, клиника, лечение, исходы. Лечение последствий ожогов глаз. Профилактика глазного травматизма у детей.

2

3.1.8.

Новообразования органа зрения у детей и взрослых.

Доброкачественные и злокачественные опухоли век, клиника и лечение. Доброкачественные и злокачествен­ные опухоли орбиты и эпибульбарные новообразования. Злокачественные внутриглазные новообразования у детей и взрослых: ретинобластома, меланобластома переднего и заднего отдела сосудистого тракта, у детей: клиника, стадии болезни, симптомы, лечение.

2

3.2. Тематический план практических занятий:

№ п/п

Тема

Аннотация

Объем в час.

3.2.1.


Возрастная ана­томия и физио­логия глаза.


На занятии разбирается строение орбиты, отверстия и щели орбиты, их связь с полостью черепа и при­даточными пазухами носа синдром верхней глазничной щели. Глазодвигательные мышцы, физиологическое действие, иннервация. Строение глаз­ного яблока, оболочки глаза, внутри­глазное содержимое. Разбор прово­дится при сагиттальном и фронталь­ном разрезе бычьего глаза.

4

3.2.2.


Методика обследования органа зрения.

Студен­ты обучаются методике обследова­ния глаз: фокальному и бифокальному исследованию при боковом освещении, просвечиванию, офтальмоскопии. Осматривается глазное дно с широким зрачком в большой безрефлекс­ный офтальмоскоп Гульстранда.

4

3.2.3.

Зрительные функции возрастная динами­ка их развития.


Разбираются 5 зрительных функций: центральное зрение, периферическое, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение. Студенты обучаются методике проверки остроты зрения по таблицам Сивцева, 0рловой, исследованию остроты зрения ниже 0,1. Указывается на 3 спосо­ба исследования поля зрения.

4

3.2.4.

Рефракция, аккомодация, близорукость у детей.

Сту­денты обучаются контрольному спо­собу проверки поля зрения, исследо­ванию цветоощущения по таблицам Рабкина. Дается понятие темновой адаптации и бинокулярного зрения. Разбирается понятие физической и клинической рефракции. Эмметропия, миопия, гиперметропия. Клиника и осложнения близорукости, вопросы лечения и профилактики разбирают­ся при осмотре больных с осложнен­ной близорукостью. Все студенты проверяют друг другу зрение, под­бирают очки, выписывают рецепты

4

3.2.5.

Заболевания век, слезных органов и конъюнктивы.

Рассматриваются актуальность проблемы. Клиника и лечение патологии век: блефариты, новообразования, дерматиты век, аномалии положения и формы век. Клиника и лечение патологии слёзных органов: аномалий развития, синдрома Съегрена, заболеваний слезоотводящего аппарата, дакриоциститов и др.. Краткая анатомия конъюнктивы, общие симптомы острых конъ­юнктивитов. Клиника и лечение их: хламидийный конъюнктивит, пневмококковый, гонобленоррея новорожденных и взрослых. Дифтерия. Аденофаринго-конъюнктивальная лихорадка, эпидемический кератоконъюнктивит. Их лечение.

4

3.2.6.

Амбулаторный прием в детской поликлинике.


Студенты под контролем преподавателя ведут амбулаторный прием в глазном кабинете детской поликлиники. Собирают анамнез, осматрива­ют детей, проверяют остроту зре­ния, подбирают коррекцию, выписыва­ют рецепты, под руководством пре­подавателя назначают лечение. На больных разбирается клиника конъ­юнктивитов, заболеваний век и слезных органов. Проводятся пробы на проходимость слезных путей (колларголовая), зондирование, про­мывание слезных путей. Осматрива­ются все студенты, у которых есть подобные заболевания.

4

3.2.7.

Воспалительные заболевания ро­говой оболочки.

Для контроля подготовки к занятию проводится письменный опрос по конструктивным тестам в течение 10 минут. Занятие проводится в глазном стационаре. Студентам раз­даются больные по данной теме. За­нятие проводится в виде разбора больных с учетом классификации ке­ратитов. Разбирается клиника и ле­чение отдельных видов кератитов.

4

3.2.8.

Воспалительные заболевания сосудистого тракта.

После теоретического разбора классификации, клиники и осложне­ний увеитов студенты осматривают больных с данной патологией. При осмотре больных, в том числе и биомикро-скопически, подробно разбирают симптомы передних и задних уве­итов, их осложнения, диагностику и лечение, подчеркиваются особеннос­ти клинического течения увеитов у детей.

4

3.2.9.

Косоглазие.

Амбулаторный прием в кабине­те охраны зре­ния детей.


В городском кабинете охраны эрения детей студенты под контролем преподавателя осматривают больных с различными видами, косоглазия, с помощью четырехточечного цветотеста определяют характер зрения, исследуют остроту зрения с коррекцией, определяют угол девиации по Гиршбергу, выявляют осложнения косоглазия, определяют степень амблиопии, приобретают понятие плеоптического и ортоптического лече­ния косоглазия. Указываются прин­ципы хирургического воздействия. Разбираются вопросы организации охраны зрения детей в нашей стра­не, работы призывных комиссий, ВКК, МСЭК.

4

3.2.10.

Заболевания хру­сталика у детей и взрослых.

Проводится письменный опрос по конструктивным тестам в те­чение 10 мин. Далее студенты осматривают больных с катарак­тами. Разбирается классификация и клиника катаракт, медикамен­тозное и хирургическое лечение, клинические симптомы афакии.

4

3.2.11.

Повреждения орга­на зрения у детей и взрослых.


Занятие проводится в офтальмотравматологическом центре (ЦГБ №23). В течение всего заня­тия идет осмотр больных с контузиями, ранениями, ожогами глаз. Студенты самостоятельно куриру­ют больных. При осмотре больных разбираются вопросы диагности­ки, оказания скорой и неотложной помощи больным с травмами глаз на догоспитальном и госпиталь­ном этапах. Студенты знакомятся с наглядными пособиями: учебными стендами по прободным ранениям глаз и ожогам, таблицами. набором рентгенограмм. протезом Комберга-Балтина, глазным магнитом, кол­лекцией удаленных внутриглазных инородных тел. Обсуждаются прин­ципы лечения и диспансеризации.

4

3.2.12.

Глаукома.


Проводится письменный опрос по конструктивным тестам в течение 10 мин. Изучаются вопросы этиологии, патогенеза и клиники глауком. Далее производится ос­мотр больных с врожденной, вто­ричной и первичной глаукомой. Знакомство с методикой тонометрии и тонографии, гониоскопии. Студенты пальпаторно исследуют друг у друга давление.

4

3.2.13.

Глаукома.


Занятие проводится в глаукомном центре. Производится подроб­ный разбор осмотренных больных, ставится диагноз по принятой классификации, разбирается лече­ние больных, консервативное и хирургическое. Подчеркиваются особенности клинической картины врожденной глаукомы. В некоторых группах студент демонстрирует больного с реферативным сообще­нием по одному из актуальных разделов проблемы глаукомы (по монографической литературе) - одна из форм УИРС (вместо напи­сания истории болезни).

4

3.2.14.

Профессиональные заболевания органа зрения.

Врачебно-трудовая экспертиза.

Изучаются вредные проф. факторы (лучистая энергия, химические и механические). Разбираются принципы диагностики, врачебные мероприятия, профилактика и защита. Проф. близорукость, факторы ее вызывающие, профилактика.

Основные причины снижения зрения у лиц разного возраста и пола. Степени потери трудоспособности по зрению. Роль окулиста в МСЭК. Причины обратимой и необратимой слепоты.

В связи с тем, что в глазной клинике больные о профпатологией органа зре­ния находятся очень редко, эти вопро­сы, в основном, разбираются теорети­чески.

4

3.2.15.

Изменение глаз при общей патологии у детей Врожденные изменения органа зрения. Защита истории болезни.

Проводится письменный опрос по - конструктивным тестам в теч. 10мин. С целью выявления теоретической подготовки. Производится офтальмоскопия с помощью большого безрефлексного офтальмоскопа Гульштранда у больных с изменени­ями глазного дна при гипертони­ческой болезни, сахарном диабете, почечной недостаточности и др. Осматриваются больные с врожден­ными изменениями органа зрения (колобома радужки и хориоидеи, альбинизм, синдром Марфана, врожден­ные катаракты в сочетании с микрофтальмией и т.п.).

На последнем занятии зав.кафед­рой проверяет качество освоения практических навыков, знание теоре­тического курса студентами. Ассис­тент указывает на ошибки в написа­нии истории болезни.

4

3.3. Лабораторных занятий нет.

3.4. Курсовой работой является история болезни, кото­рую студенты пишут в процессе цикла глазных болезней (VIII се­местр) после самостоятельного обследования состояния органа зрения ребенка.
СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
1. Фамилия, имя, отчество больного

2. Пол, возраст, профессия, место работы (учебы), адрес места жительства

3. Дата поступления в клинику

4. Жалобы больного при поступлении и в момент курации

5. Анамнез заболевания (от начала заболевания до дня кура­ции)

6. Анамнез жизни

7. Общий статус

8. Офтальмологический статус:

Острота зрения правого глаза (без коррекции, с коррекции).

Острота зрения левого глаза (без коррекции, с коррекцией).

Далее описывается объективное состояние каждого глаза отдельно. Описывается вначале правый глаз независимо от то­го, какой глаз болен. Указывается состояние орбиты и окру­жающих глаз частей лица. Размер глазной щели (сужена, за­крыта, нормальная). Есть или нет светобоязнь, слезотечение, блефароспазм.

Веки: окраска кожи, положение век (правильное, выворот, заворот), рост ресниц (правильный, трихиаз), край века изменен или нет. Слезные точки расположены правильно или име­ется выворот их, есть или нет выделения из слезных точек при надавливании на область слезного мешка.

Конъюнктива всех трех отделов (конъюнктива век, конъюнк­тива переходных складок, конъюнктива склеры) гладкая или нет, гиперемия есть или нет, есть ли фолликулы, пленки, не­кротические участки.

Глазное яблоко в целом: расположение в орбите правильное или имеется экзофтальм, энофтальм, косоглазие (отметить угол его по Гиршбергу), подвижность глазного яблока. Отме­тить наличие инъекции (конъюнктивальной, перикорнеальной, смешанной).

Склера гладкая или имеются изменения ее, ранение.

Роговица - проверить наличие всех пяти свойств ее: проз­рачности, сферичности, зеркальности, чувствительности, ве­личины ее (средних размеров или имеется микрокорнеа, макрокорнеа). При наличии изменений роговицы назвать их (эрозия, инфильтрат, дефект ткани, т.е. язва роговицы; рана непрободная, прободная, т.е..проходящая через все слои роговицы; рубец, помутнение и тип его, облачко, пятно или бельмо), указать локализацию патологического очага с отметкой мери­диана и часа, величину его в мм и отстояние от лимба, от­метить форму и глубину расположения. При ожогах непрозрач­ность роговицы сравнивается с запотевшим стеклом, фарфоровой пластинкой. При васкуляризации роговицы указать какие сосу­ды поверхностные или глубокие, меридиан и распространен­ность васкуляризации по площади.

Передняя камера: средней глубины, глубокая, мелкая, от­сутствует; содержимое ее прозрачное, отмечается гифема вы­сотой в мм, гипопион высотой в мм.

Радужка: цвет изменен или нет, рисунок четкий, стушеван. Зрачок правильной или неправильной формы, ширина его, реак­ция на свет и конвергенцию. Есть или нет синехии передние, задние.

Цилиарное тело при пальпации болезненное, безболезнен­ное. Хрусталик прозрачен, частично мутный, полностью мут­ный. Положение его правильное или имеется сублюксация, люксация.

Состояние глазного дна.

Данные внутриглазного давления (пальпаторно).

Поле зрения (при исследовании контрольным способом).

9. Предварительный диагноз.

10. Лабораторные данные.

11. Указать, с чем необходимо дифференцировать.

12. Окончательный диагноз.

13. План лечения.

14. Прогноз.

15. Список проработанной литературы (ФИО автора, наименова­ние труда, год издания, город, изд-во, стр.).

3.5. Самостоятельная работа студентов включает: написание истории болезни, работу с литературой (в т.ч. с монографиями), подготовку реферативного сообщения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии факультет лечебно-профилактический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconУчебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа По офтальмологии специальность 040400

Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconКафедра валеологии курс офтальмологии
Диагноз клинический: Комбинированный ожог обоих глаз I ст., травматический кератит
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconЭкзаменационные вопросы по офтальмологии для лечебного факультета
Косоглазие паралитическое и содружественное, теории происхождения содружественного косоглазия
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине офтальмология
Автор составитель Коновалов А. В.,доктор медицинских наук, зав кафедрой офтальмологии сгму
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са
В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРабочая программа по офтальмологии для студентов IV курса Специальность:...
В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconКритерии раннего выявления ювенильной глаукомы у детей с прогрессирующей миопией
...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
О. Г. Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconФармакотерапия в офтальмологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение разработано на основе Устава университета и определяет порядок работы кафедры офтальмологии и студентов по вопросам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск