Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 121.24 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации28.04.2015
Размер121.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
школа естественных наук ДВФУ

signature_ultimate

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Информационные методы моделирования содержания физики
Направление подготовки 011200.68 – Физика,
ОП – Теоретическая физика
Форма подготовки - очная

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра Теоретической и экспериментальной физики

курс __2_____ семестр ___3_____

лекции 10___ (час.)

практические занятия____0___час.

семинарские занятия_____0___час.

лабораторные работы___20___час.

консультации 0

всего часов аудиторной нагрузки___30____ (час.)

самостоятельная работа _ 68________ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___________ семестр

экзамен____3______семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министра образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. №637.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_общей физики_ «13» сентября 2012 г.

Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доц. В.В. Короченцев.

Составитель: д.пед.н., проф. _Гнитецкая Т.Н.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ В.В. Корроченцев_________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ ВВ Короченцев__________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Аннотация дисциплины
Известно немало задач в физике, химии, биологии, экономике статистике, лингвистике, педагогике, сводящихся к подсчету числа графических объектов, обладающих заданными свойствами. Некоторые из таких задач решены, другие не решены до настоящего времени. Найти в явной форме число соответствующих объектов, как правило, не удается. Если же обратиться к положениям теории графов, то можно получить ряд тонких соотношений между различными числовыми характеристиками изучаемых объектов, которые становится возможным экстраполировать на содержание физики с целью его оптимизации

Важно, что данный курс наполнен практическими задачами, решение которых сродни выполнению лабораторных работ, что позволит магистрам, будущим физикам, выработать навыки аналитического мышления в процессе разработки смысловых структур.

Цель курса – обучить студентов анализировать содержание физики с помощью информационных и графовых моделей предметных связей

Задачи:

  • научить культуре анализа содержания физики с помощью выявления причинно-следственных связей

  • научить конструировать смысловые структуры содержания физики с помощью информационных моделей предметных связей;

  • научить выполнять количественную оценку информационных характеристик смысловых построений и выполнять компьютерные изображения графовых построений

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими общеобразовательными компетенциями (ОК): способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

Способностью порождать новые идеи (ОК-5)

Способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-7)

способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

Общепрофессиональными компетенциями:

способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой) (ПК-1); способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2); способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-5); способностью свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач (ПК-6); способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7); способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8); способностью организовать и планировать физические исследования (ПК-9); способностью организовать работ коллектива для решения профессиональных задач (ПК-10).


  1. Структура и содержание теоретической части курса (10 час)

Тема 1. ГРАФОВЫЕ МОДЕЛИ ВНУТРИ- И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ (4 ЧАСА)

Понятие межпредметных связей. Графовая модель межпредметных связей и ее количественные характеристики. Определение внутрипредметных связей. Графовая модель внутрипредметных связей и ее количественные характеристики. Внутрипредметные связи и их свойства. Количественные характеристики межпредметных связей.
Тема 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ (6 ЧАСОВ)

Информационное представление содержания учебного материала

Информационная модель внутрипредметных связей . Информационная модель межпредметных связей. Информационные ограничения в обучении. Однородная модель межпредметных связей. Однородная модель внутрипредметных связей. Смысловые структуры.


  1. Структура и содержание практической части курса

Лабораторные работы - 20 часов

Занятие 1. Построение структуры традиционного курса общей физики (4 часов).

В работе на основе метода выделения объекта изучения проводится структурирование содержания курса физики по указанному преподавателем учебнику.

Занятие 2. Классификация элементов знаний, умений и навыков, выполненная на основе графовой модели ВПС, установление их иерархии и выделение фундаментального ядра (4 часов).

Используя структуру курса, выполненную в лаб работе 1 строится внутрипредметное пространство группы физических законов, проводится расчет количественных характеристик внутрипредметных связей в рамках графовой модели связей и их иерархическое распределение.
Занятие 3. Анализ внутрипредметного пространства курса общей физики (4 час).

Анализ полученного в предыдущей лаб. работе внутрипредметного пространства предполагает работу с выделенным блоком фундаментальных законов. Выявление локальнчых законов, установление необходимости их включения в учебные задачи курса.
Занятие 4. Оптимизация структуры курса общей физики на основе теории внутрипредметных связей (4 час).

Выявляются возможные перестановки элементов структуры курса. Рассчитывается количественный параметр целостности курса в рамках аппарата графовой модели ВПС для каждой перестановки. Посредством выявления наибольшей целостности выбирается оптимальная структура курса физики.
Занятие 5. Изучение информационного содержания материала физики методом смысловых структур. (2 часа).

Построение на основе информационной модели ВПС смысловой структуры заданной преподавателем темы. Для чего выявляются все физические понятия, входящие в тему, устанавливается их состав и проводится распределение по иерархическим уровням с учетом логических связей между ними.
Занятие 6. Расчет объема информации в элементе содержания физики путем энтропийной оценки его смысловой структуры (2 часа.)

Рассчитываются информационные характеристики построенной в предыдущей работе смысловой структуры темы курса физики – устанавливается информационный объем как квадрат энтропии и минимальное время восприятия сознанием данной семантической конструкции.


  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к экзамену

  1. Моделирование процессов и явлений.

  2. Понятие межпредметных связей (на примере физики и математики).

  3. Графовая модель межпредметных связей.

  4. Определение внутрипредметных связей (на примере физики).

  5. Количественные характеристики межпредметной связи. Длина и сила связи.

  6. Внутрипредметные связи в физике и их свойства.

  7. Однородные модели внутрипредметных связей в физике.

  8. Структурирование традиционного курса общей физики посредством выделения объекта изучения.

  9. Классификация элементов физических знаний, умений и навыков.

  10. Выделение фундаментального ядра в системе элементов физических знаний, умений и навыков.

  11. Способ построения межпредметное пространство физики и математики и установления степени значимости математических понятий, используемых в курсе общей физики.

  12. Сравнение современного и традиционного курсов общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей на примере группы физических понятий.

  13. Сравнение современного и традиционного курсов общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей на примере группы физических законов.

  14. Сравнение современного и традиционного курсов общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей на примере группы физических теорий.

  15. Сравнение современного и традиционного курсов общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей на примере группы физических принципов.

  16. Сравнение современного и традиционного курсов общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей на примере группы физических моделей.

  17. Оптимизация структуры курса общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей по группе физических понятий.

  18. Оптимизация структуры курса общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей по группе физических законов.

  19. Оптимизация структуры курса общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей по группе физических теорий.

  20. Оптимизация структуры курса общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей по группе физических моделей.

  21. Оптимизация структуры курса общей физики на основе графовой модели внутрипредметных связей по группе физических принципов.

  22. Вывод формулы связности. Приведите пример связности курсов общей физики и математического анализа.

  23. Дайте определение понятию информации. Две трактовки понятия информации.

  24. Сформулируйте понятие энтропии.

  25. Дайте определение термодинамической вероятности.

  26. Общие положения классической теории информации.

  27. Сформулируйте десятую теорему Шеннона.

  28. Дайте определение каналу связи.

  29. Пропускная способность канала связи. Определение. Формулировка.

  30. Общие положения информационного представления учебного материала по физике.

  31. Информационная модель внутрипредметных связей в физике. Информационные характеристики модели.

  32. Информационная модель межпредметных связей. Информационные характеристики модели.

  33. Метод смысловых структур

  34. Вывод формулы объема информации.



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Темы рефератов

  1. Десятая теорема Шеннона для канала связи без шума.

  2. Теорема Шеннона для канала связи с шумами.

  3. Помехоустойчивость.

  4. Коды Хэмминга.

  5. Энтропия - мера количества информации.

  6. Пропускная способность канала связи.

  7. Эффективное кодирование сообщений.

  8. Внутри- и межпредметные связи в структуре педагогической системы по физике.

  9. Модель традиционной педагогической системы по физике.

  10. Модель современной педагогической системы по физике.

  11. Оператор учебного процесса, как параметр количественной оценки

  12. Применение теории информации к психологическим наукам.

  13. Применение теории информации к педагогическим задачам.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Афремов Л.Л., Гнитецкая Т.Н. Теория внутри- и межпредметных связей: Монография.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 175 с.

  2. Кен Кизи. Демон Максвелла СПб.: Амфора, 2004г., ISBN: 5-94278-470-1 http://www.twirpx.com/file/986484/

  3. MacKay, David. Information Theory, Inference, and Learning Algorithms. — Cambridge University Press, 2003. — ISBN 9780521642989

  4. Естественно-научная картина мира (в двух частях) / науч. ред. Н.А. Сахибуллин. - Казань: Казан. фед. ун-т, 2011. - Ч1 - 216 с. - Ч2 - 221 с. - http://window.edu.ru/resource/286/78286

  5. Очиров Д.Д-Э. Методологическая физика. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 346 с. - http://window.edu.ru/resource/948/18948

  6. Кудрявцев С.П. История и методология естествознания: Учебное пособие. Часть 1. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. - 88 с. - http://window.edu.ru/resource/631/38631

Дополнительная литература

  1. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Изд. иностр. лит., 1963. — 830 с.

  2. Maxwell’s Demon: Entropy, Information, Computing, H. S. Leff and A. F. Rex, Editors, Princeton University Press, Princeton, NJ (1990). ISBN 0-691-08727-X

  3. Колмогоров А. Н. Три подхода к определению понятия «Количество информации» Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика», N1, 1991, С.24-29. Перепечатка из «Проблемы передачи информации», N1, 1965, С.1-7.

  4. Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов Москва.: Наука, 1987. -304 с. http://www.twirpx.com/file/82562/

  5. Claude E. Shannon, Warren Weaver. The Mathematical Theory of Communication. Univ of Illinois Press, 1963. ISBN 0-252-72548-4

  6. Thomas M. Cover, Joy A. Thomas. Elements of information theory New York: Wiley, 1991. ISBN 0-471-06259-6

  7. R. Landauer, Information is Physical Proc. Workshop on Physics and Computation PhysComp’92 (IEEE Comp. Sci.Press, Los Alamitos, 1993) pp. 1-4.

  8. Антонов Н.С. Слагаемые знания (О межпредметных связях в учебном процессе). – Архангельск: Северо-западное кн. изд., 1969. – 153 с.

  9. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974. – 384 с.

  10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 68 с.

  11. Архангельский С.И., Мизинцев В.П. Модель учебной информации // Программированное обучение. Вып. 6–7. Киев: Изд. Киев-го ун-та, 1970. – С. 17–32.

  12. Архангельский С.И., Мизинцев В.П. Принцип информационных ограничений в обучении // Программированное обучение. Вып. 6–7. Киев: Изд. Киев-го ун-та, 1970. С. 17–32.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск