Программа





Скачать 160.18 Kb.
НазваниеПрограмма
Дата публикации24.05.2015
Размер160.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
НОВОСИБИРСКИЙ ГСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИКИ НЕРАВНОВЕСНЫХ ПРОЦЕССОВ


«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой ФНП

Чл.-корр. РАН

Алексеенко С.В.

ПРОГРАММА

КУРСА «ТЕХНОЛОГИИ»

Раздел «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Новосибирск 2011

УДК 620.22+621.7

М 341
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 223200 – техническая физика с квалификацией магистр (регистрационный номер 703 от 08.12.2009 г. и 745 от 21.12.2009 г.)

 


УЦ ООП М.2

 



 

 

Программу разработал

Д.т.н.,профессор В.В.Саломатов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 Физический факультет

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан физического факультета




“___ ”____________2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины


«ТЕХНОЛОГИИ»
Раздел «энергетические ТЕХНОЛОГИИ»
ООП2 –с квалификацией магистр

Факультет: Физический

Семестр: 2,3

Лекции: 34 час.

Практические занятия: 34 час.

Контрольная работа: 3 семестр

Самостоятельная работа 34 час.

Экзамен: 2,3 семестр

Всего: 102 час.
Новосибирск 2012

1. Внешние требования


В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО № 703 от 08.12.2009 г.) для подготовки магистров по направлению 223200 – техническая физика область профессиональной деятельности магистра включает совокупность средств и методов человеческой деятельности, связанных с выявлением, исследованием и моделированием новых физических явлений и закономерностей; с разработкой на их основе, созданием и внедрением новых технологий, приборов устройств и материалов различного назначения в наукоёмких областях прикладной и технической физики.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются: физические процессы и явления, определяющие функционирование, эффективность и технологию производства физических и физико-технологических приборов, систем и комплексов различного назначения, а также способы и методы их исследования, разработки, изготовления и применения.

Виды профессиональной деятельности, к которой должен быть готов магистр по направлению подготовки 232200:

  1. научно-исследовательская:

    • сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме научного исследования в избранной области технической физики;

    • формулирование задачи и плана научного исследования, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

    • выбор оптимального метода и разработка программ научных исследований, проведение их с разработкой новых и выбором существующих технических средств, обработка и анализ полученных результатов;

    • построение математических моделей физико-технических объектов и процессов и обоснованный выбор инструментальных и программных средств реализации этих моделей;

    • выполнение математического моделирования для оптимизации параметров объектов и процессов с использованием стандартных и специально разработанных инструментальных и программных средств;

    • оформление отчётов, статей, рефератов по результатам научных исследований;

    • осуществление наладки, настройки и опытной проверки наукоёмких физических и физико-технических приборов, систем и комплексов;

  2. производственно-технологическая:

    • анализ состояния научно-технической проблемы, постановка цели и задач по совершенствованию и повышению эффективности наукоёмкого производства в избранной области технической физики;

    • определение наиболее перспективных направлений развития техники и технологии в своей и смежных областях;

    • разработка технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного физико-технического оборудования и инструментальных средств реализации технологических процессов;

    • руководство работой по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки производства;

    • обоснование и выбор систем обеспечения экологической безопасности производства;

  3. проектно-конструкторская:

    • разработка функциональных и структурных схем физических и физико-технических комплексов и систем;

    • разработка эскизных, технических и рабочих проектов изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;

    • проектирование и конструирование различных типов физико-технических систем, блоков и узлов; проведение проектных расчётов и технико-экономических обоснований;

    • разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов;

  4. организационно-управленческая:

    • организация работы научно-производственного коллектива; разработка планов научно-исследовательских работ и управление ходом их выполнения;

    • нахождение оптимальных решений при создании продукции с учётом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

    • размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчёт производственных мощностей и загрузки оборудования;

    • осуществление технического контроля и управление качеством производства;

    • организация в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, их элементов и по разработке проектов стандартов и сертификатов;

    • координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства;

  5. научно-педагогическая:

    • участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также результатов собственной профессиональной деятельности;

    • постановка и модернизация отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профессионального профиля;

    • проведение учебных занятий со студентами, участие в организации и руководстве их практической и научно-исследовательской работы;

    • применение и разработка новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения;

  6. научно-инновационная:

    • фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности;

    • управление результатами научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;

    • участие в организации и проведении инновационного образовательного процесса;

    • координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства;

    • участие в разработке и реализации проектов по интеграции высшей школы, академической науки и предприятий малого и среднего бизнеса.

Для решения профессиональных задач магистр по направлению подготовки "Техническая физика" должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Профессиональные компетенции которыми должен обладать выпускник:

  1. общепрофессиональные:

  • способность к профессиональной эксплуатации современного научного и технологического оборудования и приборов (ПК-1);

  • способность демонстрировать и использовать углублённые теоретические и практические знания фундаментальных и прикладных наук, в том числе и те, которые находятся на передовом рубеже технической физики (ПК-2);

  • способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, готовность генерировать, оценивать и использовать новые идеи (креативность), способность находить творческие, нестандартные решения профессиональных и социальных задач (ПК-3);

  • способность вскрыть физическую, естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественный и количественный анализ (ПК-4);

  • способность осуществлять научный поиск и разработку новых перспективных подходов и методов к решению профессиональных задач, готовность к профессиональному росту, к активному участию в научной и инновационной деятельности, конференциях, выставках и презентациях (ПК-5);

  1. научно-исследовательская деятельность:

  • способность критически анализировать современные проблемы технической физики, ставить задачи и разрабатывать программу исследования, выбирать адекватные способы и методы решения экспериментальных и теоретических задач, интерпретировать, представлять и применять полученные результаты (ПК-6);

  • способность самостоятельно выполнять физико-технические научные исследования для оптимизации параметров объектов и процессов с использованием стандартных и специально разработанных инструментальных и программных средств (ПК-7);

  • готовность осваивать и применять современные физико-математические методы и методы искусственного интеллекта для решения профессиональных задач, составлять практические рекомендации по использованию полученных результатов (ПК-8);

  • способность представлять результаты исследования в формах отчётов, рефератов, публикаций и презентаций (ПК-9);

  1. производственно-технологическая деятельность:

  • способность разрабатывать и оптимизировать современные наукоёмки технологии в различных областях технической физики с учётом экономических и экологических требований (ПК-10);

  • способность разрабатывать, проводить наладку и испытания и эксплуатировать наукоёмкое технологическое и аналитическое оборудование (ПК-11);

  • готовность решать прикладные инженерно-технические и технико-экономические задачи с помощью пакетов прикладных программ (ПК-12);

  1. проектно-конструкторская деятельность:

  • способность формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании и технологической подготовке производства, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-13);

  • готовность применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-14);

  1. организационно-управленческая деятельность:

  • способность владеть приёмами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда, способность оценивать затраты и результаты деятельности научно-производственного коллектива (ПК-15);

  • способность находить оптимальные решения при создании продукции с учётом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности (ПК-16);

  • готовность управлять программами освоения новой продукции и технологии, разрабатывать эффективную стратегию (ПК-17);

  1. научно-педагогическая деятельность:

  • готовность принимать непосредственное участие в учебной и учебно-методической работе кафедр и других учебных подразделений по профилю направления, участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов (ПК-18);

  • способность проводить учебные занятия, лабораторные работы, обеспечивать практическую и научно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-19);

  • способность применять и разрабатывать новые образовательные технологии (ПК-20);

  1. научно-инновационная деятельность:

  • готовность и способность применять физические методы теоретического и экспериментального исследования, методы математического анализа и моделирования для постановки задач по развитию, внедрению и коммерциализации новых наукоёмких технологий (ПК-12);

  • способность разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности научно-производственного коллектива, осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов (ПК-22);

  • готовность к участию в организации и проведении инновационного образовательного процесса (ПК-23);

  • готовность к участию в разработке и реализации проектов по интеграции высшей школы, академической и отраслевой науки, промышленных организаций и предприятий малого и среднего бизнеса (ПК-24).

2. Особенности (принципы) построения дисциплины


Основание для введения курса.

Основанием для введения курса служит государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (регистрационный номер 703 от 08.12.2009 г. и 745 от 21.12.2009 г.) для подготовки дипломированных специалистов по направлению 223200 – техническая физика с квалификацией.

Адресат курса.

Курс адресован магистрантам физического факультета НГУ и может быть полезен студентам, специалистам, аспирантам и преподавателям соответствующего направления подготовки.

Главная цель.

Развитие естественнонаучного мировоззрения; формирование фундаментальной базы по технологиям производства электрической и тепловой энергии для успешной последующей профессиональной деятельности

Ядро курса.

ТЭС, АЭС ,ГЭС–как технологические системы производства электро-теплоэнергии;

• технологические схемы электростанций;

• метод энергобаланса и тепловая экономичность;

• режимы работы, графики нагрузок;

• энергоустановки с новыми технологиями
Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса.

Знание курсов физики , технической термодинамики, тепломассообмена,принципов работы энергооборудования,

• математическая подготовка

• опыт работы на персональном компьютере

• языковая подготовка

Уровень требований по сравнению с ГОС.

Уровень требований, предъявляемых к магистрантам при изучении курса, соответствует государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (регистрационный номер 703 от 08.12.2009 г. и 745 от 21.12.2009 г.) для подготовки дипломированных специалистов по направлению 223200 – техническая физика с квалификацией магистр.

Объём курса в часах.


Таблица 1


Семестр

Лекции,

час.

Практические занятия, час.

Самостоятельная работа, час.

РГР,

контрольная

Итого

час.

Форма отчетности

2

17

17

16

РГР

50

экзамен

3

17

17

16

контр

50

экзамен


Описание основных "точек".

Контроль уровня знаний по курсу проводится при защите результатов, полученных на практических занятиях, при выполнении и защите расчетно-графического задания, на контрольной работе, на экзамене
Курс и современные информационные технологии.

При изучении курса магистранты готовят презентации по заданным темам, используя современные информационные технологии.

Курс и современное состояние науки и практики.

В данном курсе рассматриваются основные технологии производства электрической и тепловой энергии на ТЭС, АЭС, ГЭС, а также современные технологии на нетрадиционных источниках энергии и новых методах получения энергии

3. Цели учебной дисциплины


1) Иметь представление

Основная задача курса состоит в приобретении магистрантами теоретических и практических знаний в области эффективных и экологически чистых технологий производства электрической и тепловой энергии, а также, в частности, о направлениях рационального использования тепло-электроэнергии, технологиях централизованного производства тепло-электроэнергии, тенденциях развития различных отраслей энергетики, современных методах разработки энергоблоков и новых технологиях, нетрадиционных методах получения тепло-электроэнергии, топливно-энергетических ресурсах
2) знать

Магистрант должен знать:

• методы разработки обобщенных вариантов решения проблемы, анализа вариантов, прогнозирования последствий, отыскания компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирования реализации проекта;

• порядок разработки проектов технических условий, стандартов и технических описаний;

• порядок разработки и состав технической документации;

• способы планирования процесса эксплуатации энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования;

• методы и формы организации работы коллектива исполнителей, принципы принятия управленческих решений в условиях различных мнений;

• методы, способы и средства осуществления технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;

• методы анализа теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов деятельности;

• методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы, методы исследования, правила и условия выполнения работ;

• принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности используемых технических средств, материалов и их свойства;

• основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;

• методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

• достижения наук и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей области знаний;

• основы экономики;

• основы трудового законодательства;

• правила экологической безопасности и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
3) уметь

Магистрант должен уметь•

формулировать задачи, выявлять приоритеты решения задач;

• использовать информационные технологии при конструировании энергетического, теплотехнического, теплотехнологического оборудования;

• оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов;

• применять методы анализа, синтеза и оптимизации технологических процессов, процессов обеспечения качества, испытаний и сертификации продукции;

• использовать системы автоматизированного ведения эксперимента;

• использовать компьютерные технологии моделирования и обработки результатов.

: 4) иметь опыт

Магистрант должен иметь опыт:

• выбора наиболее оптимальной технологии производства электрической и тепловой энергии;

• коммерциализации научных достижений в данной предметной области.

4. Содержание и структура учебной дисциплины


Описание лекционных занятий размещается в табл. 2 с указанием семестра, в котором организуется обучение по данной дисциплине. Описание практических размещается в табл. 3 с указанием разделов курса, изучаемых и используемых при выполнении работы.

Таблица 2

Темы лекционных занятий


Часы


Ссылки на цели


Модуль 1. Основные понятия, определения; ТЭС и АЭС –как технологические системы централизованного производства тепло-электроэнергии. Топливно-энергетические ресурсы. Источники энергии. Энергетика и электростанции. Основные технические характеристики. Электрическое и тепловое потребление. Принципиальная технологическая схема производства тепло-электроэнергии.

Модуль 2. Технологическая схема конденсационных и теплофикационных энергоблоков. Тепловая экономичность и энергетические показатели. Энергобаланс. Расход топлива, теплоты и пара. Режимы работы.

Модуль 3.Основное технологическое оборудование ТЭС и АЭС .Парогенераторы : типы и конструкции.Паровые турбины:типы и конструкции.Ядерные реакторы:типы и конструкции

Модуль 4. Парогазовые и газотурбинные технологии

Модуль 5. Технологии производства электроэнергии и тепла с использованием солнца,воды,ветра,приливов,геотермики

Модуль 6. Технологии прямого преобразования тепла в электричество: термоэмисся,термоэлектричество, МГД-преобразование.

Модуль 7.Водородная технология.Топливные элементы


Модуль 8.. Энергосберегающие технологии:тепловые

насосы,термотрансформаторы

4

4
6

4

4


4


4

4


1,2,4,7

3,9,10,11,

12,14,15

3,9,10,11,

12,14,15,

17

3,9,10,11,

12,14,15,

16,17

3,11.12.16
3,9,10,11,

14,15,16,

17
2,3,7,8,11,

13,15,17

1,3,5,6,9,

10,11,12,

13,14,15,

16,17
1,3,5,6,9,

10,11,12,

13,14,15,

16,17




5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Саломатов В.В. Природоохранные технологии на тепловых и атомных электростанциях. – Новосибирск: изд-во НГТУ. – 2006. – 853 с.

  2. Рыжкин В.Я. Тепловые электрические станции. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 327 с.

  3. Маргулова Т.Х. Атомные электрические станции. – М.: Энергоатомиздат. – 1989. – 625 с.

  4. Рассохин Н.Г. Парогенераторные установки атомных электростанций. – М.: Энергоатомиздат, 1977. – 372 с.

  5. Дорощук В.Е.Ядерные реакторы на электростанциях.-М:Атомиздат,1978.- 397с

  6. Стерман Л.С, Лавыгин В.М., Тишин С.Г. Тепловые и атомные электрические станции. - М.: Издательство МЭИ, 2009 - 423 с.

  7. Цанев СВ., Буров Д.В., Ремезов А.Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций. М.: Издательство МЭИ, 2004 - 579.

  8. Липов Ю.М. Котельные установки и парогенераторы. - М.: Ижевск: Регулярная и химическая динамика, 2003.

  9. Костюк А.Г., Фролов В.В. Турбины тепловых и атомных электрических станций. - М.: Издательство МЭИ, 2001 - 488 с.

  10. Фаворский О.Н.Установки для непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую.- М.:Высшая школа,1985.- 288 с..



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа iconРабочая программа по природоведению в V классе на 20
Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы
Программа iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)*
Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника
Программа iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных...
Программа iconРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия...
Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по...
Программа iconПрограмма по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни
Программа icon5 Основная образовательная программа моу сош№53
Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Программа iconПрограмма А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы»
Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск