Самостоятельная работа Очная, заочная





Скачать 207.26 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа Очная, заочная
Дата публикации12.06.2015
Размер207.26 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Физика > Самостоятельная работа
c:\documents and settings\marushakla\рабочий стол\сканирование0001.bmp

c:\documents and settings\marushakla\рабочий стол\сканирование0001.bmp



Индекс по учебному плану

Цикл






















Дисциплины по выбору аспиранта














Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




Очная, заочная


3

5

60

40

10

30

-

20

зачет

1. Цель – изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний в практической и научной работе.

Задачи:

  • изучение патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

  • приобретение знаний об этиологии, патогенезе и морфологии

  • болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • освоение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;

  • изучение изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);

  • ознакомление с принципами методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;

  • в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);

Знать:

  • термины, используемые в курсе патологической анатомии и патогистологии, и основные методы патологоанатомического исследования;

  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;

  • сущность и основные закономерности общепатологических процессов;

  • характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;

  • основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.

Уметь:

  • обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;

  • осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;

  • диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);

  • использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.

Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

  • макроскопической диагностикой патологических процессов;

  • микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;

  • навыками клинико-анатомического анализа.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5










Аудиторные занятия (всего)

40













В том числе:
















Лекции

10

10










Практические занятия (ПЗ)

30

30










Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

-













Самостоятельная работа (всего)

20

20










В том числе:
















Реферат















Другие виды самостоятельной работы
















Внеаудиторная самостоятельная работа

20













Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)

зачет













Общая трудоемкость час

зач. ед.

60













2













5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общая патологическая анатомия. Патогистология.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.

2.

Повреждение и гибель клеток и тканей.

Некроз. Апоптоз.

3

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.

4

Расстройства крово- и лимфообращения.

Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

5

Воспаление.

Воспаление, общая характеристика.

Острое воспаление. Экссудативное воспаление.

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).

6

Патология иммунной системы

Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.

Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).

7

Процессы регенерации и адаптации.

Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.

8

Опухоли.

Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.

9

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Общая патологическая анатомия.

Введение в патологическую анатомию.

1

3







2

6

2.

Повреждение и гибель клеток и тканей.

1

3







2

6

3

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

1

3







2

6

4

Расстройства крово- и лимфообращения.

1

4







2

7

5

Воспаление.

1

4







3

8

6

Патология иммунной системы

1

3







2

6

7

Процессы регенерации и адаптации.

1

3







2

6

8

Опухоли.

2

4







3

8

9

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.

1

3







2

6

6. Лабораторный практикум: Не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

1.

Общая патологическая анатомия. Патогистология.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.

3

2.

Повреждение и гибель клеток и тканей.

Некроз. Апоптоз.

3



Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.

3

3

Расстройства крово- и лимфообращения.

Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

4

4

Воспаление.

Воспаление, общая характеристика.

Острое воспаление. Экссудативное воспаление.

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).

4

5

Патология иммунной системы

Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.

Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).

3

6

Процессы регенерации и адаптации.

Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.

3

7

Опухоли.

Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.

4

8

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.

3

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.Руководство к практическим занятиям по патологии. / Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.

2.Атлас по патологической анатомии. Под ред. Зайратьянца О.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2010.

б) дополнительная литература

  1. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Патология человека: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009.

  2. Патологическая анатомия. Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

  3. Патология: курс лекций. Том 1, 2. Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007.

  4. Патология. Руководство. Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова, Э.Г.Улумбекова. – М.: ГЭОТАР, 2002.

  5. Атлас патологии Роббинса и Котрана. Клатт Э.К.: пер. с англ. Под ред. О.Д.Мишнева, А.И.Щеголева. – М.: Логосфера, 2010.
  6. Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. Справочник. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.
  7. Rapid Review Pathology. 2th ed. / Ed.: E.F.Goljan. — Mosby, 2006.
  8. Robbins Basic Pathology. 8th ed. / V.Rumar, A.C.Abbas, N.Fausto, R.N. Mitchell. — Elsevier, 2007.

в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины (базы данных с фото- и видеоархивами патологических изменений (макро – и микропрепараты), созданные на кафедрах для ведения лекционного курса и практических занятий).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекционная аудитория; учебные аудитории для проведения практических занятий; патогистологическая лаборатория, архив гистологических препаратов и других учебных пособий.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Доски. Микроскоп с цифровым видеовыходом и компьютер. При наличии собственных патогистологической лаборатории и секционной – их оснащение.

Коллекция макропрепаратов (музей) и микропрепаратов (архив) по всем темам программы; отцифрованные фото- и видеоматериалы для лекций и практических занятий (макро- и микропрепараты); муляжи; учебные таблицы; микроскопы; секционные наборы (инструментарий) и специальная защитная медицинская форма для проведения демонстраций патологоанатомических вскрытий.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание курса должно проводиться на основе достижений медицины, биологии, генетики, иммунологии, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (иммуноморфологического, электронномикроскопического, гистохимических, ауторадиографического, методов молекулярной биологии).

Практическим занятиям обязательно предшествуют лекции с демонстрацией фото- и/или видеоматериалов (мультимедийные технологии).

На практических занятиях по каждой теме должны производиться показ и просмотр макро- и микропрепаратов с использованием мультимедийных технологий, микроскопов и музея макропрепаратов, муляжей, учебных таблиц.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Современные методы исследования в патологической анатомии

2. История отечественной патологической анатомии

3. Апоптоз и другие виды клеточной гибели. Роль в норме и патологии.

4. Проблемы клеточного старения и бессмертия.

5. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Что нового?

6. Проблема ВИЧ-инфекции

7. Современные представления об онкогенезе

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:


1. Метастазирование злокачественных опухолей осуществляется

вследствие эмболии

микробной

тканевой *

жировой

инородными телами

газовой
2. Для злокачественной опухоли наиболее характерен рост

аппозиционный

экспансивный быстрый

экзофитный

инвазивный *

эндофитный медленный

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:

Задача 1. Больной туберкулезом умер от легочно-сердечной недостаточности. На вскрытии обнаружены межуточный миокардит, множественные очажки размером с просяное зерно в легких, печени и селезенке.

Вопросы и задания:

1. Назовите изменения в легких, печени и селезенке.

2. Как называются эти «очажки»?

3. Какую тканевую реакцию они отражают?

4. Что входит в состав данного образования?

5. Каков исход данного образования?

Ответы:

1. Изменения в легких, печени и селезенки называются милиарный туберкулез.

2. «Очажки» называются – гранулемы.

3. Они отражают тканевую реакцию – продуктивную.

4. В состав данного образования входят: казеозный некроз, эпителиоидные клетки, лимфоциты и клетки Пирогова-Лангханса.

5. Исход данного образования – рубцевание.

Задача 2. Мужчина 46 лет, после переохлаждения внезапно почувствовал острую боль в левой половине грудной клетки, одышку, головные и мышечные боли, озноб; температура 39,20С. В клинику поступил на 3-й день болезни. При обследовании выявлено отсутствие дыхания в области верхней доли левого легкого, шум трения плевры, тахикардия, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Несмотря на проводимое лечение, через 2 недели у больного отмечается кашель с выделением гнойной мокроты, боли в грудной клетке слева, температура 38,50С.

Вопросы и задания:

1. Какое заболевание развилось у больного?

2. Стадия болезни?

3. С чем связан шум трения плевры?

4. Назовите осложнение, развившееся у больного.

5. Перечислите возможные внелегочные осложнения.

Ответы:

  1. У больного развилась долевая пневмония.

  2. Стадия болезни – стадия серого опеченения.

  3. Шум трения плевры связан с фибринозным плевритом.

  4. Осложнение, развившееся у больного - абсцесс легкого.

  5. Возможные внелегочные осложнения: перикардит, медиастинит, перитонит, гнойный артериит, гнойный менингит.

Задача 3. У больного 55 лет в связи с болями в эпигастрии, тошнотой, появлением кала темного цвета (мелены), произведена гастроскопия и в области малой кривизны желудка обнаружено изъязвление диаметром 6 см с валикообразными краями и западающей центральной частью, покрытой серым налетом. Взята биопсия, при исследовании которой обнаружен рак. Произведена операция резекции желудка с большим и малым сальником.

Вопросы и задания:

1. Назовите макроскопическую форму рака желудка.

2. Какой рост по отношению к просвету желудка для нее характерен?

3. Какой гистологический тип рака чаще всего находят при этой форме рака желудка?

4. Почему вместе с желудком удалены большой и малый сальники?

5. Где еще можно искать лимфогенные метастазы рака желудка?

Ответы:

1. Макроскопическая форма рака желудка – блюдцеобразный.

2. Рост по отношению к просвету желудка – экзофитный.

3. Гистологический тип рака, который чаще всего находят при этой форме рака желудка – аденокарцинома.

4. Вместе с желудком удалены большой и малый сальники, потому что в них располагаются регионарные лимфатические узлы, в которые в первую очередь метастазирует рак желудка.

5. Лимфогенные метастазы рака желудка можно искать: в яичниках (крукенберговские метастазы); в параректальной клетчатке (шницлеровские метастазы); в левом надключичном лимфатическом узле (Вирховская железа).

Задача 4. Больная З., 68 лет, поступила в клинику для вскрытия абсцесса. После вскрытия абсцесса температура тела оставалась 39°С, появилась одышка. В анализах крови лейкоцитоз со сдвигом до промиелоцитов, повышение СОЭ. В анализах мочи небольшая протеинурия, лейкоцитурия, единичные эритроциты. Смерть наступила при явлениях острой сердечной недостаточности.

Вопросы и задания:

1. Какая клинико-морфологическая форма сепсиса развилась у больной?

2. Какой вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?

3. Какие макроскопические изменения в связи с особенностями распространения инфекта можно найти в легких, сердце, почках, головном мозге?

4. Какие макроскопические изменения селезенки найдены на вскрытии?

Ответы:

1. Септикопиемия.

2. Хирургический.

3. В легких — метастатические гнойники, в сердце — острый септический полипозно-язвенный эндокардит и межуточный миокардит, в головном мозге — абсцессы и гнойный менингит, в почках – эмболический гнойный нефрит.

4. Септическая селезенка: увеличена, дряблой консистенции, пульпа дает обильный соскоб.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа Очная, заочная iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 21 1 Самостоятельная работа студента 21
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Самостоятельная работа Очная, заочная iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 23 1 Самостоятельная работа студента 23
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Самостоятельная работа Очная, заочная iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образоания
Самостоятельная работа Очная, заочная iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная...
...
Самостоятельная работа Очная, заочная iconЭкзаменационная работа по математике 7 класс весенняя сессия
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гражданское право (часть...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правовая статистика специальность...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Самостоятельная работа Очная, заочная iconЭкзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 326. Работа...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУрок физики в 9 классе
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Самостоятельная работа Очная, заочная iconРабочая программа научно-исследовательской работы Направление подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Самостоятельная работа Очная, заочная iconКонкурс учителей образовательных учреждений
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имиджеология специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Самостоятельная работа Очная, заочная iconМетодическое пособие к очному инструктажу уровня «Преподаватель»
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Самостоятельная работа Очная, заочная iconУчебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных систем
Формы обучения очная, заочная (полная), заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск