НазваниеРеферат Состояние метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии в Приволжском федеральном округе
Дата публикации07.07.2015
Размер4.32 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации,

метрологии и испытаний в Нижегородской области»

(ФБУ «Нижегородский ЦСМ»)

РЕФЕРАТ

Состояние метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий

и продукции наноиндустрии в Приволжском федеральном округе

Нанотехнология и нанометрология (обзор литературы)

Современное состояние и основные направления развития нанотехнологии
В 2011 году исполняется 100 лет со дня открытия сверхпроводимости. В 1911 г. голландский физик и химик Хейке Камерлинг-Оннес обнаружил, что электрическое сопротивление ртути при достаточно низких температурах становится равным нулю. Сверхпроводимость породила много мечтаний, надежд, и свершений.

Нанотехнологический бум, переживаемый сегодня мировым научным сообществом, в том числе российским, в чём-то похож на имевший место в 80-х годах 20-го века бум высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП), и даже комнотнотемпературной сверхпроводимости (КТСП), гонку в области создания которой породила известная публикация И. Беднорца и К. Мюллера [1]. Сверхпроводимость мгновенно превратилась из научной проблемы в государственную, однако известно, что КТСП по сей день не реализована, и фронт работ в области ВТСП значительно сузился, хотя и сейчас над этой проблемой активно работают в мире, и в частности в ПФО (напр., в Институте физики микростуктур РАН).

Подобно этому, есть немало прекрасных историй о чудесном будущем, и коренном изменении образа жизни, которое произойдёт благодаря нанотехнологиям [2, 3]. Однако, несмотря на значительное увеличение финансирования исследований и разработок в области нанотехнологии, их коммерческий успех до настоящего времени был значительно более скромным, чем было предсказано несколько лет назад в [Error: Reference source not found, Error: Reference source not found]. Большинство работ в области нанотехнологии всё ещё находятся на этапе научных исследований, а не на этапе внедрения в промышленное производство. Важной причиной, замедляющей переход нанотехнологии в промышленность, является недостаточное развитие метрологического обеспечения.

Предложенная Р.Ф. Фейнманом прямая атомная сборка впервые была реализована Доном Эйглером и Эрхардом Швейцером в 1989 году, в исследовательском центре IBM в Калифорнии, статья об этом достижении вышла в Nature в апреле 1990 года [4]. Эйглер и Швейцер при помощи сканирующего туннельного микроскопа (СТМ) выложили на охлаждённой до 4К никелевой подложке (110) буквы IBM из 35 атомов ксенона. Так был создан остающийся до сих пор самым известным и популярным образ нанотехнологии.

Рис. 1. «Первая конструкция по упорядоченному размещению атомов» [Error: Reference source not found].
Сегодня IBM продолжает демонстрировать новые успехи в деле реализации «машины Фейнмана». Так, в 2007 г. в статье в Science [5] было описано использование специального СТМ для упорядочения отдельных атомов железа на специально подготовленной медной поверхности, после чего определялось их спиновое состояние, то есть, если угодно, «1», или «0». Вообще, спинтроника сегодня является одним из важнейших направлений развития material science в области нанотехнологии, и обсуждаемая работа демонстрирует возможности радикального сокращения физических размеров элементарной ячейки, что будет сопровождаться увеличением быстродействия на порядки, и увеличением ёмкости устройств памяти на порядки. По мере того как развитие кремниевой электроники приближается к фундаментальным пределам, IBM ещё на шаг приблизилась к технологии атомной памяти.

Одной из наиболее важных ожидаемых возможностей использования наноматериалов является перспектива получения покрытий с недостижимыми ранее электрическими и магнитными свойствами. В частности, нельзя не упомянуть ставшее последнее время актуальным направление теоретического моделирования и формирования так называемых метаматериалов. В основе новой физики этих новых материалов лежит открытие, сделанное в 1967 г. советским физиком В. Г. Веселаго1. Статья2 Веселаго [6] в журнале «Успехи физических наук» (УФН), более 30 лет не привлекавшая должного внимания, в связи с развитием нанотехнологии вдруг стала самой цитируемой публикацией в истории этого журнала.

Суть дела в том, что совмещение заурядных материалов позволяет создавать структуры, свойства которых не только не присущи используемым компонентам, но и вовсе не реализуются в природе. В частности, возможно формирование материалов с одновременно отрицательными коэффициентами диэлектрической и магнитной проницаемости. Коэффициент преломления связан с диэлектрической проницаемостью ε и магнитной проницаемостью μ известным соотношением: n2 = ε·μ, которому удовлетворяют как положительные, так и отрицательные значения n, однако физики долгое время отказывались верить в физический смысл последних, до тех пор, пока Веселаго не показал, что n < 0 в том случае, если одновременно ε < 0 и μ < 0.

Материалы с отрицательной ε известны: любой металл при частотах выше плазменной частоты, а вот материалы с μ < 0 в природе не встречаются. По этой причине работы Веселаго долгое время не привлекали должного внимания, прошло более 30 лет прежде чем в 1999 г. John Pendry3 показал, что отрицательная μ может быть получена для проводящего кольца с зазором. Если поместить такое кольцо в переменное магнитное поле, в кольце возникнет электрический ток, а на месте зазора возникнет дуговой разряд. Поскольку металлическому кольцу можно приписать индуктивность L, а зазору соответствует эффективная емкость С, систему можно рассматривать как простейший колебательный контур с резонансной частотой , при этом система создает собственное магнитное поле, которое будет положительным при частотах переменного магнитного поля ω < ω0, и отрицательным при ω > ω0. Таким образом, возможны системы с отрицательным откликом как на электрическую, так и на магнитную компоненту электромагнитного излучения. Объединить обе системы в одном материале впервые удалось американским исследователям под руководством Д. Смита (David Smith)4 в 2000 г., см. работу [7]. Созданный метаматериал состоял из металлических стержней, ответственных за ε < 0, и медных кольцевых резонаторов, благодаря которым удалось добиться μ < 0 (Рис. 2).

Рис. 2. Метаматериал с отрицательным показателем преломления для микроволнового излучения (рисунок из статьи [Error: Reference source not found]).
В настоящее время существует несколько типов метаматериалов: «дважды отрицательные » (DNG, ε < 0, μ < 0), «эпсилон -отрицательные » (ENG,  < 0, μ > 0), «мю-отрицательные» (MNG, ε > 0, μ < 0). Стандартные диэлектрики при этом получили название «дважды положительных» (DPS, ε > 0, μ > 0). Новые материалы демонстрируют модификацию законов отражения Снелиуса, несоблюдение эффекта Доплера и множество других интересных эффектов. Так, известно, что уменьшение размеров антенн и существенное увеличение направленности излучения при заданных размерах излучателей является исторически ключевыми проблемами теории и техники антенн. Использование стандартных (conventional) диэлектриков вблизи антенн не решает задачу повышения эффективности излучения. Использование метаматериалов вблизи источников электромагнитного излучения позволяет существенно повысить коэффициент усиления антенны за счет уменьшения реактивной энергии вокруг излучателя, что открывает принципиальную возможность решения задачи сверхнаправленности электромагнитного излучения нано-антеннами [8].

Подробнее о новой электродинамике метаматериалов можно прочитать в свежих работах В.Г. Веселаго 2002 – 2010 г.г.: [9, 10, 11, 12]. Работы в области метаматериалов в такой области нанотехнологии как нанофотоника, вероятно, позволят создать устройства, которые найдут применение в следующих поколениях компьютеров. Важным направлением является тематика невидимости и работы в области создания безотражательных покрытий. Большая часть подобных работ ориентирована на рентгеновскую области спектра, но уже известны материалы, демонстрирующие уникальные эффекты в ближнем ИК и в видимой области спектра, в частности можно упомянуть недавние (2008 г.) успехи Университета Калифорнии, изложенные в работах [13, 14], где метаматериалы были сформированы на основе регулярных массивов серебряных нанопроволок внутри нанопористой матрицы из оксида алюминия.

ФГУП «ВНИИОФИ» в 2011 году планирует сдать метрологические комплексы, обеспечивающие производство метаматериалов [15].
Анализ направлений развития нанотехнологии на примере Национальной нанотехнологической инициативы США
Как известно, в феврале 2000 г. силами межведомственной рабочей группы при Национальном научно-технологическом Совете США был подготовлен доклад «Национальная нанотехнологическая инициатива: путь к новой промышленной революции». Чуть поднее Президент США выдвинул, а Правительство США одобрило национальную программу R&D в области нанотехнологий с таким же названием: Национальная нанотехнологическая инициатива (ННИ, National Nanotechnology Initiative). Программа имеет целью удержание лидирующих позиций США в науке и технологиях, и координацию федеральных усилий в нанотехнологических исследованиях. ННИ направлена на «достижение понимания и управления на наноуровне с целью осуществления революции в технологиях и промышленности для общественного блага» [16].

Восемь программных направлений Национальная нанотехнологическая инициатива определены так [17]:

1. Фундаментальные явления и процессы

2. Наноматериалы

3. Наноразмерные устройства и системы

4. Инженерия исследовательского оборудования, метрология и стандарты

5. Наноиндустрия

6. Развитие исследовательских центров, их приборного оснащения

7. Экология, здоровье и безопасность

8. Образование и социальные аспекты

Место России в мировой нанотехнологической активности
Доля России в научных публикациях в области нанотехнологии
Финансирование исследований в области нанотехнологии в мире в последние десять лет существенно возросло. Количественным подтверждением этого факта является рост числа статей нанотехнологической тематики, опубликованных в научных журналах. Библиометрическое исследование, опубликованное в декабре 2010 г. [18] демонстрирует, что число нанотехнологических публикаций в международных журналах в период между августом 2008 г. и июлем 2009 г. превосходит число таковых публикаций в 1998 г. в почти 40 раз.

Учёными из США опубликовано 23 % публикаций исследованного массива, Китая – 22 %, Германии – 8 %, Японии – 8 %. Россия на 12 месте (2,7 тыс. статей, около 3 % от общего числа).
В России 72 % работ в сфере нанотехнологии, результаты которых представлены в статьях, выполнены за счет финансирования РАН, 11 % приходится на долю министерства образования и науки РФ, по 3 % - на Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и гранты Президента России, и еще 2 % - на гранты международного научно-технического центра (МНТЦ).

Нанометрология в России
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (№ 102-ФЗ от 26.06.2008 г., вступил в действие с 01.07.2008 г.) определил следующие формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений:

1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;

2) поверка средств измерений;

3) метрологическая экспертиза;

4) государственный метрологический надзор;

5) аттестация методик (методов) измерений;

6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Метрологическое обеспечение должно носить опережающий характер и использоваться в технологических процессах и научных исследованиях. Это безусловно, относится к нанотехнологиям и наноиндустрии. Появляются и первые отечественные стандарты в области нанотехнологии [19, 20], число которых пока весьма ограниченно. Таким образом, работы по развитию нанометрологии в настоящее время весьма актуальны. В последние годы тематика нанометрологии в России набирает популярность. В частности, этот тезис можно проиллюстрировать фактом открытия в одном из ведущих университетов России кафедры нанометрологии5, при участии в рамках международной магистерской программы в области нанометрологии «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий и наноиндустрии», поддерживаемой ОАО «РОСНАНО», по которой в 2010 г. состоялся первый выпуск магистров.

За период 2008 – 2010 г.г. ведущий в России производитель СЗМ, ЗАО «НТ-МДТ», осознав важность метрологического обеспечения НТ, провёл работы по внесению своих приборов в Государственный реестр СИ. За период 2008 – 2010 г.г. в России были разработаны ряд национальных стандартов в области нанотехнологий, проведены работы по созданию ЦМО, в частности региональных отделений ЦМО в ЦФО и ПФО. Развиваются и альтернативные системы метрологического обеспечения нанотехнологий и сертификации продукции наноиндустрии. Функционирует метрологический центр ОАО «РОСНАНО», развивается система «НАНОСЕРТИФИКА» (создана Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий», зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в едином реестре систем добровольной сертификации 28 мая 2008 года).

ОАО «РОСНАНО» ведет работу по созданию нормативной базы в сфере наноиндустрии, направленную на обеспечение безопасности, конкурентоспособности и качества продукции наноиндустрии, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости и гармонизированной с требованиями международных стандартов. В рамках Программы разработки национальных стандартов корпорация в 2010 году профинансировала и в настоящее время осуществляет координацию разработки 34 национальных стандартов в сфере наноиндустрии, обеспечивающих выпуск продукции, созданной с применением нанотехнологий и наноматериалов.

ЦКП И НОЦ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИИ

В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) представляют собой хорошо оснащённые лабораторные кластеры. Часто они являются национальными или мировыми лидерами в узком направлении науки и технологий. Сегодня сеть исследовательских ЦКП научным оборудованием и дорогостоящими установками сформирована во всех развитых странах. ЦКП решают важную задачу: обеспечивают возможность проведения исследований широкому кругу учёных и научных коллективов на современном дорогостоящем оборудовании, повышают эффективность его использования [21]. «Развитие исследовательских центров, их приборного оснащения» является одним из программных направлений ННИ США, таким образом, деятельность, осуществляемая с середины 90-х годов сначала при поддержке РАН и РФФИ [22], а с 2002 г. Федерального агентства по науке и инновациям (Роснауки) Министерства образования и науки РФ по формированю в России сети ЦКП научным оборудованием, является актуальной и соответствующей мировым тенденциям организации науки.

Важнейшим по своему масштабу структурным сдвигом в организации российской науки за последние 20 лет является конвергенция преподавания с научно-исследовательской работой, создание научно-образовательных центров (НОЦ). Важную роль в этом сыграла совместная российско-американская программа «Фундаментальные исследования и высшее образование». Первым НОЦ по этой программе был образован в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского: «Нижегородский региональный Центр сканирующей зондовой микроскопии», сейчас называющийся НОЦ «Физика твердотельных наноструктур» (REC–001). Всего в российских университетах было создано 20 НОЦ, в том числе 5 в ПФО (см. Таблица).

Таблица - НОЦ, созданные по программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» в 1998-2007 г.г. в ПФО

Название

Год

Университет

REC–001

НОЦ «Физика твердотельных

наноструктур» (НОЦ ФТНС ННГУ)

1998

Нижегородский государственный

университет

REC–006

НОЦ «Нелинейная динамика

и биофизика»

2001

Саратовский государственный университет

REC–007

НОЦ «Материалы и технологии XXI века»

2000

дифракционная оптика»

2002

Самарский государственный

аэрокосмический университет

Сейчас все эти 5 университетов получили статус «национальных исследовательских университетов». На сайте6 «Исследовательские инфраструктуры» приведён перечень из восьми ЦКП в сфере нанотехнологий в ПФО и обозначена тематика их работ. По состоянию на август 2011 года ФБУ «Нижегородский ЦСМ» известно о 25 ЦКП в сфере нанотехнологий в ПФО, они перечислены ниже.

Практически все НОЦ в области нанотехнологий работают либо готовы работать в режиме ЦКП научным оборудованием, что обусловлено тем, что простаивание дорогостоящего оборудования является прямым убытком для участников ЦКП: около 75 % занимают амортизационные отчисления.

Следующим шагом должно стать формирование вокруг этих созданных и развившихся точек роста малых инновацонных предприятий, которые осуществили бы трансфер технологий, разработанных в исследовательском университете, в промышленность. Учет успешных примеров зарубежного опыта позволяет сформулировать предложения по развитию деятельности НОЦ и ЦКП в новые структуры: образовательно-научно-производственные. В России разрешили университетам создавать малые инновационные предприятия (согласно Федеральному закону № 217-ФЗ от 02.08.2009 г.), поскольку эти идеи доказали своё преимущество по всему миру.

Распределение нанотехнологических ЦКП и НОЦ в ПФО по субъектам РФ

Перечень ЦКП ПФО, работающих в области нанотехнологий

1.

Федеральный ЦКП физико-химических исследований веществ и материалов ПФО (ФЦКП ФХИ)7

(г. Казань)

2.

ЦКП «Физика и технология микро- и наноструктур» (ЦКП Нано ТехНН)

3.

ЦКП «Волновые и квантовые технологии» (ЦКП ВКТ)

4.

Коллективный спектро-аналитический центр физико-химических исследований

строения, свойств и состава веществ и материалов (ЦКП САЦ)

5.

ЦКП «Институт микро- и нанотехнологий» (ЦКП ИМНТ ОГУ)

6.

ЦКП научным оборудованием по получению и исследованию наночастиц металлов, оксидов металлов и полимеров «Наноматериалы и нанотехнологии» (ЦКП Наноматериалы и нанотехнологии)

7.

ЦКП «Экология, биотехнологии и процессы получения экологически чистых энергоносителей»

(ЦКП ЭБЭЭ)

8.

ЦКП «Облучение - материаловедение - исследовательский центр» ГНЦ НИИАР (ЦКП ОМВИЦ)

г. Димитровград-10 (Ульяновская область)

9.

Региональный аналитический ЦКП уникальным оборудованием Уфимского научного центра РАН,

высших учебных заведений и Академии наук Республики Башкортостан «Агидель» (г. Уфа)

10.

ЦКП научным оборудованием в области физико-химической биологии и нанобиотехнологии «Симбиоз» (г. Саратов)

11.

ЦКП «Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем» (г. Саратов)

12.

ЦКП «Центр исследования поверхности и наноразмерных систем» (г. Ижевск)

13.

ЦКП «Исследование физико-химических свойств веществ и материалов» СамГТУ (г. Самара)

14.

ЦКП «Исследовательско-технологический центр дифракционной оптики» (г. Самара)

15.

ЦКП «Порошковое материаловедение и наноматериалы» ПГТУ (г. Пермь)

16.

ЦКП «Физико-химические методы исследования и анализа веществ и материалов» СГУ (г. Саратов)

17.

Межвузовский ЦКП «Региональный научно-производственный комплекс «Недра» УГНТУ (г. Уфа)

18.

ЦКП Чувашской республики в области нанотехнологий (г. Чебоксары)

19.

ЦКП научным оборудованием «Научно-исследовательская лаборатория технологии металлов»

(ЦКПНО «НИЛ технологии металлов»)

20.

Центр коллективного пользования научных лабораторий (ЦКЛ ЧГСХА)

21.

ЦКП научным оборудованием ИОХ УНЦ РАН (ЦКП «Химия»)

22.

Аналитический центр ИМХ РАН (г. Нижний Новгород)

23.

ЦКП «Исследование наноматериалов» ИжГТУ (г. Ижевск)

24.

ЦКП Удмуртского государственного университета (г. Ижевск)

25.

ЦКП «Испытательный центр» Тольяттинского государственного университета (г. Тольятти)

Перечень НОЦ в области нанотехнологий в ПФО

1.

НОЦ «Физика твердотельных наноструктур» ННГУ (г. Нижний Новгород)

2.

НОЦ/ЦКП «Нанотехнологии» ННГУ (г. Нижний Новгород)

3.

НОЦ «Фундаментальные и прикладные проблемы нанотехнологий» СамГУ (г. Самара)

4.

НОЦ «Функциональные наноматериалы и наноструктуры» СамГТУ (г. Самара)

5.

Центр компетенций в области биотехнологий, аэробиологии, бионанотехнологий, общей и промышленной микробиологии ВятГУ (г. Киров)

6.

Научно-производственный образовательный комплекс «Измерительные системы для микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины» СГУ (г. Саратов)

7.

НОЦ «Физическое материаловедение и нанотехнологии» ТолГУ (г. Тольятти)

8.

НОЦ Института нанотехнологий и наноматериалов КГТУ (г. Казань)

9.

НОЦ «Центр нанотехнологий и материалов» (ЦНиМ) УлГУ (г. Ульяновск)

10.

Научно-исследовательский инновационный центр нанотехнологий строительных материалов «НИЦ «Нанотех-СМ» КазГАСУ (г. Казань)

11.

НОЦ химической физики и мезоскопии наноструктур и наноматериалов при Президиуме УдНЦ УрО РАН (г. Ижевск)

12.

НОЦ «Нанотехнологии для топливно-энергетического комплекса» ИжГТУ (г. Ижевск)

13.

НОЦ «Нанотехнологии и наноматериалы» МарГТУ (г. Йошкар-Ола)

14.

НОЦ «Рациональное природопользование на основе нано- , био-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий» МарГТУ (г. Йошкар-Ола)

15.

НОЦ «Высокие технологии и наноматериалы» УГАТУ (г. Уфа)

16.

НОЦ «Нанотехнологии» СГУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов)

17.

НОЦ Спиновая физика, спиновая химия и спиновая технология (НОЦ СФСХиСТ) КФТИ (г. Казань)

18.

НОЦ нанотехнологий (НОЦ НТ-94) СГАУ (г. Самара)

19.

НОЦ «Нелинейная динамика и биофизика» СГУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов)

20.

НОЦ «Материалы и технологии XXI века» КФУ им. В.И. Ульянова-Ленина (г. Казань)

21.

НОЦ «Неравновесные переходы в сплошных средах» ПГУ (г. Пермь)

22.

НОЦ «Нанотехнологии и наноматериалы» СГТУ (г. Саратов)

23.

НОЦ «Медицинская нано- и биомеханика» СГУ (г. Саратов)

24.

НОЦ «Наноматериаловедение» ИжГТУ (г. Ижевск)

25.

НОЦ «Нанотехнологии и материалы» КГТУ и ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» (г. Казань)

26.

НОЦ «Химические технологии и катализ» КГТУ и Института катализа им. Г.К. Борескова (ИК СО РАН) (г. Казань)

27.

НОЦ «Функциональные материалы для химической технологии и энергетики» КГТУ и Института органической и физической химии им. А.Е. Арбузова КазНЦ РАН (г. Казань)

28.

НОЦ «Полимерные нанокомпозиты» КГТУ и Института химической физики РАН (г. Казань)

29.

НОЦ «Плазменных технологий обработки материалов» КГТУ и ОАО «КНИАТ» (г. Казань)

30.

НОЦ «Биосовместимые материалы» КГТУ и КГМА (г. Казань)

31.

НОЦ «Плазмохимические наносистемы» КГТУ (г. Казань)

32.

НОЦ «Наукоемкие биотехнологии» КГТУ и Казанского института биохимии и биофизики КазНЦ РАН (г. Казань)

33.

НОЦ «Критические и нанотехнологии при производстве материалов и изделий легкой промышленности» (г. Казань)

34.

НОЦ оптических технологий в промышленности и медицине «Фотоника» (г. Саратов)

35.

НОЦ лазерных систем и технологий (НОЦ ЛсиТ) СГАУ (г. Самара)

36.

НОЦ «Физика высоких плотностей энергии» СарФТИ (г. Саров)

37.

НОЦ «Медицинская физика» СарФТИ (г. Саров)

38.

НОЦ «Физика лазерного термоядерного синтеза» СарФТИ (г. Саров)

39.

НОЦ «Математическое моделирование и параллельные вычисления» СарФТИ (г. Саров)

40.

НОЦ «Физика реакторов и ядерная безопасность» СарФТИ (г. Саров)

41.

НОЦ «Твердотельные фтор-ионные источники тока» СарФТИ (г. Саров)

42.

НОЦ «Ультрадисперсные материалы» СарФТИ (г. Саров)

Контактная информация ЦКП и НОЦ в области нанотехнологий в ПФО

Организация:

ФЦКП ФХИ создан на базе физического факультета (Института физики) и Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета им. В.И. Ульянова-Ленина, Института органической и физической химии имени А.Е.Арбузова (ИОФХ КазНЦ РАН) и Казанского физико-технического института им. Е.К. Завойского (КФТИ КазНЦ РАН)

Адрес:

420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18

Сайт:

Направление:

Индустрия наносистем и новые материалы. Физика поверхности. Наноэлектроника. Нанохимия. Наномедицина, нанобиотехнологии. Инженерия наночастиц.

Руководитель:

Гафуров Ильшат Рафкатович, ректор КФУ, профессор

Тел./факс, e-mail:

+7 843 231 53 09, факс +7 843 231 53 09, e-mail: rckp@ksu.ru

Год создания:

2005

2.

ЦКП «Физика и технология микро- и наноструктур» (ЦКП Нано ТехНН)

Организация:

Институт физики микроструктур (ИФМ РАН)

Адрес:

603950, г. Нижний Новгород, ГСП-105

Сайт:

Направление:

Физика конденсированного состояния, физика полупроводников, физика магнетизма, физика сверхпроводимости, физика наноструктур. Наноэлектроника. Физика поверхности.

Руководитель:

Шашкин Владимир Иванович, зам. директора ИФМ РАН по НИР

Тел./факс, e-mail:

+7 831 438 55 36, факс: +7 831 438 55 53, e-mail: sha@ipm.sci-nnov.ru

Год создания:

2003

Разное:

Данный ЦКП был поддержан в рамках мероприятия 5.2 ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направления развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 г.г.»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37