Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки





НазваниеПредыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
страница1/5
Дата публикации07.09.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

  1. Предпосылки формирования социологической науки

  2. Социология в системе научного знания

  3. Структура социологии

1. Социология - молодой наука, изучающая самый сложный объект — человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, о том, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.

Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV веках до нашей эры Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель.

2. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому как физика — единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

3. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей.

Социология — логически стройная система достоверного знания — позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессом, прогнозировать будущие события. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне. Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Целостное системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Изложение лучше начать с истории. История вопроса раскрывает то, каким образом шло накопление научных знаний из поколения в поколение. Зачатки идей об обществе прослеживаются вплоть до античности. Но подлинный расцвет они получают в XIX веке, когда усилиями О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера был заложен фундамент научной социологии.

Фундаментальное знание социологии раскрывается в ее предмете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом.

Предмет науки — логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (хотя не только им одним) и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью.

  1. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

  1. Представления об обществе: античность, эпоха средневековья

  2. Мыслители Нового времени

  3. Социология в России

1. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 — 322 до н. э.).

платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса', высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор — своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно командовать. Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет — основное орудие управления обществом.

аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Несколько выделяются позиции АВГУСТИНА (IV—V вв.), мыслившего жизнь общества как борьбу двух начал — грешного и божественного, и ФОМЫ АКВИНСКОГО (XIII в.), который в своем трактате «О правлении князей» пытается соединить учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви как конечной, сверхъестественной цели развития общества. Напротив, новое время оказалось весьма плодотворным на теоретические новации и философские откровения.

2. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527 гг.). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, стали наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что их действиями правит честолюбие и мотив власти.

Следующий шаг сделал ТОМАС ГОББС (1588—1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Аристотель, по мнению Гоббса, причислял к общественным существам не только человека, но также муравьев и пчел. Однако у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны прийти к осознанию того, что обществу, помимо согласия, необходимо еще единство, основанное на власти. Такое единство называется государством, или гражданским обществом.

Современный этап открыл ОПОСТ КОНТ (1798—1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы. Конт совершил поистине коперниканский переворот в социологии, выдвинув идею позитивного метода. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения и эксперимента.

КАРЛ МаРКС (1818—1883 гг.) признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э.Дюркгеймом и М.Вебером, хотя он терпеть не мог термина «социология», впрочем, как и самого Конта. Маркс предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту.

3.Основным направлением развития российской социологии в конце XIX века стал субъективизм, который можно рассматривать как новое течение в европейской социологии. Российский субъективизм оказал значительное влияние на развитие мировой социологии и дал много нового методологии социологического исследования. Наиболее яркими представителями субъективизма были Петр Лавров, Николай Михайловский, Сергей Южаков и Николай Кареев.

Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор. Лавров утверждал, что в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, также как в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то эпоху, но они находятся в другую.[3] Социология содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до некоторого момента по причине субъективной неготовности общества понять и принять их.

Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем неизгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует. Различие между ними до того важно и существенно, что само-по-себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения».

  1. Методы социологического исследования

  1. Структура социологического исследования

  2. Программа социологического исследования

  3. Результаты исследования

1.Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного вида — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

2. Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов.

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Программа исследования - это изложение его теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун).

Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:

а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.

б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.

в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Чем выполнить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2.Определение цели и постановка задач исследования.

3.Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.Предворительный системный анализ объекта исследования.

5.Развертывание рабочих гипотез.

Методический раздел программы:

6.Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа социологического исследования включает подробное, четкое завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ).

Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:

• формулировка проблемы;

• определение цели, задач, объекта и предмета исследования;

• логический анализ основных понятий;

• выдвижение гипотез;

• определение выборочной совокупности;

• составление инструментария;

• полевое обследование

• обработка и интерпретация полученных данных;

• подготовка научного отчета.

Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с Другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Подобную процедуру называют ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ.

Научная гипотеза — это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкретными понятиями и терминами.

Как проверяется гипотеза? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария — анкеты, статистического документа и другое.

Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа - выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она - уменьшенная копия генеральной совокупности.

3.Обычно связь конкретных признаков, например продолжительности забастовки и убывания числа сочувствующих, устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки).

После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. «Язык наблюдений» как бы переводится на «язык теории» - действие, обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием. Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника»
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки icon1. История развития социологической мысли. Предыстория и социально-...
Подготовка к экзамену предполагает изучение основной и дополнительной литературы по вопросам программы, а также изучение социологических...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconПрограмма учебной дисциплины социология для специальности 120201...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки icon1 Мировые социально-экономические и другие предпосылки возникновения социологии как науки
Звитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки icon«социология» для студентов групп 1041-с/з, 1120-с/з, 1010-с/з, 1042-с/з, 1043-с/з
Лукреций). Социально-философские взгляды представителей Нового времени (Никколо Макиавелли, Томас Гоббс, Джанбаттист Вико, Шарль...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconImprovement of
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconПаспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п
Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconПравовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию...
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconИтоговый проверочный тест
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconПриложение 38. Выдержки из программы конференции
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки icon10 класс (профильный уровень) пояснительная записка
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск