Скачать 103.57 Kb.
|
Систематизация и оценка знаний обучающихся на основе зачетной системы обучения по физике в старшей школе. Бондарчук Н.Г. учитель физики и информатики и ИКТ МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра Концепция модернизации Российского образования предусматривает: введение образовательных стандартов для основной и старшей школы, переход к профильному обучению в старших классах, введение ЕГЭ. Каким образом может учитель помочь обучающимся в овладении знаниями и умениями, которые предусмотрены образовательными стандартами? Как в условиях сельской общеобразовательной школы, где практически невозможен переход на профильное преподавание отдельных предметов, углубить и расширить знания обучающихся? Как повысить качество преподавания и результативность во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем. За годы работы в общеобразовательной школе, я пришла к выводу, что большую роль в достижении требований к результатам обучения школьников, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Главная функция проверки - контроль знаний и умений школьников. Это дает возможность определить - насколько обучающиеся смогли овладеть обязательным минимумом содержания образования по предмету, какое количество обучающихся изучили предмет на продвинутом и повышенном уровне. Работая в старших классах, я обратила внимание на то, что наиболее удачной формой тематического контроля знаний и умений обучающихся в старших классов является зачет. Зачет не только форма проверки знаний и умений - это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Он способствует совершенствованию учебно – воспитательного процесса, более серьезной подготовке обучающихся, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учеников и выявляет недостатки обучения. Особую роль играет зачет при обучении школьников, часто пропускающих занятия в школе. Например, ребята, занимающиеся спортом. При зачетной системе курс учебного предмета разбивается на зачетные разделы, разрабатывается система требований к знаниям и умениям обучающихся, осуществляется индивидуальный учет успеваемости обучающихся по каждому разделу. Деление курса учебного материала на заметные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и ученикам обобщить изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме. Требования к знаниям и умениям обучающихся, сформулированные в программах, помогают учителю определить круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, а также типы задач и упражнений, которые должны выполнить ученики по каждой теме. Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен, т.е. ученики отвечают на зачете не по случайно выбранным вопросам. В процессе изучения всего раздела учитель, проводя текущий учет знаний, может определить объем, содержание и сложность задания для каждого ученика. Сочетание требовательности учителя с желанием помочь им, повышает активность обучающихся на зачете, уровень усвоения материала. Использование зачетной системы обучения в старшей школе требует от учителя иного подхода к планированию уроков, приближенную к обучению в высших учебных заведениях. Так, например, при изучении нового раздела, первые два урока я даю школьникам лекционный материал, который не дублирует материал учебника, а дополняет его более современными сведениями, либо более подробным описанием открытия и т.д. Затем, проводится закрепление и отработка полученных знаний, решение задач, выполнение лабораторных работ. (см. приложение 1). Один урок обязательно отводится на устные показательные выступления, причем ребята сами выбирают тему выступления по этому разделу и готовятся добросовестно. Если обучающийся пропустил один или несколько уроков, у него есть возможность сдать все пункты зачета во внеурочное время. Это мотивирует ребят к самостоятельной работе и восстановлению пропущенного материала. Тематический контроль знаний и умений обучающихся стал обязательной частью моей работы. Конечно, эффективность его зависит от умения учителя определить содержание учебного материала для контроля, четко сформулировать задания. Большое значение для обучающихся, на мой взгляд, имеет четкая формулировка критериев выставления итоговой оценки за тему. Помогает в этом ведомость учета знаний и умений по теме. Ведомость дает наиболее полную картину состояния успеваемости каждого ученика в классе, выставляемая итоговая оценка за тему более объективная, так как отражает знание теоретических вопросов и практическую деятельность обучающихся, не снимая значимости текущих оценок, полученных в ходе изучения темы. Благодаря ведомости учета знаний ученик и учитель могут проанализировать свою деятельность, видны недостатки и успешные моменты работы ученика и учителя. Видна перспектива роста ученика и пути устранения пробелов в знаниях. В своей работе для подведения итогов тематического контроля я использую следующую ведомость учета знаний и умений учащихся: (см. приложение 2). При изучении некоторых тем ведомость может корректироваться в зависимости от особенностей темы. Включение в содержание зачета и в ведомость тестовых заданий трех уровней дает представление о подготовке обучающихся к ЕГЭ. Правильно организованный контроль знаний и умений побуждает школьников к старательному учению, способствует созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, является средством активизации. Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамично развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, учителя. « На становление человека, живущего по законам совести и справедливости, и нацелена система учета и контроля знаний, различные виды взаимоконтроля». - В.Ф.Шаталов. Приложение 1. ( Раздел рабочей программы по физике в 10 классе) Законы постоянного тока (12 часов)
Приложение 2 Ведомость учета знаний и умений по теме
|
Положение о зачетной системе Цель введения зачетной системы: повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения, обеспечить индивидуальный подход... | «Преподавание истории и обществознания в школе» ... | ||
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс Л. А. в старшей школе и Даниловой Г. И. в средней школе, обусловлено так же требованиями обучающихся к материалам и содержанию учебников... | Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,... Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа по физике для 11 класса составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по... | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
«Рассмотрено» «Занимательная физика» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует... | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике профильный уровень Изучение физики на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена... Обучение физике в школе служит целям образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для... | Конспект бинарного урока по теме ... | ||
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Обыкновенные дроби», контроль обученности обучающихся | ||
Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории... | Тесты по физике с учётом требований новых образовательных стандартов... Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. Результат... |