Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса





НазваниеУчебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса
страница1/10
Дата публикации17.10.2013
Размер0.98 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Пояснительная записка
к учебнику «Физика. Учебник для 8 класса основной общеобразовательной школы»
автора И.В.Кривченко


Представляемый учебник входит в учебно-методический комплект (УМК) по физике для 7-9 классов общеобразовательной школы. Компоненты УМК прошли апробации в учебно-методическом процессе ряда школ г. Москвы и г. Курска. Помимо данного учебника, в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» в УМК входят;

  • Кривченко И.В. Физика: учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень).

  • Кривченко И.В. Физика: учебник для 9 класса.

  • Кривченко И.В. Методическое пособие для учителей по курсу физики для 7 класса (с контрольными материалами).

  • Кривченко И.В. Методическое пособие для учителей по курсу физики для 8 класса (с контрольными материалами).

  • Кривченко И.В. Методическое пособие для учителей по курсу физики для 9 класса (с контрольными материалами).

  • Кривченко И.В. Лабораторный практикум по физике для 7 класса.

  • Кривченко И.В. Лабораторный практикум по физике для 8 класса.

  • Кривченко И.В. Лабораторный практикум по физике для 9 класса.

  • Кривченко И.В. Книга для чтения по физике для 7 - 9 класса.

  • Кривченко И.В. Задачник-практикум по физике для 7 класса.

  • Кривченко И.В. Задачник-практикум по физике для 8 класса.

  • Кривченко И.В. Задачник-практикум по физике для 9 класса.

  • Электронное приложение к УМК на компакт-диске с электронными ресурсами по физике (медиалекции) для в трех частях для соответствующих классов (в качестве приложений к методическим пособиям).


Общее построение УМК по физике 7 – 9 классов

УМК в целом, и учебник в частности, разработаны на основе общедидактических принципов организации обучения: научности, систематичности, последовательности и других. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.

  • Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-66 час/год)

  • Наличие компонентов, адресованных учащимся с различным уровнем способностей.

  • Учет меж- и внутрипредметных связей при одновременном изучении физических теорий как научного обоснования материала.

  • Высокая степень структурированности материала и иллюстрированности учебника.

Учебник «Физика 8» является вторым из трех учебников Учебно-методического комплекта по физике для 7–9 классов. Поурочно-тематическое планирование курса, основанного на предлагаемом учебнике, представлено в Приложении 1.Распределение учебной нагрузки по классам в соответствии с планируемыми темами учебно-тематического планирования (УТП) дано в Приложении 2. Видно, что материал распределен равномерно. Соответствие материала учебников 7, 8 классов Образовательному стандарту основного общего образования по физике продемонстрировано в Приложении 3, вместе с учебными часами, планируемыми на изучение теоретической части, решение задач и лабораторные работы.

Следует отметить деятельностный характер обучения, который отражен в учебнике через включение в учебный текст описаний наблюдений и опытов, а также через подбор заданий к параграфу, опирающихся на исследование, анализ, систематизацию учебного материала.

Практическая направленность обучения также реализуется путем изучения явлений природы, знакомства с конструкцией и принципами работы технических устройств, механизмов и приборов, используемых человеком в своей деятельности.

Каждый параграф включает основной и дополнительный (отмечен сбоку вертикальной чертой) текст, имеется вспомогательный текст: поясняющие подписи к рисункам, таблицам и формулам. Особенностью книги является зрительный ряд, составляемый рисунками. Этот ряд представляет собой своеобразный «конспект» материала, помогающий освоить его ученикам, ориентированным на восприятие визуальной информации.

В конце каждой Темы дается краткий Конспект теоретического материала, содержащий определения и наиболее значимые комментарии к ним.

Имеется навигационный аппарат учебника: основное и вспомогательные оглавления (к каждой Теме), предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала, навигационные значки, указывающие на привлечение других материалов УМК.

Учебник разбит на Темы; их нумерация – сквозная по учебнику. В учебнике 7 класса – темы №№ 1-6, в учебнике 8 класса – темы №№ 7 -11. Нумерация параграфов – локальная внутри каждой Темы, построенная по принципу «номер Темы - буквенное обозначение параграфа», например 7-а, 10-ж и так далее.
Аппарат отработки усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверялкина», которые заключаются в том, что учащимся необходимо ответить на вопросы, используя точные цитаты из текста учебника (1 уровень). Это развивает умение школьников работать с текстом. Кроме того, имеются вопросы, которые требуют для ответа умения интерпретировать текст (2 уровень).

Отработка усвоения практической компоненты достигается вопросами и задачами в конце каждой темы, а также дополнительными вопросами, задачами, упражнениями и работами, находящимися в «Практикуме».

Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности.

Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:

  • воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания Проверялкина 1 и 2 уровней);

  • описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (Упражнения, Практикум в отдельном издании)

  • использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.

Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:

  • заданий Проверялкина, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне.

  • задач разноуровневого характера.

  • дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.

Важной дидактической особенностью учебника является то, что материал изложен в комплексе, с постоянным подчеркиванием взаимосвязей изучаемого материала. Это позволяет сформировать у школьников адекватную физическую картину мира. Данный подход отражен в Приложении 3 (Соответствие материала учебника Государственному образовательному стандарту).

Таблица разделена на три вертикальных части.

В первой части указаны дидактические единицы Государственного образовательного стандарта (ГОС) и соответствующие им требования к уровню подготовки ученика. Вторая и третья части построены единообразно для 7 и 8 классов соответственно.

Приводятся параграфы учебника, в которых нашел отражение данный материал ГОСа, затем – планируемое число часов на изучение и повторение материала, часы на практические занятия и лабораторные работы.

Одна и та же дидактическая единица может находить свое раскрытие в материале как учебника 7-го, так и в материале учебника 8-го класса, то есть на более высоком уровне. Так, например, в 7-м классе автор дает феноменологическое описание процесса кипения, а в 8-м классе – его объяснение на основе представлений молекулярно-кинетической теории.

Вместе с тем, конечно, есть материалы, которые обсуждаются только в 8 классе.

В Таблице указаны также параграфы, необходимые для изложения материала в логике автора, но не опирающиеся на ГОС. В этом случае в разделе Требования ГОС оставлены пустые ячейки, что естественно.

Те требования ГОС, для которых нет указаний на параграфы учебников 7 и 8 класса, по умолчанию будут рассмотрены в учебнике 9-го класса. Требования, часть которых рассматривается в 8, а часть в 9-м классе, выделены подчеркиванием.

Особенностью Таблицы является указание примерного числа учебных часов, потребных для изучения соответствующих дидактических единиц Государственного стандарта. Это позволяет соотнести логику изложения материала автором (и внутренние взаимосвязи материала) с логикой построения Государственного стандарта.

Необходимо обратить внимание, что для некоторых дидактических единиц Стандарта указаны параграфы учебника, но учебные часы не приведены. Это сделано для тех дидактических единиц, которые изучались в 7 классе, и изученный материал находит свое отображение и развитие в учебнике 8 класса. Так, например, давление и закон Паскаля подробно изучались в 7 классе. Однако учащиеся встречаются с ними в рамках изучения молекулярно-кинетической теории. Нецелесообразно (в силу дефицита времени) выделять под этот материал отдельные учебные часы. Учитель может остановиться на этих вопросах в рамках повторительно-обобщающих уроков (предусмотренных в УТП), либо, используя резерв времени. Важно, что учебник предоставляет ему соответствующий материал – для расширения кругозора учеников и демонстрации того, как «старые» знания находят свое отражение во вновь изученных областях физики. Именно это зафиксировано в Таблице.

Данная Таблица будет впоследствии помещена в Методическое пособие для учителей.
Объем основного материала соответствует нормам учебного времени, что подтверждается «Поурочно-тематическим планированием», приведенным в Приложении 1.
Использование электронных ресурсов

УМК опирается на государственные цифровые образовательные ресурсы, в первую очередь коллекцию ФЦИОР http://fcior.edu.ru, а также электронное приложение автора с дополнительными материалами в виде сайта (http://www.fizika.ru).

К каждому параграфу учебника подобраны указания на ресурсы ФЦИОР и собраны в таблицу, пример которой приведен на рисунке.

Такие таблицы для каждого класса будут помещены на указанные выше компакт-диски.

Существенно, что данные Таблицы являются интерактивными. Для каждого рекомендованного ресурса (крайний правый столбец) имеется гиперссылка загрузить, по которой учитель может загрузить нужный ресурс. Кроме того, указаны объемы ресурсов и типы ресурсов (информационный, контрольный, практический).



Кроме того, к каждому параграфу учебника создается т.н. медиалекция - расширенный текст параграфа с дополнительными иллюстрациями и озвученный голосом диктора. Такие медиалекции крайне полезны для детей, воспринимающих аудио и видео ряд лучше, чем напечатанный текс. Они полезны также детям, пропустившим объяснения учителя (по невнимательности или по болезни), нуждающихся в дополнительном изучении материала. Эти медиалекции также будут размещены на компакт-дисках к методическому пособию.
Выполнение практических работ в рамках курса физики предполагает использование помимо стандартного оборудования кабинета физики, также цифровой лаборатории «Архимед» и оборудования, разрабатываемого и поставляемого лабораторией L-Микро. В рамках дополнительных рабочих тетрадей к УМК предусмотрена on-line поддержка учителей на сайте методической службы издательства (http://www.metodist.lbz.ru) автором в разделе «Авторская мастерская» на основе электронной почты, форума, skype-сессий).
Список приложений.
Приложение 1. Поурочно-тематическое планирование курса, основанного на предлагаемом учебнике.

Приложение 2. Распределение учебной нагрузки по классам в соответствии с Темами УТП.

Приложение 3. Соответствие материала учебника Государственному Образовательному стандарту основного общего образования по физике
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconПеречень программ и технологий образовательной области «Физическая культура»
Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconПримерный перечень вопросов вступительного экзамена по «философии»
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «Физика 8», Перышкин А. В. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стер. М.: Дрофа, 2004
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 9 класса Ответы на все тесты и решение заданий необходимо отправить на
Основной источник информации: Н. Угринович, «Информатика и икт» базовый курс. Учебник для 9 класса
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconКалендарно-тематический план на 2010 / 2011 учебный год по предмету...
Информатика и икт. Учебник для 9 класса. «Бином. Лаборатория знаний». 2006 г. Угринович Н. Д
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconКалендарно-тематический план на 2010 / 2011 учебный год по предмету...
Информатика и икт. Учебник для 8 класса. «Бином. Лаборатория знаний». 2006 г. Угринович Н. Д
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconРеализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами...
Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний. Цель...
Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconРазработка урока для 6 класса по программе М. М. Разумовской. Используемая...
Используемая литература: учебник для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львова, М. С. Соловейчик,...
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconРабочая программа по предмету «История» для 10 класса на 2012-2013 учебный год
В. И. Буганов. (М. «Просвещение»,2009г ). «История России. Конец XVII-XIX век», учебник для 10 класса, В. И. Буганов, П. Н. Зырянов....
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 5 класса основной школы. Цель урока: закрепить основные...
Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса...
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002. рабочая тетрадь Учебные результаты: Научится
Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек,культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: «Титул» 2010 Рабочая тетрадь
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005 Цель и задачи урока
Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Тема урока:...
Учебник: Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко И. В. Физика: учебник для 9 класса iconУчебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь...
Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск