Скачать 43.66 Kb.
|
Ковенская Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №74 г. Хабаровска Разработка урока для 6 класса по программе М.М.Разумовской. Используемая литература: учебник для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львова, М.С.Соловейчик, Н.Н.Сергеевой, Т.С. Трониной. ИКТ: использование электронной презентации. Тема урока: «Причастный оборот. Роль причастного оборота в речи. Пунктуационное оформление причастных оборотов». Тип урока: урок изучения нового материала. Технологии: личностно-ориентированная; частично-поисковая. Задачи урока: Ученики должны понять, как находить причастные обороты в предложении; Ученики должны понять, как строить предложения с причастными оборотами; Ученики должны понять, как применять алгоритм при постановке знаков препинания при причастных оборотах (в зависимости от позиции определяемого слова). Цели урока: Обучающая цель: научить видеть причастные обороты и пунктуационно выделять их (в зависимости от позиции определяемого слова); Развивающая цель: развивать у учащихся творческий потенциал, через создание ими синтаксических конструкций с причастными оборотами в авторских мини-текстах. Воспитательная цель: воспитывать на примере литературных произведений восприятие красоты родной речи (посредством прослушивания художественных произведений через аудио). Ход урока:
Задачи урока учащимся предлагается сформулировать самостоятельно, исходя из темы.
Слайд№2. Учащимся предлагается стать исследователями: рассмотреть предложения и найти отличия. (Методом визуальных наблюдений и методом рассуждений они должны прийти к выводу, что информация в обоих предложениях одна и та же, но во втором предложении она даётся более сжато). Кликаем на эллипс и открываем яндекс-словарь с толкованием значения слова лаконично. Далее, в этом же слайде, учащимся предлагается самостоятельно дать определение причастного оборота. Причастный оборот выделен цветным шрифтом, в самом причастном обороте выделено зависимое от причастия слово. После того, как учащиеся дали определение причастного оборота, переходим к слайду №3. На этом слайде причастный оборот представлен в виде анимации, определяемое слово вставлено в цветные прямоугольники, и очень хорошо видно, что позиция определяемого слова в первом и втором предложении разная. Для создания формулировки правила «выделение причастных оборотов на письме, учащимся предлагается применить алгоритм: если, то (если определяемое слово находится перед причастным оборотом, то...; если определяемое слово находится после причастного оборота, то...) Слайд №4: учащимся предлагается определить, в каком из предложений нет причастного оборота (цель данного задания выяснить, не путают ли ученики глагол с причастием и отличают ли одиночное причастие от причастного оборота). Задание выполняется устно. Ученики доказывают правильность своего ответа. Слайд №5 предлагается творческое задание: описать действие подвижных анимационных картинок с помощью причастных оборотов. Анимационные изображения подобраны таким образом, чтобы могли быть созданы причастные обороты, с входящими в них как действительными, так и страдательными причастиями. Работу ученики выполняют самостоятельно. После того, как задание сделано (приблизительно 10 минут), ребята по очереди (3, 4 человека) зачитывают получившиеся у них предложения, комментируя постановку знаков препинания, учитывая позицию определяемого слова. Слайд №6 Ученикам сообщается о том, что причастные обороты в устной речи не используются, а в художественных произведениях, они нужны для создания определённого стиля, с их помощью авторы создают определённую эмоциональную атмосферу. Рассказываем о роли причастного оборота в речи. Прослушивание аудиозаписи стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина». Практическая работа: выписать из данного стихотворения все причастные обороты и, если необходимо, расставить запятые, объяснить графически. После того, как задание окончено, даётся 3 минуты на самопроверку, можно сделать взаимопроверку. Затем на слайде №5 отодвигается в сторону изображение «Чета берёз» и учащиеся проверяют правильность выполненного задания. Домашнее задание: (слайд №6) состоит из 3 пунктов. Пункт 1,2 являются обязательными для всех, пункт 3 — по желанию. Подведение итогов урока: Фронтальный устный опрос: - Какую тему вы сегодня изучили? - По каким признакам узнать причастный оборот в тесте? - Как определить, надо или нет выделять причастный оборот запятыми? - Причастные обороты характерны для устной или для письменной речи? - Кто из Вас нуждается в дополнительном объяснении материала по данной теме? (таким ученикам назначается время для дополнительной консультации). Рефлексия: каждому ученику перед уроком раздаются небольшие по размеру карточки 3 цветов: красный = непонятно, скучно, тему не усвоил; жёлтый = понятно, но не всё; понятно, но не интересно, нуждаюсь в дополнительных разъяснениях; зелёный = понятно, интересно, материал усвоил. В конце урока (при выходе из кабинета) в коробку, на которой написан преподаваемый предмет и № класса, ребята бросают карточку только того цвета, которая объективно, по их мнению, отражает проведённый учителем урок. Учитель для себя может каждому цвету карточки присудить балл: красный = 0 баллов, жёлтый=3 балла, зелёный = 5 баллов, а после всех своих уроков посчитать количество карточек каждого вида, посчитать количество набранных баллов, вывести средний балл, соответствующий проведённому уроку и сделать для себя выводы. |
Учебник для 7 класса. Разумовская М. М. М., 2008. Ход урока Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской | Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник... Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской. М.: Дрофа,2004 | ||
Учебного курса «Русский язык» для 7 класса «Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/... | Учебного курса «Русский язык» для 8 класса «Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/... | ||
Разработка урока английского языка для 5 класса по теме «School Subjects» Разработка урока английского языка для 5 класса по теме «School Subjects». Учебник Enjoy English 5-6, автор Биболетова М. З | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса (35 недель Х 2ч = 70 часов) Литература : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. В. Я. Коровиной М., Просвещение, 2006 | Методическая разработка урока русского языка (6 класс) Тема: «Правописание... «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, плакат с рисунком к слову газета, плакат с изображением дерева, учебник... | ||
Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан... Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин... | Методическая разработка урока русского языка для 9 класса по программе... | ||
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | Учебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Тема урока:... Учебник: Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 | ||
Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний. Цель... Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний | Литература Работу ученик 10 класса План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Учебник для 5 класса основной школы. Цель урока: закрепить основные... Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса... | Разработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса... Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word |