Скачать 110.56 Kb.
|
Проект урока русского языка. 6 класс. Программа М.М.Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. М.:Дрофа,2004. Тема урока: Употребление деепричастий в речи. Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания выразительной роли деепричастий в речи. Тип урока: изучение нового материала. Место урока в теме: один из завершающих уроков в теме «Деепричастие». Цели по содержанию: 1) образовательные
2)развивающие
3)воспитательные
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический. Средства обучения:
Здоровье и психосберегающая среда осуществляется
Ход урока I. Организационный момент II. Целеполагание и мотивация -Завершая изучение темы «Деепричастие», сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как и с какой целью используются в речи деепричастия. Важность урока и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными. Итак, сегодня мы должны научиться употреблять в речи деепричастия. III.Актуализация знаний - А умеем ли мы узнавать деепричастия среди других самостоятельных частей речи? -Какую информацию содержат данные словообразовательные модели? (на доске – словообразовательные модели глагола, имени прилагательного, деепричастия) -К какой группе частей речи они относятся? (Самостоятельные, т.к. имеют значения действия, признака действия, добавочного действия.) -В каком разделе науки о языке изучаем деепричастие? -Прослушайте отрывок из стихотворения И.Северянина. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт? Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. -Проанализируйте речевую ситуацию. (Художественный стиль речи, так как воздействует на чувства и воображение читателя) -Рассмотрим, как автор воздействует на читателя. Попробуйте, опираясь на предложение, передать противоречивые чувства и настроения этого времени года. -Найдите в отрывке слова, с помощью которых названы действия. -Какими частями речи они являются? Докажите. -Замените деепричастия глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом? -Таким образом, деепричастия помогают «живописать» сложное действие, которое происходит неразрывно, одновременно. Плачет, смеясь и качая. -Запишите текст по памяти. -Объясните пунктуацию. -Затранскрибируйте деепричастия, разберите их морфологически. IV.Изучение нового материала. -Муки творчества, поиск нужного слова - ситуация, надеюсь, знакома. Прочитаем, как об этом вспоминает писатель Д.В.Григорович (упражнение 404 в Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.: Дрофа, 2004.) - Как вы понимаете выражение Д.В.Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель? - Употребление деепричастий делает речь выразительной, «дорисовывая движение», живописуя его. -Выразительности можно достигнуть, употребляя слова в переносном значении, используя фразеологизмы. -Самостоятельная работа (упражнение 406 того же учебника) - Есть ли фразеологизмы с использованием деепричастий? -Проверьте себя, используя запись доске: раз-, раз-, -ворот-, по-, -лом-, -спеш-, -лож-, -креп-). - Ваша речь станет образной, яркой и меткой, если вы обогатите её фразеологизмами с использованием деепричастий. -Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки. -В чём, по-вашему, ошибка в построении данного предложения: Найдя лодку, радость охватила туристов. -Получается бессмыслица (лодку нашла радость). Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. -Это предложение следовало построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались. (И основное действие - обрадовались, и добавочное- найдя совершают туристы.) -Работа с дидактическим материалом. У учащихся на парте карточка: К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. -Повторим, как правильно построить предложение с деепричастием. V.Закрепление изученного. Работа с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского (цветная вклейка в учебник) - Что изображено на картине? - Какие цвета преобладают? - Как называют художников, изображающих на своих картинах море? - Помня о выразительности деепричастий, правилах построения с ними предложений, опишите выразительно и точно, что вы видите на картине. -Зачитайте. VI. Домашнее задание. (дифференцированное: редактирование предложений или поиск деепричастий как средства художественной выразительности). VII.Рефлексия -Я узнал... -Каким образом получили знания? Самоанализ урока русского языка Мотивационный блок Завершением изучения каждой из самостоятельных частей речи в УМК под редакцией М.М.Разумовской является урок, выясняющий, как и с какой целью они используются в речи. Логическим завершением темы «Деепричастие» является данный урок, тема которого «Употребление деепричастий в речи». Цели урока 1) образовательные
2)развивающие
3)воспитательные
Конкретная цель данного урока - научить употреблять деепричастия в речи. В соответствии с заявленной темой и целями мной выбран урок изучения нового материала. На протяжении всего урока осуществляю мотивацию (радость познания родного языка через открытие в нём деепричастия как средства выразительности; возможность предупредить собственную ошибку путём редактирования чужих; шанс улучшить качество творческих работ, придавая им особую выразительность). Содержательный блок 1. Направленность урока на изучение языка подчёркивается формулировкой темы, то есть существование деепричастия как особой формы глагола в языке, речи (не только формирование системных знаний о деепричастии с необходимыми умениями и навыками, но и работа по речевому развитию учащихся: привитие норм употребления деепричастий в речи, наблюдение за фактами их использования в речевой практике, тренировка в самостоятельном употреблении школьниками деепричастий). Изучаемый материал проходит через все разделы науки о языке: фонетику, морфемику, словообразование, лексику, морфологию, стилистику, синтаксис и пунктуацию, поддерживая внутрипредметные связи. Межпредметные связи устанавливаю при работе с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского, знакомлю с термином маринисты. Изучение строю на синтаксической основе (синтаксическая роль, употребление в контексте). 2. Направленность урока на формирование навыков владения языком.
-обогащение словарного запаса (фразеологизмы, термин маринисты), -соблюдение норм употребления деепричастий, -поддержание культуры речевого общения во время урока, -использование всех видов речевой деятельности (слушание учителя и учащихся, говорение, чтение упражнения, письмо по памяти, деформированный текст).
Процессуальный блок. Выбор методов (слово учителя, беседа, анализ языка) и приёмов (письмо по памяти, редактирование) соответствуют целям урока и его теме, предусматривают долю самостоятельности и частично-поисковый метод. Своей задачей на уроке считаю создание ситуации успеха и психологического комфорта, стимулирование и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. 1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. |
Методическая разработка урока русского языка (6 класс) Тема: «Правописание... «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, плакат с рисунком к слову газета, плакат с изображением дерева, учебник... | Уроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль» Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,... | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Тема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Конспект урока русского языка ( 3 класс) Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе Дации Методической лаборатории русского языка и литературы Московского Института Открытого Образования к учебнику «Русский язык»... | ||
Учебник русского языка для 6 класса, авторами которого являются М.... Аннотация на рабочую программу по русскому языку в 6 классе, составленную на основе программы общеобразовательных учреждений: Русский... | Методическая разработка урока русского языка на тему: «Нормы употребления имен существительных» Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Часть 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд.,- м.: Мнемозина,2009 | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Конспект урока русского языка Тема: Приставка как часть слова Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова | Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока русского языка в 9 классе Учитель Учебник: : Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и... | ||
Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | Урок русского языка Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,... |