Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений





Скачать 110.56 Kb.
НазваниеУрока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений
Дата публикации19.09.2014
Размер110.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Проект урока русского языка.

6 класс. Программа М.М.Разумовской.

Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. М.:Дрофа,2004.
Тема урока: Употребление деепричастий в речи.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания выразительной роли деепричастий в речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока в теме: один из завершающих уроков в теме «Деепричастие».

Цели по содержанию:

1) образовательные

  • вооружить основами знаний об употреблении деепричастий в речи,

  • формировать умение узнавать деепричастия, находить их в тексте,

  • тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия;

2)развивающие

  • стимулировать и развивать лингвистическую компетенцию, языковое чутьё, все виды речевой деятельности (навыки слушания, говорения, чтения, письма),

  • способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, словесно-логического мышления);

3)воспитательные

  • воспитывать представление о прекрасном в языке и речи, потребность в эстетическом совершенствовании своей речи на примере использования деепричастий,

  • воспитывать любовь к языку и желание им заниматься

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.

Средства обучения:

  • учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской.-М.:Дрофа,2004.

  • дидактический материал.

Здоровье и психосберегающая среда осуществляется

  • создание условий для проведения урока,

  • смену видов деятельности,

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Подготовить учеников к работе на уроке, создать психологический настрой.

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность

Приветствует учителя, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Организовать и целенаправить деятельность учащихся

Формулирует тему урока, контролирует оформление записи в ученических тетрадях. Предлагает определить цели урока, конкретизирует их.


Оформляют записи в тетради, определяют и осмысливают цели урока.

Актуализация знаний

Совершенствовать ЗУН

1.Просит найти соответствующую деепричастию словообразовательную модель:
2.Организует работу по анализу художественного текста

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)

Выбирают модель, аргументируя ответ.


Анализируют фрагмент художественного текста, транскрибируют и выполняют морфологический разбор деепричастий по вариантам.

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала

1. Организует работу над осмыслением языковых истоков выразительности деепричастий.
2. Предлагает задание для самостоятельной работы.

3.Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила построения предложений с деепричастиями, включающим тренировочные упражнения.


Подготовленный ученик читает упражнение 404, учащиеся слушают, отвечают на вопросы упражнения.

Выполняют упражнение 406, самоконтроль по ключу.

Пробуют найти ошибку в построении предложений, тренируются в составлении предложений с деепричастиями.

Закрепление

Закрепить полученные знания.

Организует работу по составлению предложений к репродукции к картине.
Просит выяснить роль деепричастий в речи. Обобщает сказанное.

Рассматривают репродукцию, составляют предложения.
Обсуждают роль деепричастий в речи

Информация о домашнем задании

Сообщить информацию о домашнем задании, методику его выполнения

Предлагает выбрать для домашнего задания упр.408 или 409.

Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по выполнению

Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения целей

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает.

Каждый анализирует свои достижения, определяя уровень достижения целей урока:

Я узнал...

Каким образом получил знания?

Ход урока
I. Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

-Завершая изучение темы «Деепричастие», сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как и с какой целью используются в речи деепричастия.

Важность урока и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными.

Итак, сегодня мы должны научиться употреблять в речи деепричастия.

III.Актуализация знаний

- А умеем ли мы узнавать деепричастия среди других самостоятельных частей речи?

-Какую информацию содержат данные словообразовательные модели?

(на доске – словообразовательные модели глагола, имени прилагательного, деепричастия)

-К какой группе частей речи они относятся? (Самостоятельные, т.к. имеют значения действия, признака действия, добавочного действия.)

-В каком разделе науки о языке изучаем деепричастие?

-Прослушайте отрывок из стихотворения И.Северянина. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт?

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.

-Проанализируйте речевую ситуацию. (Художественный стиль речи, так как воздействует на чувства и воображение читателя)

-Рассмотрим, как автор воздействует на читателя. Попробуйте, опираясь на предложение, передать противоречивые чувства и настроения этого времени года.

-Найдите в отрывке слова, с помощью которых названы действия.

-Какими частями речи они являются? Докажите.

-Замените деепричастия глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом?

-Таким образом, деепричастия помогают «живописать» сложное действие, которое происходит неразрывно, одновременно. Плачет, смеясь и качая.

-Запишите текст по памяти.

-Объясните пунктуацию.

-Затранскрибируйте деепричастия, разберите их морфологически.

IV.Изучение нового материала.

-Муки творчества, поиск нужного слова - ситуация, надеюсь, знакома. Прочитаем, как об этом вспоминает писатель Д.В.Григорович (упражнение 404 в Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.: Дрофа, 2004.)

- Как вы понимаете выражение Д.В.Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?

- Употребление деепричастий делает речь выразительной, «дорисовывая движение», живописуя его.

-Выразительности можно достигнуть, употребляя слова в переносном значении, используя фразеологизмы.

-Самостоятельная работа (упражнение 406 того же учебника)

- Есть ли фразеологизмы с использованием деепричастий?

-Проверьте себя, используя запись доске: раз-, раз-, -ворот-, по-, -лом-,

-спеш-, -лож-, -креп-).

- Ваша речь станет образной, яркой и меткой, если вы обогатите её фразеологизмами с использованием деепричастий.

-Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки.

-В чём, по-вашему, ошибка в построении данного предложения:

Найдя лодку, радость охватила туристов.

-Получается бессмыслица (лодку нашла радость). Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц.

-Это предложение следовало построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались.

(И основное действие - обрадовались, и добавочное- найдя совершают туристы.)

-Работа с дидактическим материалом. У учащихся на парте карточка:

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.

1) Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами;

б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия;

б) на рассвете был назначен сбор.

-Повторим, как правильно построить предложение с деепричастием.

V.Закрепление изученного.

Работа с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского (цветная вклейка в учебник)

- Что изображено на картине?

- Какие цвета преобладают?

- Как называют художников, изображающих на своих картинах море?

- Помня о выразительности деепричастий, правилах построения с ними предложений, опишите выразительно и точно, что вы видите на картине.

-Зачитайте.

VI. Домашнее задание.

(дифференцированное: редактирование предложений или поиск деепричастий как средства художественной выразительности).

VII.Рефлексия

-Я узнал...

-Каким образом получили знания?

Самоанализ урока русского языка
Мотивационный блок

Завершением изучения каждой из самостоятельных частей речи в УМК под редакцией М.М.Разумовской является урок, выясняющий, как и с какой целью они используются в речи. Логическим завершением темы «Деепричастие» является данный урок, тема которого «Употребление деепричастий в речи».

Цели урока

1) образовательные

  • вооружить основами знаний об употреблении деепричастий в речи,

  • формировать умение узнавать деепричастия, находить их в тексте,

  • тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия;

2)развивающие

  • стимулировать и развивать лингвистическую компетенцию, языковое чутьё, все виды речевой деятельности (навыки слушания, говорения, чтения, письма),

  • способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, словесно-логического мышления);

3)воспитательные

  • воспитывать представление о прекрасном в языке и речи, потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, на примере использования деепричастий,

  • воспитывать любовь к языку и желание им заниматься.


Конкретная цель данного урока - научить употреблять деепричастия в речи.

В соответствии с заявленной темой и целями мной выбран урок изучения нового материала.

На протяжении всего урока осуществляю мотивацию (радость познания родного языка через открытие в нём деепричастия как средства выразительности; возможность предупредить собственную ошибку путём редактирования чужих; шанс улучшить качество творческих работ, придавая им особую выразительность).

Содержательный блок

1. Направленность урока на изучение языка подчёркивается формулировкой темы, то есть существование деепричастия как особой формы глагола в языке, речи (не только формирование системных знаний о деепричастии с необходимыми умениями и навыками, но и работа по речевому развитию учащихся: привитие норм употребления деепричастий в речи, наблюдение за фактами их использования в речевой практике, тренировка в самостоятельном употреблении школьниками деепричастий). Изучаемый материал проходит через все разделы науки о языке: фонетику, морфемику, словообразование, лексику, морфологию, стилистику, синтаксис и пунктуацию, поддерживая внутрипредметные связи. Межпредметные связи устанавливаю при работе с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского, знакомлю с термином маринисты. Изучение строю на синтаксической основе (синтаксическая роль, употребление в контексте).

2. Направленность урока на формирование навыков владения языком.

  • Формирование орфографических и пунктуационных навыков с помощью системы упражнений (письмо по памяти, самоконтроль при проверке упражнений, дидактический материал), в основе сознательное усвоение теории (докажи, попробуй догадаться, объясни, пронаблюдай).

  • Развитие речи

-обогащение словарного запаса (фразеологизмы, термин маринисты),

-соблюдение норм употребления деепричастий,

-поддержание культуры речевого общения во время урока,

-использование всех видов речевой деятельности (слушание учителя и учащихся, говорение, чтение упражнения, письмо по памяти, деформированный текст).

  • Грам. разбор (транскрибирование, морфемный разбор, морфологический разбор, частичный синтаксический разбор).

Процессуальный блок.

Выбор методов (слово учителя, беседа, анализ языка) и приёмов (письмо по памяти, редактирование) соответствуют целям урока и его теме, предусматривают долю самостоятельности и частично-поисковый метод.

Своей задачей на уроке считаю создание ситуации успеха и психологического комфорта, стимулирование и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.


К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, ... а)усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconМетодическая разработка урока русского языка (6 класс) Тема: «Правописание...
«Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, плакат с рисунком к слову газета, плакат с изображением дерева, учебник...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconТема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка ( 3 класс)
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconТематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
Дации Методической лаборатории русского языка и литературы Московского Института Открытого Образования к учебнику «Русский язык»...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник русского языка для 6 класса, авторами которого являются М....
Аннотация на рабочую программу по русскому языку в 6 классе, составленную на основе программы общеобразовательных учреждений: Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «Нормы употребления имен существительных»
Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Часть 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд.,- м.: Мнемозина,2009
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка Тема: Приставка как часть слова
Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconКонспект урока русского языка в 9 классе Учитель
Учебник: : Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и...
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconМетодическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский...
Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений iconУрок русского языка
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск