Литература





Скачать 466.5 Kb.
НазваниеЛитература
страница1/3
Дата публикации25.06.2014
Размер466.5 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
  1   2   3


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ЛУГАНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА

ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ОСВІТИ Й ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ

Міжпредметні зв’язки, їх роль у формуванні системи географічних знань

Випускна робота

з географії

вчителя Городищенської ЗОШ І-ІІІ ступенів

Біловодської районної ради

Луганської області

Шептульової Олени Миколаївни

Луганськ 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

І.Межпредметные связи в содержании обучения………………………... 6

1.1. Дидактические основы межпредметных связей……………………...6

1.2. Сущность понятия межпредметных связей. Их функции…………... 7

1.3. Классификация межпредметных связей…………………………….. 9

ІІ.Общая методика реализации межпредметных связей в

обучении географии……………………………………………………….. 16

2.1. Планирование и пути реализации межпредметных связей в

обучении географии ……………………………………………………. . 17

2.2.Виды межпредметных связей в содержании

обучения географии ……………………………………………………... ..17

2.3. Урок с межпредметными связями ………………………………….. ..22

Заключение…………………………………………………………………..36

Литература …………………………………………………………………..38

Введение

Поиски эффективных путей повышения идейно-воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей.

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Прогрессивные педагоги различных эпох Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы « голове ученика для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания»

Все стороны целостного мировоззрения личности, отражая реальную взаимосвязь явлений объективного мира, находятся в единстве, и в предметном обучении должны быть обеспечены тесные межпредметные связи, раскрываемые взаимообусловленность науки о природе, обществе и мышлении человека.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технический знаний.
Цели работы:

  1. изучить современные требования к установлению межпредметных связей;

  2. ознайомиться с основними направлениями межпредметных связей при обучении географии;

  3. раскрыть основные пути совершенствования процесса обучения с помощью межпредметных связей;

  4. изучить особенности организации урока с межпредметными связями.

Задачи работы:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

  2. изучить современные требования к установлению межпредметных связей в действующих школьных учебных программах;

  3. изучить опыт работы учителей по осуществлению межпредметных связей;

  4. проанализировать уроки с точки зрения осуществления межпредметных связей;

  5. ознакомиться с классификацией видов межпредметных связей

Структура работы
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы вопроса, раскрыта сущность понятия «межпредметные связи», рассмотрены их основные виды.

Во второй главе показана актуальность использования межпредметных знаний на уроках географии, рассмотрены связи географии с различными предметами, обобщен опыт работы учителей - новаторов по новой теме, приведены фрагменты уроков.
Обзор литературы
Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в литературе.

В книге Максимовой В.Н. « Межпредметные связи в процессе обучения» (5) рассмотрены основы использования межпредметных связей в процессе обучения, рекомендуются пути их реализации в преподавании учебных дисциплин в школе.

В пособии « Общая методика обучения химии Л.А.Цветкова (8) дана типология межпредметных связей, рассмотрены общие вопросы методики осуществления межпредметных связей.

В работе Зверева И.Д, Максимовой В.Н. « Межпредметные связи в современной школе (7) определены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе, средства их реализации, разработана методика планирования и проведения комплексных форм организации обучения.

І.Межпредметные связи в содержании обучения

1.1. Дидактические основы межпредметных связей.

Наука - это и результат познания и деятельность по приобретению новых знаний. Учебный предмет – это единство знаний, методов и отношений, формирующихся в процессе изучения определенной науки, отрасли человеческой деятельности.

Учебная деятельность – дидактическая основа межпредметных связей.

Учебный предмет неотделим от учебной деятельности. Сущность учебной деятельности многие исследователи видят в усвоении учащимися объективных продуктов социального опыта: общенаучные концепции и понятия, которые подлежат усвоению современными школьниками с помощью межпредметных связей. Познавательная деятельность ориентирована на «открытие» новых знаний и способов.

Межпредметные связи по линии познавательной деятельности заключены в решении на уроках по разным учебным предметам однотипных познавательных задач, нацеленных на усвоение аналогичных по своей структуре знаний ( теорий, законов, понятий).

Приобретаемые учащимися познавательные умения под влиянием межпредметных связей становятся обобщенными, общепредметными и межпредметными.

Таким образом, учебный предмет и учебная деятельность являются дидактическими основами определения межпредметных связей именно потому, что они как системные объекты процесса обучения представляют собой единство общего и особенного. Общность структурных компонентов учебных предметов и учебной деятельности служит источником межпредметных связей в процессе обучения. Поэтому межпредметные связи в обучении могут осуществляться в основных направлениях:

1)формирование необходимых для становления мировоззрения ученика систем понятий с опорой на научные факты, теории, законы, идеи, общие для смежных научных областей; 2) формирование общих для смежных предметов умений, на которых базируются более сложные методы усвоения идейных связей между предметами; 3) формирование на базе обобщенных знаний и умений верного оценочного отношения к предметным знаниям; 4)формирование политехнических знаний основ наук на практике( 2,9)
1.2.Сущность понятия межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин», или такое: « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Все выше перечисленные определения конечно верно, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.

Вопросы исторического развития идеи межпредметных связей отражены в работах И.Д.Зверева, П.М.Иванова, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития. Зарождение и развитие педагогической идеи межпредметных связей зависело от прогресса научного знания. Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных знаний и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского. Они подходили к проблеме межпредметных связей с различных позиций, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний о мире.

Актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Он отмечал, что «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия общие многим, а иные и всем наукам .»

Проблема взаимосвязей между отдельными дисциплинами является наиболее важной, т.к. их установление способствует выявлению действительных связей между предметами и явлениями природы, формированию целостной картины природы в мировоззрении ребенка.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. «Межпредметные связи, отражая в учебном пороцессе связи реальной действительности, являются выражением закономерности объективного мира и в силу своего философского и дидактического значения определяют содержание, методы и формы обучения…» (9,11)

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. (6,8)

1.3. Классификация межпредметных связей

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то выделяют следующие формы связей:

1. по составу.

2. по направлению действия.

3. по способу взаимодействия направляющих элементов. (Схема 1)

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей: 1) содержательные; 2) операционные; 3) методические; 4) организационные. Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей. (См. Таб.1).

Во второй форме выделяем основные типы межпредметных связей по направлению действия. Обозначим соотносящиеся стороны связи условно буквами A, B, C, D и т.д. В случае если В направлено к А , то будем иметь одностороннюю связь, если В и С направлены к А , то эта связь будет двусторонней, если же B, C, D… и т.д. будут направлены к А, то эта связь будет многосторонней . Все эти типы связей могут быть прямыми (действовать в одном направлении) и обратными, или восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и обратном. Например - прямая односторонняя связь; - двусторонняя обратная, или восстановительная связь.

В третьей форме межпредметных связей, по временному фактору, выделяют следующие типы связей: 1) хронологические;

2) хронометрические.

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления.

Хронометрические – это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Схема1


Ф О Р М Ы



ПО СОСТАВУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЯ

ПО СПОСОБУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАПРВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Т И П Ы

- ПРЯМЫЕ

- ОБРАТНЫЕ

- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ

- ПРИЕМСТВЕННЫЕ

- СИНХРОННЫЕ

- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ

- ЛОКАЛЬНЫЕ

- СРЕДНЕДЕЙСТВУЮЩИЕ

- ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ



В И Д Ы

Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей.(См. Табл.1). Таблица 1.

Классификация межпредметных связей.


Формы

Межпредметных связей

Типы

Межпредметных связей

Виды

Межпредметных связей


1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2) операционные

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению

  1. Односторонние,

  2. Двусторонние,

  3. Многосторонние

Прямые; обратные,

Или восстановительные




3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)



1) хронологические

2) хронометрические


1) преемственные

2) синхронные

3) перспективные

1) локальные

2) среднедействующие

3) длительно действующие

Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

  1. является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

  2. Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

  1. какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

  2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

  3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления


межпредметных связей.

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет

аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи

(связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии…), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на основе межпредметных связей происходит особенно интенсивно, когда учителя осуществляют многообразные виды этих связей в комплексе.

В дидактической теории межпредметных связей выделены три основные их группы:

  1. Содержательно – информационные – по видам знаний ( научные: фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические);

  2. Операционно-деятельностные – по видам умений

( познавательные,практические, ценностно- ориентационные) ;

3)организационно- методические – по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Проблемный подход к систематизации межпредметных связей, их многообразие в учебно-воспитательном процессе привели к необходимости группировки видов связей по содержанию, по умениям и способам их реализации при изучении определенных блоков знаний – комплексных учебных проблем, общепредметных теорий, обобщенных структурных элементов учебных предметов, учебных тем, к необходимости осуществления совокупности межпредметных связей разных видов при формировании систем понятий, при изучении целостной учебной проблемы

Организационно-методические межпредметные связи.

№ п/п

Критерий группировки

Вид МПС

1

Способ усвоения

Репродуктивные, поисковые, творческие

2.

Широта осуществления

Внутрицикловые, межцикловые

3.

Хронология реализации

Преемственные, сопутствующие, перспективные

4.

Способ установления

Односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные

5.

Постоянство реализации

Эпизодические, периодические, систематические

6.

Форма организации

Поурочные, тематические, комплексные

Комплексные межпредметные связи способствуют интенсификации учебно- воспитательного процесса, более емкому восприятию ранородной информации, объединенной общей идеей и сконцентрированной во времени

( 10, 38)

Теоретические связи. Теория – это система научных знаний в определенной предметной области. В теории отражена взаимосвязь научных фактов, понятий, законов, следствий. Межпредметные теоретические связи означают поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных учащимися на уроках по родственным предметам, с целью усвоения ими теории как единого целого ( в том объеме, в каком теория отражена в учебных программах)

Обобщение с помощью межпредметных связей естественнонаучных теорий и законов позволяет представить учащимся каждую теорию и каждый закон как частные случаи более широких теорий и законов У учащихся развивается диалектический метод мышления.

Философские связи. При изучении конкретных явлений природы в предметах естественнонаучного цикла перед учащимися обнажается реальная диалектика развития материи. Важно обобщить конкретно-

научные и философские представления о мире.

Обобщающую функцию выполняют межпредметные философские знания. Они помогают учащимся овладеть ведущими идеями диалектики, усвоить их как метод познания и преобразования материального мира.

Одновременно с философским обобщением знаний необходимо развитие диалектического мышления учащихся. Особое значение при этом приобретает овладение категориями диалектики: общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление.( 9, 18)

Идеологические связи. Идеология – система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Межпредметные связи – это одно из средств комплексного подхода к воспитанию, когда осуществляется единая, согласованная работа преподавателей всех учебных предметов, ставящих целью идейное воспитание молодежи, что достигается раскрытием общего идейного содержания основ наук. Идеологические межпредметные связи – это синтез идеологических знаний, включенных в содержание предметов разных циклов. Такие связи направлены на формирование ценностного отношения учащихся к миру.« Если ценностные отношения складываются на основе научных знаний, то оно истинно, достоверно и объективно»

Разделение межпредметных связей на названные виды имеет относительный характер Каждый более высокий последующий уровень ( вид) связей является обобщением предшествующих, а каждый предшествующий служит опорой для конкретизации более высоких уровней межпредметных связей. Теоретические, философские, идеологические знания приобретают методологический характер в процессе познавательной деятельности учащихся, когда отношение этих знаний к познанию, методы, научные подходы становятся специальными объектами изучения. Условно можно выделить методологические знания, т. е. знания о способах познания, которые также вырабатываются на основе межпредметных знаний.

В практической же работе учителей нужен такой принцип реализации всего многообразия межпредметных знаний, который мог бы обеспечить единство их функций на основе взаимосвязи знаний, способов деятельности и отношений. В качестве такого принципа можно выдвинуть проблемность как способ организации учебных знаний в систему на основе общепредметных мировоззренческих идей и как способ организации активной деятельности, обеспечивающий личностный характер их усвоения школьниками.(1)

Для того, чтобы использовать межпредметные связи в практике преподавания, необходимо знать, какие типы контактов между предметами существуют и какие дидактические цели можно достигнуть, используя каждый из них.

В настоящее время существует три различных подхода к выявлению типов межпредметных связей.

Одни авторы учитывают информационные ( понятийные) критерии. Они выделяют следующие типы связей: понятийно- временная связь между предметами, которая выражается в расположении отдельных программных тем и вопросов в определенном порядке и помогает использовать полученные учащимися знания при раскрытии новых понятий смежных дисциплин; одностороння связь, которая предполагает использование знаний учащихся по другим предметам для более глубокого раскрытия темы изучаемого предмета.

В других работах авторы подходят к типизации связей с позиции временных критериев. Ими выделяются предшествующие связи; определяемые учебной информацией одного предмета, которая может быть использована в последующие периоды учебного времени в другом предмете, сопутствующие, которые определяются тем, что учебная информация различных учебных дисциплин может быть использована в совпадающие ( синхронные) периоды учебного времени.

В третьей группе работ объединяются временные и информационные критерии. В этих работах выделяют такие типы связей, как:

а)фактические ; б) понятийные; в)теоретические.

Различные критерии типизации показывают, что межпредметные как педагогическое явление имеет несколько аспектов.

Главные из них – содержательный и временной . Этим важным аспектом и подчинена типизация связей.(3,7)

В процессе практического использования межпредметных связей удобно воспользоваться типизацией, основанной на информационном критерии. Руководствуясь им, можно определить следующие типы связей: связи по родственным вопросам и теориям, которые раскрываются в курсах смежных дисциплин; связи, объединяющие законы частных наук в более общие философские понятия; связи по методам эксперимента и практическим действиям учащихся; связи расчетно-измерительного характера, предполагающие общность методов измерений и расчетов. (4, 11)

ІІ.Общая методика реализации межпредметных связей в обучении географии

2.1.Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии

Использование межпредметных связей - один из самых сложных методических задач учителя географии. Оно требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями физики, химии, биологии, истории, экономики; посещение открытых уроков, совместного планирования уроков и т. д.
Учитель географии с учетом обще школьного плана учебно - методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в курсах географии. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
1. Изучение опорных тем и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно - популярной и методической литературы.
2. Поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов.
3. Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках.
4. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.
5. Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.


2.2 Виды межпредметных связей в содержании обучения географии

Межпредметные связки с биологией и другими предметами естественного цикла
С изучения оболочек Земли начинается в географии последовательное формирование научной картины мира. Оболочки нашей планеты (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) тесно взаимодействуют друг с другом, и их взаимодействие формирует крупнейший природный комплекс нашей планеты - географическую оболочку. В процессе их развития в них происходят различные физические, химические, биологические явления и процессы, поэтому качественное усвоение учащимися курса общей физической географии невозможно без ИСПОЛЬЗОВАНИЯ межпредметных связей с курсами природоведения и биологии.
Например, при изучении темы «Гидросфера», можно опираться на знания учащихся, полученные при изучении природоведения в классе. Учащимся известно о роли воды в природе, круговорот воды, свойства воды.
Знания, умения и навыки, полученные в курсе биологии помогут учащимся лучше понять основные закономерности географической оболочки.
Цель использования межпредметных связей с с биологией состоит в привитии ученикам чувство ответственности за сохранение многообразия растительного и животного мира на нашей планете, понимание того, что человек и природа должны сосуществовать в гармонии. Значительное внимание должно уделяться экологическому воспитанию.
Вопросы развития нашей планеты освещается на уроках географии как формирование материков и океанических впадин, горных систем и равнин. Однако необходимо помнить, что вместе с формированием рельефа нашей планеты формировался растительный и животный мир. В физической географии мира и Украины важное место должно отводиться вопросам распространения животных, их роли в природе и жизни человека, необходимости охраны и рационального использования природы. Понятие о разнообразии эволюции растительности и животного мира, его рациональному использованию являются общими для курсов физической географии мира, географии Украины и биологии.
Одним из основных методических приемов реализации межпредметных связей является использовании познавательных задач, содержание которых предусматривает установление и усвоение связей между знаниями и умениями по различным учебным предметам и определяется учебно - воспитательными целями уроков. Познавательные задачи могут быть представлены репродуктивными и проблемными вопросами межпредметного содержания, упражнениями на применение знаний по разным предметам, качественными и количественными задачами
Например, репродуктивные вопросы межпредметного содержания, направленные на видтвореня учащимися знаний по теме «Австралия»:
- Что такое эндемичные виды? (Биология).
Эндемичные виды - это растения и животные, проживающие только на определенной территории, и больше нигде не встречаются.
- Какие эндемичные виды животных живут в Австралии? (Биология, география)
Кенгуру, коала, комбат, утконос, ехидна и др.
- Почему в Австралии так много эндемичных видов? (География).
Австралия после раскола материка Гондвана долгое время была в изоляции от других материков, что обусловило своеобразие растительного и животного мира.
При систематическом проведении данной работы учащиеся учатся сами составлять вопросы, требующие для ответов знаний по другим предметам.
Проблемные вопросы, содержащие видимое или скрытое познавательное противоречие, требуют от учащихся более высокого, поискового или творческого уровня мыслительной активности.
В специально составленных межпредметных задачах является условие или вопрос (проблема), для решения которой необходимо осуществить «цепочка» суждений. Например, задание: «Некоторые крупные морские птицы часто« сопровождают »корабли, преследуя их часами. но даже сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь вместе с теплоходами с малой затратой энергии, летя большую часть пути с неподвижными крыльями. За счет которой энергии перемещаются в данном случае птицы? »
При возникновении затруднений у учащихся учитель помогает решить задачу с помощью логических вопросов:
- За счет либо энергии движутся суда?
(Энергия топлива, которая осуществляет работу двигателя).
- Куда направляются потоки нагретого в результате работы двигателя?
(Вверх, путем конвекции - физика).
- Какой вид полета используют птицы, если есть постоянные восходящие потоки теплого воздуха?
(Парящий. Значит, перемещение птиц в конечном счете осуществляется за счет топлива, которое частично переходит в тепловую энергию).
Расчетные задачи можно использовать как из учебников смежных предметов, так и составлять учителю самому.

Межпредметные связки с математикой

Важное место в общей физической географии принадлежит решению математических задач. Так, в шестом классе при изучении темы «Атмосфера», учащимся предлагаются следующие задачи:
- Определите, какая будет температура воздуха на вершине горы высотой 1600 м, если у подножия она составляет +22 º
- Давление воздуха у подножия горы на высоте 500 м над уровнем моря - 700 мм рт. века, а на вершине - 620 мм рт. ст. Определите абсолютную и относительную высоту вершины горы.
- Определите давление и температуру воздуха на вершине г. Говерлы, если у подножия (на высоте 400 м над уровнем моря) огня соответственно составляют 730 мм рт. ст. и +18 º С.
При решении задач такого типа присутствуют не только межпредметные связи с математикой, но и внутрипредметни, ведь ученики, проводя математические вычисления, поторяють пройденный материал по темам «Литосфера» и «Способы изображения Земли».
В данном случае можно предложить учителю математики использовать такие задачи на своих уроках. Таким образом намного эффективнее будет усвоения учащимися теоретического материала и приобретения определенных практических умений и навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизнедеятельности.
При выполнении практических работ по теме «Атмосфера», учащиеся обрабатывают результаты наблюдений за погодой, применяя полученные знания по математике для построения графиков и диаграмм, в частности - розы ветров, графика изменения температур за определенный период, диаграммы облачности.
Особое место в курсе физической географии отведено начальным сведениям о картографию. Так в шестом классе изучается тема «План местности» и «Географическая карта», а в восьмом классе - «Карты - источники географических знаний», «Картографические проекции», «Топографические карты». Изучение этих тем неразрывно связано с применением математики.
В шестом классе можно предложить следующие задачи:
- Сколько времени нужно мотоциклисту, чтобы проехать расстояние между населенными пунктами, если она на карте масштаба 1: 1000 000 составляет 10 см, а скорость мотоциклиста - 60 км / ч?
- Расстояние от Тернополя до Киева 480 км. Установите масштабы карт, если на них это расстояние составляет: а) 24 см, б) 8 см, в) 4,8 см.
В восьмом классе учащиеся решают следующие задачи:
- Определите площадь леса в гектарах, если он на топографической карте масштаба 1: 5000 имеет форму трапеции со сторонами 15 и 25 мм, высотой 18 мм.
- Какой будет масштаб топографической карты, если лес площадью 15, 6 га изображен на ней в виде трапеции с основаниями 25 и 11 мм и высотой 14 мм?
Конечно, решать задачи нужно и в курсе экономической и социальной географии Украины и мира. Здесь акцент нужно делать на экономических расчетах, определении эффективности той или иной хозяйственной деятельности, прогнозировании, ресурсообеспеченности т.д.
Решение математических задач и упражнений на уроках географии позволяет конкретизировать знания учащихся, способствует более глубокому усвоению и запоминанию учебного материала.

Межпредметные связки с историей и другими предметами гуманитарного цикла

Географию и историю можно считать родственными предметами. Недаром говорят, что экономическая и социальная география - это современная история. Ведь история изучает политическое устройство, население, хозяйство в прошлые времена, а география - в наше настоящее. Поэтому чрезвычайно важно использовать на уроках географии исторические данные о странах, которые изучаются. Как пример, можно привести урок восьмом классе на тему: «Формирование территории Украины».
На этапе актуализации опорных знаний используются следующие вопросы:
- Какие государства были на территории Украины в древнейшие времена?
- Назовите государства, которые в разные времена владели украинскими землями.
Объяснение нового материала осуществляется по следующему плану:
1. Древнейшие государства на территории Украины.
(Использовать настенную карту "Административно-территориальное устройство Украины и украинские этнические земли").
План рассказа:
- Кочевые народы на территории Украины (киммерийцы, скифы, сарматы).
- Города - государства древней Греции.
2. Государства и политические образования украинского народа.
а) Первая украинское государство - Киевская Русь;
б) Украинское казацкое государство XVII - XVIII вв.
Ученики рассматривают карту атласа и сравнивают размеры казацкого государства времен Богдана Хмельницкого и Гетманщины с размерами современной страны, называют государства, которые граничили с тогдашней Украины.
в) Восстановление украинской государственности в 1917 - 1920 годах.
С помощью соответствующей карты атласа ученики знакомятся с государственными образованиями во время I мировой войны: УНР, ЗУНР, государством Павла Скоропадского. При этом учителю следует обратить внимание учащихся на границы, а также объяснить их изменение в зависимости от политической и военной ситуации.
г) Формирование территории Украины в составе Советского Союза (1921 - 1991г.)
Работа по такому плану:
1. Рассмотреть карту атласа и найти ответ на вопрос:
- В составе каких государств находилась территория Украины с 1921 по 1939 год?;
- Какие города были столицами советской Украине?
2. Найти на карте атласа и записать в тетради годы присоединения в состав Украины таких территорий:
- Западноукраинских земель;
- Северной Буковины и Южной Бессарабии;
- Закарпатье;
- Крымского полуострова.
Найти на карте атласа этнические территории Украины, переданы советской властью во владение другим государствам.
При изучении отдельных стран с курса экономической и социальной географии мира можно использовать межпредметные связи с другими предметами гуманитарного цикла. Например: урок на тему «Великобритания. Экономико - географическая характеристика ».
Актуализация опорных знаний учащихся:
Что известно о Великобритании по другим предметам?
(Ученики приводят основные сведения по истории, правоведения, зарубежной литературе и английскому языку: островная страна, по форме правления - парламентская монархия, делится на четыре исторические области, архитектурные памятники - Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство и т.д.).
Мотивация деятельности:
Сегодня речь пойдет о стране, знакомую вам с уроков истории, мировой литературы, английского языка. Эта страна дала миру Шекспира и Чарльза Диккенса, легендарных Робина Гуда и Шерлока Холмса, загадочный Стоунхендж и прославленный «Битлз».
В данном случае используются знания учащихся по зарубежной литературе, истории, английского языка.
На уроках целесообразно использовать также художественные произведения, народные предания и легенды, которые способствуют повышению интереса, развитию воображения, лучшему восприятию и запоминанию.
В шестом классе при изучении темы «Реки» можно, например, использовать отрывки из произведений украинской литературы:

Водопад
Слышите рокота?
Слышите рев?
Прут поскользнулся с обрыва!
Видите:
падающийся лев
Волной пенится грива.
Падает в пропасть,
к черту,
В отчаянии устремляется стремительно.
А утес безразлична -
Такая как ты,
Когда я прохожу
Мимо.
В. Лучук.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Литература iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск