Рабочая программа по географии в 10 классе
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);
География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2004.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».
Учебно-тематический план:
№ раздела
| Наименование разделов
| Всего часов
| 10 класс
|
|
| 1.
| Современные методы географических исследований.
| 2
| 2.
| Современная политическая карта мира.
| 6
| 3.
| Природа и человек в современном мире.
| 6
| 4.
| Население мира
| 5
| 5.
| НТР и мировое хозяйство
| 4
| 6.
| География мирового хозяйства
| 10
|
| ИТОГО:
| 33+1 резерв
| В программу внесены следующие изменения:
Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала в предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).
В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.
В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.
За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.
Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).
Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.
Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый уровень).
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)
УМК по данному курсу включает в себя:
Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»
Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г
Атлас для 10 класса
Контурные карты для 10 класса.
Тематическое планирование
уроков по курсу экономической и социальной географии мира
в 10 классе
1 ч. в неделю, 34 ч в год
(учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)
Общее распределение тем.
1. Современные методы географических исследований. 2
2. Современная политическая карта мира. 6
3. Природа и человек в современном мире. 6
4. Население мира 5
5. НТР и мировое хозяйство 4
6. География мирового хозяйства 10
ИТОГО: 33+1
Практические работы.
№1 «Характеристика ПГП страны»
№2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
№3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.- 2ч.
|
|
|
|
| 1
|
| Положение географии в системе наук.
| вводный
| С.5-7
| 2
|
| Современные методы географических исследований.
| Комбиниров
|
| Раздел 2. Современная политическая карта мира- 6ч.
|
|
|
|
| 2
|
| 1. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Международные отношения и изменения в полит.карте мира.
| Обзорная лекция
| С.13-16
| 3
|
| 2. Разнообразие стран. Типология стран мира.
| Комбиниров
| С.9-13, з. 1
| 4
|
| 3. Государственный строй. Формы правления и административно-территориальное устройства стран.
| Комбиниров
| С.16-18,
| 5
|
| 4.Влияние международных отношений на ПКМ. Политическая география и геополитика
| Урок-диалог
| С. 13-16, 18-19,
| 6
|
| 5. Практ. раб. №1 «Характеристика ПГП страны»
| практикум
| С.18-19
|
|
| 6. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»
| Урок контроля и коррекции знаний
|
| Раздел 3. Природа и человек в современном мире-6ч.
|
|
|
|
|
|
| 1. Взаимодействие общества и природы. Гео.среда. Мировые природные ресурсы.
| Урок-диалог
| С.23-25
|
|
| 2.Виды ресурсов. Минеральные ресурсы.
| Комбиниров
| С.26-29
|
|
| 3. Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
| практикум
| С.22-32,
26-37
|
|
| 4.Оценка мировых природных ресурсов
| Комбиниров
| С.43-45
|
|
| 5.Загрязнение природы и охрана окружающей среды
| Семинар
| С.38-45,з.10
|
|
| 6. Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»
| Урок контроля и систематизации знаний
|
| Раздел 4. Население мира- 5ч.
|
|
|
|
|
|
| 1. Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство. Демографическая политика
| Лекция
| С. 51-60,
|
|
| 2. Состав (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав.
| Комбиниров
| С. 60-67
|
|
| 3. Размещение и миграции населения. Урбанизация
| Урок-диалог
| С.67-73
|
|
| 4. Практ. раб №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»
| практикум
|
|
|
| 5. Зачёт по теме «Население мира»
| Урок контроля и систематизации знаний
|
| Раздел 5. НТР и мировое хозяйство- 4ч.
|
|
|
|
|
|
| 1. НТР. Характерные черты и составные части
| Лекция
| С. 83-88
|
|
| 2. Мировое хозяйство. МГРТ.
| Лекция
| С. 88-92
|
|
| 3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
| Комбиниров
| С. 92-99
|
|
| 4. Факторы размещения производительных сил.
| Самост.изуч. темы
| С.103-105
С.108-109
| Раздел 6. География мирового хозяйства- 10ч.
|
|
|
|
|
|
| 1. Общая характеристика промышленности мира
| Лекция
| С.111-112
|
|
| 2.Топливно – энергетический комплекс мира. Топливная промышленность
| Комбиниров
| С.112-117
|
|
| 3. Электроэнергетика.
| Комбиниров
| С. 117-119
|
|
| 4. Горнодобывающая промышленность. Металлургия .
| Комбиниров
| С. 119-121
|
|
| 5. Машиностроение. Химическая промышленность
| Комбиниров
| С.121-125
|
|
| 6. Лесная, легкая, пищевая отрасли
| Комбиниров
| С.121-126
|
|
| 7. Сельское хозяйство. Рыболовство мира
| Комбиниров
| С. 126-136
|
|
| 8. География мирового транспорта.
| Лекция
| С.136-143
|
|
| 9. Всемирные экономические отношения.
| лекция
| С. 143-145
|
|
| 10.Зачет по теме «География мирового хозяйства»
| Урок контроля и систематизации знаний
|
| |