Урока: Соли. Тип урока





Скачать 118.41 Kb.
НазваниеУрока: Соли. Тип урока
Дата публикации09.07.2014
Размер118.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Евстефеева Л.А. учитель химии

Ермалаева М.Н. учитель географии

МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка

Воскресенского района

Саратовской области»

Тема урока: Соли.

Тип урока: Бинарный урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией.

Цели урока:

1. Обобщить и повторить с учащимися пройденный материал о солях. Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков. Способствовать формированию знаний о значении и применении солей;

2.Показать учащимся межпредметную связь и практическую направленность изучаемого материала. Продолжить формирование умения работать с книгой, навыка самоконтроля, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков,

3. Формировать у учащихся правильную речь прививать интерес к предмету, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, презентация, наборы горные породы: мел, известняк, мрамор, апатиты, фосфориты; физическая карта России, физическая карта Саратовской области, видео: а/сталлактиты и сталлагмиты, б/ о. Баскунчак, в/коралловые рифы Фосфорные удобрения: суперфосфат, фосфоритная мука, аммофос. ; стаканы с солями-NaCl, Ca3(PO4)2, CaCO3, вода, ст. палочки. По три стакана с номерами с кислотой, щёлочью, солью. Индикатор.Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2010.

Электронные ресурсы:

http://www.turizmvnn.ru/cont/show/7899/

http://www.list7i.ru/?mod=boards&id=40

http://lubatovo.narod.ru/sol.html

http://allmighty.do100verno.com/blog/963/12634

http://saltyhouse2007.narod.ru/curious_information.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E5%E7%ED%FB%E5_%E8%F1%EA%EE%EF%E0%E5%EC%FB%E5_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

http://mi.aup.ru/res/35/562949979153235.html

http://www.youtube.com/watch?v=1Mbn91ZEL0g

http://www.youtube.com/watch?v=CzHgDzPxjAw

http://www.youtube.com/watch?v=61zCJVEayLU

http://www.youtube.com/watch?v=DEnUw-D_c88


Эпиграф: «Среди всех солей самая главная та,

которую мы называем просто солью»

А.Е Ферсман.

ХОД УРОКА (45 минут)

1.Организационный момент урока (2 мин)

Учитель химии: «Слеп физик без математики, сухорук без химии», - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И.Вернадский продолжил эту мысль словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками».
Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между двумя науками: география, химия. Такие разные на первый взгляд науки имеют много общего.

Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку:
Хлориды и нитраты,

 Сульфаты, карбонаты

 Я без труда и боли

 Объединю в класс...»

(Ответ: Соли)

Темой нашего урока будут « соли». Сегодня на уроке мы повторим составление формул солей, их названия, практическое применение некоторых из них, проведем небольшую практическую работу по распознаванию соли. Мы покажем значение солей в живой и неживой природе.


2.Химическая разминка (12 мин.)

1.Какие вещества называются солями?

2. На доске: NaCl, CaCO3, AgNO3, CuSO4, MgSO4, Na2CO3, BeCl2, BaSO4, CaCl2, Ca3(PO4)2, NaI

а) Прочитать формулы солей

б ) Назвать соли

3. Составить формулы солей: Задания на карточках

1вариант




Na+

Ca2+

Al3+

Cl-










PO43-










2вариант




Fe3+

K+

Mg2+

SO42-










NO3-










Взаимопроверка по ответам на доске.

3.  Соли в окружающем мире (25мин.)(сведения из Интернет, дополнительной литературы)

Учитель химии: Давайте поговорим о практическом значении некоторых солей, которые представлены на доске. На нашей планете около 100 минералов и разновидностей, которые можно назвать солями. Но Поваренная соль –соль №1. Хлорид натрия NaCI — хорошо растворимая в воде соль, известна под названием поваренная соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Соль применяется в медицине, косметологии, в быту, в химической промышленности: производство хлора, натрия, каустической соды.1/4 расходуется на предотвращение обледенения автомобильных дорог и конечно является ценным пищевым продуктом.
Сейчас никто из нас с вами не придаёт ей особого внимания и трудно представить, что в прежние времена ей поклонялись , ей дорожили как золотом, на её поиски отправлялись в дальние странствия. За 5 плиток этой соли в Эфиопии можно было купить раба. Легионеры Древнего Рима получали жалованье этим веществом.

Что вам известно о ней?

Выступление ученика:
NaCl - единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Когда живые организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую хлоридом натрия среду, в которой жили, на бедную этой солью среду – на сушу. Поэтому живому организму необходимо искать NaCl в крови другого животного, как это делают хищники. Или добывать в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
NaCl стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Недостаток его в организме вызывает головокружение, обмороки, нарушение работы сердца, снижение аппетита, уменьшение воды в крови и органах, сокращение выделения пищеварительного сока.

Учитель географии: На уроках географии мы рассматриваем NaCl как минерал. А что такое минерал?
(Минерал – это природное соединение химических элементов, образовавшееся естественным путем без вмешательства человека)

показ видеоряда соли

NaCl – минерал галит (от греческого «галс» – соль). Полупрозрачен, со стеклянным блеском, бесцветен, но примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета.

Вопрос: отчего зависит цвет соли?

(Красивая голубоватая и фиолетовая окраска некоторых галитов связана с воздействием на них радиоактивных лучей в природных залежах )
Есть два вида природных хранилищ соли – древние и современные. Древние, или ископаемые соляные месторождения, состоят из залежей, которые образовались много миллионов лет назад. Нередко они занимают площади в десятки и сотни квадратных километров. И при этом обладают мощностью до 1 км и более.

Учитель географии: Но поскольку мы с вами изучаем географию нашей Родины, то хотелось бы поговорить о залежах и методах добычи соли у нас.

Работа с картой: На физической карте России найдем месторождения соли, назовем их и покажем.

В Прикаспии такие соляные купола имеют глубину 9-10 км. Место выхода некоторых куполов прикрыто озерами. Современные месторождения – соляные озера и бассейны, в которых осаждение солей началось сравнительно недавно и еще продолжается. У нас соляной пояс – от низовья Дуная до Забайкалья. К числу современных соляных бассейнов относятся заливы Черного, Азовского и Каспийского молей, озера Эльтон, Баскунчак (Пермская, Оренбургская, Волгоградская области дают основную часть всей добычи соли России). (Показ на карте).
Показ видео : 1. Соледобыча на оз.Баскунчак

2. соляная пещера в Польше


А чем знаменито озеро Эльтон?

Когда-то через Покровскую слободу (г.Энгельс) пролегала Великая соляная дорога – нынче проспект Строителей; а начиналась она на Ю.-В. в трехстах верстах от озера Эльтон

Герб Энгельсского муниципального образования представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности золотой геральдический щит с изображением идущего чёрного быка с червлёными глазами, языком, рогами и копытами, на спину которого поставлена червлёная (красная) чаша с серебряной горкой соли. В знак принадлежности Энгельсского муниципального образования к Саратовской области в щит помещена лазоревая (синяя, голубая) вольная часть с тремя серебряными стерлядями, расположенными в виде вилообразного креста. Золотое поле герба символизирует традиционные хлебные богатства Заволжья. Обременённый солонкой бык напоминает о том, что Покровская слобода была основана как важный перевалочный пункт на пути поставки соли с озер Эльтон и Баскунчак".

.
Учитель географии:

Опыт: (на столе 2 банки с водой : 1 банка- 42 ⁰I₀₀, 2 банка-65⁰⁄₀₀, картофелина)

Как можно определить, что в одной банки соли больше, чем в другой?

Где еще применяется соль? В качестве чего? Есть ли еще места на планете, где соли в избытке?

Вывод: Поваренная соль является не только минералом, необходимым для хозяйственной деятельности людей, но и местом, где люди могут отдохнуть и набраться сил.

Видео «Мертвое море»

Физкультминутка

Учитель химии:

Пословицы и поговорки:
Значение соли отражено в пословицах, поговорках, обычаях. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.
1.Без соли стол кривой (Говорится тогда, когда к столу не подана соль).
2.Недосол на столе, а пересол на спине.

3. Друг друга узнать - вместе пуд соли съесть.
4.» Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»

5.»И без золота прожить можно, а без соли нельзя»
А теперь давайте вернемся к самому слову «соль»

Как по-английски слово соль? (salt)

Учитель географии:

В названиях многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль:

Сальцбург (Германия)
Солт-Лейк-Сити (США,штат Юта)

В названиях русских городов так же встречается слово «соль»:

Соль-Илецк (Город расположен в 70 км от Оренбурга)

Соликамск (Пермский край)

Усолье (Пермский край)

Усолье-Сибирское, (Иркутская область)

Во всех этих городах происходит добыча соли.

Мы с вами говорили о поваренной соли.

Но не все соли солены! Давайте познакомимся с другими солями.

Учитель химии:

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец мрамор,
Славен именем Карара,
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен и умел
Младший мягкий братец мел
Как рисует, посмотри,
Это CaCO3!

Учитель географии:

О каких полезных ископаемых говориться в этом стихотворении?

На столе в коробочках лежат п/и. Необходимо определить, что это за п/и, их свойства

( мел, известняк, мрамор) из чего они произошли? Чем они отличаются и чем они схожи? Где применяются? (По плану: название, твердость, блеск, плотность, кристалическое ли)

(Это белое твердое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Это и школьный мел, мрамор, яичная скорлупа, жемчуг)

Видеоряд : применение мела, известняка, мрамора.

Вопрос: А в Саратовской области встречаются эти п/и? где? (Работа по картам Саратовской области и по карте на доске)

(видеоряд «Меловые горы» г.Хвалынск, «Змеевы горы» г.Вольск)

Где еще в мире можно встретить эти полезные ископаемые?

Учитель географии:

Карбонат кальция – это сталактиты и сталагмиты. Когда подземные воды растворяют соли (гипс, известняки, доломиты) образуются карстовые котловины, воронки, пещеры. (От названия известнякового плато Карст на северо-востоке от горы Триест на побережье Адриатического моря, где они были изучены впервые). На дне и потолке многих пещер можно найти твердые окаменевшие формы. Вода просачивается через трещины пород, которые она растворяет. Так образуется сосулька, свешивающаяся с потолка – сталактит. А навстречу ей снизу растет другая, более широкая и плоская – сталагмит. Срастаясь, они образую целый ансамбль колонн.

Видеоряд: 1.сталлактиты, сталлагмиты

2.Коралловые рифы. Вопрос : чем они опасны?

( Карбонат кальция входит в состав наружного скелета морских звезд, кораллов, раковин, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов, которые, отмирая, опускаются на дно и скапливаются там, постепенно превращаясь в залежи известняка и мрамора).

Недавно мы изучали понятие «известкование» почв. Давайте вспомним, что оно обозначает?

Ученик. Земледельцы давно заметили, что на почве, посыпанной известняком, растения чувствуют себя лучше. Особенно это важно для молодых растений. Без кальциевых солей их корни делаются вялыми, быстро загнивают. Потому-то молодое растение жадно впитывает в себя эти соли, ему надо окрепнуть. А к старости в стволе и корнях накапливается много кальциевых солей. Они и придают деревьям прочность.


Учитель химии: Известняки применяются для стекольного, фарфорового , резинового, мыловаренного производства, а также для производства соды.
Са3(РО4)2
Следующее вещество, относящееся к классу соли это:
Са3(РО4)2— это основа минералов фосфоритов и апатитов.
. Это твердое белое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Нам известно, что это главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов.
Фосфат кальция содержится в мышцах, нервах, особенно необходим для построения скелета ребенка. Он является одним из компонентов зубных паст. Нехватка этой соли в организме человека и животного приводит к заболеванию рахитом. Источниками фосфата кальция являются такие продукты, как сыр, говядина, печень, рыба, белый хлеб, яйца, молоко, йогурт.
Из фосфоритов и апатитов производят необходимые в сельском хозяйстве фосфорные удобрения, без которых, в свою очередь, было бы невозможно получение высоких урожаев: фосфорная мука, суперфосфаты, аммофос. (показ удобрений)

Учитель географии: На карте России найдите месторождения апатитов, фосфоритов и назовите, где они находятся.


4.Практическая работа (1мин.)

Учитель химии:
Задание: Вам выданы три пробирки, в которых находится кислота, щелочь и соль. С помощью универсального индикатора определить, в какой пробирке находится соль.

Техника безопасности: Вы работаете с кислотами, щелочами. Следует помнить, что вещества нельзя подносить близко к лицу, пробовать на вкус, проливать на кожу и одежду.


5. Самостоятельная работа . (2мин.)


Учитель химии: Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу. Я прочту небольшой текст, а ваша задача выписать формулы названных мной солей и географических названий.

Многие минералы, входящие в состав литосферы, являются солями. Только геологи дали этим минералам свои, геологические названия.

Минерал чилийская селитра представляет собой нитрат натрия. Свое название он получил по названию страны, имеющей большие запасы чилийской селитры.

Кольский полуостров богат фосфорными рудами, в частности, апатитом. Это ни что иное, как фосфат кальция. Вблизи огромного месторождения построен город, который так и называется: Апатиты.

Когда-то территория нашей Саратовской области была дном мирового океана. Известковые панцири морских моллюсков, раковин, рачков представляют собой карбонат кальция. Отмирая, морские обитатели опускались на дно, их скелетные ткани образовывали огромные пласты минерала – известняка. Он широко используется в промышленности и строительстве.

  1. Практические советы .(1мин.)

Учитель химии и учитель географии поочереди:

  1. Чтоб знания о солях вы могли использовать в повседневной жизни, мы хотим дать вам несколько полезных советов.

  2. Чтобы белье лучше отстиралось, а цветное при стирке не полиняло, его необходимо предварительно замочить на несколько часов в соленой воде.

  3. Чтобы защитить мясо, рыбу, овощи от порчи, необходимо обильно посыпать их солью.

  4. Чтобы луковая муха не повредила лук, нужно полить его солёной водой.

  5. Чтобы комнатные растения лучше росли, поливайте их водой , настоянной на яичной скорлупе.



7. Рефлексия:(2мин.)

Притча.

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как на каторге?
(Поднимают красные кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают зеленые кружочки.)


  1. Выставление оценок, д/задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка...
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация»
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока: Соли. Тип урока iconУрока Цели урока: Образовательные
Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо)
Урока: Соли. Тип урока iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний
Урока: Соли. Тип урока iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Обязательный минимум содержания...

Урока: Соли. Тип урока iconУрока: «The tour around Britain» Тип урока
Разработка урока английского языка в 9 классе с использованием информационно-компьютерных технологий
Урока: Соли. Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Представление о мифологии. Осознание роли древнегреческих мифов в развитии европейской культуры
Урока: Соли. Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов
Урока: Соли. Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Технологическая карта темы: «Советский Союз во второй мировой войне (1941 – 1945гг.)»
Урока: Соли. Тип урока iconУрок Тип урока
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урока: Соли. Тип урока iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск