Урока Тема урока «свойства горных пород»





Скачать 127.29 Kb.
НазваниеУрока Тема урока «свойства горных пород»
Дата публикации18.07.2014
Размер127.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Центрального района г. Волгограда

Методическая разработка интегрированного урока

Тема урока «СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД»

7 класс

Автор: Усик Инна Владимировна /учитель географии МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Соавтор: Коннова Ольга Васильевна /учитель физики МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Продолжительность: 40 мин.

Цель: Обобщить знания учащихся о значении и свойствах горных пород, необходимые для применения в хозяйственной деятельности человека.

Образовательные задачи:закрепить знания о свойствах и классификации горных пород, умения определять свойства горных пород (плотность веществ).

Развивающие задачи:способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Воспитательные задачи: способствовать формированию сплоченности и культуры общения учащихся при коллективной работе.

Форма проведения урока: групповая с элементами игры.

Методические материалы, технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, весы с разновесами, мерные цилиндры с водой (мензурки),коллекции горных пород, плакат «Горные породы»,презентации обучающихся: «Чудеса света», «Применение камня», «Декоративно-поделочные камни», презентация учителя: «Горные породы» - минута красоты.

Содержание урока

  1. Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока.

  2. Основная часть:а) повторение учебного материала – свойства горных пород, определяющие их потребительские характеристики,б) лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела», в) работа в группах.

  3. Заключительная часть:а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.




Цели, задачи, этапов

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель: подвести учащихся через актуализацию ранее полученных знаний к формулированию целей урока.

задачи: создание позитивной мотивации работы на уроке.

IОрганизационный момент.

Эпитет урока:«Учение без размышлениябесполезно, но и размышление без учения опасно» Конфуций

Минута красоты-демонстрация изображений горных пород под музыкальное сопровождение.

История человечества связана с применением натурального камня. Натуральный камень - древнейший строительный материал. Из него возводили в основном культовые, оборонительные и дворцовые сооружения, многие из которых считаются чудесами света.

Современный человек использует камень не только в строительстве, но и в других сферах человеческой деятельности.

-Как использует человек камень?

-Что такое горные породы?

-На какие группы по происхождению делятся все горные породы?

-Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?

Происхождение горных пород влияет на их свойства. У каждого камня есть свои особенности, которые объясняются его физическими свойствами. Свойства горных пород определяют их использование в различных сферах человеческой деятельности.- Итак,Сегодня мы проводим не совсем обычный урок:«Свойства горных пород»

IОрганизационный момент

Учащиеся при входе в класс, распределяются в 4 группы. На столе лежат комплекты заданий: шаблоны таблиц, символы групп: указатели с надписями руководитель группы,теоретик,  лаборант, специалист по технике безопасности (элементы ролевой игры).Выбирают роль в группе (Приложение1)

Минута красоты-просмотр иллюстраций горных пород.

Отвечают на вопросы

-строительство, отделка интерьера, украшения, в медицине, как удобрения;

-природные образования, состоящие из отдельных минералов;

-магматические, метаморфические, осадочные;

-образовались непосредственно из магмы.

- образовались в результате разрушения изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных организмов, как химические осадки, образующиеся в процессе высыхания озер и заливов.

-образовались путем превращения изверженных и осадочных горных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов.
Формулируют цель урока:

Обобщить знания о значении и свойствах горных пород, необходимые для применения в хозяйственной деятельности человека.

Цель: побудить учащихся к активности при повторении и совершенствовании ранее изученного материала.

IIОсновная часть:а) повторение учебного материала. Проводит беседу.

Природа подарила камню неповторимый цвет и рисунок, а одна из важнейших потребительских характеристик камня — прочность, плотность износостойкость и, как следствие, долговечность.

-Как вы думаете, каким свойствам горных пород уделяется большое внимание в практическом применении?

А еще важны плотность, пористость и др. свойства. Плотность- плотность — это масса единичного объема вещества. От этого показателя зависит вес конструкции: чем выше плотность камня, тем конструкция будет тяжелее. Плотность зависит от пористости породы и минералов, входящих в ее состав.

IIОсновная часть: а) повторение учебного материала.

Ответы учащихся:

Декоративность - важное свойство горных пород, позволяющее использовать их в качестве облицовочного материала, — декоративность. Имеется в виду эстетическая привлекательность природного камня, в первую очередь его цвет и рисунок.

Прочность - если говорить об использовании натурального камня в строительстве, то в этом смысле одним из важнейших его свойств является прочность, от которой зависит износостойкость материала. Чем прочнее камень, тем дольше он прослужит.

Пористость- от пористости зависит водопоглощение. А это основной показатель, влияющий на долговечность материала.

Цель: научиться на практике определять свойства горных пород (плотность веществ)

б) лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела». Для удачного применения камня необходимо уметь определять свойства горных пород. На уроках физики мы познакомились с понятием «плотность вещества». Вспомним, какими способами можно определить плотность вещества?

Проводит инструктаж по технике безопасности. (Приложение 2)

б) лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела».

Руководитель группы получает бланк для выполнения работы, лаборант – коллекции горных пород, и группы приступают к выполнению лабораторной работы (Приложение 3)

Цель: организовать работу групп

в) работа в группах. Оценивает работу обучающихся в группах. Оценивание опережающего задания обучающихся.

в) работа в группах. Каждая группа заполняет обобщающую таблицу.(Приложение4) Презентация обучающимися дополнительного задания : «Применение камня», «Декоративно-поделочные камни».

Цель: оценить уровень усвоения обучающими учебного материала.

IIIЗаключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка диагностичности цели урока.

Итак, ребята, с какими физическими свойствами камня вы познакомились?

Какое свойство горных пород вы научились определять самостоятельно?

Для чего необходимо уметь определять свойства горных пород? (Цель достигнута)
б) рефлексия. «Пьедестал почета»

д) домашнее задание.

Спасибо за урок.- Урок окончен.

IIIЗаключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка диагностичности цели урока.

б) рефлексия: обучающиеся оценивают результаты работы на уроке.

д) домашнее задание: применение натурального камня в Волгоградской области.

Планируемые результаты: учащиеся называют свойства горных пород, определяют плотность горных пород, объясняют происхождение горных пород в природе, приводят примеры использования горных пород в различных сферах человеческой деятельности, придерживаются правил безопасности при выполнении практических работ, фиксации результатов наблюдений.

  1. Список литературы (источников) для учащихся.

  • Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. Физическая география. 6 класс. – М.: Русское слово, 2012.

  • Лебединский В.И. , Кириченко Л.П. Книга о камне. - М.: Недра, 1988.

  • Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2004.

  • Соболевский В.И. Замечательные минералы: Кн. Для учащихся. - 2 -е изд., доп. - М.: Просвещение, 1983.

  1. Список литературы для педагогов.

  • ДроновВ.П. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007.

  • За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

  • Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7—9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений — 24-е изд. — М. : Просвещение, 2010

  • http://geo.metodist.ru, http://gorn-por.ru/


Приложения

Приложение № 1

Инструктивная карта «Выбери свою роль в группе»

Предварительно класс делится на творческие группы по 4 человека, в состав которых входят:руководитель группы (получение задания, определение цели работы, планирование работы группы, подведение итогов работы), теоретик  (определение цели работы, планирование эксперимента, теоретические вопросы работы), лаборант (получение  образцов, проверка оборудования), специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы).
Приложение № 2

Инструктивная карта «Инструктаж по технике безопасности.»

Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы «Определение плотности твердого тела на примере минералов и горных пород» При выполнении работы нужно оставаться на своем рабочем месте, быть внимательным и сосредоточенным. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашу весов, а груз - на левую, делать это осторожно, чтобы не повредить образцы минералов и горных пород. Маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то не ясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

Приложение № 3

Инструктивная карта

Лабораторная работа:«Определение плотности твёрдого тела на примере минералов и горных пород»

Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить.

Указания к работе.

  1. Измерьте массу тела с помощью рычажных весов.

  2. Измерьте объём предложенного образца с помощью мензурки.

  3. Рассчитайте плотность образца.

  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.

Таблица 1

№ опыта

масса образца, г

начальный объём воды в мензурке, см3

объём воды и образца, см3

объём образца, см3

плотность образца







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Повторите опыт с первым образцом, изменив начальный объём воды в мензурке.

  2. Проделайте два подобных опыта с другим образцом.

  3. Сравните полученные результаты с данными справочника (см. таблица 2) и сделайте вывод.

  4. Вывод:   Таблица 2

вещество

плотность
















Приложение № 4

Инструктивная карта «Свойства горных пород»

1.Цвет.( Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.)

2.Прозрачность. (Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные — не пропускающие солнечных лучей; прозрачные - пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие - пропускающие свет подобно матовому стеклу.)

3.Блеск (показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска - матовые.)

4.Излом (определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый).

5.Твердость ( способность противостоять внешнему механическому воздействию. Шкала твердости (шкала Мооса) Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов.

Минерал

Твердость

Тальк

1

Гипс

2

Кальцит

3

Флюорит

4

Апатит

5

Ортоклаз

6

Кварц

7

Топаз

8

Корунд

9

Алмаз

10


Для определения твердости минералов можно пользоваться распространенными предметами:

Твёрдостью 1 обладает графит; 2 - 2,5 - ноготь; 4 - железный гвоздь; 5 - стекло; 5,5 - 6 - стальной нож, игла; более твердые предметы встречаются редко.)
Инструктивная карта. Обобщающая таблица.

По результатам заполнения таблицы оценивается работа группы.

Название

горной породы

Происхождение

Свойства горных пород

Область применения

Цвет

Блеск

Твердость

Плотность




  гранит

 

 

 

 

 

 

Песчаник



















Мрамор



















Халцедон



















Базальт



















Кварцит



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема урока «свойства горных пород» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconУрок: география. Землеведение. 5 класс. (Фгос) Тема урока: Разнообразие горных пород
На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconМетодическая разработка урока по алгебре в 10 классе Тема урока:...
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущая идея (цель) урока: раскрытие особенностей образования горных пород (осадочных, магматических и метаморфических) и их использования...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconУрок географии в 6 классе. Тема: Рельеф суши. Горы
...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconУрока Тема урока Тип урока. Методы и технологии обучения
Дать первоначальные представления о предмете химии,начать формирование умения характеризовать свойства веществ
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconТема : Дополнительные свойства умножения и деления
Сегодня тема нашего урока «Дополнительные свойства умножения и деления». Цель этого урока: повторить и обобщить основные и дополнительные...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconУрока по геометрии в 7 классе. Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника
Рассмотреть свойства равнобедренного треугольника и показать их применение на практике
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconПлан урока тема урока «Нефть»
...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconТема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconУрока Тема урока Часы
Познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание понятий «технология»,...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconПлан урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: введение понятий «магма» и «магматические, осадочные, метаморфические горные породы», формирование умений работы с образцами...
Урока Тема урока «свойства горных пород» iconРазработка открытого урока по физике «Строение вещества. Молекулы»
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск