Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер82.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

г. о. Саранск


Тема урока:
«Классификация горных пород,

слагающих земную кору»

Выполнила: учитель географии

высшей квалификационной категории

Проняшина Вера Викторовна


Тема урока: «Классификация горных пород, слагающих земную кору»

Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод

Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность.

Оборудование: коробочка, коллекция горных пород на каждой парте, карта Республики Мордовия, карточки: «Земная кора», «Горные породы», «Минералы», «Полезные ископаемые», лупы, инструктивные карточки, путевой дневник-тетрадь, кристаллы, выращенные учениками (в форме ожерелья), слайдовая презентация.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

  1. Ход урока:

Введение Слайд № 1_

А) - Что такое мир? – спросила маленькая рыбка.

- Я плавала везде и я знаю, что такое мир, - ответила рыба-мать. Это просто очень, очень много воды.
Б) - Что такое мир? – спросил свою мать белый медвежонок.

- Мир? – задумалась белая медведица. Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними. Да, да это так… Я была везде и я это знаю.
В) - Что такое мир? – переспросила верблюдица, прикусывая сухую колючку.

- Это просто очень, очень много песка, и я это знаю.
Г) - Смешная сказка, - сказала малышка. На самом деле мир совсем не такой… Я – то это знаю, хотя мало где пока побывала.

Мы тоже пока мало где ещё побывали и тем интереснее изучение географии с её тайнами и открытиями.
!!!!!!!!!! На моем столе, в этой красивой коробочке спрятана тайна. Хотите, я вам её открою?
!!!!!!!!! Тогда отгадайте три загадки, чтобы увидеть её содержимое.

-Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберёшься (мел)

-Чёрен, как ворон, а греет, как солнце (уголь).

-Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
?????? Что общего у всех этих объектов? Каким общим термином мы их назовём? (горные породы)

Так вы догадались, что за тайну мы будем открывать с вами на уроке?
Слайд №2 Тема нашего урока «Классификация горных пород»
Слайд № 3 «ВСПОМНИМ, УЗНАЕМ, НАУЧИМСЯ»

Мы вспомним, какие горные породы вы знаете, узнаем, что такое минералы и горные породы и как они образуются, а также будем учиться определять свойства горных пород.
Слайд № 4

Три клада у природы есть:
земля, вода и воздух –

Три её основы

Какая бы ни грянула беда,

Мир возродится снова…

Во время работы на уроке все свои наблюдения вы будете отражать в своей тетради.

Сегодня я приглашаю вас на поиски клада, в мир камня, в царство минералов и горных пород.
Слайд №5: Посмотрите, какая красота! Нам с вами предстоит разгадать где и как она образуется.

Будьте внимательны, ведь в конце урока вам предстоит самим познакомиться с горными породами и минералами и выяснить, что они собой представляют. Итак, в путь!

Устно!!(не листая слайд)

Слайд №6:

Держу я камень на ладони

И не спешу его бросать

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать.

???????? Вспомните:Устно!!(не листая слайд)

Из чего состоит земная кора?

Какие вы знаете горные породы?

Где они используются?

Какие горные породы использовали рабочие для строительства нашей школы? (Гипс, кирпич, глину, мел, песок, краски минеральные)

А какие горные породы использует человек, да и каждый из вас, в быту? (уголь, газ, нефть:(бензин, лаки, краски, духи, маргарин…), гранит, базальт, мел, песок, глину, кирпич)…

Сахар, соль, вода, горчица – это тоже минералы. Например, горчицу можно использовать при подкопах, т.к. она обладает огромной взрывчатой

силой. Из неё делают мины.

Слайд №7: фото гор( земная кора-гор породы-минералы) Посмотрите, у вас на столе лежит гранит, как он выглядит, из чего состоит? ???????? Что вы увидели? (Гранит состоит из минералов - слюда, шпат)

СЛАЙД № 8 Гранит – горная порода, состоящая из минералов.
Слово «КАМЕНЬ» с древнего латинского языка переводится как «МИНЕРА», а к нам дошло как «МИНЕРАЛ»? Что же такое «МИНЕРАЛ»?
Слайд № 9 (Запись в тетрадь определения)

Минералы есть везде: и Луна, наша ближайшая соседка, и метеориты - пришельцы из космоса состоят из минералов, и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и вода в море, и нарядные снежинки - тоже минералы. Минералы – вездесущи. Найдите в своей коллекции гранит – это горная порода. Состоит из минералов.

«Камень – чудо природы и тайна её». Горные породы состоят из минералов.
Слайд № 10: «В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать». А. Ферсман

!!!!!!! Ребята, а вы не задумывались, как возникли эти горные породы?

У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других - в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.

Давайте вместе с вами узнаем, как и где образуются горные породы. И какие они имеют названия? – таблицу готовят в тетради (берут заготовку)
Слайд № 11: «Горные породы»

Пред нами - немая схема. И наша задача – заставить её говорить.

Мы должны выяснить, на какие группы по происхождению делятся горные породы, почему они так называются?

!!!!!!!!О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты.

????? Что же такое магма? (расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму).

В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и др.

??Как называются породы, образованные из обломков других горных пород?

?? Почему ОНИ ИМЕЮТ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ? (Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше.)
Слайд №18 :Послушайте отрывок из повести Пришвина «Кладовая солнца».
Слайд№19: вопросы:

?????????Об образовании какого полезного ископаемого идёт речь? (Торф).

???????? - Из чего состоит торф?

Такое же происхождение имеет уголь, нефть, известняк, мел – состоят из остатков организмов, населявших когда-то древние моря.
!!!!!Посмотрите на это чудо природы (ожерелье из соли)- из чего образовано оно?



Слайд №20: (закрепление): на какие группы делятся осадочные горные породы? (Это соли, гипс, которые оседают на дне водоёмов)
!!!!! !Слайд №21: Проверьте, правильно ли вы заполнили схему «Горные породы»: магматич + осад.
Слайд №22 – читать не нажимая слайд!

Чтобы узнать, как ещё могут образоваться горные породы, и заполнить схему до конца, давайте дослушаем сказку о братьях:

продолжение СКАЗКИ:

Прощаясь с братьями, ветер им сказал: « А если земле-матушке взбредёт в голову ваши гранитные остатки и вовсе в недра опустить да пропечь там хорошенько, может получиться и вовсе другой камень-гнейс» - нажать
Слайд №23 «Скачут» (Схема МЕТАМОРФИЧСЕКИЕ ПОРОДЫ):

То есть на большой глубине под влиянием высокого давления и высокой температуры одни породы могут превращаться в другие.

Породы, которые образуются из других – называются метаморфическими. «Метаморфоз» - превращение
Слайд №24 вопросы: в каких условиях образуются метаморфические горные породы?
Слайд №23 «Классификация горных пород»
Слайд №24: Горные породы бывают не только твёрдые, бывают жидкие (вода), газообразные.

????????? Как вы думаете, какие горные породы залегают в глубинах, а какие на поверхности?
Слайд №25: (диаграмма)

????????Каких же горных пород на планете больше? Давайте посмотрим, из каких горных пород состоит наша Земля?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд №_26:

Чем больше вглядываешься в камень, тем глубже он затягивает вас в глубину очарования.

Репин И.Е.

Практическая работа. Заполнить таблицу. ( дневник):

Название породы

Плотная или пористая

Масса

Блеск

Твёрдость

1













2













Вывод. Чем отличаются осадочные породы от метаморфических?

!!!!!!!!! У меня в руках известняк, он найден на территории Мордовии. Из чего образован известняк? Каким образом он оказался на территории нашей республики? Что нам расскажет старичок – известнячок о родном крае?
Слайд №_27

«Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю».

Ю.К. Ефремов

!!!!! Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. Вместе с этой быстрокрылой бабочкой давайте совершим путешествие по Мордовии, и выясним, чем богата наша родная земля.

(в слайде «карта Мордовии», - летит бабочка)
Слайд №28: карта РМ и пол. ископ.

?????????? Что нового узнали о горных породах Мордовии?

Какие породы встречаются в РМ?

К какой группе по происхождению они относятся?

Где их применяют?
СЛАЙД № 29: ???? Что нового вы узнали на уроке (слайд – выводы):

  1. Горные породы отличаются разнообразием. Преобладают твёрдые, но есть жидкие и газообразные.

  2. Толща земной коры состоит из магматических и метаморфических пород, на поверхности -осадочные.

  3. Многие породы используются как полезные ископаемые.

Мои знания и умения Слайд №30:
А сейчас каждый положите на ладошку камешек, посмотрите и задумайтесь: вы соприкоснулись с частицей мира, возраст которого исчисляется млрд.лет А) В минуту грусти и тревоги

Б) Чтобы печали сбросить бремя

В) Кладите камни на ладони,

Г) У вас в руках застынет время.

СЛАЙД №_31: Чему научился?

Слайд 32: Домашнее задание: параграф 17; Придумать загадки о горных породах и минералах; продолжить наблюдения за погодой

слайд 33: спасибо за урок!

Заполнить схему:

Горные породы

__________________________________________________
Практическая работа.


Название породы

Плотная или пористая

Масса

Блеск

Твёрдость

1.

2.














Инструктивная карточка

1. Название породы.

2. Плотная или пористая.

3. Масса (тяжёлая или лёгкая).

4. Блеск (металлический, матовый, стеклянный)

5. Твёрдость (если на породе остаётся след от ногтя, то она мягкая, если чертится кварцем – твёрдая).
Краеведческая.

Какие горные породы залегают в недрах Мордовии?

Мои знания и умения:

1) Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому;

2) Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя;

3) Я понял(а) материал частично;

4) Я ничего не понял(а).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск