Использование краеведения на уроках географии





НазваниеИспользование краеведения на уроках географии
Дата публикации18.07.2014
Размер71.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Использование краеведения на уроках географии
Печерских Л.В – филиал МБОУ СОШ с.Тербуны в д.Васильевка
Краеведение - всестороннее изучение родного края, которое предос­тавляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего об­щественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, тра­диции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение - это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе, доступнее, - основа интереса к иссле­дованию большого мира, что помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации -воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать и их развитии, соци­ально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Вместе с тем в педагогических кругах нет единого видения понятия «краеведение». Наиболее распространённым является мнение о том, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное явление на данной территории. Но, несмотря на различное трактование понятия, большинство авторов сходятся на том, что «краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т.е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности» (С.А.Барков. Вопросы методики и истории географии.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии совпадают, А.С.Барков рассматривал краеведение как «малую географию», или, точнее, как «малое страноведение». Однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения литературного, исторического, зоологического и т.д.

На уроках географии краеведение играет большую роль, так как школьники совместно с учителем глубоко познают особенности природных

условий, населения и хозяйства своей местности, что, несомненно, способствует успешности в изучении размещения и развития процессов, явлений не только на региональном уровне, но и на глобальном. Таким образом, краеведение на уроках географии прежде всего изучение геогра­фии окружающей местности.

Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе, т.е. экскурсии.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками стоится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, города, села, района). На уроках в природе учащиеся учатся ориентироваться выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. В процессе краеведческой работы нами составлены различные планы местности, которые используем на уроках и во внеклассной работе.

На первых уроках организовываю ежедневные наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

В сентябре проводим экскурсию в природу для наблюдения за формами поверхности и водами своей местности. Это комплексная экскурсия. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы. Обращаем внимание на уникальность местного рельефа. Рассказываем о рельефе нашей местности, объясняем процессы его образования и развития его отдельных форм, показываем породы, слагающие рельеф. Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод, связь их с рельефом. Так прочнее усваиваются основные понятия о водах суши. Раздел «гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности. На основе ответов и знаний, полученных на экскурсии, я делаю обобщение.

Значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле даётся не отвлеченно, а на основе наблюдений.

С учащимися составили краеведческий уголок «Край родной, навек любимый», в котором рассказывается о природе нашего края. Последующий осмотр школьного краеведческого уголка расширит и укрепит знания непосредственных наблюдений учащихся, полученных на экскурсии, значение для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования, привлечение школьников к общественному полезному труду, охране вод, к наблюдениям за режимом водоёмов и т.д.

Весенняя экскурсия – завершающий этап начального курса физической географии. Её маршрут тот же, что и осенью, чтобы показать динамику природы, эрозионные процессы, отметить сезонные разливы и др.

В 7-8 классе также имеются возможности для сбора и использования конкретного краеведческого материала, но носят ограниченный характер. Работа направлена на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами, разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий.

Продолжаем наблюдения погоды, проводим экскурсию, на которой изучаем взаимодействие природных компонентов и подводим учащихся в выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, можно установить, какие места расположены на одинаковой широте и долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение изученной территории от родного края. Продолжается работа по охране природы. Во внеклассной работе проводим походы по родному краю, сбор почв, изготавливаем схемы, диаграммы, фотографируем природные и хозяйственные объекты, изучаем население, населенные пункты и т.д.

В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках мы рассматриваем практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния водохранилища или выявить самый загрязненный район и т.д.

В 9 классе продолжаем экскурсионное изучение родного края. Изучаем природно - территориальные комплексы, знакомимся с хозяйственной деятельностью населения. Большая часть краеведческого материала собирается при изучении местного производства.

Нами был собран материал по населению Липецкой области, Тербунского района, д.Васильевка. Оформлены папки по этому материалу.

В процессе занятий продолжаем сбор дополнительного краеведческого материала, иллюстративных пособий, методические рекомендации.

Из своей работы я делаю вывод:

 успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников;

 необходимо систематически изучать родной край, хорошо знать его;

 владеть навыками краеведческой работы с учащимися;

 самому учителю краеведение также приносит большую пользу – он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.

Таким образом, знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Фрагмент из урока по теме "Рельеф".

- Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с основными формами рельефа. Затем подвожу их к мысли о рельефе своей местности.

- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?

- Равнинный.

- Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?

- Повлияли внутренние и внешние силы.

После того, как я добиваюсь у учащихся удовлетворительного ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе нашей местности, подчеркиваю его разнообразие.

2.Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.

Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те горные породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми. Тут же выясняем, через какие горные породы просочилась вода.

Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.

Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.

На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.

В 8 кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу “Природный комплекс в руке”.

Фрагмент урока.

Урок я начинаю со вступления:

- Рука является символом человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.

Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч. Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК. Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.

Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование краеведения на уроках географии iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Использование краеведения на уроках географии iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Использование краеведения на уроках географии icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Использование краеведения на уроках географии iconНовые линии учебников географии, использование икт на уроках географии
Переход преподавания географии в 6, 10 и 11 классах на 35 часов, наличие соответствующих учебников
Использование краеведения на уроках географии icon«Использование межпредметных связей на уроках географии»
Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла
Использование краеведения на уроках географии icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Использование краеведения на уроках географии iconТема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи»
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Использование краеведения на уроках географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмо учителей географии «Использование технологии группового обучения на уроках географии»
Использование краеведения на уроках географии iconНа уроках географии через использование
Ечина Любовь Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная...
Использование краеведения на уроках географии iconМетодическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Использование краеведения на уроках географии iconИспользование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция...
Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция учителя географии
Использование краеведения на уроках географии iconПрограммы: Программа курса «Экономическая и социальная география...
Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии и краеведения моу комсомольской сош
Использование краеведения на уроках географии iconИспользование икт на уроках географии
Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов...
Использование краеведения на уроках географии iconИспользование интерактивных электронных карт на уроках географии
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Использование краеведения на уроках географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении...
Использование краеведения на уроках географии iconРеферат «Знаменитые жители села Ношено»
Кривоносов Виктор Михайлович преподаватель географии, биологии и краеведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск