Скачать 183.65 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Фурманова
Рабочая программа по литературному краеведению 7б класс Учитель: Степанова В.Л. г. Фурманов 2013-2014 учебный год
Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы школьного образования. Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. Вместе с тем опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности. Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Программа учебного курса «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью Ивановского края. Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена К.Д. Бальмонта, М.И. Цветаевой, Д.А. Фурманова, Д.Н. Семеновского, А.А. Барковой, М.А. Дудина и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов. Ценность литературного краеведения заключается и в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края. Цель курса: обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь. Цель курса определяет характер конкретных задач: -воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре; -сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций; -расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Ивановского края; -развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом. Программа курса подробно изложена в сборнике «Литературное краеведение. Методические рекомендации», Иваново, 2000. Рабочая программа учебного курса «Литературное краеведение» для учащихся 7-ых классов разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, примерной программы «Литературное краеведение», разработанной АУ Институт развития образования Ивановской области. На изучение литературного краеведения в 7-ом классе в соответствии с Региональным базисным учебным планом отводится 0,5 часа в год, т.е. 17 учебных часов. Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала. Формы занятия данного курса как традиционные - это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений. Содержание курса Введение (1 час) Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Ивановской области. Самостоятельная работа: запись тезисов лекции. Формы контроля: проверка записей в тетрадях «Русская провинция» (2 часоа) Истоки литературы Ивановского края. Родословная Ивановского края. Самобытные культурные и народные традиции края. Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе. Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»), литературный клуб «Парус» в Вичуге. Значение меценатства для развития «местной культуры». Самостоятельная работа: проекты Формы контроля: проверка самостоятельных работ. «Здесь родина моя». Основные этапы и вехи литературного развития конкретной местности: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты. Формы работы: заочная экскурсия по литературным местам, использование учебной презентации. Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам города и района». Формы контроля: заочная экскурсия по литературным местам, использование учебной презентации. Известные имена (3 часа) Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой. А.Н.Островский и Щелыково. Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр. Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации. Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского», «Островский – состави тель «Волжского словаря», «Островский – создатель Русского Национального театра» и др. К. Бальмонт и Шуя. Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. «Фейные сказки». Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Личностное начало в творчестве поэта. Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта. Бальмонт в оценках современников и критиков. Годы эмиграции как трагическая страница в биографии Бальмонта. Творческое наследие Бальмонта. Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (Приложение «К. Бальмонт и Шуя»). Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов. Род Цветаевых и Ивановский край. Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева. Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневниковость. Фольклорные мотивы, традиции городского «жестокого романса», частушек, а также образ родины, поэзии, любви в сборниках 1910-1920 гг. Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок», «История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому. Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»). Самостоятельная работа: создание творческой работы. Формы контроля: выступление на уроке. Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века (4 часа) Литература Ивановского края первой половины 20-х годов. Социально-общественные причины литературного подъёма в первые послереволюционные годы (выход альманахов, сборников «Начало», «Живописное слово», «Взмах», «Коробейники» и др., организация издательства «Основа»). Деятельность поэтического объединения при газете «Рабочий край» (Д. Семеновский, Д. Артамонов, И.Жижин, А. Баркова и др.). Рукописный журнал «Пустослов». Поддержка ивановских писателей со стороны М. Горького, А.А. Блока, А.К. Воронского. Д.М. Фурманов. Ивановский край и детские, юношеские годы Фурманова. Мечты о писательстве. Фурманов – комиссар Чапаевской диви зии. Роман «Чапаев». «Иваново-Вознесенские страницы» книги. А.Н. Благов . Жизненный и творческий путь поэта. Своеобразие поэтического почерка Благова. Поэма «Десять писем» как одно из лучших произведений поэта. Жизнь текстильного края в поэзии Благова 30-50-х годов. Э. Багрицкий, А. Твардовский о поэзии Благова. Д. Н. Семеновский. Детство и юность поэта. Раннее поэтическое творчество Семеновского. Темы родной природы, России. Фольклорные, библейские образы. («Микула», «На ярмарке», «Родина», «Пасха», «Леший» и др.). Тема родного края в поэзии Семеновского («Палех», «Юрьевец», «Артель», «Волга»). Формы контроля: выступление на уроке. Ивановское братство поэтов-фронтовиков (4 часа) Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне. Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др. Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева. Тема героического поколения в стихах Н. Майорова. Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова. Формы контроля: выступление на уроке. Новые имена (3 часа) «Ты уходишь в вечность…» (Жизнь и творчество Елены Рощиной). Судьба Елены Рощиной. Письма и дневники. Мотивы лирики М. Цветаевой в творчестве Е.Рощиной. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика. Учебная презентация «Елена Рощина». Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе. «Творчество без границ». Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов и др. 2.Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны: Знать: -основные этапы развития и события истории области; -содержание изученных произведений писателей; -личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью); -достижения культуры. Уметь: -освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка; -рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Ивановским краем; -давать описание исторических событий и памятников культуры; -объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям; -уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе; -уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом; -давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы). К ожидаемым результатам следует отнести: -факт осознанного продолжения изучения литературы Ивановского края и литературы вообще; -высокий уровень познавательной активности; -толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания. Краеведческое образование в школе - составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, содружество с родителями. Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы: -сотрудничество с учреждениями дополнительного образования; -участие в общероссийских, областных, городских акциях; -использование культурного потенциала края (музеи, библиотеки); -вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей. Отличие от примерной программы. Поскольку тема «Фольклор» подробно изучается как в начальной школе, так и в 5-7 классах на уроках литературы, музыки, то целесообразно увеличить часы на изучение темы «Творчество М.Дудина» 3.Учебно тематический план
4.Тематическое планирование
5.Список литературы и средства обучения
Технические средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD, музыкальный центр. |
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Закона Ивановской области «Об образовании», Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном... | Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Закона Ивановской области «Об образовании», Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном... | ||
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Конституции рф, Федерального закона «Об образовании», Закона Ивановской области «Об образовании» | Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Алтайском крае, решением Общелицейского родительского комитета (протокол №13 от 08. 05. 2013) и Совета лицея года протокол №5 от... | Руководство учреждения Протокол от 30. 08. 2013 г.№1 Протокол от 28. 08. 2013 г.№1 от 30 августа№205а/п | ||
«Детский сад территория здоровья» Вид конкурсной работы и название Анисимова Г. Г., Бауде Н. Д., Иванова Г. Н., Иванова Е. А., Тютчева О. Г., Ломанова Н. С | Л. Е. Иванова Протокол №1от 29. 08. 2013г Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устава школы, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год, Положением о промежуточной аттестации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол № от 2013 г. 2013 г. Приказ № от 2013 г | ||
Курсаковская средняя общеобразовательная школа Н. В. Иванова, 2013 с включением уроков по охране безопасности и жизнедеятельности учащихся. Настоящая рабочая программа разработана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол... | ||
Надежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013» Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель... | Программа кружка «Мои первые проекты» Протокол №1 от 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 года приказ №65-пд от 30 августа 2013 года | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Ноу впо «Российский новый университет» Иванова Карина Валериевна... Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:... |