Тематическое планирование уроков интегрированного курса «Окружающий мир» по программе А. А. Плешакова/ «Основы безопасности и жизнедеятельности»
3 класс Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели) Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Курс ОБЖ предназначен для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
Сегодня каждый человек на улице и в быту , на природе может встретиться с рядом опасностей , которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношения с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. – младшего школьника подстерегает множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и искалечивания детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными людьми. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного обучения ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, трудиться и играть. Важную роль в этом процессе может сыграть курс «Основы безопасности и жизнедеятельности»
Календарно-тематическое планирование окружающий мир/ОБЖ 3 класс
№
| Тема урока
| Деятельность ученика
| №
| Тема урока
| 1
| Природа . Ценность природы для людей
| Знакомиться с учебником и учебными пособиями для 3 класса. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; доказывать , пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала.
|
|
| 2
| Человек
| Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать , как возникают богатства внутреннего мира человека; отвечать на итоговые вопросы урока.
|
|
| 3
| Проект «Богатства, отданные людям»
| Определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной литературе; подбирать иллюстративный материал; изготавливать недостающие иллюстрации; оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.
|
|
| 4
| Общество
| Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, описывать по фотографии достопримечательности разных стран.
|
|
| 5
| Что такое экология
| Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы. Описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели.
|
|
| 6
| Природа в опасности! Охрана природы
| Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий. Объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить пимеры такого отношения из современной жизни
|
| ОБЖ Воздействие человека на природу
| 7
| Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа
|
|
|
| 8
| Тела, вещества, частицы
| Характеризовать понятия «тела», «частицы», «вещества». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения. Объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работать в группе: различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.
|
|
| 9
| Разнообразие веществ
| Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа: Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану. Различать сахар, соль и крахмал по характерным признакам. Формулировать выводы из изученного материала.
|
| ОБЖ Правила безопасности при использовании лабораторного оборудования
| 10
| Воздух и его охрана
| Анализировать схему с целью определенифя состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, осуществлять самопроверку.
|
|
| 11
| Вода
| Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. Обобщать информацию. Проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.
|
|
| 12
| Превращения и круговорот воды
| Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать тири состояния воды; Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя. Анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала.
|
|
| 13
| Берегите воду!
| Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике; сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматиривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения. Обсуждать способы экономного использования воды.
|
| ОБЖ Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию
| 14
| Что такое почва
| Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывать гипотезы о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы.
|
| ОБЖ Меры по охране почвы от разрушения
| 15
| Разнообразие растений
| Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны. Знакомиьться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы. Знакомиться по учебнику с понятием «виды растений». Использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. Определять растения с помощью атласа- определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.
|
|
| 16
| Солнце, растения и мы с вами
| Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. Выявлятть роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать , что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулировать выводы из изученного матерриала, отвечать на итоговые вопросы
|
|
| 17
| Размножение и развитие растений
| Характерризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Работать с терминологическим словариком.
|
|
| 18
| Охрана растений
| Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения»
|
| ОБЖ Меры охраны растений. Правила поведения вм природе
| 19
| Разнообразие животных
| Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных разных групп. С помощью атласа-определителя определять животных, изображенных на рисунках, и соотносить их к определенной группе.Работатьт с терминологическим словариком.
|
|
| 20
| Кто что ест
| Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных.Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.
|
|
| 21
| Проект « Разнообразие природы родного края»
| Определять цель и этапы работы; распределять обязанности; определять с помощью атласа растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии , зарисовки
|
|
| 22
| Размножение и развитие животных
| Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать , как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждать матерриалы книг « Зеленые страницы» «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком.
|
|
| 23
| Охрана животных
| Актуализировать знания оредких животных, Красной книге России, полученные в1-2 классах. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Определять животных, занесенных в Красную книгу России. Обсуждать меры по охране животных. С помощью эклогических знаков формклировать правила поведения в природе
|
| ОБЖ Меры по охране животного мира. Правила поведения в природе
| 24
| В царстве грибов
| Характеризовать строение шляпочных грибов. С помощью атласа различать съедобные/несъедобные грибы и ядовитые грибы. Моделировать различие грибов-двойников
|
| ОБЖ Правила сбора грибов
| 25
| Великий круговорот жизни
| Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. Рассказывать о круговороте веществ нам Земле.
|
|
| 26
| Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа
|
|
|
| 27
| Организм человека
| Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показыват рамположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словариком.
|
|
| 28
| Органы чувств
| Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознават предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулироватть правила гигиены органов чувств.
|
|
| |