Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»





Скачать 110.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Дата публикации22.03.2015
Размер110.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

  • Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения» утвержденной МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.

УМК обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.

Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

Изучение окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год - 68

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Распределение часов по темам


Тема раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по к/тем. планированию

Земля и человечество

10

10

Природа России

11

10

Наш край – часть большой страны

12

14

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

20

Современная Россия

8

9


На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 2.


№ урока

Дата

Тема урока

Виды работы

2




Планеты Солнечной системы.

Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве.

3




Звездное небо – Великая книга Природы.

Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.

4




Мир глазами географа.

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

5




Пояса Земли.

Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов.

11




Равнины и горы России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

12




Моря, озера и реки России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

13




Зона арктических пустынь.

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

14




Тундра.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

15




Леса России

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

17




Зона степей.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

18




Пустыни.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

19




У Черного моря.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

21




Наш край.

Определение положения Ульяновской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края.

24




Наши подземные богатства.

Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств.

32




Растениеводство в нашем крае.

Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля.

40




Жизнь древних славян.

Показ на исторической карте расселение древних славян.

41




Во времена Древней Руси.

Показ на исторической карте территорию Древней Руси.

42




Страна городов.

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов.

44




Трудные времена на Русской земле.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

46




Куликовская битва.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ


В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


Для реализации программного содержания используются:

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

  • Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

  • 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

  • 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающиймир 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

  • 3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

Для учителя:

  • Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

  • Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

  • «Я познаю мир» (энциклопедия)



MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс

Интернет-ресурсы.

  • КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «

  • Окружающий мир 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)


Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:




Тема «Земля и человечество».

Комплексная дидактическая цель:

знать:

  • - способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

  • - название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;

  • - об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете. уметь:

  • - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

  • - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;

  • - излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

  • - дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;

  • - определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения. развивать:

  • - умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами;

  • написать сообщение, реферат;

  • - самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план разбить текст на части, составить алгоритм ответа;

  • - слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать воспитывать:

  • - культуру общения; умение работать в паре, группе;

  • - ответственность, дисциплинированность, самостоятельность;

  • - интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;

  • - внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных...
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, гбоу сош №216, сао,города Москвы. Концепции...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна
Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий...
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск