Программа построена по концентрическому принципу





Скачать 121.71 Kb.
НазваниеПрограмма построена по концентрическому принципу
Дата публикации06.10.2014
Размер121.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
Основы безопасной жизнедеятельности

( 1 в неделю, 34 ч в году)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

        В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная

        Цели программы:

  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы:

  1. Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;

  2. Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

  3. Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу.

Программа является модифицированной.

Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • активные паузы/ проведение физкультминуток.

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.

  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.

  5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.

  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.

  8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.

  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.

  11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

  12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).

  13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

  14. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

  15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе.



I раздел – 12 ч. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

II раздел – 12 ч. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

Практические занятия – 10 ч.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

2. Основы здорового образа жизни.

Всего: 34







I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Безопасность и опасность  – что это такое?

Улица полна неожиданностей.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Это должны знать все!

Мы пассажиры.

Безопасность на воде.

Безопасность в помещении

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Что значит быть здоровым?

Практические занятия.

6

3

2

3

3

3

6

2

6

Итого

34


I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

  1. Условия безопасного поведения учащихся.

Безопасность и опасность  – что это такое?

        Безопасность. Опасность. Опасные ситуации: авария, природная катастрофа, пожар, экологическая катастрофа, производственная катастрофа. Источники опасности. Пар и кипяток. Электричество. Осторожность. Если ты потерялся в городе. Почему во время опасности нельзя теряться?

Улица полна неожиданностей.

Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Как вести себя с незнакомыми людьми. Безопасное поведение на лестничной площадке.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

        Дорожные знаки. Светофор. Сигналы регулирования дорожного движения.

Это должны знать все!

        Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Движение группами. Где можно и где нельзя играть? Службы-помощники (01, 02, 03, 04)

Мы пассажиры.

        Транспорт нашего города. Правила безопасного поведения в транспорте. Как лучше защитить себя во время аварии.

Безопасность на воде.

        Водоемы летом и зимой. Правила безопасного поведения на воде. Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении.

        Какие опасности нас подстерегают в помещении? Меры предосторожности при самообслуживании в классе, во время общественно-полезного труда. Меры предосторожности при обращении с огнем. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Практические занятия.

Игра «Определи, что неправильно делает мальчик». Правильно распределить режим дня. Игра-лабиринт «Определи безопасный предмет». Ролевая игра «Здравствуйте, я … (милиционер, пожарный, врач). Игра-лабиринт «Безопасный путь к самостоятельности». Разбор правильного движения группами. Что делать, если в школе возникнет пожар.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Что значит быть здоровым?

        Режим дня. Зарядка. Утренняя гигиена. Вечерняя гигиена. Правильное питание. Отдых. Виды отдыха. Прогулка. Как правильно смотреть телевизор.

Учащиеся должны знать:

  • О безопасности и опасности;

  • Светофор и его сигналы;

  • Правила поведения в транспорте;

  • Режим дня;

  • О правильном питании.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать элементарные правила пожарной и электробезопасности;

  • Соблюдать правильно режим дня;

  • Переходить улицу по сигналу светофора.

Календарно-тематический план

Iчетверть

IIчетверть



Дата

Ф/п

Кол-во часов

Название темы

Учебная задача

НДМ

Повторить

Межпредметная связь

1

13.11





1

ПДД.

Дома: окна, двери, лестница

Повторение ПДД. Актуализация знаний о правилах поведения в помещениях.

Предметные картинки, живой пример: окна, дверь, лестница

Правила дорожного движения

Устная речь, изо

2

20.11





1

Советы доктора воды. Друзья вода и мыло.

Повторить правила личной гигиены.

Мыло, вода




Чтение, устная речь

3

27.11





1

Как могут стать опасными домашние вещи?

Познакомить с правилами безопасного пользования электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.

Презентация




Чтение, устная речь

4

4.12





1

Огонь в доме. Как говорить по телефону.

Учить действиям при возникновении пожара, правилам поведения.

Презентация, игры, ситуации




Устная речь

5

11.12





1

«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Знакомство с профессией пожарного и его действиями.

Различные ситуации – игры.




Устная речь

6

18.12





1

Основные правила поведения и действия при пожаре.

Закрепление навыков правильного безопасного поведения на пожаре дома, в школе, на транспорте.

Картинки в действиях, раскраска.




Устная речь, изо

7

25.12





1

Обобщающий урок.

Систематизировать знания детей по пройденным темам.

Плакаты, игры




Устная речь, чтение


IIIчетверть



Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Словарная работа

Межпредметная связь

1

15.01




1

Что такое ЗОЖ.

Познакомить с понятием ЗОЖ

Предметные, сюжетные картинки




Живой мир

2

22.01




1

Откуда берутся болезни

Учить соблюдать правила личной гигиены.

Предметные картинки, презентация

Болезнь, микробы

Живой мир

3

29.01




1

Как вести себя во время болезни

Познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Правила гигиены.

Предметные картинки, презентация, плакат

Температура, жар, кашель, озноб

Живой мир

4

5.02




1

Осторожно, лекарство

Расширять знания о лекарствах и их назначениях.

Презентация

Лекарство

Чтение

живой мир математика

5

12.02




1

Обращение с предметами бытовой химии.

Познакомить с предметами бытовой химии и их назначениями

Предметы бытовой химии, презентация

Бытовая химия

Русский язык

живой мир

6

26.02




1

Правила хранения предметов бытовой химии.

Познакомить с правилами хранения предметов бытовой химии.

Презентация

Бытовая химия

Чтение,

русский язык

7

5.03




1

Первая помощь при отравлении

Учить правилам оказания первой помощи при отравлении.

Предметы необходимые при отравлении, презентация

Отравление

Живой мир

8

12.03




1

Природа – источник здоровья и опасности для человека

Расширять кругозор детей о природе.

Картина природы, сюжетные картины, презентация

Опасность

Живой мир

9

19.03




1

Экологические правила поведения в природной среде.

Познакомить с правилами поведения в природе.

Картина природы. Сюжетная картина.

Экология

Живой мир


IVчетверть




Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Словарная работа

Межпредметная связь

1

5.04




1

Безопасность на льду зимой и весной.

Закрепить правила поведения на льду зимой и весной.

Картина весна, половодье, раздаточный материал.

Половодье

Живой мир

2

12.04




1

Безопасность при отдыхе на природе.

Уточнить знания детей о правилах поведения на природе.

Картина природы, «Времена года», картина диких животных




Живой мир

3

19.04







Нельзя играть с огнем в лесу.

Учить детей правилам поведения в лесу.

Картина природы до и после пожара.




Живой мир

4

26.04




1

Безопасность в общении с животными.

Учить детей правилам обращения с животными.

Картины "Домашние и дикие животные"





Живой мир

5

03.05




1

Правила поведения на воде

Познакомить с правилами поведения на воде и необходимостью их выполнения.

Сюжетные картинки




Живой мир

6

17.05




1

Повторение темы

«Школа безопасности»

Закрепление ЗУН по пройденным темам.

Слайды




Живой мир

7

24.05




1

Викторина

«Это можно, а что нельзя!»

Контроль ЗУН по пройденным темам.

Вопросы - слайды.

Картинки по пройденным темам




Живой мир



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастасова Л.П.. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. Альбом-задачник. Часть 1. – М.: «Вентана-Граф», 1998. – 56 с., ил.

  2. Поляков  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 88 с., ил.

  3.  Поляков  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 72 с., ил.

  4. Программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности». О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова;

  5. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994;

  6. Усачев, А.А., Березин, А.И. Школа безопасности: 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – 3-е изд., перераб. – М.: «Фирма «Изд-во АСТ», 1998. – 176 с., ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа построена по концентрическому принципу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание ведется по умк автора О. С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен...
Программа построена по концентрическому принципу iconПрограмма построена по проблемно-хронологическому принципу, чтобы...
Во-вторых, необходимостью уделить внимание спорным вопросам, трудным для изучения. В-третьих, в программу включены сведения важные...
Программа построена по концентрическому принципу iconПоурочное планирование по обж, с включенным модулем «Дорожная безопасность»...
Данная программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по обж 2004 года. В ней изучаются все вопросы,...
Программа построена по концентрическому принципу iconПрограмма отражает современный уровень исторических исследований...
...
Программа построена по концентрическому принципу iconПрограмма элективного курса
Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов:...
Программа построена по концентрическому принципу iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Программа построена по концентрическому принципу iconЧешскийязы к пособие по развитию речи минск
Целью является презентация лексических знаний для активного выхода в речь на чешском языке. Тексты построены по принципу нарастания...
Программа построена по концентрическому принципу iconОтчет о научно-исследовательской работе организационно-тактические...
Едования выступают отношения, возникающие между субъектами уголовно-процессуальной деятельности в процессе предварительного расследования...
Программа построена по концентрическому принципу iconРабочая программа по дисциплине «Математика» составлена по кредитно-модульно-рейтинговому...

Программа построена по концентрическому принципу iconРабочая программа по дисциплине «Высшая математика» составлена по...

Программа построена по концентрическому принципу iconРабочая программа по дисциплине «История» составлена по кредитно-модульно-рейтинговому...

Программа построена по концентрическому принципу iconРабочая программа по дисциплине «Основы инженерной геологии» составлена...

Программа построена по концентрическому принципу iconКурс преподавания русской литературы рассчитан на 5 лет. Автором...
Курс преподавания русской литературы рассчитан на 5 лет. Автором данного курса является Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Программа построена по концентрическому принципу iconРабочая программа по дисциплине «Право социального обеспечения» составлена...
Факультет Инноватики и организации производства
Программа построена по концентрическому принципу icon2. Диссертация, реферат, трактат
По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Программа построена по концентрическому принципу iconПрограмма дисциплины построена линейно-хронологически
Дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ооп бакалавриата


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск