Образовательная робототехника как инструмент
развития исследовательской компетенции обучающихся
в условиях сетевого взаимодействия Толмачева Елена Викторовна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МБОУ ГСОШ № 3
р.п. Городище Волгоградской области,
кандидат педагогических наук «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был до их предков», - писал французский ученый Лайбери. Доктор философских наук И.Д.Лаптев к сказанному добавил: «Мир, конечно, определенно изменился, он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек» [3].
Со сказанным нельзя не согласиться. Человек за время своего существования совершил сотни технических переворотов, которые облегчили его жизнь и помогли тщательно изучить тайны природы. А современные открытия, совершенные в течение последних двадцати лет, породили новые научные направления и новые науки, вызвали к жизни новые технологии и новые отрасли производства.
Сегодня человек живет не столько в эпоху бурных социально-экономических преобразований, сколько в период природных и антропогенных катаклизмов, которые в большей степени происходят по его вине.
Отсюда возникает вопрос: неужели опыт человека так мал, а его знания ничтожны, чтобы на современном этапе он не мог грамотно анализировать и разумно мыслить?
Ответить на этот и другие вопросы в контексте компетентностного подхода способно российское образование, которое в XXI веке готово выращивать новых специалистов – профессионально компетентных людей – исследователей, постоянно изучающих свое жизненное пространство, способных адекватно приспосабливаться к нему, умеющих «сохранять самообладание в условиях неопределенности» (А.Б. Толстых) [5].
В эпоху научно-технического прогресса человек старался максимально автоматизировать производство. Однако ряд трагедий, такие как, авария на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, АЭС в Японии и других, еще раз подтвердили тот факт, что 100% автоматизация на предприятиях и замена человека роботами, не защитят людей от несчастных случаев и катастроф.
Задача точного машиностроения и электроники 80-х годов ХХ века заключалась в разработке таких моделей машин-роботов, которые могли бы выступать в роли «дублера» самого человека. Так, на Всемирной выставке ЭКСПО-85, проходившей в Японии, посетителей приводили в изумление роботы-музыканты, роботы-художники, роботы-скульпторы, различного рода краны и дисплеи – от огромных (размером в десятки метров) до самых миниатюрных [4]. Спустя несколько лет массовые роботы могли полностью заменить человека на производстве и в быту.
В наши дни человечество также остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, в борьбе с терроризмом. Уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области. Поэтому робототехника в образовательном пространстве приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Однако сегодня миссия роботов, на наш взгляд, несколько иная – изучая механизмы роботов и программируя их действия, школьник имеет возможность изучать самого себя: свои креативные возможности, свой интеллектуальный потенциал, свои организаторские способности. А миссия образовательной робототехники заключается в создании условий для развития исследовательской компетенции обучающихся средних и старших классов.
Отечественными и зарубежными педагогами и психологами изучены профессиональная, коммуникативная, информационная, конфликтологическая, правовая и социальная компетентности. Не осталась без внимания и исследовательская компетентность, являющаяся ключевой в формировании мобильной и конкурентноспособной личности школьника.
И.А. Зимняя отмечает, что компетенция познавательной деятельности включает следующие компоненты: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная детальность [1].
Ряд ученых отмечают следующие структурные компоненты исследовательской компетентности: мотивационный, информационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный, личностный.
В любом случае исследовательская компетентность – интегративное качество личности, позволяющее выпускникам школы освоить новые технологии, достичь высоких результатов в профессиональной сфере и стать успешными.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» в целях внедрения новых образовательных технологий на территории Волгоградской области с марта 2012 года стало одним из центров реализации проекта по теме: «Внедрение новых образовательных технологий через использование образовательной робототехники в рамках образовательного процесса».
Наше учреждение, имея хорошую материально-техническую базу и высококвалифицированных специалистов, является Ресурсным центром Городищенского муниципального района Волгоградской области, в сетевом взаимодействии с которым ежегодно с 2009 года по настоящее время находятся от 10 до 12 общеобразовательных учреждений. В профильных классах химико-биологической, историко-филологической, филологической, физико-математической, информационно-математической направленности обучается от 60 до 100 человек.
Если в настоящее время у старшеклассников Ресурсного центра имеется возможность изучать выбранные учебные предметы на профильном уровне, то с приобретением робототехники у них, в отличие от обучающихся других образовательных учреждений, есть шанс повысить уровень информационной и исследовательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности.
Наиболее востребованными формами работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия могут стать: факультативные занятия, открытые олимпиады, деятельность научного общества обучающихся (защита проектов и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, подготовка мультимедийных презентаций, пропаганда научных знаний).
По нашему мнению, робототехника имеет широкий спектр возможностей и позволит решить ряд образовательных и стратегических задач:
поможет обучающимся овладеть навыками начального технического конструирования как индивидуально, так и в процессе групповой работы; приобрести опыт самостоятельного поиска; освоить приемы действий в нестандартных ситуациях;
сформирует мотив поведения исследования у тех школьников, которые не смогли реализовать свой личностный потенциал в других видах деятельности;
научит рационально распределять свое время и время окружающих;
сформирует ценностное отношение к другим людям, к результатам обучения и изобретениям человечества;
усилит интеграцию преподавания информатики, математики, физики и других учебных предметов с развитием инженерного мышления через техническое творчество;
увеличит внеурочную занятость обучающихся научно-технической направленности, в том числе подростков с отклоняющимися видами и формами поведения;
повысит престиж образовательного учреждения и усилит его конкурентноспособность в образовательном пространстве региона.
Однако мы не согласны с утверждением, что образовательная робототехника – это только перспективная технология воспитания инженерных кадров. Образовательная робототехника на основе организации компетентностного подхода – это инструмент, позволяющий реализовать метапредметные связи в обучении, а также подготовить высококвалифицированных специалистов в любой отрасли материального и нематериального производства, умеющих управлять не только роботами, но и людьми.
Литература
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 3-10.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
Лаптев, И.Д. Испытание разума. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
Пошатаев, В.В. Человек в эпоху НТР. – М.: Педагогика, 1987. – 128 с.
Толстых, А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии. - 1997. - № 2.
Игра в четыре руки
Все в наших руках,
поэтому их нельзя опускать.
Коко Шанель
Когда двум сердцам не хватает покоя
И если от боли им тесно в груди,
Две личности вместе за белым роялем
Игру начинают в четыре руки.
Две разные личности, разные взгляды
На жизнь, на проблемы и выбор пути.
По-разному пальцы касаются клавиш…
По-разному двое слагают стихи.
Но белый рояль понимает обоих.
Все то, что ему передали они,
На свет излучает мелодию жизни,
Которую хочет до всех донести.
И музыка та заполняет пространство,
Меняя природе привычный наряд.
Нет фальши в игре, что затеяли двое
За белым роялем три года назад.
И каждый аккорд наполняется смыслом,
И каждое слово идет от души…
И если две личности сели к роялю,
Игра состоится в четыре руки.
01.12.2012.
Елена Толмачева
|
Игра в четыре руки Все в наших руках,
поэтому их нельзя опускать.
Коко Шанель Когда двум сердцам не хватает покоя
И если от боли им тесно в груди,
Две личности вместе за белым роялем
Игру начинают в четыре руки. Две разные личности, разные взгляды
На жизнь, на проблемы и выбор пути.
По-разному пальцы касаются клавиш…
По-разному двое слагают стихи. Но белый рояль понимает обоих.
Все то, что ему передали они,
На свет излучает мелодию жизни,
Которую хочет до всех донести. И музыка та заполняет пространство,
Меняя природе привычный наряд.
Нет фальши в игре, что затеяли двое
За белым роялем три года назад. И каждый аккорд наполняется смыслом,
И если две личности сели к роялю,
Игра состоится в четыре руки. 01.12.2012. Елена Толмачева Пока за роялем две личности
Играют в четыре руки.
Игра в четыре руки Все в наших руках,
поэтому их нельзя опускать.
Коко Шанель Когда двум сердцам не хватает покоя
И если от боли им тесно в груди,
Две личности вместе за белым роялем
Игру начинают в четыре руки. Две разные личности, разные взгляды
На жизнь, на проблемы и выбор пути.
По-разному пальцы касаются клавиш…
По-разному двое слагают стихи. Но белый рояль понимает обоих.
Все то, что ему передали они,
На свет излучает мелодию жизни,
Которую хочет до всех донести. И музыка та заполняет пространство,
Меняя природе привычный наряд.
Нет фальши в игре, что затеяли двое
За белым роялем три года назад. И каждый аккорд наполняется смыслом,
И каждое слово идет от души…
И если две личности сели к роялю,
Игра состоится в четыре руки. 01.12.2012. Елена Толмачева |