Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области





НазваниеМбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области
Дата публикации07.07.2013
Размер100 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > География > Задача
Образовательная робототехника как инструмент

развития исследовательской компетенции обучающихся

в условиях сетевого взаимодействия
Толмачева Елена Викторовна,

заместитель директора

по научно-методической работе

МБОУ ГСОШ № 3

р.п. Городище Волгоградской области,

кандидат педагогических наук
«Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был до их предков», - писал французский ученый Лайбери. Доктор философских наук И.Д.Лаптев к сказанному добавил: «Мир, конечно, определенно изменился, он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек» [3].

Со сказанным нельзя не согласиться. Человек за время своего существования совершил сотни технических переворотов, которые облегчили его жизнь и помогли тщательно изучить тайны природы. А современные открытия, совершенные в течение последних двадцати лет, породили новые научные направления и новые науки, вызвали к жизни новые технологии и новые отрасли производства.

Сегодня человек живет не столько в эпоху бурных социально-экономических преобразований, сколько в период природных и антропогенных катаклизмов, которые в большей степени происходят по его вине.

Отсюда возникает вопрос: неужели опыт человека так мал, а его знания ничтожны, чтобы на современном этапе он не мог грамотно анализировать и разумно мыслить?

Ответить на этот и другие вопросы в контексте компетентностного подхода способно российское образование, которое в XXI веке готово выращивать новых специалистов – профессионально компетентных людей – исследователей, постоянно изучающих свое жизненное пространство, способных адекватно приспосабливаться к нему, умеющих «сохранять самообладание в условиях неопределенности» (А.Б. Толстых) [5].

В эпоху научно-технического прогресса человек старался максимально автоматизировать производство. Однако ряд трагедий, такие как, авария на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, АЭС в Японии и других, еще раз подтвердили тот факт, что 100% автоматизация на предприятиях и замена человека роботами, не защитят людей от несчастных случаев и катастроф.

Задача точного машиностроения и электроники 80-х годов ХХ века заключалась в разработке таких моделей машин-роботов, которые могли бы выступать в роли «дублера» самого человека. Так, на Всемирной выставке ЭКСПО-85, проходившей в Японии, посетителей приводили в изумление роботы-музыканты, роботы-художники, роботы-скульпторы, различного рода краны и дисплеи – от огромных (размером в десятки метров) до самых миниатюрных [4]. Спустя несколько лет массовые роботы могли полностью заменить человека на производстве и в быту.

В наши дни человечество также остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, в борьбе с терроризмом. Уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области. Поэтому робототехника в образовательном пространстве приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.

Однако сегодня миссия роботов, на наш взгляд, несколько иная – изучая механизмы роботов и программируя их действия, школьник имеет возможность изучать самого себя: свои креативные возможности, свой интеллектуальный потенциал, свои организаторские способности. А миссия образовательной робототехники заключается в создании условий для развития исследовательской компетенции обучающихся средних и старших классов.

Отечественными и зарубежными педагогами и психологами изучены профессиональная, коммуникативная, информационная, конфликтологическая, правовая и социальная компетентности. Не осталась без внимания и исследовательская компетентность, являющаяся ключевой в формировании мобильной и конкурентноспособной личности школьника.

И.А. Зимняя отмечает, что компетенция познавательной деятельности включает следующие компоненты: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная детальность [1].

Ряд ученых отмечают следующие структурные компоненты исследовательской компетентности: мотивационный, информационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный, личностный.

В любом случае исследовательская компетентность – интегративное качество личности, позволяющее выпускникам школы освоить новые технологии, достичь высоких результатов в профессиональной сфере и стать успешными.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» в целях внедрения новых образовательных технологий на территории Волгоградской области с марта 2012 года стало одним из центров реализации проекта по теме: «Внедрение новых образовательных технологий через использование образовательной робототехники в рамках образовательного процесса».

Наше учреждение, имея хорошую материально-техническую базу и высококвалифицированных специалистов, является Ресурсным центром Городищенского муниципального района Волгоградской области, в сетевом взаимодействии с которым ежегодно с 2009 года по настоящее время находятся от 10 до 12 общеобразовательных учреждений. В профильных классах химико-биологической, историко-филологической, филологической, физико-математической, информационно-математической направленности обучается от 60 до 100 человек.

Если в настоящее время у старшеклассников Ресурсного центра имеется возможность изучать выбранные учебные предметы на профильном уровне, то с приобретением робототехники у них, в отличие от обучающихся других образовательных учреждений, есть шанс повысить уровень информационной и исследовательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности.

Наиболее востребованными формами работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия могут стать: факультативные занятия, открытые олимпиады, деятельность научного общества обучающихся (защита проектов и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, подготовка мультимедийных презентаций, пропаганда научных знаний).

По нашему мнению, робототехника имеет широкий спектр возможностей и позволит решить ряд образовательных и стратегических задач:

  • поможет обучающимся овладеть навыками начального технического конструирования как индивидуально, так и в процессе групповой работы; приобрести опыт самостоятельного поиска; освоить приемы действий в нестандартных ситуациях;

  • сформирует мотив поведения исследования у тех школьников, которые не смогли реализовать свой личностный потенциал в других видах деятельности;

  • научит рационально распределять свое время и время окружающих;

  • сформирует ценностное отношение к другим людям, к результатам обучения и изобретениям человечества;

  • усилит интеграцию преподавания информатики, математики, физики и других учебных предметов с развитием инженерного мышления через техническое творчество;

  • увеличит внеурочную занятость обучающихся научно-технической направленности, в том числе подростков с отклоняющимися видами и формами поведения;

  • повысит престиж образовательного учреждения и усилит его конкурентноспособность в образовательном пространстве региона.

Однако мы не согласны с утверждением, что образовательная робототехника – это только перспективная технология воспитания инженерных кадров. Образовательная робототехника на основе организации компетентностного подхода – это инструмент, позволяющий реализовать метапредметные связи в обучении, а также подготовить высококвалифицированных специалистов в любой отрасли материального и нематериального производства, умеющих управлять не только роботами, но и людьми.

Литература


  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 3-10.

  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

  3. Лаптев, И.Д. Испытание разума. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

  4. Пошатаев, В.В. Человек в эпоху НТР. – М.: Педагогика, 1987. – 128 с.

  5. Толстых, А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии. - 1997. - № 2.



Игра в четыре руки

Все в наших руках,

поэтому их нельзя опускать.

Коко Шанель

Когда двум сердцам не хватает покоя

И если от боли им тесно в груди,

Две личности вместе за белым роялем

Игру начинают в четыре руки.

Две разные личности, разные взгляды

На жизнь, на проблемы и выбор пути.

По-разному пальцы касаются клавиш…

По-разному двое слагают стихи.

Но белый рояль понимает обоих.

Все то, что ему передали они,

На свет излучает мелодию жизни,

Которую хочет до всех донести.

И музыка та заполняет пространство,

Меняя природе привычный наряд.

Нет фальши в игре, что затеяли двое

За белым роялем три года назад.

И каждый аккорд наполняется смыслом,

И каждое слово идет от души…

И если две личности сели к роялю,

Игра состоится в четыре руки.

01.12.2012.

Елена Толмачева




Игра в четыре руки
Все в наших руках,

поэтому их нельзя опускать.

Коко Шанель
Когда двум сердцам не хватает покоя

И если от боли им тесно в груди,

Две личности вместе за белым роялем

Игру начинают в четыре руки.
Две разные личности, разные взгляды

На жизнь, на проблемы и выбор пути.

По-разному пальцы касаются клавиш…

По-разному двое слагают стихи.
Но белый рояль понимает обоих.

Все то, что ему передали они,

На свет излучает мелодию жизни,

Которую хочет до всех донести.
И музыка та заполняет пространство,

Меняя природе привычный наряд.

Нет фальши в игре, что затеяли двое

За белым роялем три года назад.
И каждый аккорд наполняется смыслом,

И если две личности сели к роялю,

Игра состоится в четыре руки.
01.12.2012.
Елена Толмачева
Пока за роялем две личности

Играют в четыре руки.

Игра в четыре руки
Все в наших руках,

поэтому их нельзя опускать.

Коко Шанель
Когда двум сердцам не хватает покоя

И если от боли им тесно в груди,

Две личности вместе за белым роялем

Игру начинают в четыре руки.
Две разные личности, разные взгляды

На жизнь, на проблемы и выбор пути.

По-разному пальцы касаются клавиш…

По-разному двое слагают стихи.
Но белый рояль понимает обоих.

Все то, что ему передали они,

На свет излучает мелодию жизни,

Которую хочет до всех донести.
И музыка та заполняет пространство,

Меняя природе привычный наряд.

Нет фальши в игре, что затеяли двое

За белым роялем три года назад.
И каждый аккорд наполняется смыслом,

И каждое слово идет от души…

И если две личности сели к роялю,

Игра состоится в четыре руки.
01.12.2012.
Елена Толмачева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области icon"Оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти...
Российской Федерации по Волгоградской области, начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconО проведении открытого конкурса
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconПостановление От 9 апреля 2013 г. N 155-п об утверждении порядка...
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconВолгоградской области доклад
Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconЗакон волгоградской области о дополнительных мерах по противодействию...
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconПроект Экспертное заключение о законе Волгоградской области «О дополнительных...
Оборудование нового компьютерного класса. Установка по. Объединение пк в единую локальную сеть
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2011 года
Утвержден протоколом №2 заседания антинаркотической комиссии Волгоградской области от 23. 03. 2012 года
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад на публичных слушаньях по вопросу
Заместитель Главы Администрации Волгоградской области – председатель Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волгоградской области (базовый уровень); рекомендовано Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области, составитель...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности...
Правлениям и целям социально-экономического развития Волгоградской области утверждено 27 основных показателя оценки эффективности...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconДоклад о ходе реализации государственной программы Волгоградской области
Наименование программы: государственная программа волгоградской области "комплексная региональная программа развития профессионального...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconСпецкурс немецкого языка для специальности «Технология машиностроения»
Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Мбоу гсош №3 р п. Городище Волгоградской области iconО результатах самообследования при прохождении государственной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. №522, Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск