Скачать 148.46 Kb.
|
ГБУК г. Москвы «ЦБС № 2 «Измайлово» Центральная библиотека № 120 имени Б.А. Лавренева Информационно – библиографический отдел «Певец русской природы»: к 140 – летию со дня рождения М.М. Пришвина Обзор жизни и творчества русского писателя Москва, 2013г. Оглавление
«ЦБС № 2 «Измайлово» ----------------------------------------------- --- 13 От составителя С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один очень выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине. Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Пришвин пережил несколько воин и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон, в его произведениях разговаривают не только люди, но и животные, деревья. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной. Максим Горький говорил, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания читателю. 1. «Дело жизненного порядка…»: из биографии М.М. Пришвина «Чем я силен? Только тем, что ценное людям слово покупаю ценой собственной жизни» М.М. Пришвин Пришвин родился в 1873 году 23 января по старому стилю, после поворота зимы на весну. Родился Пришвин в небольшом имении Хрущево Орловской губернии Соловьевской волости под городом Ельцом. Родился, по преданию, в огромном фамильном кресле, носившем непонятное название «Курым», отчего мальчику дали в семье ласкательное прозвище Курымушка. Отца он потерял очень рано, центральной фигурой в доме была мать - Мария Ивановна Пришвина. Была она из староверческого рода Игнатовых – купцов – мукомолов города Белева, соседней Тульской губернии. Михаил Михайлович любил свою мать, может быть, крепче всех людей на свете. И он, младший из всех сыновей, был у нее самый любимый, хотя, как она считала, самый ненадежный – и здоровьем, и отношением к жизненному делу. Так думала мать о любимом сыне. Она не могла представить, что сын в конце жизни скажет о себе уже уверенно такие слова: «…среди братьев своих, да и вообще я был слабеньким и оттого остерегался всегда сорить жизнью. Вот благодаря этому я вошел в дело жизненного порядка». Пришвин видит в образе матери и свой жизненный путь к радости, основанной на живом ощущении правды бытия. В течение всей жизни постепенно открывается Пришвину сокровенный смысл жизни его матери, который глубоко связан с его собственной. «Мать моя была человек до того здоровый и радостный, что на несчастных и плохих людях не любила надолго останавливаться. Ничего кроме хорошего о ней не говорили». Хрущево мало чем отличалось от других имений среднего достатка. Такой же прекрасный фруктовый сад, и цветники около дома, и, как обычно, анфилада комнат просматривалась из большой передней. А запахи! До конца жизни помнил запах старых стен, свежевымытых к празднику; аромат полевых трав, развешанных букетами по стенам няниной комнаты для сушки. Марии Ивановне и няне некогда было управляться с детьми - воспитывать их. Хватит того, чтоб вовремя накормить, одеть, отправить в деревенскую школу, а потом определить в гимназию. Первая школа Курымушки – сельская хрущевская, в 1882 году, когда он сидел на одной скамейке со своими приятелями, деревенскими ребятишками. В следующем году мать свезла Курымушку в Елецкую классическую гимназию, где его приняли в первый класс, а сама уехала в тележке, в которую запряжен был родной милый Сокол. Жить он стал на квартире у доброй немки. Михаил Пришвин окончил училище в 1892 году. Получив аттестат, Михаил вернулся в Хрущево к матери победителем, а потом после возвращения отправился в Ригу в политехникум – получать высшее образование. Он выбрал агрономию, объясняя себе этот выбор : «Скорее всего я подчинялся зову той синички далекой: синичка звала меня в природу». Осенью 1893 года Михаил Пришвин поступает на химико – агрономическое отделение Рижского политехникума. Пришвин считал , что выбрал факультет из – за влечения к природе, но это не все. Его влекла «загадочная наука химия». И в два года заканчивает Михаил университет, получает диплом агронома. Письменная речь у Пришвина была вторичным проявлением его словесного творчества и она несла на себе следы живой его речи. Одному и тому же делу служил в Пришвине и сказитель и писатель. Объем мысли Пришвина был таков, что одни его светлые до прозрачности рассказы печатаются в хрестоматийных сборниках для малых детей. «Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе. У Пришвина есть учитель. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель – русский народ. Народность Пришвина цельная, резко выраженная и ничем не затуманенная. В повестях, рассказах и «географических очерках» Пришвина все объединено человеком неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. «Природа – это любовь, а человек – это что из любви можно сделать». И еще он пишет так: «Через тоску, через муку, через смерть, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому». В этих двух берегах, или «мечтах», и протекала жизнь и работа М. М. Пришвина. Что такое достойная, даже счастливая старость в понимании Пришвина? Это итог жизненного труда, это полнота, это завершение круга: конец жизни смыкается с ее началом. Эту свою прекрасную старость Пришвин провел в деревне Дунино под Москвой. 1. Варламов А. Н. Пришвин [Текст] / А. Н. Варламов .- М.: Молодая гвардия, 2008.- 548 с. 2. Холодова З. В поисках правды. Михаил Пришвин [Текст] : Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты.Эссе. – М.: Просвещение, 1991.- С. 140 -149. ------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Бастрыгина Н. Н. Устный журнал «Добрый писатель» : О жизни и творчестве М. М. Пришвина : VI класс [Текст] / Н. Н. Бастрыгина // Литература в школе .- 2011.- № 11.- С. 40 – 42. 4. Блюмин М. Тихая обитель Михаила Пришвина [Текст] / М. Блюмин // Будь здоров ! .- 2007.- № 9 .- С. 86 – 90. 5. Вильховецкая В. М. Кладовая счастья [Текст] : 4 февраля 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина (1873 – 1954) / В. М. Вильховецкая // Читаем, учимся, играем .- 2012.- № 11 .- С. 6 -8. 6. Гришина Я. Михаил Пришвин : «Я люблю – значит, я существую» [Текст] / Я. Гришина // Наше наследие .- 2011.- № 97.- С. 60 - 73. Отрывки из дневника Михаила Пришвина 7. Гришина Я. «Я найду себе свободную родину» [Текст] : к биографии М. М. Пришвина / Я. Гришина // Дружба народов .- 1994.- № 2 .- С. 205- 211. 8. Гусев П. « Люблю, значит существую…» [Текст] : о творчестве писателя М. М. Пришвина / П. Гусев // Юность .- 1986.- № 5 .- С. 79-81. 9. Егоршилов Л. Утверждение жизни [Текст] : 120 лет со дня рождения М. М. Пришвина / Л. Егоршилов // Библиотека .- 1993.- № 1 .- С. 64 – 66. 10. Курбатов В. Точь – в точь [Текст] : дневник М. М. Пришвина 1917 года как зеркало нашей революции / В. Курбатов // Смена.- 1995.- № 3.-С. 4 – 11. 11. Курбатов В. Точь – в – точь [Текст] : Дневник М. М. Пришвина 1917 года как зеркало нашей революции / В. Курбатов // Смена.- 1995.- № 5 .- С. 4 -11. 12. Перов А. А. Заглянуть миру в лицо [Текст] : 135 лет со дня рождения М. М. Пришвина, писателя, философа – лирика, знатока природы / Русский дом.- 2008.- № 2 .- С. 52. 13. Полякова Л. Рецензия [Текст] / Л. Полякова // Вопросы литературы .- 2006 .- № 4 .- С. 372 – 373. – Рец. на кн.: Т.Т. Давыдова. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция : учебное пособие, М.: Флинта:наука, 2005.- 336с. 14. Пришвин М. М. Дневник 1923 года [Текст] / М. Пришвин // Октябрь.- 1999.- № 8 .- С. 121 – 135. 15. Пришвин М. М. Дневник Пришвина [Текст] : выборки из дневников М. М. Пришвина 1925 – 1926 годов / М. М. Пришвин // Вопросы литературы .- 1996.- № 5.- С. 93 – 132. 16. Пришвин М. М. 1914 – й [Текст] : дневник // Литературная учеба .- 1989 .- № 1 .- С. 124 – 144. 17. Пришвин М. М. 1918 год [Текст]: дневник / М. М. Пришвин // Литературная учеба .- 1991.- № 3 .-С. 116 – 128. 18. Пришвин М. М. 1930 год [Текст] : из дневника писателя / М. М. Пришвин // Октябрь .- 1989.- № 7 .- С. 140 – 182. 19. Пришвин М. М. 1931 – 1932 [Текст] : из дневника 1931 – 1932 годы / М. М. Пришвин // Октябрь.- 1990.- № 1.- С. 146 – 180, начало № 7, 1989 20.Пришвин М. М. Дневник 1937 года [Текст] / М. Пришвин // Октябрь .- 1994.- № 11 .- С. 144 – 171. 21. Пришвин М. М. Дневник 1938 года [Текст] / М. М. Пришвин // Октябрь .- 1997 .- № 1 .- С. 107 – 136. 22. Пришвин М. М. Дневник 1939 года [Текст] : к 125 – летию со дня рождения / М. Пришвин // Октябрь .- 1998.- № 2, № 11. 23. Пришвин М. М. Дневник Пришвина [Текст] : выборки из дневников М. М. Пришвина 1925 – 1926 годов / М. М. Пришвин // Вопросы литературы .- 1996 .- № 5 .- С. 93 – 132. 24.Пришвин М. М. Мы с тобой [Текст] : по дневнику 1940 г. / М. М. Пришвин // Дружба народов .- 1990 .- № 9 .- С. 216 – 255. 25. Пришвин М. М. «Жизнь стала веселей» [Текст] : из дневника 1936 года / М. М. Пришвин // Октябрь .- 1993.- № 10 .- С. 3 – 21. 26.Пришвин М. М. «Я хотел бы… как птица, быть свободным …» [Текст] / М. М. Пришвин // Наше наследие .- 2012 .- № 103.- С. 112 -129. 27. Серова Л. «…поручаю себя твоему продолжению» [Текст] / Л. Серова // Наука и жизнь .- 1999 .- № 3 .- С. 24 -27. Страницы биографии М. М. Пришвина. Публикация из дневников писателя 28. Эткинд А. Хлысты, декаденты, большевики [Текст] : начало века в архиве Михаила Пришвина / А. Эткинд // Октябрь .- 1996.- № 11 .- С. 155 – 176. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 29. Пришвин М.М. Биография [ Электронный ресурс] .- Электрон. ст.-Режим доступа к ст.: biografic.narod.ru›index-285.htm 2. Картины природы в творчестве М.М. Пришвина «Гармония, это когда в природе человек находит соответствие своей душе» М.М. Пришвин Писатель Михаил Михайлович Пришвин писал больше о природе. И называют его часто «певец природы». Пришвин всю жизнь не уставал твердить нам о каком – то глубоком нашем согласии или родстве с природой. В дудинском дневнике он записывает : «На ночь опять вернулась невыразимая мысль всей жизни… что сам человек тем только и человек, что соединяет в себе все, что есть в природе, расставляет эти свои части на местах, и когда это верно приходится – все на места – то достигается нечто новое в жизни, называемое по – разному : культурой, прогрессом, творчеством, и тогда вся природа включается в человека. Но если гармоническое действие в человеке неудается, то природа выпадает и рассыпается на куски, облеченная в красоту и безобразие, в добро и зло, правду и ложь, тьму и свет, войну и мир… Под действием мертвой воды весь мир распадается на части, и это состояние человек получает тоже имя природы». Все произведения Михаила Пришвина отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой. Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями : «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти лучше». В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». С любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы. «Кладовая солнца» Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые восхищают своим глубоким смыслом. «Кладовая солнца» считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти. После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжелый груз, со всем хозяйством им пришлось управлять самим. Как – то дети решили сходить в лес за клюквой, взяв с собой необходимые вещи. Так они дошли до Блудова болота, о котором ходили легенды, и здесь брату и сестре пришлось расстаться, потому как «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Брат и сестра смогли встретится друг с другом, и Митраше в этом помогла собака Травка. «Кладовая солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе : даже повидавшие многое на своем веку деревья стонали. Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». 1. Геймбух Е. Ю. «Лесная капель» М. М. Пришвина [Текст] : особенности мировосприятия М. М. Пришвина. Своеобразие текстов поэмы «Фацелия» и повести «Лесная капель» / Е. Ю. Геймбух // Русский язык в школе .- 2003.- № 1 .- С. 60 – 67. 2. Головкин Н. Тайна Пришвина [ Текст] / Н. Головкин // Свет ( Природа и человек) .- 2008.- № 6 .- С. 30 -32. 3.Гончаров П. А. «Будет ли день, когда …пойду от природы к людям …?» [Текст] : мотив «бегства в природу» у М. Пришвина и В. Астафьева] / П. А. Гончаров // Русская словесность .- 2003.- № 5.- С. 11 -17. 4. Гордеева В. А. «Волшебное мастерство слова» [Текст] : народное слово в творчестве М. М. Пришвина / В. А. Гордеева // Русский язык в школе .- 2008 .- № 1 .- С. 55 – 58. 5. Зурабова К. Рассказы М. М. Пришвина, по которым можно провести занятия / К. Зурабова // Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.- С. 85 – 87. 6. Зурабова К. Сердечные мысли Михаила Пришвина [Текст] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание .- 2003.- № 8 .- С. 77 – 84. Поэтические зарисовки писателя о природе. 7. Киреев Р. «Мы просто счастливы . И это чудо!» [Текст] : о творчестве Михаила Пришвина и его взаимоотношениях в семье / Р. Киреев // Наука и религия .- 2002.- № 4 .-С. 34 -37. 8. Короткова М. С. Четвероногие друзья « охотничьи» : по детским и охотничьим рассказам М. М. Пришвина : VI класс [Текст] / М. С. Короткова // Литература в школе .- 2011.- № 3 .- С. 41 – 44. 9. Кульчицкая Н. Н. Мир, полный света и солнца. Литературно – педагогические Пришвинские чтения [Текст] / Н. Н. Кульчицкая // Библиотечное дело .- 2012.- № 4 .- С. 12 – 14. 10. Кульчицкая Н. Заглянуть миру в лицо [Текст] / Н. Кульчицкая // Мир библиографии .- 2012.- № 4 .- С. 1. 11. Мельникова Н. Приобщение детей к творчеству М. М. Пришвина [Текст] : о совместной работе вуза и детской библиотеки / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание .- 2009.- № 5 .- С. 28 -30 12. Миронова Н. Что такое литературное слушание ? [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание .- 2012 .- № 7 .- С. 65 – 71. 13. Овечкина И. Кладовая солнца [Текст] : литературный вечер по произведениям М. М. Пришвина / И. Овечкина // Воспитание школьников.- 2001 .- № 8 .- С. 77 – 78. 14. Пришвин М. М. О любви [Текст] / М. М. Пришвин // Литература в школе .- 2012.- № 10 (Уроки литературы) .-С. 1 – 2. 15. Пришвин М. М. Сказка – это связь приходящих с уходящим [Текст] : из книги «Незабудки» / М. М. Пришвин // Литература в школе .- 2007 .- № 12 (Уроки литературы) .- С. 1 – 2. 16. Пьецух В. Низкий жанр [Текст] : размышления о творчестве русских писателей : Пришвина М. М. Тургенева И. С. / В. Пьецух // Знамя .- 1999.- № 5 .- С. 195 – 210. 17. Соколова И. Г. Усолье в жизни и произведения М. М. Пришвина. Прототипы «Кладовой солнца» [Текст] / И. Г. Соколова // Литература в школе .- 2007 (Уроки литературы). - № 12 .-С. 2-5. Происхождение названия «Кладовая солнца» Пришвин объясняет так: «Однажды я встретил, как находку, в одном исследовании употребление торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло, кладовой солнца» 18. Соловей Т. Г. Сокровища «Кладовой солнца»: заключительный урок – викторина по повести М. Пришвина : VI класс [Текст] / Т. Г. Соловей // Литература в школе .- 2009.- № 10.-С. 8 – 10. 19. Соловей Т. Г. Открываем богатства Пришвина [Текст] : уроки по «Кладовой солнца» : VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе .- 2007.- № 12 ( Уроки литературы) .- С. 6 – 14. 20.Фомичева А. И. Изучение повести М. М. Пришвина «Жень – шень» [Текст] / А. И. Фомичева // Литература в школе .- 1998.- № 8.- С. 112. 21. Чудакова М. О. Что писал Михаил Пришвин про детей, про животных и про природу [Текст]: в рубрике «Успеть прочесть» литературовед, критик М. О. Чудакова советует всем, кто любит природу, прочитать повести и рассказы М. Пришвина / М. О. Чудакова // Семья и школа.-2008 .- № 9 .- С. 18 – 19. 22. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы [Текст] / О. Шарапова // Начальное образование .- 2000.- № 4 .- С. 28 – 32. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 23.Природа в творчестве М. М. Пришвина [Электронный ресурс] .- Электрон.Ст.-Режим доступа к ст.: cbs-novoch.ru›menu2/sovet/iz_fondov/bes-o-z.html 3. Михаил Пришвин глазами современников (библиография) 1. Пришвин и современность [Текст] .- М.: Современник, 1978.- 334 с. 2. Пришвина В. Д. Круг жизни : Очерки о М. М. Пришвине .- М.: Худож лит., 1981.- 239 с. 3. Пришвина В. Д. Путь к слову [Текст] .- М.: Молодая гвардия, 1984.- 262 с. 4.Пришвина В. Д. Наш дом [Текст] / В. Д. Пришвина .-М: Молодая гвардия, 1977.- 336 с. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 5. Варламов А. Пришвин и Бунин [ Текст] / А. Варламов // Вопросы литературы.- 2001.-№ 2 .-С. 21 – 38. 6. Варламов А. Пришвин, или Гений жизни [Текст] : биографическое повествование / А. Варламов // Октябрь.- 2002. № 1- С. 130 – 184, № 2 .- С. 151 – 191. 7. Варламов А. «Я расту из земли» [Текст] : к 130 летию М. М. Пришвина / А. Варламов // Литературная газета .- 2003.- 5 -11 февр.- С. 7. 8. В поисках «корня жизни» [Текст] : Михаилу Михайловичу Пришвину 4 февраля исполнилось бы 130 лет (1873 – 1954) // Библиотека .- 2003.- № 2 .- С. 81. 9. «Векселя по которым придется когда – то расплачиваться…» [Текст] : Михаил Пришвин о Максиме Горьком // Дружба народов .- 1993.-№ 6.- С. 229 – 237. 10. Гришина Я. Михаил Пришвин «Я люблю – значит, я существую» [Текст] / Я. Гришина // Наше наследие .- 2011.- № 97.- С. 60 – 73. 11. Дворцова Н. Пришвин и Мережковский [Текст] : диалог о Граде Невидимом / Н. Дворцова // Вопросы литературы .- 1993.- № 3 .- С. 143 – 170. 12. Киреев Р. Михаил Пришвин : «Мы просто счастливы. И это чудо!» [Текст] : Михаил Михайлович Пришвин и Валерия Дмитриевна Лебедева / Киреев // Наука и религия.- 2002.- № 4.- С. 34 -37. 13. Макарова Б. А. «Не то, что мните вы, природа…» [Текст] / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем.- 2012 .- № 6.- С. 20 -27. 14.Пришвин М. М. «Какая останется Россия после бесов» [Текст] : из дневниковых записей о Ф. М. Достоевском / М. М. Пришвин // Октябрь .- 1998 .- № 2, 11. –С. 179 – 202. 15. Трунова Т. «Добро пожаловать в мир Пришвина!» [Текст] : [земляки – классики : информационный ресурс на одном носителе] / Т. Трунова // Библиотека .- 2011.- № 11.- С. 61 – 64. 16. Щедрина Т. Г. Интуиция будущего в «экзистенциональном дневнике» [Текст] : Григорий Церетели – Михаил Пришвин – Густав Шпет / Т. Г. Щедрина // Вопросы философии.- 2012.- № 2 .- С. 140 -143. 17. Щедрина Т. Г. Когда уходит «сфера разговора »…По дневникам Густава Шпета и Михаила Пришвина / Т. Щедрина // Вопросы литературы.- 2009 .- № 4 .- С. 349 – 380. 4. Книги и периодические издания М.М. Пришвина в фонде ГБУК г.Москвы «ЦБС № 2 «Измайлово» 1. Пришвин М. М. Дневники 1914 – 1917 годов [Текст].- М.: Моск. Рабочий, 1991.- 430 с. 2. Пришвин М. М. Дневники 1918 – 19919 годов [Текст] .-М.: Моск. Рабочий, 1994.- 381 с. 3. Пришвин М. М. Золотой луг [Текст] .-М.- 1982. – 318 с. 4. Пришвин М. М. Избранное [Текст] .М.: Правда, 1977.- 464 с. 5.Пришвин М. М. Кладовая солнца [Текст] : повести и рассказы .- Кишинев , 1985.- 375 с. 6. Пришвин М. М. Моя страна [Текст] . М.: Современник, 1973.-445 с. 7. Пришвин М. М. Рассказы [Текст] .- Чебоксары, 1981.- 192 с. 8. Пришвин М. М. Родники Берендея [Текст] .М.: Сов. Россия, 1977.- 393 с. 9. Пришвин М. М. Сказка о правде [Текст] .- М.: Молодая гвардия, 1973.-495 с. 10. Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 8-ми т.[Текст] Т.1 Произведения 1906-1914 годов –М.: Худож. Лит.,1982.-830 с. 11.Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8- ми т.[Текст] Т. 2 Произведения 1914 – 1923 годов .- М.: Худож. Лит. 680 с. 12.Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8 –ми т. [Текст] Т.3 Произведения 1924 – 1935 годов .-М.: Худож. Лит., 1983.- 542 с. 13. Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8-ми т.[Текст] Т. 4. Произведения 1932 – 1944 годов.-М.: Худож. Лит., 1983.- 734 с. 14.Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8 ми т. [Текст] Т. 5. Произведения 1938 – 1953 годов .- М.: Худож. Лит., 1983.- 486 с. 15. Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8-ми т. [Текст] Т. 6. .- М.: Худож. Лит., 1984.- 439 с. 16.Пришвин М. М. Собрание сочинений : в 8-ми т.[Текст] Т. 7.- М.: Худож. Лит., Из дневника охоты 1926 – 1927, 1984.- 479 с. 17.Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 8-ми т.[Текст] Т. 8. Дневники 1905- 1954 .-М.: Худож. Лит., 1986.- 759 с. 18. Пришвин М. М. Охотничьи были [Текст] .- Лениздат, 1983.- 383 с. 19. Геймбух Е. Ю. «Лесная капель» М. М. Пришвина [Текст] : особенности мировосприятия М. М. Пришвина / Е. Ю. Геймбух // Русский язык в школе.-2003 .- № 1 .- С. 60 – 67. 20. Пришвин М. М. Воля вольная [Текст] : статьи М. Пришвина 1917 – 1918 / М. М. Пришвин // Вопросы литературы .- 1995.- № 3 .- С. 175 – 216. 21. Пришвин М. М. Девятая ель [Текст] : фрагменты поэмы / М. Пришвин // Октябрь .- 2004.- № 5 .- С. 153 – 158. 22. Пришвин М. М. Животные [Текст] : из книги «Незабудки» / М. М. Пришвин // Литература в школе. – 2004 .-№ 6 (Уроки литературы) .-С. 1 – 3. 23.Пришвин М. М. Нерль [Текст] : рассказ / М. М. Пришвин // Аврора .- 1993.-№ 4.- С. 70 – 77. 24. Эткинд А. Хлысты, декаденты, большевики [ Текст] : начало века в архиве Михаила Пришвина / А. Эткинд // Октябрь.- 1996 .- № 11 .- С. 155 – 176. «Певец русской природы »… [Текст] : к 140 – летию со дня рождения М.М. Пришвина / ГБУК г. Москвы «ЦБС № 2 «Измайлово»; информационно – библиографический отдел; сост. Н. В. Владимирова.- М.: 2013.- 15 с. |
Урок-проект по сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца в 6 классе Оборудование: ноутбук, проектор, портрет М. М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”,... | Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» ... | ||
И. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества Художественное наследие... Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия,... | Александр Григорьевич Цейтлин Труд писателя «Труд писателя»: Советский писатель; Москва; 1968 В книге правомерно исследуются и проблемы психологии творчества, воспитания писателя, его подготовленности к литературной работе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества К. Г. Паустовского, узнать о близких людях писателя, повлиявших... | Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о... Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности... | ||
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык писателя Факультет филологический Цель: формирование понятия «идиостиль писателя»; приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: рисунки детей «Что для меня значит Родина»; выставка книг Пришвина; портрет писателя, диск с песней «Гляжу в озера... | Урок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам... Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле | ||
Приложение 9 к распоряжению префекта ювао Литературный конкурс молодых авторов проводится префектурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы, с целью выявления,... | Изучение творчества В. В. Набокова в школе В. Набокова для русского литературного процесса, актуальность его произведений, возвращенных лишь около пятнадцати лет назад и вызывающих... | ||
Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным... | Личность в истории культуры Тематический дайджест. Выпуск №9 Посвящается... Посвящается 140-й годовщине со дня рождения выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина | ||
Личность в истории культуры Тематический дайджест. Выпуск №9 Посвящается... Посвящается 140-й годовщине со дня рождения выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина | Викторина по сказкам А. С. Пушкина. Цель урока: продолжить знакомство... Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина |