Природа малой родины и человек





Скачать 78.99 Kb.
НазваниеПрирода малой родины и человек
Дата публикации07.08.2014
Размер78.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: "Природа малой родины и человек»
Цели урока:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края.

  • Углубить знания о географической карте.

  • Продолжать экологическое воспитание: воспитывать бережное отношение к водным запасам, полезным ископаемым, растительному и животному миру; учить экономному использованию воды в повседневной жизни.

  • Развивать наблюдательность, любознательность.

  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, гербарий растений, книги о родном крае, коллекция полезных ископаемых, ребусы.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Учитель. Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы,у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России отдохнуть и попутешествовать.
Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря.

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань.

– Как называется наш край? (Краснодарский)
– А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский)

II. Объявление темы и целей урока

– Да, ещё наш край называют кубанским. Это тема нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края, поговорим о бережном отношении к ней. А проведём урок в форме устного журнала. Много интересного ждёт вас впереди.

III. Устный журнал

1. Работа по карте

1. Физико-географическое положение Краснодарского края

– Посмотрите на физическую карту нашего края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край. Бросается в глаза сложное устройство поверхности географического положения. Река Кубань делит край на какие две поверхности? (Горную и равнинную части). Покажите на карте.

Край омывается двумя морями. Какими? (Чёрным и Азовским)
Они благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними областями и другими странами.
Назовите и покажите области, с которыми граничит наш край на суше. (На севере – Ростовская область, на юге – Грузия, на востоке – Ставропольский край, на юго-востоке – Карачаево-Черкесия.)

2. Полезные ископаемые

– Несметные богатства таятся в недрах Кубани (а их открыто более 50 видов). О них следующая страница журнала.

2. Кроссворд

– Узнайте, как называют разведчиков недр и разгадаем кроссворд.



  1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий. (Гранит).

  2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. (Нефть). Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.

  3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус. (Торф)



  1. Из названия какой составной части гранита надо убрать 1 букву, чтобы получить имя девочки. (Слюда – Люда)

  2. Это полезное ископаемое часто встречается вам. Сыпучее вещество. (Песок)

  3. Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины? (Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя.)
    В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки (Глина – Галина).
    Какое свойство глины используется мастерами глин. игрушки? (Пластичность)

  4. Беловато-серый камень. (Известняк) Найдите его в коллекции.

– Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

3. Отгадайте ребусы:







Условные значки полезных ископаемых разбросаны по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности.
Покажите на карте их месторождения.

4. Охрана недр

– Человечество стоит перед близкой перспективой острой нехватки полезных ископаемых. Поэтому минеральные ресурсы требуют острой охраны, недопустимы какие-либо потери и расхищения. Необходимо рационально и экономно использовать недра земли!

3. «Водоёмы края»

– Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке
Лента на пригорке,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)

– В нашем крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Большая их часть течёт к Азовскому морю, меньшая – к Чёрному. Какая река является главной? (Кубань)
– окажите её на карте.

5. Сообщение учащегося о реке Кубань

– Это одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Реку питают дожди, снег, грунтовые воды и ледники. Собирая на своём пути большие и малые притоки, она превращается в многоводную реку…
– азовите крупные реки края: Лаба, Уруп, Белая, Пшиш, Протока и др. Какие водоёмы можете ещё назвать? (Плавни, лиманы, озёра, минеральные источники, искусственные водоёмы, моря.)
– Разгадайте ребус-пословицу:



(Вода – всему голова.)

Ну и что? – скажешь ты. Есть и реки, и озёра, и моря. Оттуда можно брать воду сколько угодно. Нет, вовсе не сколько угодно. Почему? (Высказывания детей)

6. Охрана вод

Загрязнение водоёмов в настоящее время является очень серьёзным злом. Вода, используемая в больших количествах, нуждается в бережном отношении, в охране не только её количества, но и качества.

7. Экологическая задача

Даже если из крана будет течь струйка всего со спичку, за сутки зря утечёт 40 вёдер воды, а в каждом ведре 10 литров. Сколько литров воды это будет? А сколько их в вашем доме? А в городе? Так давайте беречь воду!

IV. Физкультминутка «Только в лес мы зашли»

V. Продолжение устного журнала

4. «Лесная тропинка»

– Приглашаю совершить небольшую прогулку по экологической тропе.

Ученик читает стихотворение:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно.

Н.Рыленков

– Приятно после дождя, особенно ранним утром побродить по лесу. Но нельзя представить лес без многоголосого птичьего хора.
Давайте прислушаемся. (Грамзапись «Голоса птиц весной».)
Сделаем остановку в лесу. Пение каких птиц вы можете услышать в лесу? (Свистят иволги,дрозды, перекликаются сойки, скворцы и др.)
Назовите других обитателей наших лесов. Давайте проверим по карте- схеме животного мира. (Медведь, лиса, заяц, кабан, косуля, хомяки, соня, ласка и др.)
Гуляя по лесу, вы должны хорошо знать, как надо себя вести в лесу.
(Показываю плакатики дети говорят, что они обозначают, дополняют.)
Наши леса и поляны с каждым годом становятся всё беднее и скучнее. Почему? (Высказывания учащихся)
От того, что все красивые, яркие цветы люди собирают огромными охапками и уносят домой. И многих растений осталось очень мало, они занесены в « Красную книгу». (Показываю гербарий и открытки редких растений края)
Определите, какие это растения нашего края из «Красной книги».

Ученик читает стихотворение.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

Сообщение ученика.

8. Охрана природы

Природа хранит свои тайные сокровища, но как щедрая хозяйка открывает их тем, кто внимателен и бережлив. Беречь и охранять природу наша общая забота. Для сохранения редких и ценных растений и животных создают заповедники.
В юго-восточной части Краснодарского края расположен Кавказский государственный биосферный заповедник, где произрастают более 30 видов редких растений, занесённых
в Красную книгу. На его территорию не допускают ни охотников, ни туристов.
Благодаря заботе учёных удалось сохранить многие виды птиц, насекомых, а также могучих лесных зверей – зубров. Зубры были истреблены браконьерами, но сотрудники заповедника восстановили стада этих редких животных.

В этом живописном месте можно встретить растения всех зон, а насчитывается их около 1400 видов. Достаточно полно сохранился животный мир горной части страны. В лесу можно встретить кавказского благородного оленя, косулю, бурого медведя, дикого кабана, зубра. Все звери и птицы живут на свободе и находятся под защитой человека. (Показ иллюстраций животных)

5. Богатства Кубани»

9. Беседа

– Наша любимая Кубань очень многообразна и богата. Какие богатства и достопримечательности края вы бы ещё назвали?

1. Кубань – край курортов. Назовите города-курорты. (Анапа самый солнечный детский курорт, Геленджик, Туапсе, Сочи и др.)

2. Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимают пшеница и подсолнечник. Сады и виноградники.

3. Древние сооружения – дольмены – достопримечательность предгорной зоны Кавказа. Они сложены из больших каменных плит весом несколько тонн.

4. Чёрное море и его богатства. (Сообщение ученика)

5. Водопады, которых много около Сочи и Геленджика. Они образуются, где горная река встречает препятствия.

10. Просмотр отрывка в/ф «Дольмены и водопады»

– Много и других достопримечательностей в нашем крае, о которых мы узнаем на других уроках. А помогут узнать новое о своём крае эти книги. (Рекомендую литературу)

6. «Краеведческая викторина»

11. Викторина

– А теперь предлагаю всем, кто любит и знает свой край, ответить на вопросы викторины:

1. Какие из охраняемых в Кавказском государственном заповеднике животных являются наиболее ценными? (Зубр, благородный олень).
2. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие? (Грязевые вулканы на Таманском полуострове, сальзы)
3. Назовите самую маленькую птицу на Кубани. (Королёк, она помещается в спичечном коробке).
4. Чем интересны дельфины и где они водятся? (Их мозг имеет сложное строение и по разумным действиям дельфины стоят ближе к человеку, чем другие животные. Они снабжены эхолокатором, который помогает им в воде. В Чёрном море.)
5. Какой самый маленький хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?( Ласка, истребляющая массу мышей и полёвок).
6. Какое растение называют «огонь-трава», чем оно интересно? (Ясенец кавказский, эфирные масла при поднесении к нему зажженной спички происходит воспламенение паров, вызывают ожоги).

VI. Итог урока

– О чём нам рассказали страницы устного журнала?

VII. Заключение

Ученик читает стихотворение.

Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

Учитель. Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.

Литература:

  1. В.Борисов «Занимательное краеведение»,

  2. Г.И.Жуковская «Родной край»,

  3. О.Хамцова «Кубанская азбука»,

  4. И.П.Лотышев «География Краснодарского края» , «Путешествие по родному краю».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природа малой родины и человек iconГуларьянц Серия «Исследователи малой Родины»
Григорий Михайлович Гуларьянц, человек увлечённый, обладающий знаниями во многих областях, биолог по профессии, единственный, кто...
Природа малой родины и человек iconI вариант является ли человек составной частью понятия «природа»...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Природа малой родины и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: пробудить у учащихся чувство гордости своей малой родиной, желание беречь её, приумножать её богатства и красоту; учить бережному...
Природа малой родины и человек icon«Центральная межпоселенческая библиотека» Назийская детская библиотека
«От истории малой родины — к истории родной страны». Список предназначен для всех категорий читателей, ведь вряд ли найдется человек,...
Природа малой родины и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она дана человеку в дар, и любовь к малой родине подобна живительному дыханию. Дом, родное поле, улицы и сады, любимые родители,...
Природа малой родины и человек iconПлан мероприятий в рамках Года малой Родины в Заинском муниципальном районе рт №

Природа малой родины и человек iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Природа малой родины и человек iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Природа малой родины и человек iconРабочая программа учитывает возрастные особенности обучающихся, соответствует...
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины города или села, в котором ты живёшь, с развития того чувства,...
Природа малой родины и человек iconПояснительная записка Привитие любви к своему народу начинается с...
Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д. С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук
Природа малой родины и человек iconКонкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа»
Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные...
Природа малой родины и человек iconСекция чувашский язык и литература. Топонимика ойконимы моей малой родины
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Природа малой родины и человек iconУрока: Создание психологической комфортности на уроке
...
Природа малой родины и человек iconУрока по географии Кубани в 9 классах. Тема: «Город Тимашевск. Социально-экономическая...
Развивать познавательный интерес к изучению малой Родины, к чтению дополнительной литературы
Природа малой родины и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: познакомить детей с интересными достопримечательностями малой Родины, углубить знания по теме
Природа малой родины и человек iconПояснительная записка в любое время, в любое тысячелетие общество...
В любое время, в любое тысячелетие общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск