Название предмета: География. Землеведение





Скачать 197.76 Kb.
НазваниеНазвание предмета: География. Землеведение
Дата публикации08.08.2014
Размер197.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета: География. Землеведение.


Класс 5

Срок реализации программы : 2013-2014 учебный год

Ф.И.О. учителя, категория (разряд): Семенкова Нина Афанасьевна, высшая категория.

Количество часов по программе: 34 ( 1 в неделю)


1.1Пояснительная записка к тематическому планированию по географии 5 класс

Рабочая программа по географии 5 класса создана на основе авторской программы (И.И. Бариновой,В. П. Дронова, И.В. Душиной, ,Л.Е. Савельевой)

Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам    общего  образования по образовательной  области «География»

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: Учебник География. Землеведение. 5-6 класс, авторы В.П. Дронов, Л. Е. Савельева ,контурные карты.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является то, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Также отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. То есть, целью образования является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как  процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

1.2.Основные содержательные линии

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география. География как наука.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы.

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

1.3.ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса 5 класса являются:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
2.Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам
учащихся 5-х классов ПО ОКОНЧАНИИ 2013/2014 УЧЕБНОГО ГОДА.
К концу обучения в пятом классе

ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

2.7. Календарно-тематическое планирование




Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Результаты обучения

УУД

Оборудование




Введение

1







1

Что изучает география

1

П. Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.

Интернет ресурсы. Физическая карта

полушарий, атласы.





Раздел I. Накопление знаний о Земле


5







2

Познание Земли в древности

1

П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.

К. Оценивать работу одноклассников

Интернет ресурсы

3

Великие географические открытия

1

П. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.

Р. Составлять план ответа.

Атласы, контурные карты. Карты географических открытий.

4

Открытие Австралии и Антарктиды

1

П. Описывать по картам маршруты путешествий.

К. Организовывать взаимодействие в группе.

Атласы, контурные карты. Карты географических открытий.

5

Современная география

1

П. Искать в Интернете космических снимков, электронных карт.

Л. Определять роль результатов своей деятельности.


Интернет ресурсы.

6

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

1

П. Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами.

Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки

Атласы, учебник,

тестовые материалы.





Раздел II. Земля во Вселенной

7







7

Земля и космос

1

П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Карта звёздного неба.

Интернет ресурсы.

8

Земля— часть Солнечной системы

1

П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы.

Л. Беречь и любить свою планету.

Таблица «Планеты солнечной системы, калькулятор.

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

К. Уметь общаться в группе.

Интернет ресурсы.

10

Осевое вращение Земли

1

П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем.

Модель Теллурий.

11

Обращение Земли вокруг Солнца Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

1

П. Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.

К. Работать по плану.

Модель Теллурий, таблица «Движение Земли вокруг Солнца»

12

Форма и размеры Земли

1

П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Р. Составлять опорный конспект.

Глобус, интернет ресурсы, атласы

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

1

П. Обсуждать проблемы современных космических исследований.

Л. Любить и беречь свою планету.

Глобус, интернет ресурсы.




Раздел III. Географические модели Земли

10







14

Ориентирование на земной поверхности

1

П. Уметь работать с измерительными приборами.

К. Организовывать учебные взаимодействия

Компас, транспортир, атлас

15

Изображение земной поверхности

1

П. Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты.

Р. Выдвигать версии решения проблем.

аэрофотоснимок, план, карта, глобус.

16

Масштаб и его виды

1

П. Уметь использовать знания в практической деятельности.

Р. Вырабатывать критерии классификации.

План местности, физическая карта, глобус, гибкая линейка.

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

1

П. Изучать условные знаки, решать практические задачи.

Р. Выдвигать версии решения проблемы.

План местности, учебник, нивелир,

атлас.

18

Планы местности и их чтение

1

П. Определять азимут.

Л. Уметь использовать полученные знания в жизни.

План местности, компас, атлас

19

Составление плана местности. Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

1

П. Составлять план местности.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

План местности, транспортир, планшет, карандаши

20

Параллели и меридианы

1

П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.

Р. Работать по составленному плану.

Физическая карта полушарий, России, глобус.

21

Градусная сеть. Географические координаты Практическая работа. 3 Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

1

П. Находить объекты на карте и глобусе.

К. Уметь общаться в группах

Физическая карта полушарий, России, глобус, методические карточки-задания.

22

Географические карты

1

П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.

Карты различной тематики, глобус, атласы.

23

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

1

П. Демонстрировать полученные знания.

Р. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.

Атласы, настенные и электронные карты, глобусы.




Раздел IV. Земная кора

11







24

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

1

П. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации.

Р. Создание объемную модель.

Таблица «Внутреннее строение Земли»

25

Разнообразие горных пород. Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств

1

П. Классифицировать и описывать горные породы.

К. Работать в группах.

Коллекция горных пород и минералов,

карточки-задания.

26

Земная кора и

литосфера— каменные оболочки Земли

1

П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы.



Таблица «Внутреннее строение Земли».

27

Разнообразие форм рельефа Земли

1

П. Определять по картам характеристики форм рельефа.

Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Физическая карта полушарий, России, атласы.

28

Движение земной коры

1

П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа.

Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.

Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры».

29

Землетрясения. Вулканизм

1

П. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.

Таблица «Строение вулканов», карта «Строение земной коры», пластилин.

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

1

П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.

Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.

Карты, картины, таблицы.

31

Главные формы рельефа суши. Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

1

П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.

К. Уметь работать в группах.

Физическая карта, атласы, Интернет ресурсы

32

Рельеф дна океанов

1

П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.

Р. Составлять план ответа.

Карта океанов, таблица «Рельеф дна Мирового океана»

33

Человек и земная кора

1

П. Находить информацию в дополнительных источниках.

Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов

Интернет ресурсы

34

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

1

П. Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)

К. Развивать навыки выступления перед классом.

Карта строения земной коры, учебники, интернет ресурсы




Итого:

34







4. Описание материально-технического обеспечения.




Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)







География. Землеведение.5—6 классы. :учеб. для общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2013.-283с.

3

2

Печатные пособия







Комплект учебных карт по географии

2

3

Технические средства обучения







Персональный компьютер

2

4

Экранно-звуковые пособия







Альманах « География».

География «Дидактические и развивающие игры» с электронным приложением.

1.

1.

5

Цифровые образовательные ресурсы




6

Учебно-практическое оборудование







Теллурий

1




Глобус Земли (физический)

2




Компас ученический

3

7

Демонстрационные пособия







Коллекция полезных ископаемых

3




Коллекция минеральных пород

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,...
Название предмета: География. Землеведение iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
Название предмета: География. Землеведение iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Название предмета: География. Землеведение iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 8 Общее землеведение...
Курс «Общее землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Название предмета: География. Землеведение iconТема урока : «Географические координаты. Географическая долгота»
Учебник: География. Землеведение, под редакцией О. А. Климановой, М., Дрофа, 2004
Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
Название предмета: География. Землеведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение
Название предмета: География. Землеведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение. 5-6 классы
Название предмета: География. Землеведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «География. Землеведение. 5-6 классы», авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, М. Дрофа, 2012 г
Название предмета: География. Землеведение iconПрограмма учебного предмета «география»
«География» составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту...
Название предмета: География. Землеведение iconДемоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности...
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.– М.: Вако, 2011
Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа курса География. Материки и страны
Автор, название программы: География. 6-9 классы Н. Н. Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009
Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа курса География. Природа и народы России
Автор, название программы: География. 6-9 классы Н. Н. Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009
Название предмета: География. Землеведение iconРабочая программа по (предмету) географии Класс 6
Программы для общеобразовательных учреждений: География, 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008. Авторской программе...
Название предмета: География. Землеведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География. 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова- м., Дрофа, 2010 г.; В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Землеведение» 6 класс, Дрофа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск