Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеШиринская средняя общеобразовательная школа №4«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по УВР: Директор МБОУ Ширинская СОШ №4
___________Массанов В.В. __________Ботандаева Н.Н.
«28» августа 2014 гада Приказ № 182 от 29.08.2014 года
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ Разработана и принята учителями
ШМО общественных наук
Протокол №1 от 27 августа 2014 года
Шира – 2014АННОТАЦИЯК ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВУчебная программа по предмету «География» составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Предмет «География» 5-9 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета «География» в среднем звене. В 5 классе изучается курс
География. Введение в географию (35 часов, 1 ч. в неделю), в 6 классе -
География. Начальный курс (35 часов, 1 ч. в неделю), в 7 классе -
География. Материки и океаны (70 часов, 2 ч. в неделю), в
8-9 классе -География России (70 +70 часов, по 2 ч. в неделю),
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практические работы, тестирование, контрольные работы.
Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса Е.М. Домогацких «География».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма учебного предмета «География» разработана на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.2010)
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Основная образовательная программа ООО МБОУ Ширинская СОШ №4, утвержденная приказом №182 от 29.08.2014ггода
Учебный план на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № 182 от 29.08.2014г.
Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утверждённое Приказом №21 от 22.01.2014 года
УМК «География» под редакцией Е.М. Домогацких
Цели изучения географии в 5-9 классах
Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
Класс
| Предмет
| Содержание
|
6 класс
География
| Технология
| Агротехнические приемы выращивания растений
|
Ботаника
| Распределение солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты;
О природных богатствах Мирового океана, их использование и охрана;
О растительности разных природных зон;
Окаменном угле
|
7 класс
География
| Зоология
Простейшие
(все водные животные)
| Значение воды в природе, свойства воды, агрегатные состояния воды;
|
гидросфера, её значение для жизни на Земле;
круговорот воды в природе;
Мировой океан: температура и солёность вод океана, движение воды.
|
Физика
| Явления диффузии в жидкостях;
Три состояния вещества, плотность морской и чистой воды;
Давление воды на дне морей и океанов;
Архимедова сила, плавание тел.
|
Биология
| 1. Коралловые острова, атоллы и их происхождение.
2. Свойства почвы, типы почв, охрана почв.
3. Свойства воздуха, его состав и значение.
4. Атмосфера: её охрана, атмосферное давление, температура воздуха.
|
Физика
| Вес воздуха, атмосферное давление;
Рычаг, правило рычага, применение рычагов в быту и технике.
Плотность, давление воды. Электрические явления
|
8 класс
География
| Химия
| 1. Состав воздуха
|
ОБЖ
| 1. Укусы ядовитых животных
|
Физика
| 1. Теплопередача. Испарение.
2. Воздухоплавание, вес тела, скорость, сила трения, плавание тел. Архимедова сила. Давление жидкости и газа.
3. Простые механизмы. Инерция. Механическое движение
4. Электрический ток. Атмосферное давление
5. Световые явления.
6. Эхолокация, ультразвуки
7. Диффузия, атмосферное давление
8. Испарение.
9. Теплоемкость, теплопроводность
10. Диффузия, атмосферное давление, разница давлений
|
Химия
| 1. Свойства солей.
2. Газообмен, окисление, восстановление
|
История
| 1. Великие географические открытия
|
Обществознание
| 1. Экологические проблемы
2. Глобальные проблемы мира
3. Демографические проблемы
|
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Этнокультурное содержание реализуются вкраплениями в содержание уроков:
Класс
| Этнокультурное содержание
|
5класс
| Почвы Хакасии. Влияние природно-климатических условий на произрастание растений. Природно-климатические условия Хакасии.
|
6класс
| Растительный мир водоемов Хакасии. Тайга-ценность Хакасии.Редкие исчезающие виды растений Хакасии.
|
7класс
| Многообразие животного мира Хакасии. Редкие исчезающие виды Хакасии.
|
8класс
| Природа Хакасии.
|
9класс
| Население и хозяйство Хакасии
|