Анкета Полное название образовательного учреждения





Скачать 113.64 Kb.
НазваниеАнкета Полное название образовательного учреждения
Дата публикации09.07.2013
Размер113.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Заявка – анкета



Полное название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 Шиловского гарнизона


Название работы


Невероятные перевоплощения муравьёв.

Автор 1


Фамилия, имя полностью

Баранова Валерия

Класс

4 А

Контактный телефон




E-mail




Руководитель

Фамилия, имя, отчество полностью

Никифорова Марина Валерьевна

Должность

Учитель начальных классов

Контактный телефон

8-913-906-81-75, 8-923-237-78-66

E-mail

mvera2102@yandex.ru

Директор образовательного учреждения Косовая В.М.


Дата подачи заявки 25.03.2013


Управление образования администрации Новосибирского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 Шиловского гарнизона


Первая районная научно-практическая конференция школьников

Новосибирского района

«Мое первое исследование»


Тема работы
Невероятные перевоплощения муравьёв.


Автор: Баранова Валерия

4 А класс
Руководитель:

Никифорова

Марина Валерьевна,

учитель

начальных классов

высшая категория
Консультант:

Маслова Вера Евгеньевна,

учитель биологии,


Шиловский гарнизон

2013

Оглавление

  1. Введение

  2. Цель

  3. Задачи

  4. Методы изучения

  5. Основное содержание

  6. Литература, интернет – ресурсы

  7. Приложение


Введение: мир рыжих лесных муравьёв сложен и многообразен, за которым всегда очень интересно наблюдать. Поэтому большой интерес представляет изучение их строения, развития и жизнедеятельности. И понять, почему эти насекомые являются высокоорганизованными существами.

Цель: познакомиться с поведением и развитием муравьев в муравейнике и вне муравейника.

Задачи:

  • Познакомиться с внешним и внутренним устройством муравейника;

  • Изучить развитие муравьёв;

  • Изучить роль муравьёв в природе.

Методы изучения:

  1. Провести наблюдения за муравьями;

  2. Провести опрос среди одноклассников и проанализировать его;

Муравьи относятся к:

- классу насекомых (у них шесть ног);

- отряду – перепончатокрылых (у них две пары крыльев, задние меньше передних);

- семейству – муравьи;

- роду - муравей;

- вид – муравей рыжий.

Вообще, говоря, о муравьях, мы подразумеваем муравейник. И в этом нет ничего странного. Ведь одиночных муравьёв в природе нет. Возникновение муравьев неразрывно связано с возникновением семьи этих насекомых. Семья — постоянное, многолетнее объединение отдельных муравьёв, зависящих друг от друга. Связь муравья с семьей столь велика, что изолированный одиночка неизбежно погибает. Поэтому муравейник - это неделимое целое. Такое впечатление создается, так как каждый муравей выполняет определённую задачу, необходимую для сохранения своего вида. Приложение 1

Муравейник – это жилище муравьёв, по форме напоминающее купол. Купол муравейника состоит из веточек и хвоинок и окружен снаружи земляным валом. Внутри купола летом находится расплод. Купол пронизан многочисленными входами, которые открываются или закрываются рабочими в зависимости от времени суток и погоды. Подземная часть гнезда, где зимует семья, расположена под куполом и уходит на глубину до 1 – 1,5 метров. Размер лесного муравейника может доходить до 2 метров. Численность обитателей такого муравейника доходит до 600 тысяч особей. В высоту он может достигать 1,5 метров, а в ширину до 1,2 метров. Гнёзда лесных рыжих муравьёв (муравейников) – одни из наиболее сложно устроенных. Приложение 2

Наука, изучающая муравьёв – мирмекология.

Муравьи живут большой дружной семьёй. Самка – глава и основательница семьи. Крылья имеются у самцов и самок в период размножения. Они появляются в муравейнике, который достиг зрелости и благополучия. Сочетание определенных признаков – температуры, влажности и силы ветра сигнализирует им что «пришла пора». Крылатые муравьи, ещё недавно скрытые в глубине муравейника, устремляются на поверхность. Они заползают на разные возвышения – травки, веточки, расправляют свои прозрачно-перламутровые крылья и взлетают. Из крупных колоний в небо взлетают тысячи крылатых питомцев. Похоже, будто над муравьиным домом струится прозрачный дым. Обычно свадебное путешествие длится считанные минуты, и новобрачные возвращаются на землю. Случается это довольно далеко от прежнего дома. Самцы погибают. После того, как молодая мама возвращается из полёта, она обламывает свои длинные блестящие крылья. Теперь самка должна выбрать место для гнезда, подготовить первую камеру для нового муравейника и приступить к яйцекладке. Самка сама роет подземные ходы, откладывает яйца и ухаживает за расплодом, выбиваясь из последних сил. Иногда уходит подкрепиться. Однако у большинства вида муравьёв самка трудится в полностью изолированной, для безопасности, от поверхности камере и еды здесь ей взять негде. Такая самка живёт за счет своих внутренних резервов. Муравей – это насекомое, с полным превращением. Т.е. он в своём развитии проходит следующие стадии: яйцо, личинка, куколка, молодой муравей (имаго).

Жизнь любого муравья начинается с яйца. Обычно яйца хранятся небольшими пакетами.

Спустя неделю, из яиц начинают появляться первые червеобразные личинки. На этой стадии насекомое активно питается и растёт. Пока личинки небольшие. Они хранятся пакетами. Взрослые личинки располагаются отдельно, а не в общем пакете.

Через 2 недели личинки заканчивают рост, и начинается стадия куколки. Перед тем как окуклиться, личинка перестает питаться. Обычно муравьи прячут яйца и личинки глубоко в гнезде, чтобы защитить их от холода. А днём рабочие муравьи переносят их в верхнюю часть гнезда, чтобы они могли быть теплыми. Пока королева несёт яйца,
муравьи-няньки за ними ухаживают.

Далее постепенно из кокона выходит полностью сформировавшийся молодой муравей (имаго). Молодого муравья вытаскивают из кокона другие муравьи. Так как вскрыть кокон самостоятельно он ещё не способен. Сначала «новорождённый» имеет светлые покровы, которые через несколько дней после выхода из кокона приобретают нормальную окраску.

Весь цикл развития муравья занимает около месяца.

Одно из главных дел в муравьиной семье – забота о потомстве и подготовка запасов пищи на зиму. С начала сентября у муравейников начинается спешное строительство крыш на зиму. Мелкие кусочки земли тщательно укладываются на поверхности муравейника, между палочками и хвоинками. Постепенно образуется слой почвы около двух сантиметров, пронизанный строительным материалом. Осенние росы, дожди смачивают частицы земли, они слипаются, и получается отличная крыша. С неё хорошо скатывается дождь. Строительство крыши происходит по особым расчетам. Перед наступлением зимы муравьи углубляют и расширяют подземные ходы, ремонтируют старые, обвалившиеся. В обычное время земля при строительстве подземных галерей выносится к основанию муравейника, из нее постепенно и образуется кольцевой вал. Крыша возводится в разное время. Иные муравейники оканчивают ее строительство в начале сентября, другие едва успевают разделаться с нею перед самыми морозами и снегопадами.

Наблюдая в лесу за муравьями, я поняла, что они всегда передвигаются строем и находят дорогу к своему дому, а муравей, оставшись один, погибает. Новым для меня стало, что муравьи просыпаются с весной. Всё лето они работают, носят себе пищу, укрепляют и утепляют своё жилище. А поздней осенью жизнь муравейника замирает, муравьи прячутся глубоко в муравейник до следующей весны. Приложение 3

Из своих наблюдений и литературы, я поняла что, роль муравьев в природе огромна:

    1. Что муравьи одного муравейника отличаются от муравьёв другого муравей. Летом в лесу я взяла муравья из одного муравейника и посадила его в другой муравейник. В итоге чужой муравей подвергся нападению хозяевами своего муравейника.

    2. Что муравьи разводят тлей, которые сосут сок из растений и выделяют его в виде сахарных капелек. Потом, собирая сахаристые выделения тлей, муравьи защищают растения от опасных грибков-паразитов.

    3. Что муравьи передвигаются всегда строем, создавая муравьиную тропу.

    4. Что если уронить, что-нибудь съедобное недалеко от муравейника и посадить туда одного муравья, что я и попробовала сделать летом, то через небольшое время на этом месте будет много муравьёв. Из чего можно сделать вывод: муравьи передают информацию друг другу.

    5. Что муравьи почти всеядны. Летом я наблюдала за муравьями и поняла, что муравьи, поедая различных насекомых, спасают и защищают лес от насекомых - вредителей. Я видела, как муравьи спасали растения от гусениц, поедавших эти растения.

    6. Что муравьи — активные хищники. Они быстро переключаются на новые источники пищи (личинки и взрослых насекомых) и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей.

    7. Что с наступлением осени муравьи становятся не так активны, как весной. Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, оцепеневают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейники снова оживают.

    8. Что муравьи — прекрасная еда для певчих птиц (рябчиков, тетеревов), барсуков, лис, медведей.

    9. Что птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти процедура освобождают птиц от паразитов.

    10. Что муравьи способны потушить огонь. Летом я провела простой эксперимент. Я поставила маленькую свечку на купол муравейника рыжих лесных муравьёв. И обнаружила. Что муравьи способны потушить огонь с помощью прицельных выстрелов муравьиной кислоты.

    11. Что наблюдая за муравьями, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.



В пользе муравьев для человека не нужно никого убеждать, повышение плодородия почвы, увеличение численности полезных животных. Муравьи стали первыми насекомыми, которых люди начали использовать для борьбы с вредителями. Муравьи защищают лес от вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев.

Я провела опрос в форме анкетирования у одноклассников с целью, что же они знают о жизни муравьев? В опросе участвовало 11 учеников. Я им задавала следующие вопросы:

  • Кто такие муравьи?

  • Как живут муравьи?

  • Где живут муравьи?

После полученных ответов я сделала следующие выводы:

  1. 9 учеников из 11 знает, что муравьи - это насекомые, но были ещё два варианта ответа (животные, паукообразные);

  2. 3 ученика из 11 написали, что муравьи живут семьёй, а оставшиеся 8 – уверены, что муравьи всё время работают;

  3. Все 11 учеников знают, что муравьи живут в муравейниках. А значит, о муравьях мои одноклассники знают много. Приложение 4

Сегодня муравьям нужна охрана. Муравейники гибнут при рубках леса, их разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог и туристских маршрутов, в зонах массового отдыха муравьиных гнезд становится все меньше и меньше.

С ранней весны до поздней осени трудятся муравьи, стаскивая в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек. Каждый день муравьи - добытчики приносят в свой дом такое количество насекомых, которые с трудом могут разместиться в сумке человека.

Там, где много муравьёв, лес здоровый и чистый.

Муравьи – санитары леса, их надо охранять и беречь!

В будущем я планирую изучить профессии муравьёв. Ведь в возрасте всего несколько дней перед маленьким муравьишкой встаёт необходимость выбора будущей профессии. На это влияют индивидуальные особенности и характер муравья. Самые мобильные и предприимчивые муравьи - становятся охотниками и разведчиками. Каждый из них имеет свой участок для поиска пищи, который они ежедневно обшаривают. Поиск еды идёт постоянно. Также существуют муравьи – няньки, которые ухаживают за потомством. В гнезде всегда есть муравьи, которые постоянно находятся как бы “на подхвате”. Если ничего особенного не происходит, то они выполняют домашнюю работу — чистят и убирают в муравейнике, роют новые ходы и камеры. Но как только поступает сигнал от разведчиков, они по их указаниям отправляются к источнику корма и доставляют его в муравейник. Есть среди них и сборщики сладких выделений тлей — пади. Изо дня в день, подобно роботам, по одному и тому же пути движутся они к пастбищу тлей, принося оттуда падь. У рыжих муравьёв, работники, выполняющие разные работы и отличаются внешне. В больших колониях есть солдаты с огромной головой и мощными челюстями. Они разрывают добычу, сражаются с неприятелем.


ЛИТЕРАТУРА и ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ



Большая энциклопедия животного мира, издательство «Росмэн», Москва 2011 г.



Захаров А.А. «Муравей, семья. Колония», издательство «Наука», Москва 1978 г.



Тамбиев А.Х. «Кто в муравейнике живёт?», издательство «Дрофа», Москва 2007 г.



Фото автора



Энциклопедия « Вокруг света», издательство ЗАО «Вокруг света», Москва 1999 г.



http://mir-nasekomyh.ru/mir-nasekomyh.html






http://images.yandex.ru/yandsearch?text=



http://www.zoodrug.ru/topic1898.html


ПРИЛОЖЕНИЯ:



Устройство муравейника





Передвижение муравьев





Развитие муравьев





Внешний вид муравьев



Муравьи и тля



График – приложение к опросу одноклассников
Примечание: в опросе участвовали 11 учеников и отвечали на 3 вопроса.


1 столбик – 1 вопрос - 9 человек знают кто такие муравьи

2 столбик – 2 вопрос - 8 знают, что муравьи живут семьей

3 столбик- 3 вопрос – все знают Где живут муравьи?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Афанасенкова Людмила Михайловна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Захарова Елена Владимировна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения : Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Абызова Н. М., Казанцева И. А., Потапова Е. В полное название образовательного учреждения
...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Богданова Наталья Леонидовна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения: моу красночикойская сош, Забайкальский край
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Клюх Оксана Александровна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения: Россия, Томская область, 70 регион, город Стрежевой, 4 микрорайон, дом №458, индекс...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Югова Светлана Леонидовна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Сиразиева Альфия Вагизовна Полное название образовательного...
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Мурзинская средняя общеобразовательная...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Юдина Ольга Владимировна Полное название образовательного...
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): моу средняя школа №6, Тюменская область,...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconАвтор: Алдаева Наталья Вагизовна Полное название образовательного...
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Государственное бюджетное образовательное...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconРылова Анна Юрьевна Полное название образовательного учреждения:...
Полное название образовательного учреждения: мбдоу«Детский сад присмотра и оздоровления №35» г. Северск, Томской области
Анкета Полное название образовательного учреждения iconПояснительная записка наименование музея: историко-краеведческий...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Убеевская средняя общеобразовательная школа»...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconДоклад включает информацию за 2013-2014 учебный год. Общая характеристика...
...
Анкета Полное название образовательного учреждения iconРекомендации для по использованию презентации
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта)
Анкета Полное название образовательного учреждения iconПолное название образовательного учреждения (по уставу)
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества
Анкета Полное название образовательного учреждения iconСредства информационных и коммуникационных технологий
Полное название образовательного учреждения: кгбоу спо «Каменский медицинский колледж»
Анкета Полное название образовательного учреждения iconГ. П. Щедровицкий (Г. П. Давыдов)
Полное название образовательного учреждения: мкоу «Шайковская сош №2» Кировского района Калужской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск