№
п/п
| Раздел
программы
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Решаемые проблемы
| Предметные результаты
| УУД
| Дата
|
1
| Рисунок, живопись
| Красота осенних листьев. Рисование с натуры
| 1
| Введение новых знаний
| Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка.
| Знать:
– теплые и холодные цвета в живописи;
– правила работы с акварельными красками.
Уметь:
– различать основные и составные, холодные и теплые цвета;
– выполнять рисунок с натуры;
– работать кистью и акварельными красками
| Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка.
|
|
2
| Декоративная работа
| Орнамент из геометрических фигур (аппликация)
| 1
| Введение новых знаний
| Техника безопасности при работе с ножницами.
Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
| Знать:
– понятие «орнамент»;
– известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур.
| Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Применять средства художественной выразительности в конструктивных работах.
Продумывать и выстраивать композицию аппликации.
|
|
3
| Декоративная
работа
| Узоры в полосе из растительного орнамента (декоративная работа)
| 1
| Введение новых знаний
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь
| Знать:
– понятие «орнамент»;
– известные центры народных художественных ремесел России;
– правила работы с гуашевыми красками.
Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента
| Находить ассоциации природных форм.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
|
|
4
| Рисунок, живопись
| Набросок: бабочка.
Ось симметрии (рисование по памяти и представлению)
| 1
| Введение новых знаний
| Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции
| Знать понятие «ось симметрии».
Уметь:
– использовать линию симметрии в построении рисунка;
– изображать характерные очертания бабочек
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
5
| Восприятие произведений искусства
| «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты художника Ильи Машкова» (беседа).
«Листья деревьев»
(лепка)
| 1
| Введение новых знаний
| Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов
| Знать:
– понятие «натюрморт»;
– натюрморты художника Ильи Машкова;
– правила работы с пластилином.
Уметь лепить листья деревьев из пластилина
| Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
|
|
6
| Скульптура
| «Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка)
| 1
| Комбинированный
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
| Знать правила работы с пластилином.
Уметь:
– лепить фрукты и овощи;
– использовать художественные материалы
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Вычленять основные формы и использовать в лепке.
|
|
7
| Декоративная
работа
| «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа).
«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика» (декоративная работа)
| 1
| Комбинированный
| Участие в различных видах декоративно-приклад-ной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства
| Знать:
– понятие «орнамент»;
– приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства;
– известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика
| Находить ассоциации природных форм.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
|
|
8
| Декоративная
работа
| Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка» (декоративная работа)
| 1
| Комбинированный
| Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать:
– известные центры народных художественных ремесел России;
– элементы гжельских узоров.
Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
| Находить ассоциации природных форм.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
|
|
9
| Рисунок, живопись
| «Жизнь природы. Художник-пейзажист Николай Ромадин» (беседа).
«Осенний волшебный дождь» (рисование на тему)
| 1
| Комбинированный
| Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
| Знать:
– понятие «пейзаж»;
– творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.
Уметь:
– самостоятельно компоновать сюжетный рисунок;
– передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
|
|
10
| Декоративная
работа
| «Осенний узор» (декоративная
работа)
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать:
– известные центры народных художественных ремесел России;
– правила и технику выполнения городецкой росписи.
Уметь выделять элементы узора в изделии
| Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
|
|
11
| Декоративная
работа
| «Моя любимая игрушка» (аппликация)
| 1
| Комбинированный
| Техника безопасности при работе с ножницами.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека
| Знать:
– понятия «орнамент» и «аппликация»;
– известные центры народных художественных ремесел России;
– технику выполнения аппликации
Уметь:
– составлять композицию;
– последовательно наклеивать элементы композиции
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Применять средства художественной выразительности в конструктивных работах.
Продумывать и выстраивать композицию аппликации.
|
|
12
| Рисунок, живопись
| «Овощи и фрукты»
(рисование с натуры)
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь
– рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций и цветовой окраски;
– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
13
| Декоративная работа
| Мастера села
Полхов-Майдан. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки» (декоративная работа)
| 1
| Комбинированный
| Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды
| Знать:
– известные центры народных художественных ремесел России;
– элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку.
Уметь:
– выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров;
– рисовать кистью элементы узора русской матрешки
| Находить ассоциации природных форм.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
|
|
14
| Рисунок, живопись
| «Игрушечные машины» (рисование с натуры)
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Изображение с натуры.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь:
– выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;
– изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет;
– использовать художественные материалы
| Использовать различные художественные материалы и средства для создания образов.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
15
| Рисунок, живопись
| «Любимая книга»
(рисование с натуры, выполнение графических и живописных упражнений)
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Изображение с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь:
– изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
| Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
16
| Рисунок, живопись
| «Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь:
– изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
| Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
17
| Рисунок, живопись
| «Ветки ели или сосны с шишками»
(рисование с натуры)
| 1
| Комбинированный
| Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности (форму, величину, расположение игл)
| Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
|
|
18
| Скульптура
| «Барыня» (лепка, дымковская игрушка)
| 1
| Комбинированный
| Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин. Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки
| Знать
– известные центры народных художественных ремесел России;
– технику работы с пластилином;
– особенности дымковской игрушки.
Уметь лепить народную игрушку (дымковскую барыню) по памяти и представлению
| Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Вычленять основные формы и использовать в лепке.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
|
|
19
| Рисунок, живопись
| «Художники-сказочники. Иван Билибин. Виктор Васнецов» (беседа).
«Маша и медведь» (иллюстрирование русской народной сказки)
| 1
| Комбинированный
| Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов, И. Билибин. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать:
– понятие «иллюстрация»;
– творчество художников-сказочников: Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
Уметь:
– передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
| Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
Моделировать художественными средствами сказочные образы.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка.
|
|
20
| Декоративная работа
| Выполнение орнаментальной полосы с изображением животных по мотивам северодвинских народных росписей (декоративная работа)
| 1
| Комбинированный
| Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи .
| Знать:
– известные центры народных художественных ремесел России;
– элементы растительного и животного узора северодвинских росписей.
Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
| Находить ассоциации природных форм.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
|
|
21
| Рисунок, живопись
| «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин. Иван Шишкин»
(беседа).
«С чего начинается Родина» (рисование по памяти и представлению)
| 1
| Комбинированный
| Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин, И. Репин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности
| Знать:
– творчество русских художников второй половины XIX в: Илья Репина, Ивана Шишкина;
– о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь:
– выполнять рисование по памяти и представлению;
– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|
22
| Рисунок, живопись
| «Зимние развлечения с друзьями» (рисование на
тему)
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна
| Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь:
– самостоятельно выбирать материал для творческой работы;
– передавать в тематических рисунках пространственные отношения
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
|
|
23-24
| Декоративная работа
| Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного
изображения цветов, птиц для украшения школы (декоративная работа)
| 2
| Комбинированный
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей
| Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– выполнять коллективную творческую работу;
– самостоятельно выбирать материал для творческой работы
| Находить ассоциации природных форм.
Использовать художественные материалы.
Применять средства художественной выразительности в декоративных работах.
|
|
25
| Рисунок, живопись
| «Городские и сельские пейзажи» (беседа).
«Береза»
С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы)
| 1
| Комбинированный
| Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать понятие «пейзаж». Уметь:
– самостоятельно выполнять композицию иллюстрации;
– выделять главное в рисунке;
– передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
|
|
26
| Восприятие произведений искусства
| «Главные художественные музеи России» (беседа)
| 1
| Комбинированный
| Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
| Знать:
– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
– ведущие художественные музеи России.
Уметь:
– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
| Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
|
|
27
| Скульптура
| Филимоновские
глиняные игрушки (лепка игрушек несложной формы
по народным мотивам)
| 1
| Комбинированный
| Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению
| Знать:
– особенности работы с пластилином, правила лепки.
Уметь лепить филимоновские глиняные игрушки (птиц, зверей) по памяти и представлению
| Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Вычленять основные формы и использовать в лепке.
|
|
28
| Восприятие произведений искусства
| «Художники-анималисты. Василий Ватагин, Михаил Кукунов. Животные в творчестве Валентина Серова» (беседа).
| 1
| Комбинированный
| Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова.
Рисование на тему
| Знать:
– понятие «художник-анималист»;
– творчество художников В. Ватагина,
М. Кукунова, В. Серова.
Уметь:
– передавать свои наблюдения, переживания, пространственные отношения ;
– высказывать простейшие суждения о картинах
| Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
|
|
29
| Рисунок, живопись
| «Любимая сказка» (рисование на тему)
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна
| Знать:
– понятие «иллюстрация».
Уметь:
– передавать свои наблюдения, переживания, пространственные отношения в тематическом рисунке.
| Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
Моделировать художественными средствами сказочные образы.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка.
|
|
30
| Рисунок, живопись
| «Праздничный салют» (рисование на тему)
| 1
| Комбинированный
| Передача настроения
в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства
| Знать теплые и холодные цвета.
Уметь:
– рисовать праздничный салют, используя различную технику
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов.
|
|
31
| Рисунок, живопись
| «Мои любимые животные»
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных
| Знать творчество художников-анималистов.
Уметь:
– последовательно проводить работу над рисунком;
– изображать характерные очертания домашних животных.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
|
|
32
| Рисунок, живопись
| «Красота вокруг нас» (рисование с натуры простых по форме цветов)
| 1
| Комбинированный
| Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
| Знать правила работы с акварелью.
Уметь:
– рисовать с натуры разнообразные цветы;
– использовать художественные материалы
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
|
|
33
| Декоративная работа
| «Поле маков»
(аппликация)
| 1
| Комбинированный
| Техника безопасности при работе с ножницами. Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги
| Знать:
- понятие «аппликация»;
– технику выполнения аппликации.
Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Применять средства художественной выразительности в конструктивных работах.
Продумывать и выстраивать композицию аппликации.
|
|
34
| Восприятие произведений искусства
| Выдающиеся русские художники второй половины 19 века: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан.
Путешествие в страну «Волшебный мир красок»
| 1
| Урок-викторина
| Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать:
– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
– ведущие художественные музеи России.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства
| Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
|
|